Виртуальный музей: технология создания и реализации
Содержание:
- Музеи на госслужбе
- Пример школьного музея
- Персонал
- Деятельность и развитие школьного музея
- Свой бизнес: как открыть музей
- Экспонаты на сотню могил
- Этап 2. Помещение
- Музей как бизнес
- Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение
- Этап 4. Бюджет
- Преимущества и недостатки открытия музея
- Ремонт и оборудование
Музеи на госслужбе
Вероятно, именно музей Дарвина, который посвящен эволюции звериного мира и находится в государственной собственности, дозволено назвать одним из самых удачных Московских музеев. Он довольно отличается от пафосной Оружейной палаты либо знаменитой Третьяковской галереи и непрерывно находится у всех на слуху, а также регулярно напоминает в афишах о себе и своих экспозициями, нестандартных акциях. А это очень позитивно сказывается на увеличении числа его посетителей.
Музей энергично старается сотрудничать и с фирмами, которые организуют экскурсии в Москву из различных городов. Но привлекать зарубежных путешественников пока трудно из-за необычной позиции наших сановников. В мире иноземцам предлагается по несколько музейных программ, а в России существует некоторый «одобренный прейскурант объектов для показа».
Музей Дарвина подчистую отрицает устоявшийся стереотип музея, как такого места, где воющие от скуки студенты и школьники снуют туда-сюда, не замечая экскурсовода. Довольно будет сказать, что в любом музее на входе посетители и туристы могут за копейки купить обучающие брошюры, которые разработаны под стать любому возрасту, красочные и яркие путеводители по музею, которые, в свою очередь, построены в виде ребусов и кроссвордов.
В этом музее ежедневно в определенное время проводится светомузыкальная видеоэкспозиция под названием «Живая Планета»: в одном из многочисленных залов на стенах демонстрируется 20-минутный кинофильм о зарождении и становлении жизни на Земле. Во время демонстрации намеренно подсвечиваются определенные экспонаты, ну а звук, который записан в системе Dolby Digital, усиливает результат присутствия. Таким образом, впервые в мировой музейной практике были объединены вероятности осветительной и другой техники с непрерывно действующей экспозицией.
Раньше завсегдатаями музея были предпочтительно родители с детьми, а сейчас заметно увеличилось число посетителей среди старшеклассников и студентов. Организованные группы при этом сегодня не превышают 15% от всего числа посетителей.
за 550 руб., у наших партнёров, с гарантией качества.
Пример школьного музея
В качестве выдающегося примера музейного проекта можно привести школу им. А. М. Горчакова в городе Павловске. Она расположена на территории бывшей дачи архитектора Александра Брюллова (памятник истории и культуры). Это уникальное место прежде именовалось Еленинским кварталом. Желание сохранить историческое наследие и уважение к прошлому сплотило руководство школы, учеников, родителей, выпускников, местных краеведов и горожан. Благодаря совместным усилиям появился исторический музей Еленинского квартала, где у посетителей есть возможность подробно познакомиться с вехами становления культурного памятника, увидеть исторические атрибуты, узнать о жизни и творчестве художника Александра Брюллова, изучить биографию князя и талантливого дипломата Александра Горчакова, принять участие в таких мероприятиях, как «Встречи с интересными людьми», «Музыкальные встречи в Еленинском квартале», «Книгоклуб».
Брюлловская гостиная в здании бывшей дачи архитектора, где сейчас располагается Школа имени А.М. Горчакова. Фото с сайта «Еленинского квартала»
Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.
Фото с сайта «Еленинского квартала»
Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.
Персонал
В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:
- экскурсоводы;
- специалисты по коллекции;
- менеджеры;
- организаторы представлений;
- подсобные рабочие;
- охранники;
- бухгалтера.
Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации — реклама, обеспечение защиты, ведение учета.
В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.
Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.
В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:
- Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
- Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
- Реклама в интернете.
- Объявления в СМИ.
- Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
- Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами — отечественными и зарубежными.
Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.
Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.
Видео: как открыть в России частный музей.
Деятельность и развитие школьного музея
Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты
Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.
Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе
В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.
Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе
Свой бизнес: как открыть музей
Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.
Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план
Люди творческого склада нестандартно подходят к предпринимательству, превращая хобби в бизнес. Открытие музея: особенности, рентабельность, бизнес-план реализации оригинального проекта с расчетом окупаемости инвестиций.
Музей часто ассоциируется с историческими и монументальными направлениями — краеведческий, художественный, военный. На самом деле выставочными экспонатами могут быть абсолютно любые вещи, главное, чтобы присутствовал интерес широкой публики. Зачастую идея организовать музей как бизнес приходит в голову состоявшемуся коллекционеру, и тогда остается решить административные вопросы.
Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:
№ | Плюсы | Минусы |
1 | Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. | Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала. |
2 | Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. | Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней. |
3 | Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. | Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями. |
При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы
Инструкция к действию
Если речь не идет о формате «музей на дому», то прежде необходим бизнес-план с расчетами базовых показателей как для идейного вдохновителя проекта, так и для привлечения инвесторов со стороны:
- Концепция предприятия.
- Регистрация в государственных органах.
- Подбор помещения.
- Ремонт и оборудование.
- Персонал.
- Финансовые расчеты.
Шаги стандартные для развития любого дела, но везде есть свои особенности.
Концепция
В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное
Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.
В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор.
Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях.
Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.
Музеи обычно бывают 2 типов:
- в помещении;
- под открытым небом.
Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.
Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.
Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.
Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.
Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.
Экспонаты на сотню могил
Вскоре пресс-служба УФСБ по Тюменской области распространила информацию о том, что в отношении владельца «Музея частных коллекций» завели административное дело по статье о незаконном обороте археологических предметов (ст. 7.15.1 КоАП РФ).
«Установлено, что владелец музея принимал активное участие в незаконных раскопках, скупке и продаже исторических ценностей и вооружения на девяти объектах археологического наследия Тюменской области. Добытые находки (исторические артефакты XIV–XV вв.) находились в музее на ответственном хранении», — цитирует сообщение ведомства ТАСС.
Кроме того, в музее было обнаружено и изъято вооружение времен Великой Отечественной войны — в том числе неразорвавшийся шрапнельный артиллерийский снаряд калибра 76 мм. Снаряд обследовали, вывезли на полигон и уничтожили, но к административному делу может добавиться теперь еще и уголовное.
В Тюменском музейно-просветительском объединении, структурным подразделением которого является Музей имени Словцова, сообщили «Известиям», что не имеют никакого отношения к обыску, также ничего не знают о происхождении экспозиции Гая Першинга. «Научным сотрудником музея», о котором говорил Першинг, на самом деле оказалась научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Ольга Пошехонова.
— Я была там в качестве специалиста, приглашенного сотрудниками ФСБ, — пояснила Пошехонова «Известиям». — Они еще 27 июля позвонили и спросили, могу ли я поучаствовать в этом мероприятии. 2 августа мне позвонили еще раз, сказали адрес и попросили приехать.
Она подчеркнула, что никакого отношения к музею имени Словцова не имеет, а Першингу свою должность назвала. В протоколе также это прописано.
Частный случай_4
Владелец «Музея частных коллекций» в Тюмени Гай Першинг
Фото: из личного архива Гая Першинга
— Моя задача была — предварительно определить, какие предметы являются археологическими, чтобы уже потом аттестованные специалисты провели их экспертизу, — сказала она.
Пошехонова признается: в помещении музея у нее был легкий шок, потому что археологических предметов там было очень много. Сейчас все предметы переданы на временное хранение в областной краеведческий музей имени Словцова, где они пройдут экспертизу.
— Сотрудник ФСБ потом подсчитал — изъято более 1500 предметов, хотя на самом деле их больше, — пояснила Пошехонова. — Например, некоторые нагрудные украшения я считала как одну единицу, хотя составлены они явно из разных археологических предметов: этот человек делал совершенно безграмотные реконструкции на основе современных капроновых нитей.
Она отметила, что археологические предметы он называл своей собственностью. При этом предоставить книгу поступлений, где должно быть прописано, из каких источников получены экспонаты, Першинг не смог — сначала сообщил, что она есть, затем выяснилось, что она потерялась.
Пошехонова замечает, что Першинг позиционирует себя как археолог, историк и краевед, однако многие связывают его с «черными копателями» — хотя и доказать это пока не могут.
— Археологи все друг друга знают, и мы знаем, что он никогда не проводил археологические раскопки, у него нет образования, он физически не мог получить разрешение на проведение таких работ, — заметила она. — В музее есть огромные скифские котлы ( V в. до н.э.— V в. н. э.) — очень ценные, и котлы XII–XIV веков приуральского производства. В основном, насколько я понимаю, предметы из Западной Сибири — и, видимо, добытые из могил. Дело в том, что в поселенческом слое люди оставляли обычно сломанные предметы, непригодные для работы — целые вещи найти там очень сложно. И если эти предметы действительно все получены из разрушенных могил, то их должно было быть уничтожено сотня, а то и две…
Этап 2. Помещение
Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.
Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.
Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.
Музей как бизнес
С самого старта бизнеса необходимо определиться, будет ли это музей искусств, краеведческий музей, музей иллюзий или тому подобное.
Однако, встречаются сегодня в русской практике в том числе и частные бизнес проекты по открытию музея, которым получается трудиться с выручкой. Причем их создатели особенно подчеркивают, что это полновесные музеи, а не «шоу» либо ресторан, спрятанный под музейной вывеской . В качестве примера дозволено привести легендарный Музей русской водки в Санкт-Петербурге.
Именно солидный ученый подход отличает этот уникальный питерский музей от его аналогов.
В одном из множества выставочных залов созданы оригинальные интерьеры трактира 19 столетия, где любому посетителю предлагают рюмочку водки. Так же для всех желающих здесь проходят дегустационные презентации, причем все блюда – от вкуснейших блинов с икрой до умопомрачительного куриного жульена – приготовлены по оригинальным рецептам старой кулинарной книги «Презент молодым хозяйкам».
Музей был открыт ко Дню города в 2001 – м году. За это время его успели посетить примерно 22000 посетителей, из них больше 60% составляют зарубежные путешественники. Их с охотой поставляют фирмы по туризму, ведь у музея со 120 туристическими компаниями заключен особый договор о сотрудничестве. Очень интересен тот факт, что посещения Музея русской водки включены даже в непременную программу многих учебных заведений.
Входной билет в этом уникальнейшем музее стоит 25 рублей, а интереснейшая экскурсия на русском языке будет стоить любому желающему всего 50 рублей, также экскурсии проводятся и на иностранном языке – их стоимость 100 рублей за человека. Стоимость дегустационных презентаций зависит от прейскуранта блюд; особенно актуальным бывает меню за 450 рублей.
Тактическим партнером этого музея стала известная «Русская вино-водочная компания», изготовитель торговой марки спиртных напитков «Флагман». Продукция этой компании представлена также и в меню, и на информационных стендах, которые посвящены современному изготовлению водки. В том числе, сотрудничает этот музей и с другими изготовителями.
Музей первоначально задумывался как бизнес, и сегодня его стержневой доход складывается от работы трактира (30%), реализации билетов (30%), и продажи сувениров (40%). В музейном штате 15 человек, расходы на рекламу музея минимальны.
Она, как поясняют в музее, нецелесообразна, так как пропускная способность любого музея невысока, и поэтому недостатка в посетителях нет, следственно есть толк только напоминать о себе в разных музейных каталогах.
Существенных доходов Музей русской водки пока не приносит: крупны нынешние расходы, нужно непрерывно пополнять экспозицию, и основное – слишком дорого обходится аренда помещения в центре города.
Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение
Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:
92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»
Форма организации бизнеса |
Преимущества использования |
Документы для регистрации |
ИП (индивидуальный предприниматель ) |
Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2 |
|
ООО (общество с ограниченной ответственностью ) |
Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве |
По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.! |
Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН)
с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).
Этап 4. Бюджет
В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:
- Заработная плата сотрудников;
- Оплата коммунальных платежей;
- Затраты на реставрацию;
- Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
- Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);
Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.
Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.
Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.
Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.
Преимущества и недостатки открытия музея
Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.
Преимущества музейного бизнеса:
- Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
- Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
- Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
- Быстрая окупаемость.
Недостатки:
Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний
Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.
Ремонт и оборудование
Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.
Обычно в музей необходимо установить:
- Пожарную и охранную сигнализации.
- Стеллажные конструкции.
- Витрины.
- Системы крепежей на стены, пол, потолки.
- Мебель для посетителей.
Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.
Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.
В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг — реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.