Договор транспортной экспедиции

Содержание:

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н)

При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Документальное оформление транспортной экспедиции

Как же подтвердить факт исполнения своих обязательств экспедитором? По правилам Закона №1955 этот факт должен быть подтверждён единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь груза от пункта его отправки до пункта его назначения. Среди таких документов, кроме договора международной перевозки грузов, указывают:

  • авиационную грузовую накладную (Air Waybill) — при перевозке авиационным транспортом;
  • международную автомобильную накладную (CMR);
  • накладную СМГС ‒ при железнодорожных перевозках;
  • коносамент (Bill of Lading) — при перевозке морским транспортом;
  • накладную ЦИМ (CIM);
  • грузовую ведомость (Cargo Manifest);
  • другие документы, определенные законами Украины (например, ТТН).

Поскольку ТТН будет фиксировать только факт перевозки, в отношении непосредственно экспедиторских услуг составляется акт приемки-передачи выполненных услуг.

Ответственность сторон в договоре транспортной экспедиции

Сразу отметим, что ни в Гражданском кодексе Украины, ни в Законе №1955 ответственность участников транспортной экспедиции четко не урегулирована. Можно смело сказать, что этот вопрос регулируется только общими положениями об ответственности сторон за нарушение договора. Именно поэтому мы рекомендуем клиенту и экспедитору (сторонам) детально прописать этот вопрос в самом договоре. А мы вам в этом с радостью поможем.

Обращаем ваше внимание на такие нюансы

  1. Экспедитор несет ответственность за действия привлеченных третьих лиц как за свои собственные. В случае нарушения последними условий договора, экспедитор должен компенсировать заказчику все понесенные убытки, а уже в дальнейшем он вправе обратиться к виновным для взыскания с них понесённого ущерба (регресс).
  2. Ответственность экспедитора за организацию перевозки, в том числе за сроки в договоре перевозки, своевременную подачу транспортного средства на разгрузку и погрузку, а в случае согласования сторонами ‒ за таможенное оформление груза и другие смежные услуги. В данном случае сторонам следует в договоре прописать все возможные риски в работе, штрафные санкции за нарушение сроков и условий перевозки, доказательства таких нарушений (например, составление актов, фиксирование и т.д.) и сроки для выполнения обоснованных требований другой стороны.
  3. Ответственность экспедитора за груз, в частности за полную сохранность груза. В данном случае сторонам следует четко прописать в договоре, какая сторона осуществляет погрузку / разгрузку, как другая сторона проверяет качество данных процессов и порядок внесения замечаний.
  4. Обычно, если при транспортировке груза было допущено повреждение или уничтожение груза, экспедитор обязан в полном объеме возместить убытки, которые понес клиент в результате повреждения или уничтожения товара.

То есть можно сделать вывод, что ответственность клиента и экспедитора по договору транспортной экспедиции следует тщательно прописывать в договоре.

Образец бланка договора транспортной экспедиции

Предлагаем бесплатно скачать образец бланка договора транспотной экспедиции, актуальный в 2018 году:

  • Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в Word.
  • Бланк договора транспортной экспедиции 2021 года в PDF.

Заполняйте договоры транспортной экспедиции и другие документы быстро и без ошибок – начните пользоваться сервисом КУБ.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?

С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.

Начать использовать КУБ прямо сейчас

14 днейБЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП

Выгоды экспедирования для частных грузоперевозчиков

Принимая заказы на транспортно-информационном сервисе Transportica, неопытные владельцы частного автотранспорта путают договор транспортной экспедиции и договор перевозки, отличия между которыми заключаются в разной степени ответственности за груз.   Опытные водители грузовых автомобилей, понимая свою ответственность, уже при приемке груза непроизвольно выполняют некоторые обязанности экспедитора:

  • проверяют целостность и крепость тары, ее маркировку;
  • проверяют правильность заполнения накладной;
  • руководят погрузочными работами, правильно размещают и штабелируют ящики или паллеты в кузове грузового авто;
  • закрепляют неустойчивую тару;
  • регулярно проверяют груз в пути.

За исключением последнего пункта, такие работы формально не входят в обязанности водителя. При обычных условиях перевозки грузов эти усилия отдельно не оплачиваются. Но ответственность экспедитора не ограничивается указанными работами. Вместе с тем, договоры с экспедированием оплачиваются по более высоким расценкам, что выгодно грузоперевозчику. Опытным автотранспортным компаниям хорошо известны нюансы и «подводные камни» договоров экспедирования. Сложные перевозки с экспедированием зачастую невозможно провести без спецтранспорта, привлечения грамотных логистов, собственного склада или аренды помещений в проверенном транспортном терминале. Для частных автоперевозчиков ценность сервиса «Transportica» заключается в возможности отказаться от заключения трудновыполнимых договоров.Если вы выполняете грузоперевозки на хорошо оборудованном грузовике, знаете транспортную документацию, чувствуете уверенность в своих силах, на транспортно-информационном сервисе «Transportica» всегда можно найти выгодные договоры с экспедированием грузов.Заключая договор транспортной экспедиции, можно не копировать полностью все пункты обязательств. Сервис «Transportica» не вмешивается в переговорный процесс между сторонами грузоперевозки, все вопросы владельцы автотранспорта и заказчики решают путем переговоров.     Правильно оформленный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом выгоден обеим сторонам добросовестной транспортной сделки. Он повышает ответственность грузоперевозчика, совмещающего обязанности водителя и экспедитора. Для заказчиков перевозки доставка грузов автомобильным транспортом становится более безопасной, при хищениях или повреждениях товаров, договоры становятся юридическими основаниями для возмещения ущерба.  

Порядок расчетов

Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:

  • фиксированная сумма;
  • определенный процент от определенной суммы;
  • тариф, который устанавливает экспедитор.

В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.

Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.

Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.

Нормативная база договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг

Отношения в сфере транспортной экспедиции регулируются Гражданским кодексом Украины 16.01.2003 г. № 435-IV, Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, законами Украины «О транспорте» от 10.11.1994 г. № 232/94-ВР, «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-XII, «О транзите грузов» от 20.10.1999 г. № 1172-XIV, Законом №1955, а также другими нормативно-правовыми актами.

Также заметим, что эта деятельность может попадать в зону действия Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII. Почему? Так как если экспедитор сам будет перевозить опасные грузы, эта деятельность будет подлежать лицензированию. Но не стоит переживать, непосредственно транспортно-экспедиторская деятельность не требует лицензирования.

Участники транспортной экспедиции

Поскольку организация перевозок – это масштабный процесс, то в нем участвует много людей. Среди участников транспортной экспедиции можно назвать клиентов, перевозчиков, транспортных агентов, таможенных брокеров и других лиц, которые связаны с перевозкой грузов.

Но самым главным участником является, конечно же, экспедитор. Исходя из вышеуказанного, можно догадаться, что экспедитор ‒ это субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, указанных в договоре. Экспедиторами могут быть как юридические лица, так и физические лица ‒ предприниматели.

Более того, законодательство разрешает экспедиторам заключать договора с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и другими участниками для выполнения поручений клиентов. Не стоит переживать, в этом нет ничего страшного. В отношениях с такими лицами экспедитор может выступать либо от своего имени, либо от имени клиента в зависимости от того, что прописано в договоре. Но если вдруг третье лицо нарушит свое обязательство, перед клиентом отвечать будет именно экспедитор.

Кстати, клиентом считается лицо, которое поручает экспедитору выполнить или организовать выполнение услуг транспортной экспедиции и оплачивает их (абз. 5 ст. 1 Закона № 1955). Кстати, им тоже может быть как юрлицо, так и физлицо.

Порядок отражения договоров транспортной экспедиции в бухгалтерском и налоговом учете

К сожалению, налоговое и бухгалтерское законодательство не содержит специальных норм, определяющих порядок бухгалтерского и налогового учета операций, совершаемых в рамках договора транспортной экспедиции. Это, в свою очередь, порождает многочисленные проблемы, с которыми на практике сталкиваются бухгалтеры организаций, оказывающих экспедиторские услуги.

В бухгалтерском учете у клиента расчеты с экспедитором отражаются следующими записями:

           Содержание операции          
    Дт    
  Кт  
        Первичный документ       
Перечислен аванс экспедитору            
   60-1   
  51  
Выписка банка по расчетному счету
Произведен зачет  ранее выданного авансапосле выполнения условий договора       
   60-2   
 60-1 
Бухгалтерская справка            
Учтены затраты, связанные с исполнением договора транспортной экспедиции        
20 (26.91)
 60-2 
Бухгалтерская справка            
Отражена сумма НДС по затратам          
    19    
 60-2 
Счет-фактура                     

С точки зрения экспедитора данная финансово-хозяйственная операция будет выглядеть следующим образом:

           Содержание операции          
    Дт    
  Кт  
        Первичный документ       
Получены средства от клиента            
    51    
 62-1 
Выписка банка по расчетному счету
Отражена сумма полученного аванса       
   62-1   
 62-2 
Бухгалтерская справка            
Начислен НДС с суммы полученного аванса 
   62-2   
  68  
Счет-фактура                     
Оплачены услуги перевозчика             
    76    
  51  
Выписка банка по расчетному счету
Стоимость перевозки отнесена            на счет клиента                         
   62-1   
  76  
Бухгалтерская справка            
Признана в бухгалтерском учете выручка  от оказания экспедиторских услуг        (вознаграждение)                        
   62-3   
  90  
Отчет экспедитора,               акт выполненных работ            
Начислен НДС с суммы вознаграждения     
    90    
  68  
Счет-фактура                     
Принята к вычету сумма НДС, начисленная с аванса                                
    68    
 62-2 
Бухгалтерская справка            
Списана себестоимость посреднических    услуг                                   
    90    
20(26)
Бухгалтерская справка            
Зачтена сумма полученного аванса        
   62-2   
 62-3 
Бухгалтерская справка            

Доходом экспедитора, учитываемым при налогообложении прибыли, по данной сделке является только его вознаграждение. Расходы, произведенные экспедитором во исполнение договора и возмещаемые клиентом, не увеличат налогооблагаемую базу экспедитора в целях определения налога на прибыль.

При этом следует руководствоваться пп.9 п.1 ст.251 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Аналогично расходы, которые возмещаются клиентом экспедитору, не учитываются последним в целях налогообложения прибыли на основании п.9 ст.270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

В целях исчисления НДС согласно ст.156 НК РФ налогооблагаемая база у экспедитора определяется как сумма вознаграждения экспедитора, без включения в нее сумм возмещаемых расходов.

Е.Салмина

Руководитель отдела

методологии налогового аудита

и консультирования МКПЦН

Что указывают в договоре

Законодательством РФ участникам правоотношений по перевозке грузов предоставлена свобода в определении условий сделки.

ВАЖНО!
Принимаемые условия не должны противоречить положениям ГК РФ.

Соглашение оформляется в письменной форме. В своей структуре договор на грузоперевозки содержит следующие части:

  1. Определение сторон (дата и место подписания, указывается полное наименование организаций и полномочных представителей).
  2. Предмет сделки (определяется суть правоотношений: одна сторона принимает обязательство по перевозке, другая сторона обязуется оплатить).
  3. Оплата (стоимость оказываемых услуг по перевозке, порядок оплаты, момент исполнения обязательства по оплате).
  4. Права и обязанности сторон (указываются действия, которые должны выполнить оба участника сделки; рекомендуем подробнее прописывать этот раздел, если поставляемый товар является технически сложным, дорогостоящим или скоропортящимся).
  5. Подача транспортных средств и погрузка (в том числе указывают особые требования к креплению, порядку разгрузки или особенности погрузки; чьими силами осуществляется погрузка и разгрузка).
  6. Ответственность (в этом разделе договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов устанавливает пределы обязательств по возмещению вреда; с какого момента грузоперевозчик отвечает за вверенный товар; штрафы за несвоевременную оплату или нарушение сроков перевозки).
  7. Форс-мажор (рекомендуем внимательно отнестись к этому разделу для рассматриваемой категории сделок, он является наиболее актуальным, так как маршрут грузоперевозчика нередко проходит через территории многих субъектов или стран, поэтому вероятность наступления непредусмотренных обстоятельств возрастает).
  8. Разрешение споров (стороны определяют порядок досудебного урегулирования; срок рассмотрения претензий; наименование суда, в котором рассматривается дело в случае спора).
  9. Реквизиты и подписи сторон (указывается сокращенное наименование, ИНН, ОГРН, банковские реквизиты; ставятся подписи уполномоченных представителей).

На законодательном уровне шаблон договора не установлен, поэтому использование вышеуказанного порядка расположения условий в документе является необязательным. Рекомендуем придерживаться установленной структуры, потому что она является более понятной и общепринятой на основании складывающейся практики в области правоотношений по грузоперевозкам.

Понятие транспортно-экспедиторской деятельности

Определение понятия «транспортная экспедиция» легко можно найти в Законе Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV (далее – Закон №1955). Ее суть сводится к предпринимательской деятельности по организации и обеспечению перевозок груза. Проще говоря, под таким длинным названием «транспортно-экспедиторская деятельность» скрывается более короткое «организация перевозок». То есть на плечи экспедитора ложится обязанность не просто перевезти груз, как в обычном договоре перевозки пассажиров и грузов, но и организовать перевозку груза.

Отправителям груза не нужно самим осуществлять страхование груза, оформлять товарно-транспортные документы, заключать отдельные договора с другими возможными участниками процесса. За все это будет отвечать сам экспедитор. Именно благодаря этому транспортно-экспедиторские услуги пользуются большим спросом и договор транспортной экспедиции получил еще условное название «договор об организации перевозки грузов».

Права и обязанности экспедитора

Законодательством очерчен круг прав и обязанностей экспедитора. При этом стороны вправе расширить этот круг при заключении договора транспортной экспедиции. Итак, экспедитор имеет право:

  1. действуя в интересах клиента, отступать от требований по поводу маршрута, вида транспорта, порядка выполнения услуг транспортной экспедиции (получив заранее согласие клиента);
  2. возместить расходы, которые были проведены в интересах клиента (по условиям договора);
  3. до получения надлежащих ему платежей по договору придерживать груз (если иное не указано в договоре).

Среди обязанностей экспедитора указаны только базовые требования:

  • предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договору и указаниями клиента;
  • в случаях, когда невозможно уведомить клиента об отступлении от его требований, действовать на свое усмотрение и как только станет возможным, уведомить клиента.

Основные и дополнительные документы при автомобильных грузоперевозках

С точки зрения украинского законодательства и дорожной инспекции основным документом для грузоперевозки остается товарно – транспортная накладная (ТТН). Кроме нее, дорожным инспекторам нужно предъявлять:

  • водительское удостоверение;
  • регистрационные документы (включая документацию о владении грузовиком, праве на управление);
  • санитарный паспорт (нужен при перевозке продуктов);
  • обязательный страховой полис;

При остановках инспекторами дорожной полиции дополнительные документы и договоры на груз водитель может не предъявлять (за исключением транспортировки крупногабаритных и опасных грузов, которые требуют наличия лицензии).Одним из главных разделов документа для водителя становятся графы «Принял груз» и «Сдал груз». С подписи водителя в первой графе начинается сфера ответственности за сохранность и безопасность груза. При этом грузоперевозчика не волнуют условия складского хранения закрытой тары (у грузоотправителя и получателя) и правильность проведения такелажных работ (погрузки и разгрузки). При международных автоперевозках основным грузосопроводительным документом является накладная CMR.    

В международной накладной CMR, несмотря на большое количество разделов, сведения о транспорте и грузе подобны украинской накладной. При международных автоперевозках украинские водители не сталкиваются со сложностями оформления экспортных или импортных товаров, этим занимаются грузоотправители или юридические фирмы.

Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно  договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Сами  экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К  основным услугам относятся:

  • организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают в себя:

  • получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения)

Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.

Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.

Условия договора

Договор перевозки в первую очередь является договором присоединения. Это значит, что отправитель груза либо присоединяется к условиям, установленным транспортно-экспедиционной организацией, либо лишается возможности воспользоваться ее услугами.

То есть перевозчик является тем, кто диктует отправителю стоимость перевозки, правила погрузки и разгрузки и т.д.

Именно поэтому разовый договор перевозки не предполагает составление некоего документа, который устанавливал бы права и обязанности сторон, содержал бы в себе нотификации о предмете и прочие атрибуты общепринятой формы договора. Правоотношения с экспедиционной организацией в силу критерия присоединения оформляются в виде транспортной накладной. Более подробно ознакомиться с условиями договора грузоперевозки вы можете в соответствующей статье на нашем сайте.

Следует понимать, что договор транспортно-экспедиционных услуг – это не разовый договор перевозки, а контракт, подразумевающий выполнение серии перевозок в течение определенного времени, например, в течение сезона уборки урожая.

Смысл подобного договора состоит в оформлении длительных правоотношений, в ходе которых экспедиционная компания оказывает определенному грузоотправителю множество услуг, что выгодно обеим сторонам договора. Грузоотправитель получает возможность пользоваться более гибкими тарифами и иными преференциями, а перевозчик обеспечивает себе стабильный фронт работ.

Следовательно, предметом договора транспортно-экспедиционных услуг будет не конкретная грузоперевозка, а собственно услуга, которую экспедиционная организация берется предоставлять, а грузоотправитель – оплачивать.

К существенным условиям договора будут относиться:

  1. предмет договора. В него могут входить не только транспортные услуги, но и погрузочно-разгрузочные работы, складирование товаров на депозитах транспортной организации, сопровождение груза, декларирование груза на таможнях и т.д.;
  2. срок договора;
  3. цена договора. Стоимость может определяться как в общей сумме на определенный период времени при однотипных перевозках, так и на каждую грузоперевозку в отдельности, на складирование единицы товара, за час погрузки.

Опционально устанавливаются штрафные санкции, условия расторжения договора, виды документов на перевозку грузов, способы и сроки оплаты, график осуществления грузоперевозок.

Предмет договора транспортно-экспедиционных услуг

Именно этот пункт в договоре принято считать самым существенным. Именно он рассматривается на суде в том случае, когда между сторонами возникают споры. В данном пункте обычно указывают все те виды операций, которые заказывает клиент.

Так, стороны могут договориться о доставке грузов определенным видом транспорта. Также в договоре необходимо прописать запланированный маршрут следования автотранспорта. Помимо всего прочего, в список основных услуг, которые обязан выполнить экспедитор входит: заключение договора на оказание конкретных видов услуг; отправка товаров, получение груза, оформление необходимых документов, успешное прохождение таможни, проверка качества и комплектации груза, хранение товаров, уплата обязательных сборов и многое другое.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции стоит заключать только в письменной форме во избежание размолвок между клиентом и экспедитором и для подтверждения взятых на себя обязательств. Суть подобных договоров сводится к одному: экспедитор обязуется за плату клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом экспедитор может быть либо непосредственно исполнителем всех услуг, либо может привлекать к выполнению договора третьих лиц. В последнем случае экспедитор выступает в качестве посредника.

Напомним, что договор будет считаться заключенным, если клиент и экспедитор в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям

Поэтому в договоре транспортной экспедиции важно указать:. сведения о сторонах договора:

сведения о сторонах договора:

  1. для юридических лиц ‒ резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код;
  2. для юридических лиц ‒ нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;
  3. для физических лиц ‒ граждан Украины: ФИО, место жительства и индивидуальный идентификационный номер;
  4. для физических лиц ‒ иностранцев и лиц без гражданства: ФИО (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;
  • информацию об услуге;
  • информацию о грузе;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • размер платы экспедитору;
  • информацию о порядке расчетов;
  • пункты отправления и назначения груза;
  • порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;
  • срок (период) выполнения договора;
  • любые другие условия, по которым стороны достигнут соглашения.

Как заполнять договор транспортной экспедиции?

Обязательное требование – ДТЭ составляется только в письменной форме. Перед его составлением и заключением заказчик обязан передать исполнителю данные о самом грузе, пункте доставки, обеспечить другой информацией, необходимой для выполнения услуги. После получения информации экспедитор определяет способ доставки, предлагает его заказчику.

Все условия вносятся в договор, который имеет типичную для соглашений структуру.
Так, ДТЭ содержит следующие пункты:

  1. Данные подписантов – указываются во вводной части
  2. Предмет соглашения
  3. Стоимость договора и порядок оплаты, другие финансовые вопросы
  4. Права исполнителя и заказчика, их обязанности
  5. Ответственность за невыполнение условий соглашения
  6. Порядок разрешения споров
  7. Порядок изменения условий договора и его расторжения
  8. Реквизиты исполнителя и заказчика.

В документе детально указывается каждый элемент предусмотренного комплекса услуг, направленного на доставку груза из одного пункта в другой. Кроме того, сам объект перевозки детализируется, указываются его характеристики: вид, номер, цвет, вес, количество, модель и другие данные. Обязательно записывается его состояние – исправное или нет, новое или бывшее в употреблении.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн?
С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.

14 днейБЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП

Подводим итоги по теме договора транспортной экспедиции:

  1. Транспортно-экспедиторская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, суть которой сводится к организации и обеспечению перевозок груза.
  2. Договор транспортного экспедирования состоит в следующем: экспедитор обязуется за плату клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Заключается только в письменной форме.
  3. Факт исполнения своих обязательств экспедитором должен быть подтверждён единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь груза от пункта его отправки до пункта его назначения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector