Экспертиза авто

Как и когда нужно провести экспертизу самостоятельно

Правила, по которым осуществляют независимую экспертизу, утверждены Банком РФ (Положение № 433-П от 19.09.2014). Этим положением устанавливается определённый порядок проведения оценки, который условно состоит из трёх этапов:

  1. Организационные вопросы.
  2. Осмотр повреждений машины с фотофиксацией.
  3. Формирование отчёта по итогам исследования.

Детальное рассмотрение каждого этапа позволяет сложить общее представление о том, как сделать независимую оценку повреждений авто после ДТП до обращения в страховую организацию.

Этап 1. Организационные вопросы

Во время первой встречи или консультации по телефону сотрудники оценочной компании получают от автовладельца информацию о виде страховки и основных повреждениях, полученных автомобилем при ДТП.

Далее заключают договор с оценочной компанией, оплачивают услугу по проведению независимой экспертизы, представляют необходимые документы. Договор и квитанция об оплате — основания для взыскания стоимости экспертизы с виновника аварии в судебном порядке.

Затем заказчик и техник-эксперт договариваются о деталях проведения осмотра ТС — определяют дату и место осмотра машины:

  • на специальной площадке экспертной организации;
  • в автосервисе;
  • по месту нахождения ТС, если оно не может самостоятельно двигаться.

Заказчик уведомляет о проведении независимой экспертизы виновника аварии и страховую организацию.

Этап 2. Осмотр повреждений машины

Во время исследования повреждённого ТС осуществляется фотофиксация номера кузова, пробега, повреждений. При этом заказчик заинтересован в том, чтобы было зафиксировано каждое из них, а приглашённый виновник ДТП вместе с представителем страховщика стремятся исключить возможность фиксации повреждений, которые были получены до аварии.

Экспертом составляется акт осмотра ТС, а заодно и отчёт о результатах исследования. Заказчику предоставлено право вносить замечания в содержание акта осмотра.

Согласно акту осмотра рассчитывают стоимость ущерба. Для этого используют специальные программы.

Этап 3. Формирование отчёта

На основе полученных данных эксперт формирует отчёт со следующей информацией:

  • полный список повреждений авто и характеристика сложности каждого из них;
  • причины повреждений;
  • технология восстановительного ремонта, его объём;
  • стоимость ремонтных работ на основе калькуляции;
  • полная сумма ущерба и необходимых расходов.

Отчёт подписывается экспертом и руководителем оценочной организации.

Что делать с экспертными результатами дальше

Закон об ОСАГО (ст. 19) прямо указывает на то, что до обращения с заявлением в суд необходимо предъявить в страховую организацию претензию, в которой отразить несогласие с решением страховщика и требование произвести необходимую доплату. Копия отчёта прикладывается к претензии как доказательство реального расчёта компенсации.

Претензия направляется в страховую организацию одним из способов:

  • лично — в этом случае следует убедиться, что претензию зарегистрировали, а на 2-ом экземпляре проставили отметку о принятии, указали дату, поставили подпись;
  • заказным письмом — обязательно с уведомлением о вручении.

Страховая компания обязана дать ответ в течение пяти дней с даты получения претензии. После этого владелец автомобиля имеет все основания для обращения в суд.

Нужна ли независимая экспертиза после ДТП в 2021 году

Некоторые водители считают, что законодательство могло измениться, и отпала необходимость в услугах таких экспертов. Они ошибаются сами и дезинформируют своих знакомых. Порядок действий остался прежним. Вот перечень ситуаций, когда действительно стоит обращаться к независимым экспертам:

  1. Обвинение в ДТП: выявление реального виновника;
  2. Наезд на пешехода: определение степени вины водителя;
  3. Споры по факту ДТП: восстановление реальной картины происшествия;
  4. Судебная экспертиза: предоставление в суд доказательств;
  5. Определение качества ремонтных услуг: составление претензии;
  6. Определение УТС: для получения страховых выплат.

В перечисленных случаях независимая экспертиза является обязательной. В других ситуациях — только если нужно получить защиту материальных интересов в полном объёме.

Стоимость независимой экспертизы автомобиля по ОСАГО после ДТП

Чтобы получить деньги от страховщиков, придется сначала потратиться на услуги экспертов. Причем нельзя сразу однозначно узнать, сколько стоит независимая автоэкспертиза. Это определяется индивидуально и зависит от:

  • вида экспертизы, требующей определённых методов: описательных или с использованием спецоборудования;
  • степени повреждения автомобиля;
  • вида ТС и его характеристик: новый автомобиль, оборудованный электроникой, обойдётся дороже отечественной машины, даже если ими получены одинаковые повреждения;
  • сложности работ по исследованию;
  • срочности: доплата за срочность обычно варьируется в пределах 10—15%.

Примерная цена независимой оценки ущерба автомобиля после ДТП в зависимости от причинённого вреда выглядит следующим образом:

Степень повреждения ТС легкая средняя тяжелая
Стоимость ущерба, тыс. руб. 30-60 до 150 свыше 150
Стоимость экспертной оценки, тыс. руб. 2-3 4 5

Оценка ущерба грузового ТС и фуры обычно на 500—1500 рублей дороже экспертизы автомобиля и мототехники. Самой дорогой является судебная экспертиза.

К дополнительным расходам относятся все виды работ, которые осуществляются техником-экспертом: изготовление фото, копий документов, присутствие в судебном заседании. Тот, кто оплачивает проведение независимой экспертизы, должен быть готов нести все расходы — по закону эта обязанность возложена на проигравшую сторону, но обычно сначала со специалистами рассчитывается заинтересованное лицо.

Если в ходе проведения экспертизы будет установлено, что страховщиком преднамеренно уменьшена сумма компенсационных выплат, автовладелец может обратиться с претензиями к страховой фирме для взыскания понесённых расходов.

Где проводится

Правильно выбрать компанию для оценки ТС после аварии — задача сложная и важная. Часто выбор организации происходит на основе отзывов и рекомендаций друзей, знакомых, автолюбителей на форумах. Мнение окружающих — источник достаточно информативный, но нужно смотреть на объективные факты, свидетельствующие о надёжности оценочной фирмы. Несколько советов подскажут, как выбрать независимого оценщика авто.

Надёжная экспертная организация имеет следующие отличительные признаки:

  1. Высокий рейтинг по региону;
  2. Собственный сайт, на котором размещены сертификаты, свидетельства, лицензии, подтверждающие профессиональные компетенции фирмы, ценовые предложения, информация о ключевых клиентах;
  3. Многолетний опыт работы в сфере оценки ТС после аварии;
  4. Специализированное программное обеспечение;
  5. Высокий процент успешных экспертиз;
  6. Клиенту готовы показать примеры решений, которые были приняты судом по итогам оценочной деятельности;
  7. Специалист из числа экспертов-техников, включённых в реестр Министерства юстиции, числится в штате;
  8. Оценка транспорта — основная деятельность эксперта, а не подработка;
  9. Эксперт-техник не сотрудничает со страховщиками явно или скрыто. Такие эксперты обычно стремятся провести оценку на основе документов страховщиков.

Свой выбор лучше сделать в пользу организации, оказывающей только оценочные услуги, а не предлагающей широкий ассортимент услуг. Узкая специализация говорит о высоком профессионализме специалистов с высшим образованием и богатым опытом работы в этой сфере.

Независимая экспертиза мотоцикла

Ввиду особенностей эксплуатации и ремонта для мотоциклов и скутеров, проблема экспертизы стоит наиболее остро. Причем оценка мотоцикла компетентными специалистами, знающими досконально все нюансы конструкции и ремонта различных моделей мототехники, помогает решить проблему полного возмещения полученного ущерба.

Страховые фирмы часто занижают реальную сумму компенсационных выплат по восстановлению мототехники. Объясняется это поверхностным осмотром без глубокого изучения особенностей конструкции мотоцикла или скутера, что приводит к пропускам повреждений, напрямую относящихся к ДТП.

Существенным отличием ремонта мотоцикла является то, что в случае повреждения часто оказывается необходимостью поменять весь узел, а не только саму деталь, как это делается при восстановительных работах в отношении автомобиля.

Завод-изготовитель мототехники предусматривает обязательную замену подавляющего большинства повреждённых деталей в связи с отсутствием восстановительных технологий. Страховые фирмы не учитывают эту особенность и предоставляют компенсацию исходя из затрат, необходимых только для ремонта.

Свою роль в формировании искажённой оценки ущерба играет и тот факт, что мотоциклы гораздо реже попадают в аварии, нежели машины. Это объясняет ситуацию, когда у экспертов страховых организаций нет нужного опыта, а иногда и специализированного программного обеспечения для проведения соответствующих расчётов в отношении мототехники. В связи с этим не учитываются рекомендации завода-изготовителя.

Владельцам мототехники следует учитывать, что если мотоцикл попал в ДТП, сумма ущерба может быть рассчитана не только для самого транспорта, но и для повреждённой дорогостоящей экипировки: костюма, перчаток, шлема, налокотников, наколенников.

Рейтинг компаний

Помочь с выбором могут рейтинги организаций. Только этому вопросу нужно уделить время и сравнить данные из разных источников. Рейтинг компаний от независимых экспертов по ДТП разные организации иногда пытаются изменить в свою пользу, но статистика — более-менее точная наука, поэтому на верхних позициях в основном оказываются заслуживающие доверия компании. Среди лучших оценочных фирм систематически выходят в ТОП следующие организации:

  • Паритет-Консалтинг;
  • Центр оценки авто;
  • Inhelp;
  • СКПО Авто;
  • Expert 365;
  • Независимка.Ру;
  • Атлант Оценка;
  • APEX GROUP;
  • Судебная экспертиза и оценка.

Выбирать оценщика следует в своём регионе, собрав достаточно информации для объективного представления о результатах его деятельности.

Реестр независимых экспертов по результатам ДТП также опубликован на сайте РСА. В отношении экспертов-техников предъявляются высокие требования, которые устанавливает федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ. Если результаты независимой экспертизы ТС, которая была проведена экспертом-техником, окажутся недостоверными, он несёт за это ответственность, в том числе материальную (№ 40-ФЗ, ст. 12.1).

Особого внимания требует ценовая политика. Серьёзные организации озвучивают расценки на все услуги ещё на стадии устных переговоров и решения организационных вопросов, не накручивая дополнительную оплату в процессе проведения экспертизы. Независимая оценка машины/мотоцикла после ДТП не может быть бесплатной или дешёвой. Если предлагается такой вариант — это может свидетельствовать о рекламном ходе или о том, что накрутка произойдёт на уровне других услуг, идущих обязательным приложением к оценке.

Какие документы необходимы

Для оценки полученного ущерба после аварии необходимо собрать следующие документы:

  • паспорт ТС (копия);
  • сведения о заказчике;
  • генеральная доверенность для лица, не являющегося владельцем ТС (копия);
  • акт осмотра предыдущей экспертизы;
  • справка о ДТП (копия) — документ предоставляется при наличии.

В суд нужно будет предъявить не только отчёт эксперта-техника со всеми приложениями, но и заверенную по всем правилам на почте копию телеграммы, подтверждающей уведомление виновника аварии и страховщика для участия в исследовании автомобиля. Позднее на адрес отправителя придёт уведомление о вручении телеграммы адресату. Причем надлежащим уведомлением будет считаться сам факт доставки корреспонденции, даже если её не получили — это учтено рисками неполучения заинтересованным лицом почтовой корреспонденции.

Своевременное уведомление виновника аварии и страховой компании даёт возможность провести осмотр машины даже в случае их неявки в назначенное время (об этом делается отметка в акте осмотра), а в судебном заседании станет дополнительным аргументом в пользу владельца пострадавшего авто, если виновник аварии решит оспорить экспертный отчёт.

На нашем сайте представлен образец телеграммы виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы. Текст уведомления должен быть лаконичным и ясным, и не трактоваться как-то иначе.

Кого приглашать на оценку

Приглашение заинтересованных лиц для участия в проведении осмотра служит доказательством намерения потерпевшего автовладельца исследовать машину без фальсификаций, с максимальной достоверностью

Особенно важно пригласить всех участников аварии и страховщика в следующих случаях:

  • страховая компенсация меньше реальных затрат на ремонт;
  • виновник аварии покинул место происшествия;
  • на месте не было представителей ГИБДД;
  • во время первичного исследования страховщиком не были выявлены скрытые повреждения.

При определении круга заинтересованных лиц встаёт закономерный вопрос, нужно ли приглашать виновника ДТП на независимую оценку, и кто должен это делать. Положение № 433-П от 19.09.2014 прямо указывает на то, что эта обязанность возложена на инициатора независимой экспертизы, то есть заказчика, при проведении повторной оценки (ст. 7). Повторной экспертизой считается исследование автомобиля после того, как был произведён осмотр машины страховщиком и его независимым экспертом.

Уведомление должно быть направлено в письменном виде заблаговременно:

  • если виновник аварии проживает в том же городе, где проводится экспертиза, — не позднее, чем за три рабочих дня до осмотра;
  • для иногородних — за шесть рабочих дней.

Следует иметь в виду, что отсутствие такого уведомления не может являться основанием для отказа в выплате компенсации за ущерб.

Бесплатная оценка ущерба на онлайн-калькуляторе

Определить, есть ли основания для независимой экспертизы, поможет самостоятельный подсчёт средней стоимости затрат, необходимых для ремонта, и сравнение предполагаемых расходов с той суммой выплат, которые предлагает страховщик.

Это можно сделать благодаря различным страховым программам. Официальной и обязательной для страховых организаций и СТО является оценка автомобиля после ДТП по ОСАГО в онлайн-режиме на сайте РСА, которая выполняется с помощью виртуального калькулятора. Для обеспечения корректной работы эта программа периодически обновляется. Последнее обновление было выполнено по Указанию Банка России № 3384-У от 19.09.2014.

Все расчёты выполняются в соответствии с данными специализированных справочников, разработанных РСА для каждого региона России. Справочники проходят систематическую актуализацию.

Для формирования всей суммы расходов каждая позиция онлайн-калькулятора требует ввода определённых данных:

Расчёт стоимости: запчастей* нормочаса работ по восстановлению материалов
Какую информацию нужно указать дата ДТП
экономический регион
марка ТС
номер детали, подлежащей проверке тип ТС название материала, наименование его производителя

*После ввода данных средняя стоимость проверяемой детали будет указана в появившейся онлайн-таблице. Одновременная проверка может быть выполнена для 3-х деталей. Если их больше, этот алгоритм придётся повторить необходимое количество раз.

На сайте РСА размещено руководство для начинающих пользователей, с помощью которого выполнение самостоятельных расчётов не вызывает сложностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector