Приказ госкомэкологии рф от 16.05.2000 n 372

ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать, как минимум:

1. Общие сведения.

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.

1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника — контактного лица.

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико — экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.

8. Меры по предотвращению и / или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.

12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13. Резюме нетехнического характера.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Нарушения правил ОВОС

По закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» заказчик и подрядчик экологической экспертизы несут определенную ответственность. Заказчик обязан организовать проведение ОВОС, предоставить результаты в уполномоченные органы. Он также должен осуществлять финансирование ОВОС, организовывать общественные слушания и связываться с представителями власти. Исполнитель обязан соблюдать установленную процедуру проведения ОВОС, а также несет ответственность за достоверность содержащейся в нем информации.

При строительстве сооружений должны соблюдаться установленные законодательством требования и нормативы, которые должны присутствовать как на этапе проектирования, так и в процессе строительства и последующей эксплуатации сооружения. При нарушении существующих требований предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При отсутствии выполнения норм и правил проектирования, эксплуатации объектов, предоставлении недостоверных данных предусмотрены штрафы, которые различны для должностных, физических и юридических лиц. При нарушении закона об экологической экспертизе, повлекшем тяжелые экологические последствия, предусмотрена уголовная ответственность.

При несоблюдении экологических требований на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов предусмотрены штрафы в размере:

  • 1-2 тысячи рублей для физлиц;
  • 2-5 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 20-100 тысяч рублей для юридических лиц.

Зачем нужен проект ОВОС

ОВОС требуется в следующих ситуациях:

  • Если для получения разрешения на строительство требуется разработать проект ОВОС и либо доказать, что негативное воздействие отсутствует, либо признать его незначительным.
  • Если во время проверки контролирующие органы указывают на необходимость разработки проекта.
  • Если предприятие строится в пределах зоны влияния аэропорта.

Также на основе информации, полученной в результате разработки проекта ОВОС, подготавливаются некоторые виды проектной документации (ПД).

  • ПД объектов капстроительства, которые были признаны объектами I категории НВОС;
  • ПД объектов, целью которых является размещение или обезвреживание отходов I-V классов опасности;
  • ПД на новые в-ва, которые могут поступать в окружающую среду, новое техническое оборудование, новые технологии;
  • ПД объектов, строящихся на территории особо охраняемых природных зон.

ОВОС и экологическая экспертиза

Разработка проекта ОВОС обязательна при подготовке к прохождению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Перечень объектов, обязанных проходить экспертизу, содержится в ФЗ № 174 от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе».

После прохождения экспертизы предприятие получает (или не получает) положительное заключение, которое является необходимым условием для финансирования и реализации предприятия. Заключение ГЭЭ для объектов Федерального уровня выдаётся в Росприроднадзоре, а для объектов регионального уровня – в других уполномоченных органах госвласти.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Для кого это обязательно

Разработка документации по проекту ОВОС признаётся необходимой:

  1. Для объектов, чья деятельность оказывает неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку окружающей среды. К таким объектам относятся нефте- и газоперерабатывающие предприятия, тепловые электростанции, золоотвалы, полигоны с утилизируемым отходами, склады, на которых хранятся химпродукты, коксовые печи и др. Полный список объектов можно найти в Приказе Минприроды №222 от 18 июля 1994 г.
  2. Для объектов, расположенных в приделах особо охраняемых зон. Например, в местах произрастания редких растений или обитания редких животных, на территориях уникальных ПТК и нерестовых угодий, в областях повышенной экологической чувствительности.
  3. Для объектов, которым был присвоен особый правовой статус. В том числе статус памятника природы или зоны расселения малочисленного народа.
  4. Для объектов, строящихся или проходящих техперевооружение на территории искусственно созданных островов.
  5. В случае, если местное население, проживающее в непосредственной близости от хозяйствующего субъекта, считает проект ОВОС жизненно важным в связи с обострившейся, на их взгляд, экологической ситуацией.

Этапы осуществления

Проведение экспертизы ОВОС регламентировано международными нормами и правилами. В том числе это касается последовательности выполнения операций. Такая последовательность включает в себя 4 пункта:

  1. Скрининг. На этой стадии определяется степень необходимости в проведении ОВОС и уровень детализации исследований.
  2. Скоппинг. На данной стадии определяются источники информации, а также наиболее важные направления, в соответствии с которыми будет вестись исследование.
  3. Анализ вариантов реализации проекта. В ходе него из нескольких вариантов проекта выбирается наиболее подходящий, дающий наименьшую нагрузку на окружающую среду.
  4. Оценка воздействия на ОС. На этом этапе определяют влияние проекта на экологическую обстановку, биологию и социальную сферу. В том числе используют прогнозы.

При оценке воздействия производится анализ различных показателей: удельной мощности (масса загрязнителей на 1 кв. м), силы воздействия (приток загрязнителей в ед. времени), распределение притока загрязнителей по времени (постоянное, одноразовое, дискретное), продолжительность воздействия, география загрязнения (контуры территории, площадь охвата, глубина).

Для регулирования величины воздействия негативных факторов проводят мероприятия, требующиеся для уменьшения, устранения или компенсации негативных последствий от реализации проектных решений. Определение приоритетов заключается в выборе более значимых компонентов воздействия реализованного проекта на окружающую среду, характеризующихся более сильным воздействием. Это могут быть особо опасные загрязнители, большая площадь охвата, большие объемы загрязнителей либо воздействие на охраняемые природные территории.

В конце процедуры приступают к составлению отчета о проделанной работе. После чего следует принятие или отказ от проекта или принятие его альтернативного варианта, а также определение условий, при которых он должен реализовываться. После проведения ОВОС предполагается последующий контроль над соблюдением выработанных предписаний, а также над уровнем воздействия проекта на состояние окружающей среды и принятие мер для уменьшения вредных воздействий.

Требования ОВОС

Важным является соответствие степени детализации ОВОС характеру намечаемой деятельности и ее возможному вреду. Такая степень определяется заказчиком документации.

Участие общественности в процедуре – детализация гарантированных конституционных экологических прав. В судебной практике встречаются случаи, когда суд прямо указывает, что в отношении планируемой экономической деятельности проводится ОВОС. Причем такой род оценки осуществляется независимо от форм собственности субъектов экономической деятельности.

Согласно судебно-процессуальным нормам, сторона, требующая признания факта несогласования с общественностью или непроведения вообще ОВОС, должна представить на этот счет доказательства. Подобные случаи встречаются  практике внесения в суд протест работниками прокуратуры.

Помощь экологов «Экопроф» в оформлении проекта ОВОС

Мы анализируем исходные документы для разработки проекта ОВОС, готовим проект, согласовываем его с органами власти. Мы находим альтернативные, наиболее безопасные в экологическом отношении варианты организации деятельности компании и предлагаем конкретные мероприятия по соблюдению экологических требований. Список выполненных работ можно посмотреть в разделе «Наши проекты».

Мы помогаем сократить сроки оформления, избежать задержек и ошибок. Стоимость разработки проекта ОВОС устанавливается после анализа объёма работы. Чтобы обсудить задачу, уточнить сроки и цену, позвоните по телефону +7 (495) 789-44-15.

«… более 5 лет успешно работаем с ООО «Экопроф» в области экологического нормирования и проектирования. Выражаем благодарность за качественные и своевременно выполненные услуги…»

— И.А. Панферов, Заместитель генерального директора РШПСП ВОС

Порядок разработки ОВОС

Для проведения ОВОС необходимо:

Выявить основные факторы негативного воздействия на экологическую обстановку окружающей среды, опираясь на данные об осуществлении запланированной деятельности.
Определить начальные параметры и условия окружающей экологической обстановки, которые после начала деятельности могут оказаться под негативным влиянием.
Оценить предполагаемое воздействие на атмосферу, почву и воду.
Оценить предполагаемое воздействие на атмосферу, почву и воду с количественной точки зрения (рассчитывается по формуле).
Обосновать показатели ПДВ, создать перечень лимитирующих нормативов и правил, призванных сохранить устойчивое развитие предприятия в условиях сохранения и защиты окружающей среды.
Разработать план по снижению негативного воздействия на окружающую предприятие природу, принимая во внимание современные достижения и разработки в этой области, применение технологий по обереганию ресурсов и методик по защите окружающей среды.
Разработать программы мониторинга и контроля на каждом этапе проведения оценивания.
Подготовить материалы по оцениванию негативного влияния и рекомендованные условия для последующей деятельности предприятия.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. 

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.

— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Прохождение хозяйственной и иной деятельности

Если намечаемая хозяйственная деятельность имеет влияние на трансграничном уровне, ее оценка проходит через несколько этапов, цель которых – максимально эффективно провести анализ.

Во-первых, необходимо предварительно оценить и составить техническое задание (ТЗ) согласно которому будет происходить дальнейшая ОВОС. Заказчик должен иметь при себе документированную информацию о том, какие цели несет за собой реализация его хозяйственной деятельности, и за какой период времени он планирует осуществить ее. Также в документах должно быть указано место, где будет расположен объект. Оценка окружающей среды должна быть проведена до начала действия, чтобы узнать ее текущее состояние; более того, заказчик обязан в документах описать возможное воздействие на нее во время ведения своей деятельности. 

Замечание 1

Для регулирования такого вида деятельности существуют территориальные и отраслевые программы, которых нужно придерживаться во время планирования стратегии развития.

Исполнитель обязан проинформировать общественность о том, что планируется реализация новой деятельности, при этом сделать это он должен во время проведения предварительной оценки окружающих природных ресурсов. Для публикации заявления можно использовать издания федеральных исполнительных органов, которые занимаются регулированием положений о защите окружающей среды РФ. Информацию могут распространить и местные органы самоуправления, на территории которых планируется реализация этой хозяйственной или иной деятельности

Такие работы могут иметь региональный или муниципальный уровень важности, поэтому стоит учитывать влияние такого проекта на окружающие территории

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Правильное составление ТЗ для ОВОС

Вторым шагом после предварительной оценки будет составление ТЗ, которое впоследствии должны получить все участники процесса ОВОС; более того, общественность также будет иметь доступ к плану, но только на период проведения оценки. После того, как все участники ознакомились с заданием, производится анализ оценки воздействия на окружающую среду, результатом которой исполнитель должен сделать следующее:

  • охарактеризовать намеченную хозяйственную или другую деятельность, а также рассмотреть альтернативные варианты ее реализации – одним из таких может быть даже отказ от этой же деятельности;
  • проанализировать текущее состояние территории, чтобы оценить уровень потенциального воздействия на окружающую территорию во время реализации своего проекта;
  • для смягчения или предотвращения факторов, способных к негативному влиянию на окружающую среду, исполнитель может провести ряд мероприятий, которые будут способствовать улучшению экологии; для этого он должен заранее оценить их эффективность и сложность реализации;
  • постоянно работать над улучшением экологического мониторинга и контролировать этот процесс на протяжении всего времени ведения хозяйственной или иной деятельности.

Окончательное составление документации

Следующим этапом будет сбор и предоставление предварительного варианта всех материалов, которые должен выдать или сам исполнитель, или уполномоченное лицо, занимающееся ведением хозяйственной деятельности. Это нужно для того, чтобы информация попала в общественность – граждане и общественные организации могут предъявить свои письменные замечания и предложения. Их также необходимо будет впоследствии задокументировать и прикрепить ко всем материалам ОВОВ, которые будут предоставлены в конце общественных обсуждений.

После того, как все замечания были рассмотрены, формируется финальный вариант отчетности, после чего полный пакет документов ОВОС, к которому общество будет иметь полный доступ на время осуществления указанной деятельности.

 На сегодняшний день ОВОС рассматривается всего лишь как формальная экономическая процедура, а нормы, указанные в Положении, несут более декларативный характер. Стали учащаться случаи неправильного порядка проведения ОВОС, из-за чего заказчик впоследствии имеет множество проблем с предоставлением документов по просьбе государственной экологической экспертизы; то же касается и результатов инженерных изысканий

Исполнитель должен уделить должное внимание оформлению всех материалов по оценке воздействия его деятельности на окружающую среду, ведь вся эта информация является обязательной во время прохождения экологической экспертизы со стороны государственных органов

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector