Как отправить песню на радио?

Живые выступления

Концерты

Многие будущие звёзды начинали с выступлений в небольших клубах. Основатель культового питерского клуба «Ионотека» и продюсер многих андеграундных музыкантов Александр Ионов говорит, что большинство клубов забирают 20–30% от продажи билетов.

Если вы сотрудничаете с организатором концертов, он дополнительно возьмёт от 10% и выше. А ещё может отдельно вычесть деньги за рекламу. Получается, при цене билета в 500 рублей и сотне зрителей музыканты получат на руки в лучшем случае 30 000 рублей.

Это не значит, что андеграундные музыканты обречены всю жизнь выступать за небольшие деньги, — они тоже могут стать звёздами. В 2018 году певица Гречка за полгода прошла путь от первого концерта в «Ионотеке» до выступления в «Вечернем Урганте».


Фото: официальная страница Гречки во «»

«Лучшие плоды дают треки, которые становятся вирусными. А это купить невозможно. Слепая вера в рекламу — самое глупое, что есть. Реклама — это помощник, но не панацея. В Гречку не было вложено ни копейки».

Музыкальный промоутер и создатель лейбла Lineup Music Зоя Скобельцына советует начинающим музыкантам выступать как можно чаще. Если нужно, организовывать концерты самостоятельно.

«Здесь важна регулярность. У всех великих музыкантов когда-то были и первый, и десятый концерт, на которых было мало людей. Но это привлечение аудитории, которое потом конвертируется и в стриминги, и в социальные сети».

Артисты, которые уже собирают публику, обычно работают за фиксированный гонорар. Здесь все риски на себя берут организаторы. К тому же музыкантов из Москвы и Питера, которые регулярно попадают в столичные лайн-апы, начинают приглашать региональные промоутеры.

Чтобы общаться с арт-директорами клубов, начинающему музыканту нужно собрать промопакет — что-то вроде портфолио. Он состоит из пресс-релиза с рассказом о группе, райдера, фотографий с выступлений или хотя бы с репетиций, лайв-видео и записей песен. Дальше нужно выбрать клуб и отправить арт-директору предложение.

Лекция «Как стать радиоведущим?» в Парке Горького

Дата: 15 апреля

Время: 17:00–19:00

Место: Парк Горького (улица Крымский Вал, дом 9)

Возрастные ограничения: 0+

Что необходимо ведущему радиоэфира? Поставленный голос? Харизма? Умение поддержать разговор с разными собеседниками? На эти и многие другие вопросы ответят на лекции «Как стать радиоведущим?». Занятие проведут руководители Федеральной школы радио — креативный продюсер Дмитрий Гордеев и генеральный директор Екатерина Седова.

Слушатели узнают о специфике работы с развлекательными и информационными форматами и возможностях развития карьеры, а также попробуют написать спич и подводку для радиопрограммы.

Вход на лекцию бесплатный, но нужна регистрация. 

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник. 

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной

Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта

Кто размещает: имиджевая и функциональная реклама

Функциональная реклама — реклама, которая описывает товар, его преимущества и уникальность. Функциональную рекламу размещают на радио товары массового потребления, которые можно купить в каждом районе: продуктовые магазины, сетевые рестораны, сотовые операторы. Это объясняется тем, что на радио сложно (но можно!) определить портрет целевой аудитории и невозможно геопозицию слушателя. Это вид обычной рекламы, цель которой продать и рассказать о специальных предложениях.

У имиджевой рекламы другая цель — сделать ваш продукт желанным для покупателя, построить тот образ компании, который вы хотите. Имиджевая реклама обычно выходит за рамки характеристик продукта, затрагивает те ценности целевой аудитории, которые важны для нее сами по себе:

свобода, престиж, безопасность, удобство;

«Corolla. Чувство свободы.Твой мир — твоя Corolla»

Jaguar: «Grace, space, pace – элегантность, простор и выносливость»

«Рокетбанк — простой мобильный банк»

отношение к целевой аудитории — смелые женщины, деловые люди, идущие в ногу со временем;

Dunkin’ Donuts: «America Runs on Dunkin — Америка работает на Dunkin»

Линейки     Apple: «Think     different — думай иначе»

ситуации, в которых может использоваться продукт — собеседование, свидание, переезд.

Добавляя эмоции и личное отношение к бренду увеличивается его воспринимаемая ценность. Это ключевой фактор при покупке или при выборе между конкурентами.

Хороший маркетинг — это, не когда покупают потому что товар стоит дешево или у бренда известное имя, а когда вы добились экономически эффективного соотношения «воспринимаемая ценность — стоимость». Именно поэтому для крупных компаний важна имиджевая реклама и один из ее основных каналов распространения — реклама на радио.

Доходы столичных знаменитостей

Радиоведущие в Москве зарабатывают по контракту на 1 –3 года.

Денежные вознаграждения – это гонорар или почасовая оплата.

Оклад получают ведущие новостных и литературных станций, где длительность предоставляемого эфира намного короче, чем на музыкальных программах.

В таблице показаны заработки ведущих в зависимости от времени суток и длительности работы в эфире:

Время эфира Стоимость 1 часа работы (в руб.) и $ Длительность работы в эфире (ч.)      З/п в месяц

(в тыс. руб.) и $

Утро          900 / 16                 4      120 / 2141
День          700 / 12,5                 6        80 / 1428
Вечер          700 / 12,5                 6        80 / 1428
Ночь          500 / 9                 8        70 / 1249
Прайм-тайм          800 / 14                 4      110 / 1963
Выходной день          500 / 9                 9        70 / 1249
Персональное шоу       По договору                 3 до 250 / 4461

Радио ведущие не любят распространяться по поводу своих доходов, потому данные в таблице показывают их приблизительный уровень, взятый из открытых источников.

По таблице видно, что линейные ведущие, оплачиваемые дешевле, выигрывают за счет времени, проведенного в эфире.

Больше всех зарабатывают утренние ведущие и приглашенные на радио раскрученные звезды.

Превратите свое хобби в профессию

Вы всегда в курсе последних новостей шоу-бизнеса, часто путешествуете или увлекаетесь составлением гороскопов? Отлично, это то, что нужно! Если вы хорошо разбираетесь в теме, которая интересна слушателям радиостанции, можно попробовать себя в качестве ведущего небольшой рубрики.

Составьте примерный план программы, а еще лучше, запишите «пилотный выпуск». Когда вы обратитесь к программному директору не с пустыми руками, а с конкретным предложением, ваши шансы устроиться работать на радио будут гораздо выше. Пусть у вас нет опыта, но зато есть идея! А если удастся привлечь к вашей программе спонсоров, в успехе можно не сомневаться.

Что входит в обязанности диджея на радио

Да, у радиоведущего тоже имеется перечень трудовых обязательств и необходимых для работы качеств. Ведь каждый день он сталкивается с колоссальным потоком различной информации, общается с большим количеством людей и отдает просто массу своей энергии работе.

Диджей должен уметь:

  • включать музыку и музыкальные заставки в радиоэфире,
  • правильно и красиво соединять треки, рекламные и новостные блоки и другое.

Его программа завлекает слушателей, создает нужное настроение и побуждает к действию. Кроме того, работники радиостанций делятся на ведущих и организаторов эфирного времени.

Радиоведущие занимаются организацией и проведением отдельных передач, проходящих непосредственно в трансляции или записи.

Линейный ди-джей – это организатор, который имеет свой четкий график работы в эфире. Его главная задача – это создание атмосферы позитива, дружеской и непринужденной беседы.

В число других обязанностей линейного сотрудника входит: представление музыкальных треков и запуск их в трансляцию.

Условия отказа

Только в Москве за ненужную услугу платит около миллиона жителей. Некоторые из них не подозревают, что ненужную строчку из жировки можно убрать. Это не бесплатно, но экономия составит в десять раз больше. Чтобы отключить радиоточку в Москве через Госуслуги понадобится заплатить 60 р., в регионах – 100 р. Дороже будет стоит отказ от услуги для юридических лиц.

Также, чтобы отключить радиоточку в СПБ через Госуслуги необходимо подготовить документы:

  • копии страниц паспорта – первой и той, где стоит штамп о прописке;
  • заявление;
  • чек об оплате услуги за текущий месяц;
  • справку о том, что на квартире не числятся долги за ЖКУ.

Если прописка и адрес, по которому жилец собирается провести дезактивацию радиоточки не совпадают, потребуется предъявить документ, позволяющий распоряжаться имуществом.

Затем необходимо подготовленные документы доставить в РСВО или Ростелеком любым обным способом. Один из них – использование портала Гос.

Как официально отключить радио?

Многие, проводя ремонт в квартире, убирают провода, отвечающие за трансляцию радио. Необходимо понимать, что от оплаты радиоточки это не освободит. Радио в процессе подключения привязывается к одной определенной квартире, соответственно, на лицевой счет каждый месяц поступают соответствующие установленным тарифам начисления.

Как только в специальную организацию поступит соответствующий запрос, приедет профессиональный электромонтер и не только ликвидирует ранее используемое оборудование, но и зафиксирует данный процесс на документальном уровне. Только после этого оплата на счет перестанет начисляться. Несмотря на то, что за месяц данная услуга требует оплаты не более 100 рублей, за год получается довольно существенная, особенно для пенсионеров, сумма. Лучше направить данные средства на иные, более полезные и оправданные цели.

Куда стоит обращаться?

Жителям столицы, которые желают отказаться от услуг проводного радиовещания, разрешается воспользоваться одним из ниже представленных способов, выбрав максимально удобный для себя. Вот несколько самых основных из них:

  1. Лично посетить офис ФГУП, то есть организацию Российские сети вещания и оповещения. Здесь пишется специальное заявление по установленной форме. Это достаточно сложная процедура, так как потребуется получить подтверждение относительно того, что отсутствует задолженность по услуге. Получить такую справку можно только в организации МФЦ. Если есть долг, его нужно полностью погасить. В качестве дополнения оплачивается по специальной квитанции работа, связанная с отключением. На основании всех официальных подтверждений оплаты и по образцу составленного заявления сотрудники организации произведут отключение радиовещания.
  2. Второй вариант — более приемлемый, он идеально подстраивается под ритм современного мегаполиса. Процесс отключения и полного отказа от услуги в данном случае осуществляется в режиме онлайн.

Несмотря на доступность и простоту услуги отключения, далеко не все отказываются от поставки радиовещания

Многие просто не обращают внимание на присылаемый счет с незначительной суммой и не желают заморачиваться

Возможные трудности и отказ в предоставлении услуги

Чаще всего гражданам выдают отказ из-за того, что у них имеется долг по оплате. Подобного допускать нельзя – иначе заявление у вас не примут. Также рекомендуется взять справку из МФЦ, подтверждающую, что задолженность отсутствует.

Заявление у гражданина не примут и в том случае, если он не прикрепил квитанцию об оплате. Напомним, что стоимость отключения услуги составляет 61 рубль.

Отключение радиоточки -платная услуга

Как видите, отключить радиоточку через интернет гораздо проще, чем идти в компанию лично. Однако и здесь есть свои минусы – в частности, услуга является платной, а в обращение нельзя загружать электронный вариант заявления – придется его отсканировать или сделать фото готового документа.

Миф 6 Ведущие в эфире хулиганят

А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.

Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.

Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.

Тем, кто проводит большое количество времени в поездках, очень хорошо известны имена диджеев любимых радиостанций. Многие считают, что это самая непыльная работа. Сидеть и разговаривать, периодически ставить известные музыкальные композиции, проводить рекламные шоу и игры от спонсоров, или новости с листочка прочитать – лучшей работы и желать нельзя.

Как на самом деле проходят эфиры, какая зарплата у диджеев, каковы основные требования в профессии радиоведущего? Вопросов много, а политика неразглашения коммерческих тайн запрещает давать столь точную информацию. Тем не менее разобраться в основных моментах мы сможем без особого труда.

Диапазоны частот

Как было описано выше, различные волны имеют разные частотные диапазоны. Выделим главные:

  1. Ультракороткие. К ним относят метровые, дециметровые, сантиметровые и миллиметровые волны. Распространение происходит преимущественно в пределах прямой видимости. Отсутствует зеркальное отражение от ионизированного слоя Земли, но значительное воздействие оказывает нижний слой планеты (тропосфера). В тропосфере возникает изменение направления (рефракция) луча радиоволн. Способны отразиться от небесного тела (например, от ближайшей планеты) и вернуться на Землю, но в большинстве случаев уходят в космос.
  2. Короткие. К этой категории относятся только декаметровые волны. Способны отражаться от ионизированного слоя планеты с минимальными потерями
  3. Средние. К ним относятся гектометровые волны. Их распространение происходит на большие расстояния (до нескольких тысяч километров), так как способны огибать поверхность Земли, ночью отражаясь от ионизированного слоя.
  4. Длинные. Включают в себя километровые волны, которые распространяются на 1-2 тысячи километров благодаря дифракции радиоволн на сферической земной поверхности. После дифракции распространение продолжается из-за сферического волновода и его направляющего действия. Не отражаются, огибают планету.
  5. Сверхдлинные. Объединенное понятие для мириаметровых, гектокилометровых, мегаметровых и декамегаметровых волн. С легкостью огибают Земной шар, почти не поглощаются поверхностью Земли, отражаются от ионосферы и проникают на большую морскую глубину. Применение ограничено из-за сложной конструкции антенн, требуемых для работы с данными волнами.

Особенности бизнеса

Длительное время радиоэфир во всех регионах принадлежал исключительно крупным сетевым радиостанциям, а местных студий были единицы или не было совсем. В наши дни ситуация изменилась и создать радио в своем городе вполне по силам рядовым предпринимателям, правда, обойдется это в значительную сумму.

Радиовещание бывает нескольких видов:

  • эфирное;
  • цифровое;
  • проводное;
  • спутниковое;
  • в сети Интернет.

Радио предполагает использование эфирного или Интернет пространства. Вещание в радиоэфире осуществляется посредством радиопередатчиков, которые могут иметь разную мощность и передавать информацию на той или иной частоте. Радиопередатчик с необходимым для работы оборудованием называется радиостанцией.

Частные радиостанции могут зарабатывать в основном на рекламе, и, чем шире аудитория, тем больший интерес вызывает радиокомпания у местных предпринимателей

Но, чтобы на радиоточку обратили внимание глобальные рекламодатели, количество ее слушателей должно соответствовать сетевым радиостанциям. Источником дохода может стать не только коммерческая, а еще политическая и социальная реклама, оплачиваемая соответственно из партийных и муниципальных бюджетов. К основным плюсам радиобизнеса относятся:

К основным плюсам радиобизнеса относятся:

  • возможность творческого самовыражения;
  • получение стабильного дохода.

Минусов намного больше, но практически все они относятся к стартовому этапу, включая:

  • крупные первоначальные инвестиции;
  • сложности с получением множества лицензий и разрешений со сбором большого количества документов;
  • длительный период внедрения проекта от идеи до запуска;
  • продолжительный срок окупаемости;
  • высокая конкуренция.

Разработать бизнес–план для радиостанции намного сложнее, чем для других направлений деятельности. Чтобы немного упростить этот процесс и создать оптимальную бизнес-модель, сначала нужно проанализировать внутренний рынок по конкурентам, целевой аудитории и вероятным рекламодателям.

Как стать радиоведущим на радио местного вещания?

Наибольшая вероятность попасть радиоведущим именно на местную радиостанцию в том, что региональные станции радиовещания, как раз и будут иметь вакансии ди-джеев, так как там, во-первых, зарплата невелика и поэтому не каждый решится за такую оплату работать. Во-вторых – более профессиональные радиоведущие из местного радио со временем стараются устроиться на работу в центральные радиостанции и поэтому там постоянно появляются новые вакансии.

Если все будет подготовлено и сделано правильно, приглашение на собеседование, вероятнее всего, не нужно будет долго ждать. На прослушивании нужно будет продемонстрировать все свои качества доброжелательности, эрудированности, остроумия и юмора, а также способность разрешать сложные ситуации.

Пройдя собеседование нужно во время стажировки или испытательного срока проанализировать стиль работы ведущих радиостанции, ее целевую аудиторию и выработать свою индивидуальную манеру общения со слушателями, которая была бы в соответствии с форматом и редакционной политикой радиостанции.

И еще одна очень важная рекомендация, которая помогает быстро адаптироваться на любой новой работе – это стать частью дружного коллектива радиостанции, разделить вместе со всеми заботы и нужды, находящихся рядом коллег и тогда придет признание не только от коллектива и руководства радиостанции, но и от многочисленных радиослушателей.

01.12.2016

Радио VS Телевидение. Что сложнее?

На радио ты можешь приехать помятый, тебе все равно, как ты выглядишь. Твой инструмент – это голос и мозг.

На телевидении внешность очень важна. Ты должен понимать, что на тебя смотрят. Особенно, если это новости – люди ведущему должны доверять. А зрители верят тому, кто в костюме, тому кто более-менее стандартно выглядит.

На радио больше свободы. Главная моя надежда, что рано или поздно радио вернется в Запорожье. Вот я честно скажу – сам пришел бы и попросился, для себя. Один эфир в неделю брал бы и просто кайфовал.

Радио – это первая любовь. И те эмоции, что я там пережил – они до сих пор со мной.

Миф 4 Болтать в микрофон — это просто

А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.

Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.

В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.

Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).

Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.

Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.

Радиовещание в СССР

В Советской России первые опытные радиотрансляции в 1919 году проводились в Нижнем Новгороде, в 1920 году в Москве, Казани и нескольких больших городах. В 1921 году была принята программа по организации радиовещания в крупных городах и уездных центрах. В конце сентября в Москве начал работать первый радиоузел. Так внедрилось постоянное массовое вещание радиопередач по уличным громкоговорителям в СССР.

В 1922 году в нашей столице на Шаболовке было завершено строительство самой высокой в СССР 160-метровой башни, позднее названной в честь архитектора В. Шухова. Весной на Шуховскую башню установили мощные радиопередатчики, а к концу лета начали осуществлять пробные передачи для населения страны.

Шуховская башня. 1922 год

В тридцатые годы прошлого века радиовещание сыграло большую роль в патриотическом воспитании населения, пропаганде передовых методов труда, стахановского движения, организации социалистических соревнований и др.

Со временем были заложены основы радиорепортажа и радиоинтервью, особую популярность приобрел жанр радионовостей. Появились музыкальные, развлекательные, спортивные, детские радиопередачи.

В 1937 году радиовещание перенесено в новый Московский радиодом на Малой Никитской, пущен коротковолновый радиопередатчик.

До ВО войны Советский Союз отставал в развитии радиосвязи от других стран. К 1940 году в США имелось более 50 миллионов радиоприемников, в Англии около 10 миллионов, а во Франции порядка 5 миллионов. На тот момент в СССР существовало 15 радиозаводов, где было выпущено 140 тысяч радиоприемников. К 41-му году насчитывалось около 500 тысяч приборов радиовещания.

В 1941-42 годах, в условиях ВО войны, всего за девять месяцев была построена самая мощная в мире Куйбышевская радиовещательная станция. Это был «Секретный объект №15», на строительство которого из лагерей доставили около двух десятков политзаключенных с техническим, инженерным образованием и связистов. Двухэтажный подземный бункер, где располагалось радиооборудование, до сих пор находится на глубине 22 метров под землей. Первая испытательная передача велась на средних волнах.

Куйбышевская радиовещательная станция. Грузовой вход в техническое здание.

В секретном режиме военного времени на станции в Куйбышеве работал московский диктор Ю. Левитан. Не многие знают, что знаменитую фразу: «Говорит Москва!», он произносил из стен Куйбышевского радиодома.

Основное назначение было вещание на СССР, Европу, Северную Африку и Дальний Восток. Также велись передачи на английском, немецком и французском языках. В ночное время сигнал принимался и в США. Через эту станцию шла связь с резидентурой Юстас-Алексу. На полную мощность радиостанция заработала в 1945 году, а впоследствии названа в честь А. Попова.

Юрий Левитан – диктор Всесоюзного радио Госкомитета СССР

Радиовещание в диапазоне УКВ стало широко внедряться в послевоенные годы. Начинается строительство областных телерадиоцентров, радиофикация колхозов, переход Всесоюзного радио на трехпрограммное вещание.

В период с 1929 по 2014 годы вещание на зарубежные страны велось «Московским радио», преобразованным в 1993 году в «Голос России». С 2014 года иновещание осуществляется радиостанцией Sputnik.

В 2012 году Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) подписан протокол, согласно которому выделяется полоса радиочастот для создания на территории Российской Федерации сетей цифрового радиовещания.

Перед интервью на радио

Список вопросов. Запросите заранее список вопросов. Это обязательный элемент подготовки к любому интервью. Это даст возможность заранее запастись цифрами, фактами, важными тезисами и даже цитатами по вопросам, которые интересуют журналиста. Домашние заготовки всегда выручают. Но не питайте иллюзий, что журналист будет строго придерживаться списка. Будьте начеку и готовьтесь импровизировать.

Шпаргалка. Поскольку, как мы уже обсудили, на радио нет картинки, вы можете взять с собой шпаргалку – несколько листочков, на которые выписать важную информацию, – цифры, цитаты, ключевые сообщения и даже шутки, если боитесь от волнения в эфире их забыть. На телевидении это неприемлемо, а на радио главное не шуршать этими листочками и подглядывать в них, а не зачитывать как диктор.

Репетиция. В процессе подготовки к радиоинтервью пишите себя на диктофон. Возьмите присланный вам список вопросов и запишите ответы. Потом прослушайте и найдите слабые и скучные места

Обратите внимание на интонации, на темп речи. Подумайте, где лучше делать паузы для правильной расстановки акцентов

Посмотрите чем можно оживить ваши ответы. Отрепетируйте важные формулировки при донесении ключевых сообщений.

Разведка.Послушайте перед эфиром станцию, на которую вас пригласили, и конкретного ведущего. Какова его манера ведения? Какие вопросы он любит задавать? Каков формат программы? Каких взглядов он придерживается по вопросам, которые могут всплыть в ходе беседы?

Нет уж лучше я к вам. Если есть выбор между интервью по телефону и личным интервью в студии – выбирайте последнее. По телефону журналисту легче быть жестким с вами. Легче атаковать вас неприятными вопросами и дожимать, когда он только слышит ваш голос. Глядя вам в глаза делать то же самое может гораздо меньше людей.

Об алкоголе и свободе

Меня часто спрашивают, вёл ли я эфир пьяным. Тупой вопрос: конечно, вёл. Были времена, когда все ведущие очень много пили. И водку из пепельниц, а если не было пепельниц, пили из целлофановых чехлов от пачки сигарет. Но это было давно, сейчас если и случается, то не чаще раза в пару месяцев. Когда я пьян, язык не заплетается. Я расслаблен, весел и говорлив. Иногда делаешь глупости, песням подпеваешь в эфире. Но пока это не мешает эфиру — всё окей. А вот если перед эфиром покурить, тогда становится страшно. Особенно если ты читаешь новости. Приходилось прилагать максимум усилий, чтобы не рассмеяться, рассказывая об очередной автокатастрофе. Паршивый опыт. Больше такого не хочу. Последний новогодний эфир совпал с корпоративом в офисе. Было где-то часов девять. Когда я читал новости в прямом эфире, возле моего лица была голая попа (фишка моего коллеги), вокруг орали люди. Иногда даже в микрофон. А наш коммерческий директор в это время танцевал за стеклом с трансвеститом — тот вёл у нас одну программу. Вообще обычно под алкоголем кажется, что ты можешь всё сказать в эфире. Но на практике нетрезвые ведущие кажутся смешными только себе, а аудиторию они аудиально насилуют. Секс в студии тоже был неоднократно. Причём на разных радиостанциях. Помню вечерний эфир, из сотрудников коллег никого, ставлю в эфир вместо Аллегровой (чего требовал формат) Massive Attack. В эфирке горят гирлянды, за окном офигенный вид — всё очень романтично. Как не потрахаться? Много шампанского, заплетающийся язык и секс на пульте с двигающимися фейдерами. Славный вечер. А вот моей коллеге повезло меньше: у неё всё происходило в кабинете директора, и в этот момент пропал эфир. Потому уж лучше не отходя от рабочего места, я считаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector