Хор — choir
Содержание:
Аранжировки на сцене
Один возможный макет
Хор перед оркестром
Существуют различные точки зрения относительно того, как следует расположить различные секции на сцене. Решение о том, где разместить разные типы голоса, принимает дирижер. В симфонических хорах обычным (хотя и не универсальным) является расположение хора за оркестром от самого высокого до самого низкого голоса слева направо, что соответствует типичному расположению струн. В ситуациях с акапеллой или фортепьяно нередко мужчины находятся сзади, а женщины — впереди; некоторые дирижеры предпочитают располагать басы позади сопрано, утверждая, что внешние голоса должны настраиваться друг на друга.
Более опытные хоры могут петь смешанными голосами. Иногда певцы одного голоса группируются парами или тройками. Сторонники этого метода утверждают, что с его помощью каждому певцу легче слышать и настраиваться на другие партии, но он требует большей независимости от каждого певца. Противники утверждают, что этот метод теряет пространственное разделение отдельных голосовых линий, что в остальном ценно для аудитории, и что он устраняет секционный резонанс, что снижает эффективную громкость припева. Для музыки с двойным (или несколькими) хорами, как правило, участники каждого хора вместе, иногда значительно разделены, особенно в исполнении музыки 16-го века (например, произведения в венецианском полихоральном стиле ). Некоторые композиторы на самом деле определить , что хоры должны быть разделены, например, в Бенджамин Бриттен «s War Requiem . Некоторые композиторы используют отдельные хоры для создания «антифонных» эффектов, в которых один хор, кажется, «отвечает» другому хору в музыкальном диалоге.
Также учитывается расстояние между певцами. Исследования показали, что на восприятие звука певчими и одиторами влияет не только фактическая формация, но и объем пространства (как по бокам, так и по окружности).
Как подобрать репертуар
Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора
При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений
В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.
Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.
Что называют хором
Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.
Права
Хормейстер имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
Классификация
Существует несколько типов хоровых объединений. Они могут выступать в сопровождении музыкальных инструментов (вплоть до оркестра) или же без них (это т.н. «а капелла», a’cappella). Кроме того, существующие коллективы классифицируют по голосам участников. Так, хоры разделяют на два вида – однородные и смешанные. В первых объединяются голоса одной группы. Всего групп три – женские голоса, мужские и детские. В смешанных составах эти группы комбинируются определённым образом. Кратно опишем особенности хоров разных типов.
Мужской
Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.
Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Женский
В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.
Детский
Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный
Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.
Общие положения
1.1. Хормейстер относится к категории специалистов (работников учреждений культуры) и непосредственно подчиняется главному хормейстеру.
1.2. На должность хормейстера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Хормейстер принимается и увольняется с работы приказом .
1.4. Хормейстер должен знать:
— решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
— приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и учредителем коллектива по организации хоровой работы;
— методологию творческого процесса в музыкальном театре;
— классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных театров;
— историю музыки;
— основы режиссуры и актерского мастерства;
— основы организации театрального производства, трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Николай Азаров: «Профессия дирижера — сложная, но приятная»
Н иколай Азаров — художественный руководитель и главный хормейстер Государственного хора Московской областной филармонии. В интервью порталу «Культура.РФ» Николай Николаевич рассказал о профессии хорового дирижера, репертуарной политике, о том, как ему удалось собрать такой молодой и в то же время высокопрофессиональный коллектив, и о многом другом.
— Николай Николаевич, недавно в Концертном зале имени Чайковского хор Московской областной филармонии, которым вы руководите, представил совместную программу с мировой оперной звездой — Дмитрием Корчаком. И это уже не первая совместная работа с этим исполнителем. Расскажите подробнее о концерте в КЗЧ и сотрудничестве с Дмитрием.
— О сотрудничестве с Димой Корчаком можно говорить долго, поскольку Дима — выпускник хорового училища и Академии хорового искусства, которой я долгое время руководил. И в каком-то смысле он мой младший товарищ, друг, с которым мы сделали много хорошего в творческой жизни. Идея концерта родилась в связи с тем, что Академия хорового искусства проводит фестиваль, посвященный 25-летию этого учебного заведения. В рамках фестиваля Академия делает три концерта, первым из которых и стала программа «Ave Maria» в КЗЧ. В ней были собраны хиты этого жанра — да, это плохо применимый к такой музыке термин, но все же. В исполнении Димы Корчака они звучат просто великолепно, он выдающийся певец. Поскольку мы давно дружим, я предложил, чтобы в этом концерте принял участие Государственный хор Московской областной филармонии, ведь состав коллектива процентов на девяносто состоит из выпускников Академии. Это профессионалы высокого класса, они прекрасно знают Диму, нам приятно работать вместе. А первое сотрудничество Государственного хора Московской областной филармонии с Димой состоялось позапрошлым летом на фестивале в Сионе, Швейцария. Спустя год мы вновь выступали на этом фестивале с программой «Ave Maria». Концерт в КЗЧ стал третьим событием нашего совместного творчества.
— Концертный график хора очень насыщен: коллектив постоянно выступает на самых ведущих площадках России, гастролирует. Какие концерты прошедшего сезона вам запомнились? Какие особо значимы?
— Разумеется, отдельная статья в нашей творческой биографии — это выступление с Валерием Абисаловичем Гергиевым на XV Московском Пасхальном фестивале. Работа с выдающимися музыкантами, дирижерами всегда очень полезна для коллектива. Благодаря такому сотрудничеству хор поднимается на ступеньку вверх в профессиональном плане. Валерий Абисалович остался доволен, и мы договорились продолжить сотрудничество с ним лично, с его оркестром в следующем сезоне, в том числе в рамках его Пасхального фестиваля. Проходящих концертов у нас практически не бывает — то, что у музыкантов называется «халтура» или «для галочки». Все концерты по-своему важны и интересны. Например, последнее выступление — концертное исполнение «Иоланты» Чайковского с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Концерты с Владимиром Ивановичем Федосеевым — всегда особая история. Было несколько выступлений с Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Надеюсь, у нас еще будут совместные концерты. Складывается так, что хор работает только с очень хорошими оркестрами и дирижерами. Отдельно выделять какие-то концерты можно только по моему личному ощущению, что то или иное мероприятие принесло чуть больше удовольствия. На самом деле все концерты очень высокого уровня. Немного жаль, что мало выступлений в Московской области. По роду своей деятельности все музыканты любят гастроли, пусть даже не слишком отдаленные. Но, к сожалению, в Подмосковье большая проблема с концертными залами. Надеюсь, что в следующем сезоне это направление нашей деятельности будет более активным.
— Хор филармонии нередко выступает в соборах. Конечно, там звучит преимущественно духовная музыка. А в целом в репертуаре хора тоже преобладает духовная музыка? Какова репертуарная политика?
— Никакой репертуарной политики у нас нет вообще. Исполнять исключительно ту музыку, которую нам бы хотелось, — возможности практически нет. Мы живем в такое время, когда «люди гибнут за металл». Конечно, какую-то ерунду петь не приходится, такая музыка никому не нужна. Хорошие музыканты и оркестры просят качественную музыку. Какая тут может быть политика? Петь только духовную музыку? Мы же не монастырский хор. Разумеется, мы поем и духовную, и классическую музыку, и обработки народных песен, и современные произведения. Например, 14 ноября в Камерном зале Дома музыки будем петь очень сложную, гениальную музыку очень неожиданно ушедшего из жизни композитора Георгия Петровича Дмитриева.
голоса
Рейтинг статьи
В богослужении
Аккомпанемент
Египетская Александрия Еврейский хор раввина Моше Коэна в синагоге Самуэля Менаше, Александрия , Египет
Большинство восточно-православных христианских церквей, некоторые американские протестантские группы и традиционные еврейские синагоги не сопровождают свои песни музыкальными инструментами. В церквях Западной Rite сопроводительный инструмент, как правило , орган, хотя в колониальной Америке , то Моравская церковь использовали группы струнных и духовых. Многие церкви, которые используют современный формат поклонения, используют небольшой усиленный оркестр для сопровождения пения, а римско-католические церкви могут использовать, по своему усмотрению, дополнительное оркестровое сопровождение.
Литургическая функция
В дополнение к пению, в котором участвует община , например, гимнам и служебной музыке, некоторые церковные хоры поют полные литургии, включая проперы ( вступительные , постепенные, антифоны причастия, соответствующие разным временам литургического года ). Главные из них — англиканская и римско-католическая церкви; Однако гораздо более распространенным явлением является исполнение гимнов или песнопений в определенное время на службе.
Должностные обязанности
Хормейстер в рамках своих должностных обязанностей:
2.1. Готовит с хоровым коллективом исполнение хоровых партий в новых и ранее созданных спектаклях.
2.2. Дирижирует хором.
2.3. Ведет с артистами групповые и индивидуальные занятия, добиваясь высокого профессионального уровня исполнения.
2.4. Контролирует качество исполнения произведения хором на спектаклях текущего репертуара.
2.5. Выполняет задания главного хормейстера, связанные с производственно-творческой деятельностью коллектива хора.
2.6. Участвует в мероприятиях по пропаганде достижений музыкальнотеатрального искусства и повышению квалификации творческих работников.
Что такое хоровая партия
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано (у детей дисканты). Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам – контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Песни для хора
Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.
Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.
Профессиограмма «Дирижер хора»
Хормейстерхоровой дирижёр
Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки
Характеристики
Виды труда:Проф. направленность:Сферы деятельности:Сферы труда:
Должен знать Обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.
Профессионально важные качества
- музыкальный слух;
- музыкальная память;
- чувство ритма;
- художественный вкус;
- педагогический такт;
- организаторские способности;
- эрудиция.
Медицинские противопоказания
- плохие слух и зрение;
- нервные и психические заболевания;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
Родственные профессии Музыкант-исполнитель, дирижер оркестра, артист, учитель пения.
Эту профессию вы можете получить в:
Состав
Хорами часто руководит дирижер или хормейстер. Чаще всего хоры состоят из четырех частей, предназначенных для пения в четырехчастной гармонии, но количество возможных частей не ограничено до тех пор, пока есть певец, готовый исполнить эту партию: Томас Таллис написал мотет из 40 частей под названием Spem in alium , для восьми хоров по пять партий в каждом; Пендерецкий «ы Stabat Mater для трех хоров 16 голосов каждый, в общей сложности 48 частей. Помимо четырех, наиболее распространенное количество частей — три, пять, шесть и восемь.
Хоры могут петь с инструментальным сопровождением или без него. Пение без аккомпанемента называется пением а капелла (хотя Американская ассоциация хоровых директоров не одобряет это использование в пользу слова « без аккомпанемента », поскольку а капелла означает пение «как в часовне», а большая часть музыки без аккомпанемента сегодня носит светский характер ). Сопровождающие инструменты сильно различаются: от одного инструмента (фортепиано или орган) до оркестра из 70–100 музыкантов; для репетиций часто используется фортепианный или органный аккомпанемент, даже если для выступления запланирован другой инструментарий или если хор репетирует музыку без сопровождения.
Многие хоры выступают в одном или нескольких местах, таких как церковь, оперный театр или школьный зал. В некоторых случаях хоры объединяются в один «массовый» хор, который выступает на особом концерте. В этом случае они предоставляют серию песен или музыкальных произведений, чтобы отпраздновать и развлечь других.
Роль дирижера
Дирижирование — это искусство управления музыкальным представлением, например хоровым концертом , посредством видимых жестов руками, руками, лицом и головой. Основные обязанности дирижера или хормейстера — объединять исполнителей , задавать темп , выполнять четкие приготовления и ритмы ( метр ), а также критически слушать и формировать звучание ансамбля.
Дирижер или хоровой дирижер обычно стоит на возвышении и может использовать жезл, а может и не использовать ; использование жезла делает жесты дирижера более заметными, но многие хоровые дирижеры предпочитают дирижировать руками для большей выразительности, особенно при работе с меньшим ансамблем. В 2010-е годы большинство дирижеров не играли на каком-либо инструменте во время дирижирования, хотя в более ранние периоды истории классической музыки руководство ансамблем при игре на инструменте было обычным явлением. В музыке барокко с 1600-х по 1750-е годы дирижеры, выступавшие в 2010-х годах, могут вести ансамбль, играя на клавесине или скрипке (см. « Концертмейстер» ). Дирижирование во время игры на пианино также может быть выполнено с оркестрами музыкального театра . Во время выступления общение обычно бывает невербальным (это строго относится к художественной музыке , но в больших джазовых бэндах или больших поп-ансамблях могут быть случайные голосовые инструкции). Однако на репетициях дирижер часто дает устные инструкции ансамблю, поскольку они, как правило, также выступают в качестве художественного руководителя, который создает интерпретацию музыки ансамблем.
Дирижеры выступают в качестве гидов для хоров, которые они дирижируют. Они выбирают произведения для исполнения и изучают свои партитуры , в которые они могут вносить определенные корректировки (например, в отношении темпа, повторений частей, назначения вокальных соло и т. Д.), Прорабатывают свою интерпретацию и передают свое видение певцам. . Хоровым дирижерам, возможно, также придется дирижировать инструментальными ансамблями, такими как оркестры, если хор поет пьесу для хора и оркестра. Они также могут заниматься организационными вопросами, такими как планирование репетиций, планирование концертного сезона, прослушивание прослушиваний и продвижение своего ансамбля в СМИ.
Подведем итоги
Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен
В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре