Что такое этнография и что она изучает?
Содержание:
- Вопрос №13
- Вопрос №24
- Верить или нет?
- Вопрос №19
- Вопрос №7
- Предмет исследований
- Для чего писать диктант по этнографии
- Вопрос №16
- Похожие термины:
- История
- Презентация на тему: » — НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.» — Транскрипт:
- Вопрос №22
- Вопрос №21
- Интересные факты
- Шаг за шагом
- Сказания и былины
- Народности нашей планеты
- Цены и режим работы Российского этнографического музея
- Вопрос №5
Вопрос №13
В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?
- а. Племянника по отцу
- б. Брата мужа
- в. Брата жены
- г. Дядю по матери
Правильный ответ: в
Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.
Вопрос №24
«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?
- а. Буряты.
- б. Уйгуры.
- в. Калмыки.
- г. Якуты.
Правильный ответ: г
«Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах
Верить или нет?
Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?
Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.
Вопрос №19
Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
- а. Ваша религиозная принадлежность
- б. Ваше гражданство
- в. Ваш родной язык
- г. Ваша национальная принадлежность
Правильный ответ: а
В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.
Вопрос №20
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
- а. Гусь
- б. Кухлянка
- в. Кисы
- г. Бурка
Правильный ответ: г
Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.
Вопрос №7
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
- а. Хомут, в который запрягают лошадь
- б. Серп, которым жнут зерновые в поле
- в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
- г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб
Правильный ответ: г
Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».
Вопрос №8
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
- а. Шашка
- б. Черкеска
- в. Папаха
- г. Пояс
Правильный ответ: а
Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.
Предмет исследований
Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.
Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.
Для чего писать диктант по этнографии
Вы сможете участвовать в диктанте удаленно, и это огромный плюс. Хотя это связано с распространением коронавирусной инфекции, но зато:
- вы не рискуете заразиться;
- можете участвовать из любых регионов России и других стран, где бы вы не проживали;
- использовать только те задания, которые касаются вашего региона проживания.
Специфика этнографического диктанта 2021 года состоит в следующем:
необходимо ответить на 30 вопросов;
из них 20 тестовых заданий способны проверить ваши знания на федеральном уровне;
10 вопросов теста относятся к знаниям по отдельным регионам (именно поэтому важно правильное указание региона при регистрации);
чтобы ответить на все вопросы выделяют 45 минут, как на школьном уроке;
как только заданное время истекает, диктант считается завершенным, даже если вы не ответили на все вопросы;
из 4 вариантов ответов нужно выбрать только один правильный;
тест завершится, вне зависимости от того, на сколько вопросов вы успели ответить;
рекомендуется быстрее ответить на те вопросы, на которые вы точно уверены в ответах. Пропускайте непонятные вопросы
Имеется возможность после вернуться к ним, если останется время;
завершение работы возможно в любое время. Вы сами должны определить, когда нужно закрыть работу. Ведь вы можете не знать ответы на все заданные вопросы.
Подготовиться к этнографическому диктанту рекомендуется заранее. Вы сможете сделать это до того, как начнете отвечать на вопросы теста. Для этого ищите информацию на доступных источниках в интернете.
Вопрос №16
Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:
- а. По национальности отца
- б. По национальности матери
- в. По родному языку
- г. По своему усмотрению
Правильный ответ: г
Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.
Похожие термины:
commercial ethnography) — использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, н
научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологич
Направление социолингвистических исследований, в котором отправным пунктом анализа служит речевой коллектив или другой социальный контекст, в связи с чем утверждается примат: 1) речи над языком; 2
ethnography of communication (EOC) греч. ethno- ‘раса, культура, народ’ + graph(os) ‘что-либо нарисованное или написанное’ — термин восходит к названию известной книги американского социолингвиста и антрополога Д. Хай
изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объя
направление исследований промышленных организаций, изучающее системы и практики организации труда в современном обществе. Ключевые исследования Э. р. связаны с работами по преимуществу социолог
основано в 1863 году при Московском университете. Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, со
основано в 1863 году при Московском университете (сначала как Общество любителей естествознания). Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, из
или “этнологичекий” — собрание карт, показывающих распространение различных элементов традиционной культуры, в сочетании с текстом и типологическими таблицами, поясняющими и объясняющими карт
(англ. — object of ethnography, нем. — Objekt Volkerkunde) . Основным объектом изучения этнографии (этнологии) являются этносы и другие историко-культурные общности. К числу основных исследовательских объектов этногра
(англ. — subject of ethnography; нем. — Gegenstand Volkerkunde) — характерные свойства ее основных объектов исследования — этносов, главным образом их традиционная бытовая (внепроизводственная) культура. Этому слою культ
то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотноше
как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающе
один из важнейших разделов этнографической науки, занимающийся исследованием на разные исторические периоды характерных черт и пространственного распространения элементов традиционной народн
карты, отражающие размещение этнографических явлений: различных элементов материальной и духовной культуры.
Совокупность людей какой-л. национальности, проживающих на определенной территории и отличающихся отдельными этнографическими особенностями: культурными, бытовыми, отличающимися от остальных п
Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется
(англ. — ethnic methodologie, нем
— ethnographische (ethnologische) Methodologie) — основные принципы познания объектов этнографии (как основных, так и частных); главное внимание уделяется обоснованию выделения основных ее объек
(англ. — ethnographic typology; нем
— ethnographische Typologie) — средство и метод познания этнографических явлений (объектов и процессов), основанное на их сравнительной классификации, т.е. разделения и группировки по те
Название предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства в данной местности. Э. не имеет аналогов в литературном языке. Напр., туес – сосуд из бересты.
История
Один из самых интересных музеев Санкт-Петербурга, а точнее, Петрограда появился благодаря воле последнего русского царя Николая II. Император в 1895-м году решил увековечить память своего недавно скончавшегося отца мемориальными выставками, посвященными, как правлению самого Александра III, так и всем народам, скорбевшим о потере государя. Среди инженеров объявили закрытый конкурс, продлившийся почти два года, где и победил архитектор Свиньин.
Строилось здание фактически 13 лет — только в 1916-м году были частично завершены отделочные работы, из Европы привезены дорогие витрины и специальная мебель из редких пород дерева, которое выдерживало бы суровый петербуржский климат. Однако никаких торжественных открытий не было — все экспонаты решили показывать только приближённым ко двору Романовых и почётным зарубежным гостям — послам и артистам.
Октябрьская революция окончательно решила судьбу выставок — к 1923-му году они стали народным достоянием, правда с некоторыми изменениями в экспозициях. Излишние упоминания об Александре III были удалены, а залы полностью заняли богатейшие этнографические коллекции Русского музея. Статус самостоятельного учреждения оформился в 1934-м, через 10 лет после разрушительного наводнения, из-за которого пришлось ремонтировать половину залов.
За войну и блокаду Ленинграда музей был на грани полного разрушения — как минимум четырежды он попадал под немецкие бомбардировки, а один из снарядов разорвался в главной галерее. Здание решили законсервировать, и ремонтные работы продлились почти 15 лет — не без помощи коллег из Москвы смотрители восстанавливали утраченные коллекции, проявляли чудом сохранившиеся плёнки и заново отстраивали залы со сгоревшими перекрытиями.
В 1970-х расширенный Музей народов СССР получил статус научно-исследовательского центра. От него по всей стране организовывались экспедиции на Крайний Север, Кавказ и другие удалённые регионы. Благодаря самоотверженному труду этнографов, коллекции пополнились на сотни тысяч единиц хранения. Большинство экспонатов — ценнейшие подлинники, изготовленные вручную с соблюдением всех старинных технологий, многие из них давно утрачены.
После распада Советского Союза музей включили в список объектов Культурного Наследия РФ. Сегодня учреждение работает по нескольким ключевым направлениям — изучение и сохранение народного наследия страны, а также масштабная просветительская работа. Ежемесячно здесь проводятся лектории и семинары, в том числе с приглашёнными из-за рубежа профессорами, музей активно налаживает связи с десятками стран, включая Азию и Латинскую Америку.
Презентация на тему: » — НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.» — Транскрипт:
2
— НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» — народ, «графо» — пишу) – народоописание.
3
До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Латинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.
4
Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших времен. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведенные этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, живших тысячи лет назад.
6
Жизнь некоторых народов Азии, Африки, Латинской Америки мало изменилась с древнейших времен
7
Этнографы собирают предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения разных народов. Собранные материалы хранятся в этнографических музеях.
11
Какие типы жилищ распространены в вашем крае, области? Если какой-то старый район вашего города предназначен под снос, зарисуйте или сфотографируйте дома и улицы этого места. Пройдет время, и эти рисунки или фотографии станут важными историческими документами.
12
Старинные орнаменты, бережно сохраненные этнографами, также являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни украшение. Он представляет собой равномерное чередование линий, красок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всем мире он используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.
15
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания и мифы. Древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов. Греческого слово «предания», «сказания».
16
Повествования и поэтические сказания о богах, непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не записывал. Но их хорошо знали и любили в народе.
17
Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а продолжают жить в последующие времена, только по-иному: становясь книгами, кинофильмами музыкальными произведениями, живописными полотнами.
18
История отражается и в песне. В песнях народов мира поется о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочиненных в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
19
Домашнее задание Рабочая тетрадь: С задание 11.
Вопрос №22
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?
- а. .Синдбад-Мореход.
- б. Ходжа Насреддин.
- в. Алладин.
- г. Али-баба.
Правильный ответ: б
1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве.
Вопрос №23
Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?
- а. Якиманка.
- б. Китай-город.
- в. Замоскворечье.
- г. Марьина Роща.
Правильный ответ: б
Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке. Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве.
Вопрос №21
Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.
- а. Балчуг.
- б. Теплый Стан.
- в. Ордынка.
- г. Маросейка.
Правильный ответ: а
В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой.
Интересные факты
Центральной частью мемориальной экспозиции по изначальной задумке Николая II должен был стать огромный бронзовый памятник Александру III, выполненный в античной стилистике. Сбыться планам не удалось — после 1917-го года все изображения августейшего отца были уничтожены, вместе с гипсовым эскизом будущего монумента. С тех пор единственный уцелевший бронзовый памятник «царю-миротворцу» в Санкт-Петербурге стоит рядом с Мраморным дворцом.
Одновременно со строительством музейного здания далеко в Германии готовилось беспрецедентное для страны оборудование — дезинфекционная камера. Помещение предназначалось для «консервации» и антисептической обработки поступающих экспонатов, которых уже на момент открытия насчитывалось несколько тысяч. Историческая комната работает и сейчас, и даже часть инвентаря в ней чудом пережила блокаду и сохранилась, спустя целый век.
Мраморный зал этнографического музея — жемчужина не только архитектурной, но и нетривиальной инженерной мысли. Высота свода в нём — 17 метров, потолочные блоки лежат на 28 колоннах, вес каждой — более 20 тонн. Весь нижний уровень — горельеф протяжённостью 96 метров, где каждая скульптура из 183 ростовых фигур — представитель конкретной народности. С «натуры» вылеплен только один образ — это портрет великого русского писателя Льва Толстого.
В рамках изучения культурных феноменов Русского Севера в 2004–2005-м годах была организована беспрецедентная экспедиция «От Белого моря до Берингова пролива». В течение нескольких месяцев отряды этнографов на всех видах транспорта — по земле, воде и воздуху, посетили сотни полузабытых деревень, монастырей и природных объектов. Путешествие легло в основу нескольких масштабных исследований, пополнивших экспозиционные витрины.
Каждый вторник в стенах музея проводится уникальная программа, задача которой — познакомить людей с культурой и бытом народов России. Сюда приглашаются лекторы из Сибири и Кавказа, устраиваются живые концерты этнической музыки, конкурсы, театрализованные выступления и мастер-классы ремесленников, работающих в прикладном жанре. Доплачивать за посещение не нужно — за редким исключением всё включено в стоимость билета.
После событий 2014-го года один из залов, посвящённых российскому Югу, получил новое название — «Народы Кавказа и Крыма». Вернувшийся домой полуостров пополнил постоянные выставки витринами о быте и истории крымско-татарских поселений. Впрочем, основная экспозиция продолжает расширяться и сегодня, а экскурсоводы регулярно напоминают, что история отдельно взятых этносов развивается непрерывно вместе с огромной страной.
Chatsam
Шаг за шагом
Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.
Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.
Сказания и былины
Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества
Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена
Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.
Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.
Народности нашей планеты
Этнография – это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.
Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась
Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад
Цены и режим работы Российского этнографического музея
Стоимость билета фиксирована — 350 рублей для обычных посетителей, 200 рублей для льготной категории, куда входят пенсионеры РФ и Беларуси, студенты и курсанты государственных учебных заведений. Для детей до 16 лет стоимость билета — 100 рублей. Скидка предоставляется только при наличии подтверждающего документа (студенческий билет, удостоверение и т. д.) — его нужно предъявить кассиру.
Правом на бесплатное посещение музея могут воспользоваться:
- Дети до 3 лет, независимо от гражданства;
- Люди с инвалидностью I и II групп вместе с одним сопровождающим лицом;
- Ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда;
- Кавалеры ордена Славы, герои Советского Союза и РФ;
- Солдаты срочной службы, участники боевых действий в локальных конфликтах;
- Гиды и переводчики, возглавляющие группы на забронированных экскурсиях;
- Сотрудники государственных музеев РФ;
- Обладатели карты «Друзей этнографического музея».
Дни открытых дверей объявляются:
- Первое воскресенье каждого месяца — для всех желающих;
- Первый четверг каждого месяца — для студентов;
- Каждый четверг — для курсантов военных и военно-морских училищ.
Стоимость билетов на коммерческие и привозные выставки в 2021 году начинается от 600 рублей. Льготникам предусмотрена скидка в 40%, независимо от цены.
Группа Российского этнографического музея Вконтакте
Вопрос №5
Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
- а. Калуга
- б. Мамонт
- в. Белуга
- г. Морж
Правильный ответ: б
Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность
Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.