Биолог

Обучение на зоолога

Каждый абитуриент, который любит животных и путешествия, может стать зоологом, выбрав направление подготовки «Биология» (код: 06.03.01) с профилем «Зоология» (общая, позвоночных, беспозвоночных). Для поступления придется сдать экзамен по биологии, которая является профильным предметом, а также обязательному русскому языку. В большинстве вузов в качестве третьего экзамена требуется либо химия, либо профильная математика.

Вы можете пройти подготовку в колледжах, где зоологию изучают наравне с биологией, ботаникой, гистологией, а также учетом животных, спецификой работы охотничьих хозяйств. В этом случае стоит выбирать направление «Охотоведение и звероводство». Поступать можно на базе 9 и 11 класса, в этом случае обучаться придется в течение 34 и 22 месяцев соответственно.

Что должен уметь делать биолог

Основное направление деятельности такого специалиста заключается в исследовании, кроме того, сюда входят следующие обязанности:

  • сбор и обработка информации относительно будущего исследования;
  • подготовка к исследованию, включающая выбор средств с помощью которых будет проходить исследование;
  • подбор имеющихся способов и оборудования для успешных исследований;
  • выполнять исследования. При этом бывает так, что могут потребоваться знания не только биологии, но и химии;
  • зафиксировать полученные результаты исследования, в специальном журнале, чтобы знать какие реакции вызывает те или иные действия;
  • обобщение результатов. В отдельных случаях может проводиться дополнительное или повторное исследование;
  • составление выводов по проведенному исследованию. Для этого потребуется, чтобы специалист обладал аналитическим складом ума, так как с учетом полученных результатов можно делать выводы и давать рекомендации к продолжению исследования.

Один из важных этапов работы биолога заключается в путешествиях. Благодаря им удается на месте изучить поведения животных или растений в естественных условиях. Определяются факторы, негативно сказывающиеся на естественное обитание. Итогом будут выводы, которые используются в дальнейших исследованиях.

Еще одно направление деятельности биологов — преподавательская деятельность. Они могут работать как в школах, так и средних или высших учебных заведениях.

Теперь вы знаете основы профессии биолог это кто, а также какие возможности открываются перед теми, кто ее избрал.

Трудовые обязанности

Биолог разрабатывает и проводит порученные ему лабораторные эксперименты, опыты и исследования. Чтобы эксперимент состоялся, он должен разработать его план, подготовить необходимые материалы и оборудование. Наблюдая за ходом исследования, биолог регистрирует показания приборов, вносит необходимые изменения. После он проводит анализ полученных данных, пишет научный отчет и передает его предприятию или компании, которые заказали данное исследование. В отчете он должен дать практические рекомендации по улучшению условий производства.

Как любой ученый биолог постоянно должен повышать свою квалификацию и внедрять в свою работу новые технологии, применять современное оборудование.

В обязанности биолога может входить преподавательская деятельность, если он является сотрудником учебного заведения.

БИОЭКОЛОГИЯ

Специальность «Биоэкология» является одной из наиболее актуальных и востребованных в настоящее время. Специалист биоэколог осуществляет деятельность по изучению, оценке состояния и охране биоты как компонента экосистем биосферы. Объекты профессиональной деятельности: организмы, популяции, сообщества в их взаимоотношении со средой; биомониторинг, экологическая экспертиза и биологические методы контроля состояния природной среды.

Учебный план подготовки специалистов-биоэкологов предусматривает широкую общебиологическую и общеобразовательную подготовку и включает такие специальные дисциплины как глобальная экология; землеведение; консументы; ландшафтная экология; гидроэкология; особо охраняемые территории; биологические инвазии в водных и наземных экосистемах; агроэкология; почвенные ресурсы; методы полевых экологических исследований; радиоэкология; первичные продуценты экосистем; популяционная экология; радиационная экология; растительные и животные ресурсы; редуценты в природных и искусственных экосистемах; химическая экология; экологическая физиология; экологические проблемы Беларуси; экологический мониторинг, контроль и экспертиза; экологическое право; экология городской среды; экология человека; биоиндикация качества природной среды; аналитические методы в экологии; экономика природопользования; экологическая биохимия и др.

Важное место в подготовке студентов имеют учебные полевые практики. Студенты выезжают в разные регионы Республики, где имеют возможность общения с живой природой, изучают видовой состав растений и животных, их экологические особенности, биоценозы

Ежегодно студенты экологи проходят практики на базе УНЦ «Нарочанская биологическая станция им. Г.Г. Винберга», геостанции «Западная Березина», лабораторий «Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам» и других академических институтов, различных рыбхозов, городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, станциях по очистке сточных вод горводоканалов и др.

Выпускающая кафедра – кафедра общей экологии и методики преподавания биологии. В рамках специализации «Общая экология» студенты слушают следующие дисциплины: почвенные ресурсы, рыбные ресурсы, биоиндикация качества природной среды, экология городской среды, частная гидроэкология, ландшафтная экология, глобальная экология, экология человека, экологическая биохимия, ландшафтная экология, экологические проблемы Беларуси.

Выпускники получают квалификацию «Биолог-эколог. Преподаватель биологии и экологии».

Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист биолог-биоэколог подготовлен к самостоятельной работе на должностях биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, предназначенных для специалистов с высшим биологическим и экологическим образованием.

Специалист биолог-биоэколог также подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях высшего и среднего специального, профессионального образования.

Виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • научно-производственная и контрольно-экспертная деятельность: осуществление экологической экспертизы, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биолого-экологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;
  • педагогическая деятельность в области биологии и экологии;
  • биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее.

Выпускники биологи-биоэкологи могут найти работу:

  • в органах охраны природы и управления природопользованием (учреждения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета, местных административных органов);
  • в научно-исследовательских лабораториях экологического профиля;
  • в центральных заводских лабораториях в области промышленной экологии и охраны окружающей среды;
  • в СЭС;
  • в общеобразовательных и специальных учебных заведениях;
  • в заповедниках, ботанических и зоологических садах, национальных парках, специализированных и природоведческих музеях.

Возможности продолжения образования:

Выпускники факультета, проявившие склонность к научной деятельности, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

Страница обновлена: 07.02.2017 19:49

Недостатки профессии биолога

Несмотря на то, что биология является одной из самых востребованных отраслей науки в мире, в России эта сфера деятельности находится еще только на стадии становления, поэтому зарплата у биологов невысока. Особенно, если они работают в государственных учреждения (например, в лабораториях при НИИ или школах).

Работа «практикующего» биолога (специалиста, который занимается изучением живых организмов в условиях их естественной среды обитания) предусматривает частые командировки. Этих специалистов можно встретить везде: и в пустыне, и в тундре, и высоко в горах, и в поле и на опытной сельскохозяйственной станции. Естественно не всегда можно проводить исследования в комфортных условиях, поэтому будущие биологи должны быть готовы к жизни в спартанских условиях.

Для успешного трудоустройства молодым специалистам, чаще всего, одной теоретической подготовки недостаточно. Поэтому студентам-биологам
необходимо заранее позаботится о практическом опыте работы (то есть, еще в процессе обучения искать работу по специальности, максимально приближенной к будущей профессии).

Обязанности

Основная задача биолога — проведение исследований совместно с изучением и систематизацией полученной информации.

Так, каждый биолог ежедневно выполняет следующие действия:

  • собирает информацию для организации исследования;
  • изучает её и подбирает наиболее действенные методы реализации поставленных целей;
  • готовит оборудование (настраивает микроскопы и другие приборы);
  • проводит исследование и обрабатывает результаты;
  • делает выводы и готовит рекомендации.

Кроме того, работа биологов часто связана с путешествиями, предусматривающими открытие и изучение новых видов растений и животных в их естественной среде обитания (в дальнейшем все полученные результаты фиксируются и описываются).

Для тех, кто не любит активный образ жизни, подойдёт преподавательская деятельность, связанная только с теорией. В любом случае, чтобы преуспеть в своих начинаниях, любой биолог обязан иметь соответствующие знания и навыки.

К ним относят:

  • владение информацией о строении и особенностях жизни исследуемых объектов, с учётом их видового многообразия;
  • хорошие знания основ химических и физических реакций, экологических процессов;
  • базовые знания латыни (род, вид и даже название конкретного животного или растения во многих источниках подаётся именно на этом языке);
  • умение проводить забор анализов и пользоваться лабораторными принадлежностями;
  • знание особенностей заполнения научной документации.

Кроме того, биологи должны обладать целеустремлённостью и хорошим терпением, ведь только усердие поможет добиться желаемого результата в их деле.

Обучение на биолога

Для получения профессии биолога необходимо закончить ВУЗ по одному из направлений: «Биология», «Биотехнология», «Биология и химия», Медицинская биофизика», «Почвоведение», «Биоинженерия и биоинформатика». Существуют и другие специализации более узкого профиля.

Курсы

При наличии высшего образования в смежной с биологией области можно пройти профильные курсы профессиональной переподготовки. Они длятся от 3 до 6 месяцев, проводятся в очном, заочном или дистанционном формате. В итоге выпускник получает диплом о присвоении ему специальности биолог. Для работы по направлению ему придется сначала набраться опыта в качестве ассистента или помощника практикующего научного сотрудника.

ВУЗы

Для поступления в высшее учебное заведение на биологическое направление нужно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку, биологии, а также химии или математике в зависимости от типа ВУЗа. Особенности профиля позволяют получать образование как в очном, так и заочном или дистанционном формате. Для развития карьеры выпускнику пригодится научная степень, поэтому после получения диплома учебу рекомендуется продолжить.

Описание деятельности

Биолог занимается исследованиями растительного и животного мира Земли. Он изучает все аспекты жизни живых организмов Земли, их структуру, рост, развитие, происхождение, эволюцию и распределение по планете. Он классифицирует и описывает живые существа, изучает взаимодействие видов друг с другом. Деятельность этого ученого зависит от его специализации. Ботаники изучают растительный мир, зоологи — животный, анатомы и физиологи — организм человека, микробиологи — одноклеточные организмы, и это далеко не все направления. Помимо этого, он должен иметь знания из области химии, физики, экологии, медицины, а также базовые знания латинского языка.

Чаще всего рабочий день биолога проходит в помещении: в лаборатории, клинике, на производстве. Он собирает необходимые материалы, вещества и пробы материалов. Применяя разного рода приборы и оборудование, проводит эксперименты и исследования, результаты которых будут применены в определенной отрасли. Кроме лабораторных работ возможны работы в природных условиях и командировки в места произрастания определенных видов растений и обитания животных. Порой это могут быть труднодоступные местности с непривычными природными условиями.

Особенности профессии

Ключевая особенность профессии биолога заключается именно в том, что она включает в себя большое число специализаций. И для успешной работы понадобится сделать свой выбор. Впрочем, начать обучение можно по общему профилю, а на старших курсах понять, что по-настоящему ближе. Хороша эта профессия и тем, что со временем, при желании, можно достаточно быстро переквалифицироваться в близкое направление. В общем случае основные рабочие обязанности биологов сводятся к следующим:

  • Организация и проведение лабораторных, полевых биологических исследований, экспедиций.
  • Проведение оценок, экспертиз, биомониторинга в отношении каких-либо биоресурсов в соответствии с профилем (обычно это объекты живого или растительного мира).
  • Контроль и управление процессами биологического производства (в зависимости от профиля это могут быть продукты растениеводства, биологическая продукция медицинского назначения, животные биоресурсы и многое другое).
  • Организация и проведение мероприятий, направленных на охрану природы, рациональное расходование биоресурсов, возобновление охраняемых и редких видов биологических объектов.
  • Проведение исследований, связанных с биоресурсами и направленных на решение каких-либо задач промышленных, лесных, сельскохозяйственных предприятий.
  • Контроль за соблюдением всех правил и норм, связанных с охраной природы.
  • Создание и реализация проектов озеленения, ландшафтного дизайна, заповедников, заказников и других объектов.
  • Проведение экскурсий в природных и национальных парках и других охраняемых территориях.
  • Ведение педагогической деятельности по профилю «биология».

Ряду биологов, так или иначе, приходится иметь дело с юридической стороной вопроса: нормами и правилами, установленными нашим законодательством, которые касаются охраны природы, пользования природными ресурсами и т.п.

Перспективы трудоустройства по профессии

Такие специалисты востребованы на рынке труда. Можно рассчитывать на хорошую самореализацию в профессиональном плане, вооружившись профильными знаниями и умениями. Выпускник курса сможет трудоустроиться как на государственные, так и на коммерческие предприятия животноводческого направления. Специфика профессиональных задач будет обусловлена местом работы.

Например, в центральных регионах страны есть вакансии на предприятиях, которые занимаются выращиванием животных для последующей переработки. Здесь специалисты выступают в роли зоотехников, ветеринарных фельдшеров, генетиков. На севере страны можно найти работу в компаниях, которые ориентированы на выращивание пушного зверя. Комплекс полученных знаний позволяет реализовывать себя не только в животноводческой отрасли, но и в сфере разведения птиц, пчеловодстве. Интересное направление – разведение собак, выставки животных, ветеринарные клиники.

Кем работают обладатели диплома бакалавра:

  • фелинолог;
  • ветеринарный фельдшер;
  • птицевод;
  • овцевод;
  • кинолог;
  • козовод;
  • коневод;
  • пчеловод;
  • свиновод.

В этой сфере уровень оплаты труда бывает разным. В среднем, можно рассчитывать на 25-30 тысяч в отечественной валюте. Но все зависит от выбранного направления. Есть более редкие специальности, которые высоко оцениваются на рынке. Например, хорошими являются заработки врачей в частных ветеринарных клиниках.

Оплата труда

Биохимик, занятый научной деятельность в государственном учреждении, получает невысокий оклад. Для этой профессии более привлекателен коммерческий сектор: частные лаборатории и клиники, фармакологические производства, компании, занимающиеся семеноводством, разведением животных, промышленным выращиванием и селекцией сельскохозяйственных культур.

Также биохимики могут реализовать свой талант в сфере пищевой промышленности. Для них доступна работа в отделе продаж компаний, занимающихся поставками биологического, медицинского оборудования.

Карьерный рост

Профессию нельзя назвать очень престижной, но спрос на биохимиков есть. Если вы желаете развивать свои профессиональные навыки, чтобы работать в зарубежных компаниях или в сфере продаж, то важно дополнительно изучать иностранный язык. Лучше делать упор на английский и китайский, последний сегодня набирает все большую и большую популярность

Профессиональные знания

  1. Витамины, гормоны, ферменты, биомолекулы: углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, белки.
  2. Основы биофизики, молекулярной биологии, витаминологии, генетики, квантовой биохимии.
  3. Биологически значимые элементы.
  4. Биохимические методики исследования.
  5. Навыки работы с биохимическим оборудованием.

Преимущества профессии биолога

Как уже говорилось выше, биология является активно развивающейся отраслью науки, открывающей перед специалистами огромные перспективы для карьерного роста и самореализации. Еще одним несомненным преимуществом профессии биолога является востребованность. По мнению экспертов рынка труда, эта профессия в ближайшие годы может стать одной из самых востребованных и высокооплачиваемых.

Немаловажным преимуществом этой профессии также является большое разнообразие учреждений и организаций, в которых можно проявить свой талант и профессиональные навыки. Сегодня биологов с радостью принимают на работу в лаборатории при НИИ, природоохранные организации, заповедники, ботанические и экологические сады, исследовательские институты, экологические организации, отрасли сельского хозяйства и сферы образования (школы, колледжи, ВУЗы).

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная общественно значимая профессия.
  2. Возможность влиять на состояние нашей планеты, делать ее лучше.
  3. Достаточная доля творческой составляющей на многих специальностях.
  4. Простота переквалификации в смежную область.
  5. Необходимость в широком кругозоре и постоянном развитии.
  6. Возможность путешествовать в рамках выполнения рабочих обязанностей.

Минусы

  1. Необходимость в получении большого количества знаний.
  2. Необходимость в жизни в «полевых» условиях при проведении соответствующих исследований.
  3. Низкий уровень доходов во многих лабораториях и природоохранных организациях.
  4. Высокий уровень ответственности (особенно у вирусологов).

Где учиться

В каждом региональном центре Российской Федерации обязательно найдется высшее учебное заведение, в котором есть нужный факультет. Самыми престижными по праву считаются:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Московский государственный университет пищевых производств.
  • Московский педагогический государственный университет.
  • Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

БИОХИМИЯ

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Биохимия достигла огромных успехов в изучении химического состава микроорганизмов, растений, насекомых, рыб, птиц, низших и высших млекопитающих (включая человека) и выяснении природы химических процессов, происходящих как в целостном организме, так и в изолированных органах и тканях на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших биохимию мощным инструментом решения многих важных проблем биологии, медицины, фармакологии и биотехнологии. Считается, что исследования в области таких разделов биохимии как метаболомика и протеомика окажут на медицину более существенное влияние, чем проект «Геном человека», так как метаболом (совокупность всех метаболитов) и протеом (совокупность всех белков) гораздо точнее отражают физиологические и патофизиологические процессы, протекающие в организме. Идентификация метаболических и белковых биомаркеров позволяет не только проводить раннюю диагностику онкологических, сердечно-сосудистых и вирусные заболеваний, но и оценивать предрасположенность к патологии.

В результате обучения по специальности «Биохимия» выпускнику присваивается квалификация «Биолог. Биохимик».

Сфера профессиональной деятельности специалиста биолога-биохимика включает обеспечение научно-производственной, научно-исследовательской деятельности на предприятиях и производствах в области фармацевтической, медицинской и ветеринарной биотехнологии, пищевой промышленности, иммунологии, нанобиотехнологии, экологического мониторинга. Выпускники могут работать на должностях биохимика, биолога, эксперта, научного сотрудника в научно-исследовательских, научно-производственных учреждениях, на производственных предприятиях, в лабораториях сертификационных, экспертно-криминалистических, таможенных, санитарно-эпидемиологических, экологических служб и др.

Подготовка специалистов по специальности «Биохимия» включает изучение таких дисциплин как структурная биохимия; метаболическая биохимия; энзимология; биоэнергетика; медицинская биохимия; метаболическая инженерия; бионеорганическая химия; аналитическая биохимия; основы радиационной биохимии; нанобиотехнология; фармацевтическая биотехнология; метаболомика; основы нейрохимии; основы молекулярной эндокринологии; биохимия экстремальных состояний и др.

Выпускающая кафедра – кафедра биохимии.
Углубленная подготовка специалистов-биохимиков достигается в рамках специализаций «Аналитическая биохимия» и «Биохимия лекарственных средств», каждая из которых предполагает изучение студентами десяти различных спецкурсов, подавляющее большинство из которых являются новыми дисциплинами, преподавание которых никогда ранее не осуществлялось для студентов биологических специальностей в нашей республике.

Цикл дисциплин специализации «Аналитическая биохимия» включает следующие курсы: физико-химические методы анализа; оценка качества, биодоступности и биоэквивалентности лекарственных препаратов и фармсубстанций; иммуноферментный анализ; биохимическая и молекулярно-биологическая оценка биобезопасности пищевых продуктов; ферментативная кинетика; химический анализ лекарственных растений; клиническая биохимия; методы контроля допинга и наркотических веществ; аналитическая биохимия белков и нуклеиновых кислот; биохимическая экология и мониторинг окружающей среды.

Цикл дисциплин специализации «Биохимия лекарственных средств» включает следующие курсы: лекарственная токсикология: биохимические механизмы и методы оценки; инженерная энзимология; анализ и контроль качества лекарственных средств; биоинформатика и компьютерное конструирование лекарств; ферментативная кинетика; биофармация; технология биологически активных веществ, готовых лекарственных средств и фитопрепаратов; получение рекомбинантных белков и вакцин; выделение и очистка продуктов биотехнологии; биохимическая фармакология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector