Гончарный круг своими руками: инструкция по изготовлению

ВИДЫ КЕРАМИКИ

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика. В первую группу входят
терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики. Терракота — по-итальянски “обожженная земля”.
Она представляет собой не политую глазурью обожженную глину. Раньше из нее делали скульптуры, бусы, рельефы. В наше время
этот вид керамики применяется редко.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.

Ко второй группе относится глазированная (или поливная) керамика. Ее покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают.
Глазурь сделала изделия водонепроницаемыми и позволила гончарам декорировать их: матовая, бархатистая поверхность чередуется
с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами — окрашенными в разные цвета жидкими глинами.
Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Ближайшей родственницей гончарной керамики является майолика. Это слово произошло от названия средиземноморского острова
Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.

Фаянс. Основа его — белая глина

Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание
донышко: у гончарной керамики выступs на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает
его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист
и менее прочен

Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. Особенно красиво, когда сквозь
прозрачную зеленую, лиловую или коричневую глазурь просвечивается кремоватый черепок.

В России фаянсовое производство достигло высокого развития в XVIII веке. Талантливые и самобытные народные мастера Гжели и других центров керамических промыслов заняли почетное место в истории русского декоративного и прикладного искусств.

Родиной фарфора является Китай. Благодаря высокой прочности, абсолютной белизне черепка, богатству красок, химической
стойкости он значительно превзошел всю европейскую керамику. Для создания фарфора необходима очень высокая температура об жига — до 1400 °С и сложная по составу глиняная масса, включающая каолин, песок полевой шпат и другие добавки. Фарфор ценился очень дорого и керамисты европейских стран бились над разгадкой так называемого “китайского секрета”, но все их попытки кончались безрезультатно. И вот в 1709 гор в Мейсене (Саксония) получен плотный, полупрозрачный, абсолютно белый фарфоровый черепок. К концу XVIII века изготовление фарфора было освоено на всем европейском континенте.

В России фарфор изобретен другом М. В. Ломоносова ученым-химиком Д. И. Виноградовым.

Во время поисков секрета изготовления фарфора во многих странах были созданы свои разновидности фарфоровой керамики: в Германии — красная огнеупорная масса, в Англии — каменная масса, получившая название “веджвудский фарфор” (по имени изобретателя и хозяина завода Д. Веджвуда), во Франции — мягкий фриттовый фарфор.

Следующий и последний вид керамики — шамот. Он представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет
грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из
шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного
искусства.

Развитие бизнеса

Кроме продажи готовой продукции можно организовать обучение гончарному делу для начинающих. Учебные курсы или мастер классы при грамотном подходе могут стать достаточно доходным направлением деятельности. Многие люди интересуются таким видом искусства, поэтому мечтают научиться гончарному делу. Чудесное превращение обычного куска глины и оригинальный кувшин или вазу – это настоящее удовольствие. Поэтому желающих освоить такое мастерство будет немало.

В последнее время психологи часто рекомендуют своим пациентам гончаротерапию, как один из действенных способов при лечении тяжелых депрессии. Кроме того, гончарное дело – это отличный вариант для людей, которые не могут найти чем можно заниматься дома когда скучно и зарабатывать на этом деньги. Кстати, многие компании предлагают проведение мастер-классов на дому у заказчиков. Такую услугу часто заказывают школы и детские сады.

Подводя итог, хотелось бы отметить главные этапы развития гончарного дела, которые приведут ваш бизнес к процветанию:

  1. Реклама. Это один из самых главных элементов продвижения любого дела. Чтобы потребители заметили и оценили вашу продукцию, придется потратить немало денег на рекламу;
  2. Продажа готовой продукции. Стоимость глиняных изделий во многом зависит от сложности работы, а также их дизайна и объема. Цены на такую продукцию колеблются в пределах 100-1000 рублей за одну единицу товара. Всевозможные сувениры и магниты на холодильник продают по 40–100 рублей;
  3. Обучающие курсы. За один час занятий клиенты готовы платить 300-1000 рублей. Стоимость обучения во многом зависит от профессионализма мастера.

Если вы хотите открыть выгодный бизнес в 2021 году, обратите особое внимание на это направление деятельности

Как проводятся занятия курса

1 день.
На первом занятии мы знакомим наших учеников с практикой ручной лепки. Вы узнаете об основных видах керамических масс и о технических требованиях работе с глиной.

Вы поработаете с использованием различных инструментов для ручной лепки и познакомитесь с многообразием фактур и штампов, применяемых при декоре керамических изделий. Вы освоите пластовый и лоскутный способы ручной лепки, познакомитесь с нюансами отминки в форму и шликерного литья. Формы, которые мы используем на занятиях, отлиты нашими педагогами самостоятельно вручную.

2 день
Этот день полностью посвящен азам гончарного дела — Вы учитесь вручную разминать глину, готовите ее для работы на круге, практикуете центровку и постановку рук для правильной работы на гончарном круге, учитесь вытягивать стенки керамических изделий. Знакомитесь с ангобной росписью кистями.

Правильная подготовка глины поможет избежать возможных проблем при последующем обжиге изделий. Центровка и постановка рук являются фундаментом гончарного мастерства, поэтому правильно заложенные навыки позволят Вам успешно развиваться в качестве мастера в будущем.

3 день
На этом занятии мы переходим к более детальному изучению возможностей, которые используются для создания керамических изделий на гончарном круге. Вы знакомитесь с основными гончарными формами: цилиндром, конусом, шаром и практикуете традиционные гончарные формы: горшечную и с широким горлом, а также создаете пиалу или кашпо. В этот день Вы учитесь создавать бытовую керамику: кружку или чашку, а также осваиваете технику крепления деталей, включая правила эргономики. На этом занятии Вы найдете ответы на вопросы о том, как сделать посуду своими руками не только технически совершенной, но и удобной в использовании, а также, что влияет на субъективное восприятие изделия? Также Вы практикуете различные техники росписи керамических изделий по сырцу. Вы познакомитесь с технологией подготовки ангобов на основе пигментов и связующих, которые позволяют сделать керамику яркой и насыщенной. Далее Вы освоите такие приемы, как роспись в технике кракле. Узнаете о таких техниках декора, как сграффито и налепные узоры при помощи экструдера.

4 день
Далее Вы осваиваете практику создания форм с узким горлом на примере вазы, амфоры или кувшина. Затем займетесь изучением создания на круге плоских форм и сделаете блюдце или тарелку. Познакомитесь с техникой декорирования керамики «пастилаж». Завершится этот насыщенный день практикой создания объемной керамической скульптуры на гончарном круге.

5 день
Первая часть этого занятия посвящена практике дообжиговой обработки сухих изделий и технологии утильного обжига керамики. Вы начнете занятие с подготовки изделий к утильному обжигу, а затем самостоятельно загрузите свои изделия в печь. Вы узнаете о КТР разных керамических масс, о температурных режимах для низко- и высокотемпературных материалов, о правилах ставки в муфель утиля и об особенностях печей для обжига керамики. После поставки в муфель Вы продолжите практику гончарного дела и закреплению навыков по созданию основных гончарных форм.

6 день
Этот день посвящен нюансам росписи глазурями и пигментами, изучению технологии политого обжига, а также совершенствованию техники работы на гончарном круге. Сначала Вы распишете глянцевыми глазурями Ваши изделия, вышедшие из утильного обжига, познакомитесь с росписью пигментами. Далее Вы узнаете о возможных дефектах обжига. Вы будете практиковаться методы политого обжига бесцветной глазурью: подготовите состав, научитесь наносить глазурь кистью, опробуете метод погружения и даже поработаете краскопультом в покрасочной камере. Вы освоите особенности постановки политого обжига в муфель, познакомитесь с температурными режимами политого обжига. Завершится день оттачиванием навыков гончарного мастерства.

По итогам курса выбирается 5 изделий, которые пойдут на политой обжиг. Остальные изделия можно оставить на обжиг по льготной стоимости.

В случае дальнейшей заинтересованности Вы всегда можете продолжить занятия по абонементу, а также посетить наши .

Гончарное мастерство — богатая и очень обширная сфера ДПИ. Для тех, кто решил посвятить время ее исследованию на практике, со временем откроется все ее многообразие.

ВЕРТИСЬ, ГОНЧАРНЫЙ КРУГ…

На гончарном круге изготавливают тела геометрически правильной формы, поэтому слово “точение” будет обозначать технику выполнения изделия.

Рис. 9. Изготовление кувшина на гончарном круге:

а — центровка куска глины; б — преобразование конуса в купол; в — нахождение центра на вершине купола;
г — вдавливание большого пальца в центр купола; д, е — преобразование купола в цилиндр;
ж, а —расширение и вытягивание стенок кувшина; и — удаление влаги; й — закругление венчика;
к — изготовление носика.

Возьмите подготовленный кусок глины, с некоторой силой бросьте его в центр круга и включите станок. Если глина брошена неточно, она будет вращаться неравномерно и в конце концов соскочит, поэтому несколькими точными движениями рук; передвиньте ее поближе к центру. Хорошо отцентрированный кусок кажется почти неподвижным. Локти прижмите к корпусу, согнутые кисти рук держите на вращающемся куске глины (рис. 9, а), а, чтобы придать им устойчивость, слегка сблизьте запястья. Усиливая давление на глину, преобразуйте ее в колобок, заглаженный купол и другие фигуры. Повторите эту операцию несколько раз, этим вы придадите кому большую однородность и прочность.
Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус; после этого, прижав конус (рис. 9, б), образуйте снова купол и большим пальцем правой руки наметьте центр на его вершине (рис. 9, в). Постепенно вдавливайте палец вертикально в центр купола (рис. 9, г), остальные пальцы находятся снаружи купола, который к этому времени уже успел изменить форму (рис. 9, д). В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды

Старайтесь не продавить отверстие до поверхности круга.
Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите до дна углубления и осторожно надавите в сторону правой руки, лежащей на наружной стенке изделия. Постоянно смачивайте руки (избыток воды всегда можно удалить)

Вытяните цилиндр на высоту будущего изделия. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой пальцы правой руки прижимайте к внешней стороне цилиндра. Во время вытягивания стенок руки движутся от дна к верху (рис. 9, е). Не забывайте следить за тем, чтобы стенки были одинаковой толщины.

Как только цилиндр будет готов, начинайте преобразовывать его в кувшин, вазу или другое изделие, при этом строго
придерживайтесь следующих правил:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы (рис. 9, ж). Руки
    в этом случае должны находиться и внутри, и снаружи цилиндра, одна против другой, сообща координируя толщину стенки и
    величину давления;
  • при изготовлении узкогорлого кувшина следите за тем, чтобы не расширить невзначай устье больше, чем это требуется;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина (рис. 9, з), с внешней стороны захватите двумя руками его верх и сожмите до нужного размера;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удаляйте губкой, надетой на проволочный крючок (рис. 9, и);
  • чтобы придать гончарному изделию характерную деталь декора, можно отвернуть его верхний край. Для этого край изделия
    выточите тонким, затем пальцами закруглите его на внешнюю сторону и заверните (рис. 9, и);
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем
    правой (рис. 9, к);
  • ручку к кувшину выполните отдельно и, когда она подвялится, закрепите ее шликель-жижелем.

По окончании операций изделие срежьте с круга проволочкой с двумя ручками (см. рис. 2). Проволочку протяните дважды и
только после этого сдвиньте изделие с круга, и перенесите на смоченную водой подставку, на которой оно будет сохнуть.
Если при, сушке отскочила ручка, исправить положение можно следующим образом: поврежденное изделие обрызгайте водой и
поставьте в закрытый ящик, создав там повышенную влажность. Примерно через 20 часов изделие выньте, соединяемые части
смажьте шликель-жижелем и сразу же крепко прижмите одну к другой, одновременно заглаживая шликель-жижелем образовавшийся
шов.

Рис. 10.

Если изделие во время сушки треснуло (рис. 10, а), с внутренней и внешней сторон от трещины вырежьте треугольные канавки
(рис. 10, б), смажьте их по всей длине шликель-жижелем, заполните тощей, немного сухой глинистой массой (рис. 10, в) и
поставьте в ящик для сушки. Когда шов немного подсохнет, загладьте его влажной губкой (рис. 10, г).

После выполнения ремонтных работ глиняное изделие снова поставьте в ящик для сушки.

2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.http://olkolon.narod.ru/

Гончарная мастерская Chalet studio (ЦАО)

Мастер-классы от Chalet Studio

  • Свободное расписание. Выберите удобный день, время и студию и занимайтесь в комфортном режиме
  • Мини-группы. До 3 человек за гончарным кругом, до 5 человек в ручной лепке, либо индивидуально
  • Длительность урока — от 1,5-х часов . Чтобы побольше успеть и насладиться, ведь время за глиной пролетает незаметно!

ПРОГРАММА 2-х дневного МАСТЕР-КЛАССА:

День 1: 2 часа мастер-класс по работе за гончарным кругом или по техникам ручной лепки (на выбор — кружка, миска, аромалампа или свободная тема)
Перерыв на ~ 10-20 дней для тщательной сушки и обжига работ (вам придет sms о готовности и приглашение на мк по глазурям)
День 2: 1 час мастер-класс по декорированию глазурями (проводится в удобный для вас день). На выбор — более 70 оттенков глазурей, подходящих для контакта с пищей
Результат: 1-3 покрытых глазурью изделия, которыми можно пользоваться в быту — есть из них, пить, мыть (количество зависит от скорости работы, сложности и размера выбранных изделий)

Водный гончарный МАСТЕР-КЛАСС

2 часа занятия с мастером, на котором вы изучите основы гончарного ремесла и создадите 1-2 изделия за кругом

Технологии производства

Гончарное дело для начинающих в домашних условиях — вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы. От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

Обжиг

Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах — от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

  • глина — 1000–1200 градусов;
  • керамика — 1100–1300 градусов;
  • фарфор — 1200–1400 градусов.

С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

Основа мастерской — гончарный круг

Нанесение глазури

Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

  • пульверизация;
  • набрызг;
  • окунание;
  • полив;
  • тампонирование;
  • окрашивание кистью.

При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

Необходимое оборудование

Основа мастерской — это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

  • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
  • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
  • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный — за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше — в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

ИСКУССТВО ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЯНОГО СЫРЬЯ

Процесс изготовления керамики можно разделить на несколько этапов. Сначала нужно подготовить глину, затем сформовать изделие, нанести, если это необходимо, на его поверхность декоративные элементы, высушить, обжечь в печи и остудить вместе с ней. Вот и вся премудрость.

Остановимся подробно на каждом из них.

Свежую глину оставьте на некоторое время на воздухе под навесом, защитив от прямых лучей солнца и пыли. Если она долго не высыхает, подсушите ее возле батареи, печи или в комнате. Подсушенную глину раздробите деревянным молотком, высыпьте в небольшую емкость и налейте воды столько, чтобы она покрывала глину слоем в 10 см. Размешайте все это деревянной лопаткой и оставьте на сутки. За это время глина осядет и образует желеобразную массу. Процедите ее через сито, переложите в широкую посуду и оставьте на несколько дней подсыхать. Лишнюю воду можно удалить после того, как глина осядет.

Когда влага выпарится, глину перемните. Плохо перемятая глина для работы не пригодна. Иногда приходится переминать по несколько часов, прежде чем она станет похожей на тесто, начнет легко отставать от рук и при сминании не будет трескаться. Хранить подготовленную для работы глину можно в оцинкованном ведре, покрыв влажной мешковиной.

Поскольку глин в природе великое множество, единого рецепта приготовления глиняной массы нет и установить ее свойства можно только при помощи многочисленных проб. Качество сырья выяснится лишь во время обжига изделия: если оно потрескалось, глиняная масса жирная и нужно добавить песка, если очень хрупкое, следует ввести немного жирной глины.

Перед формованием любую вылежавшуюся глиняную массу нужно перемять и, как говорят профессионалы, “перебить”, чтобы удалить из нее пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Скатайте на деревянной доске ролик из глины, возьмите его двумя руками и, имитируя выкручивание белья, разорвите на две части. Затем сложите, скатайте и опять разорвите. Повторите эту процедуру 20—25 раз. Однородность массы можно проверить, разрезав ее проволочкой и осмотрев структуру сечения.

Второй способ подготовки глины заключается в следующем. Руку с куском глины поднимите над головой и бросьте его с силой на стол, затем разрежьте на две части и бросьте снова; опять разрежьте, но уже в другой плоскости, соедините противоположными концами; и так до 20 раз. После этого глинистая масса становится совершенно однородной.

Часто, чтобы придать глине те или иные качества, в нее вводят различные примеси. Например, для ускорения сушки и обжига, уменьшения пластичности и усадки изделия добавляют измельченный шамот с размером зерен от 0,5 до 2 мм. Однако нужно учесть, что, если из глины будут выполняться крупные предметы, шамот может составлять до 20 % массы, а если мелкие, с тонкой проработкой деталей, эту добавку применять нельзя.

Если в готовую глинистую массу добавить окись железа, температура ее спекания опустится до 900—930 °С.

При добавлении в глину пемзы температура обжига снижается до 800—950 °С. В зависимости от жирности глины ее вводят от 10 до 40%.

Керамика станет легче, если к сырью добавить немного древесных опилок.

Финансовые вложения и окупаемость

На оборудование для мастерской придётся потратить в среднем 150 тысяч рублей: печь и гончарный круг. Рабочие инструменты вроде нити, наборов для лепки — ещё 10 тысяч рублей. Сырьё на несколько месяцев работы — приблизительно 30 тысяч.

Предположим, предприниматель планирует не только самостоятельно производить, но и обучать других людей. Тогда затрат будет больше: несколько гончарных кругов, аренда и ремонт помещения, больше инструментов и сырья, а также реклама. Всё это в среднем можно уложить в 500 тысяч рублей. Суммарные затраты на запуск бизнеса составят 800 тысяч рублей.

Мы выяснили, что на продаже изделий можно за сезон заработать примерно 75 тысяч рублей. Основную часть доходов должны приносить мастер-классы. 1,5-часовое занятие стоит от 500 рублей, группы — 10-12 человек. Если проводить 4 занятия в неделю в полностью загруженных группах, за неделю можно заработать 24 тысячи рублей, а за месяц — 96 тысяч.

Зарабатывать на уровне 100 тысяч рублей в месяц в собственной гончарной мастерской вполне реально. С учётом покупки расходных материалов, оплаты аренды и коммунальных услуг окупить все вложения можно в течение 8-12 месяцев активной работы.

Основные услуги нашей гончарной мастерской

  • Индивидуальные уроки гончарного дела
  • Индивидуальные мастер-классы по лепке
  • Профессиональные курсы керамики и гончарного дела
  • Занятия по абонементам
  • Уникальные авторские мастер-классы по керамике
  • Корпоративы в гончарной студии
  • Детские и взрослые мероприятия в гончарной мастерской
  • Подарочные сертификаты
  • Аренда гончарного круга
  • Арена печи для обжига керамики

Индивидуальное расписание составляется по предварительной записи, подробнее — в разделе «Расписание».

Для удобства наших клиентов мы предлагаем две возможности оплаты — за разовое занятие и по абонементу, а также подарочные сертификаты. Подробнее — в разделе «».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector