Чем отличается налог от сбора

Основные черты сбора

Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.

Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.

4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К
участникам отношений, формирующихся в
рамках налоговой системы России и
регулируемых налоговым законодательством,
принято относить две категории организаций
и физических лиц, обязанных уплачивать
налоги и сборы, а также две категории
органов государственной власти,
уполномоченных контролировать данный
процесс, а именно:

организации
и физические лица, признаваемые в
соответствии с Налоговым кодексом
налогоплательщиками или плательщиками
сборов;

организации
и физические лица, признаваемые в
соответствии с Налоговым кодексом
налоговыми агентами;

налоговые
органы (федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов, и
его территориальные органы);

таможенные
органы (федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, подчиненные ему
таможенные органы Российской Федерации);

Чем отличается налог от сбора

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Физические и юридические лица

Физические и юридические лица

Природа возникновения обязательства

Является индивидуально безвозмездным платежом

Является условием совершения юридически значимых действий

Обязанность по уплате

Обязателен в силу закона

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Факты о налоге

Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:

  • на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
  • на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
  • на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом — например, казино или торговым центром.

Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне — власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.

Ключевой признак налога — его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.

Налог должен иметь:

  • объект (доход, прибыль, актив);
  • базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
  • ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).

Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.

Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.

Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета — в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры — в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.

Понятие налогового сбора

Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.


Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию. Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.

Разница между налогом и сбором

В соответствии с НК РФ, налог представляет собой индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях фин. обеспечения государства и муниципальных образований.

Сбор же, в соответствии с НК РФ, представляет собой взнос обязательного характера, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого:

  • Либо связана с ведением определенных видов предпринимательства на территории, на которой действует уплата взноса;
  • Либо является одним из обязательных условий совершения по отношению к плательщику сбора уполномоченными органами юридически значимых действий, в том числе предоставление прав и выдача спец. разрешений.

Понятие госпошлины

Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.

По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:

  • нотариального характера;
  • приобретения гражданства;
  • въезда и выезда из РФ.

Обязательна пошлина при регистрации:

  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • актов гражданского состояния;
  • прав собственности;
  • транспорта;
  • юридических лиц;
  • политических партий;
  • средств массовой информации.

Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:

  • за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
  • при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
  • за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.

Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.

Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

4.Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К
участникам отношений, формирующихся в
рамках налоговой системы России и
регулируемых налоговым законодательством,
принято относить две категории организаций
и физических лиц, обязанных уплачивать
налоги и сборы, а также две категории
органов государственной власти,
уполномоченных контролировать данный
процесс, а именно:

организации
и физические лица, признаваемые в
соответствии с Налоговым кодексом
налогоплательщиками или плательщиками
сборов;

организации
и физические лица, признаваемые в
соответствии с Налоговым кодексом
налоговыми агентами;

налоговые
органы (федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов, и
его территориальные органы);

таможенные
органы (федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела, подчиненные ему
таможенные органы Российской Федерации);

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги бывают нескольких видов, о каждом из которых будет написано ниже.

Акциз

Налог, включаемый в цену товаров из списка, утвержденного государством. Он обычно представляет собой фиксированную величину для какого-то конкретного товара, например, единицы, литра и т. п. В нашей стране акциз включается в стоимость сигарет, алкоголя и топлива, причем единой ставки не существует – она устанавливается на группы товаров в отдельности. 

НДС (налог на добавленную стоимость)

Является самым часто встречающимся косвенным налогом в России. Обложению данным налогом подвержены практически все товары и услуги, продаваемые на российской территории. Кроме того НДС используется и для ввоза продукции из-за границы.

Этот сбор играет ключевую роль в формировании казны государства и, согласно статистическим данным, доходы от сбора НДС составляют примерно 40% от общих поступлений в государственный бюджет.

Важно, что уплату НДС должен производить каждый субъект российского предпринимательства и бизнеса, который занимается реализацией товаров и услуг с учетом данного налога. Статьей 149 НК РФ утверждено, что НДС не облагаются такие виды товаров и услуг:

Статьей 149 НК РФ утверждено, что НДС не облагаются такие виды товаров и услуг:

  • Некоторые товары медицинского назначения и услуги по осуществлению медицинского ухода за гражданами, утратившими работоспособность.
  • На услуги, которые предоставляются компаниями по дошкольному воспитанию.
  • Когда помещения предоставляются в аренду зарубежным компаниям.
  • На пассажирские перевозки в городе и ритуальные услуги.

Весь список товаров и услуг, облагаемых НДС, утверждены в п.п. 1-34 п. 2 статьи 149 НК РФ. На все остальные категории устанавливается НДС трех видов:

  • 0% – для льготных групп, таких как, операции экспорта, международные перевозки, осуществление транспортировки газа и нефти, космическая сфера.
  • 10% – для некоторых типов продукции, таких как продукты питания, детские товары, лекарства, периодическая печать, авиаперевозки.
  • 20% – на все остальные товары и услуги.

Стоит отметить, что с начала 2019 года базовая ставка НДС была увеличена с 18 до 20% до настоящего времени. НДС подразделяется также на:

  • Исходящий – это когда продавец закладывает налог для потребителя в стоимость товара.
  • Входящий – когда продавцы расплачиваются за товар с поставщиками.

При верно оформленной отчетности входящий НДС принимают к вычету, то есть снижают за счет него сумму исходящего НДС. Таким образом, в госбюджет необходимо внести только разницу – сбор с добавленной стоимости той или иной продукции.

Таможенные сборы

Этот тип налогообложения применяется в отношении предпринимателей и организаций, которые занимаются ввозом товаров в нашу страну из-за границы. Для таможенных сборов не предусматривается фиксированной ставки тарифа, поскольку суммы выплат в государственный бюджет зависит от условий международных договоров, которые заключает Российская Федерация с зарубежными странами. Налоговые декларации, заполняемые импортерами, являются основанием для налогового вычета.

Государственные пошлины

Представляют собой непрямые отчисления в государственную казну. Они взимаются как плата за оказание тех или иных услуг государственными ведомствами, если у потребителя возникает необходимость в пользовании этими услугами. Сюда относятся: регистрация брака, оформление паспорта гражданина, постановка транспортного средства на учет в ГИБДД и т. п.

Помимо этого, косвенные налоги имеют такую классификацию:

  • Индивидуальные (акцизы) – облагается продукция, обладающая повышенным спросом, для того, чтобы в бюджет страны мог поступить определенный процент от сверхприбыли продавцов или производителей. Ими же происходит обложение продукции, которая способна нанести вред здоровью людей при злоупотреблении, например, табак и алкоголь. Сюда же относятся и предметы роскоши. Эти сборы представляют собой определенный процент от стоимости реализуемой продукции.
  • Универсальные, начисление которых происходит с учетом установленной наценки на товар или услугу на различных стадиях ее производства и продажи. Например, НДС, которым облагаются многие товары, за исключением некоторых категорий.
  • Фискальные, представляющие собой взнос, уплату которого производит физическое лицо или компания за оказание определенных услуг в рамках законодательства. Например, налог на выдачу лицензии, разрешения, регистрацию и оформление документов и налог с оборота.

Главное условие сопровождающее уплату сбора

Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.

Замечание 3

В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.

Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.

Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:

  • установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
  • предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что уплата сбора или какой-либо пошлины всегда сопровождается конкретной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Такой признак характеризует сборы, а также пошлины как индивидуальные платежи. Сбор в свое время взимается, обычно за обладание специальным правом (например, можно рассмотреть сбор за торговое право). Что касается пошлины, то она взимается в качестве определенной материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение тех, или иных юридически действий достаточно значимых для частного субъекта (например, рассмотрение и после принятие какого-либо дела к судебному рассмотрению, регистрация документов гражданского состояния, совершение действий нотариальной направленности).

Тем не менее, несмотря на специальный признак возмездности, сборы не имеют никакого отношения к платежам обязательного характера, которые в свое время вытекают из договора. Компенсация самому государству определенной части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве ситуаций просто не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых деяний, а определенная категория имеющая достаточную юридическую значимость действий, совершаемых для получения пользы или осуществляемых по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости – например, правосудие или же действия нотариальной направленности.

Замечание 4

Также стоит отметить, что все сборы в отличие от налогов имеют определенные способы нормативного установления правовой направленности. Налоги в свою очередь, вполне могут быть установлены только специальным законодательством о налогах, а также сборах. Установление сборов в свою очередь допускается конкретными документами других отраслей права. Так, в 11. статье Закона Российской Федерации от 1993 года 1 апреля № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого в свое время была подтверждена Конституционным органом судебной власти Российской Федерации (об этом говорится в. Постановлении № 16-П). Что же касается настоящего времени, то названный сбор отменен ввиду определенной замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.

налоги и их сущность. прямые и косвенные налоги.

Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя. Косвенные налоги можно разделить на 4 группы: Группа 1. Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями).

Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ).

Налогии их сущность

Духовныелица освобождаются от уплаты налогов.

Взиманиеналогов регулируется налоговымзаконодательством(см.налоговоеправо).Совокупность установленных налогов, атакже принципов,формиметодових установления, изменения, отмены,взимания и контроля образуютналоговуюсистемугосударства.

Подналогом понимается принудительноеизымание государственными налоговымиструктурами с физических и юридическихлиц, необходимое для осуществлениягосударством своих функций[

Налогне является начальной формой аккумуляцииденежных средств бюджетом.

Существоваломного видов поступлений в казну: даньс побежденных; контрибуции; домены -государственные имущества, приносящиедоход (земля, леса, вещные права, капиталы);регалии – промысловые источники доходамонопольного характера (казенныефабрики; железная дорога; таможенная,судебная, монетная и другие регалии);пошлины с вывоза и ввоза. Введение женалогов предполагает более высокийуровень развития правосознания иэкономики.

Прямые и косвенные

Ко́свенныйнало́г —налогна товары и услуги, устанавливаемый ввиде надбавки кценеилитарифу,в отличие отпрямыхналогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.

]Основныевиды косвенных налогов

  • Акциз— вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.
  • Налог на добавленную стоимость— вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
  • Таможенная пошлина— вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.
  • Экологический налог— вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Прямо́йнало́г —налог,который взимается государствомнепосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика.

Применительно к прямому налогу юридическиеи фактические налогоплательщикисовпадают. Фактический плательщик —получатель налогооблагаемого дохода,владелец налогооблагаемого имущества.

Прямые налоги представляют собойисторически наиболее раннюю формуналогообложения.

Прямыеналоги делятся на реальныеиличныеналоги.

Прямые налоги устанавливаютсянепосредственно на доход и имущество.Между субъектом и государством существуетпрямая связь: налогоплательщик сразучувствует налоговый гнет.

Отличительнаяособенность данного налога — относительносложный расчет его суммы. Прямые налоги— налог на прибыль; налог на имущество;налог на доходы физического лица. Налогна прибыль — налогом облагается прибыль,полученная налогоплательщиком.

Налогна имущество организаций — облагаетсяналогом движимое, недвижимое имущество,учитываемое на балансе в качествеобъектов ОС.

Объектомпрямого налога являются доход (заработнаяплата, прибыль, процент, рента и т.п.) истоимость имущества (земля, дом, ценныебумаги и т.п.) налогоплательщика, которыйодновременно выступает и сборщиком, иконечным плательщиком налога.

Источник налогов и их структура

Источник налога — это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два — прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера — источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога — это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Ответственность за неуплату/несвоевременную уплату

Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:

  1. Налоговую, она определяется ст. 122 НК РФ. Заключается в применении мер финансового характера к неплательщикам для восполнения убытка, который возник из-за неуплаты. Данный вид ответственности выражается в принудительном взыскании с должника недоимки, пени и наложении штрафных санкций.

  2. Уголовную, данный вид ответственности регламентируется ст. 198 и 199 УК РФ. Применяется для возмещения вреда, причиненного неплательщиком обществу. Может заключаться в привлечении нарушителя к административной ответственности, заключающейся в наложении штрафных санкций в крупном размере. В некоторых случаях может быть заведено уголовное делопроизводство, итогом которого может стать тюремное заключение.

Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Отличие налога от сбора

Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:

  • При установлении налога, чётко определяется его плательщик, а также подробно устанавливаются элементы налогообложения, то есть его размер, сумма, база и т.д., сбор же определяется лишь его плательщиком и суммой.
  • Налог может быть оплачен только в денежной форме, для сбора же нет таких чётких ограничений.
  • Суть налога заключается в его обязательности, даже принудительности, при отсутствии оплаты государство может использовать инструменты его взыскания, тогда как сбор имеет добровольный характер, однако, его неуплата означает невозможность получения какой-либо услуги от государства.
  • Система налогообложения существует с целью обеспечения функционирования института государства в целом, а сборы — для деятельности по определённым направлениям, либо функционирования отдельных его органов.
  • Оплата налога не влечёт каких-либо действий со стороны государства, тогда как после выплаты сбора плательщик получает какую-то услугу.
  • Сбор имеет фиксированный размер, расчёт налога может отличаться от его типа и плательщика. При оплате налога может также учитываться социальный статус его плательщика, при этом сумма сбора неизменна.
  • Оплата налога происходит на регулярной основе. Сбор взыскивается разово.

Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.

Виды

Представим специальные налоговые режимы 2020, общая характеристика дана в сводной таблице. Полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименования, принятые в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6% от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). Отчетность не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6%. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6%. Зависит от дохода.

УСН

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6% и для второго — 15% (региональные власти вправе уменьшить эти показатели до 1 и 5%).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в

6% или 15%. Зависит от дохода.

ЕНВД

Плательщик перечисляет 15% (региональные власти вправе уменьшить до 7,5%) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со , определены виды деятельности, на которых она применяется (регионы вправе расширить список).

15%. Постоянная.

СРП

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода.
ПСН

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в (регионы вправе уточнить список).

6%. Постоянная.
НПД Требуется онлайн-регистрация в приложении «Мой налог». Ставки: 4% — при получении доходов от физлиц, 6% — при получении доходов от юрлиц. По видам деятельности и по доходу — не более 2,4 млн в год. 4%, 6%. Постоянная.

Налог

Под налогом следует рассматривать обязательную выплату, которую вносят в государственный бюджет как физические, так и юридические лица.

Условно охарактеризовать это понятие можно следующими чертами:

  • обязательностью, так как каждый гражданин России должен уплачивать налог, о чем гласит НК РФ;
  • безвозмездная уплата денежных средств, так как при оплате налога плательщик в ответ ничего не получает;
  • выплаты не имеют целевого назначения, то есть денежные средства, поступающие в государственную казну, не используются для определенных целей, к примеру, для сферы образования или здравоохранения, а применяются для общих государственных нужд;
  • так как налог в первую очередь рассматривается как финансовая база деятельности страны, то уплата этого платежа должна осуществляться на постоянной основе;
  • в государственный бюджет должны поступать только денежные средства, иные виды выплат в качестве оплаты налога, согласно законодательству, не принимаются.

Все обязательные налоговые выплаты разделяют на 3 основные группы:

  1. Федеральный – платеж считается обязательным, действует на территории всей страны.
  2. Региональный – сумма и размер платежа устанавливается и вводится в действие субъектами РФ.
  3. Местный платеж устанавливается, согласно закону РФ, местными региональными органами властями, денежные суммы плательщики выплачивают по месту проживания.

Основные функции обязательного взноса таковы:

  • распределение денежных ресурсов путем перечислений из государственной казны в пользу малоимущих или менее защищенных российских граждан;
  • денежные средства, поступившие после уплаты налога, помогают регулировать государственный экономический процесс;
  • владея информацией по обязательным выплатам, государственные органы управления могут контролировать своевременное и полное поступление налоговых платежей.

Можно ли вернуть сбор и как это сделать

В некоторых ситуациях допускается возврат исполнительского сбора, уже фактически полученного приставами. Для этого применяется Постановление Правительства РФ № 550, где указаны три причины для возврата денег:

  • при отмене решения, которым был взыскан основной долг;
  • при отмене исполнительского документа (листа, приказа), по которому возбуждалось производство ФССП;
  • при отмене постановления о взыскании сбора.

При подтверждении этих причин можно обратиться с заявлением в подразделение ФССП, на чей депозит поступил сбор. К заявлению прикладываются доказательства, подтверждающее основание для возврата. На перечисление денег дается до 30 дней.

Если вам нужна помощь в связи с взысканием сбора, обратитесь к нашим юристам. Мы разъясним нюансы законодательства и судебной практики, поможем заполнить образцы заявлений и жалоб. С нашей помощью вы сможете добиться отмены санкции, рассрочить или отсрочить уплату исполнительного сбора.

Маргарита Холостова Финансовый управляющий

Александр Суранский Старший юрист по банкротству физ. лиц

Константин Миланьтев Финансовый управляющий

Дмитрий Комаров Юрист по банкротству физических лиц

Евгений Димитриев Юрист по банкротству физлиц

Полина Решетникова Юрист по банкротству физических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector