Региональные налоги и сборы в рф: их виды и характеристика в 2021 году
Содержание:
- Резюме
- Составление регионального бюджета: доходы
- Виды региональных налогов
- Порядок установления региональных налогов
- Федеральные налоги и сборы
- Плательщики и объект налогообложения
- Транспортный налог
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Налог на игорный бизнес
- Налог на имущество организаций
- Насколько значимы региональные налоги?
- Этот «страшный» НДС (или налог на добавленную стоимость).
Резюме
Итак, мы рассмотрели те виды региональных налогов, что установлены в НК РФ. Соответствующие обязательства перед бюджетом имеют очень разные правовые основания для взимания, базы, принципы исчисления, и в то же время сформированы для решения одной задачи — обеспечения бюджетной выручки на уровне субъекта РФ. Региональные власти имеют полномочия в части опеделения ставок по налогам, о которых идет речь, льготам, особенностям исчисления. Однако сами по себе платежи соответствующего типа устанавливаются на федеральном уровне, равно как и предельные значения по ставкам, по которым должны взиматься региональные налоги. Перечень соответствующих сборов, их наименования, назначение фиксируются в положениях НК РФ.
Составление регионального бюджета: доходы
Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:
- налоговые средства от недвижимости;
- налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
- транспортные налоговые средства;
- налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
- налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.
Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.
Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.
Также основной вклад с систему регионального бюджета страны привносил земельный налог. Он представляет собой рычаг экономической направленности для осуществления процесса увеличения пользования земельными участками. Помимо этого, земельный налог является основным ресурсом для покрытия затрат в местном бюджете, которые идут на улучшение неосвоенных территорий земли, находящихся в том или ином регионе страны.
Региональный бюджет Российской Федерации содержит некий показатель, который является крайне важным – это норма обеспеченности на одного гражданина страны. Данный показатель рассчитывается лично для каждого слоя населения, и является отправной точкой при расчете минимальной суммы дохода, который должен быть в казне местной бюджетной системы.
Помимо всего прочего, увеличение местного бюджетного показателя при сравнении с другими показателями в стране дает возможность быть неким «кормильцем» для региона, который испытывает недостаток средств. Если происходит обратная ситуация, то соседние регионы выступают в качестве «кормильцев» — эта система позволяет держать баланс бюджета на должном уровне. Средства помощи могут выступать в качестве:
- кредитов;
- дотационных соглашений;
- трансфертных операций;
- иные денежные переводы.
Эти средства реализуются при помощи взносов из федерального налогового бюджета. Эти денежные средства должны пройти обязательную проверку, и уже потом будут направлены на распределение в различные бюджеты, в том числе и в региональный. Сумма данной помощи, которая необходима для соответствующего региона страны, вычисляется на основании норм и действующих инструкций, которые входят в число верховных законодательных документов.
Региональный бюджет играет роль ключевой составляющей каждого плана той или иной части страны, поэтому его основной задачей будет являться эффективное и целевое обеспечение затратной части, которая необходима при осуществлении заданных государством функций и обязанностей. Заполнение этого вида бюджета реализуется при помощи разного рода перечислений и взносов, как было сказано выше. Каждый взнос является конкретной формой денежных запасов. Например:
- дотации – это деньги, которые были зачислены из другого бюджета, чтобы обеспечить баланс в случае дефицита одного из бюджетов. Перевод средств осуществляется в конкретно установленной сумме.
- трансферт – это деньги, которые переправляются бюджету на местном уровне из федерального бюджета для существенного урегулирования достатка каждого региона страны.
- субвенция – это определенная сумма денег, которая выдается из федерального бюджета, для осуществления определенного мероприятия социальной направленности.
Виды региональных налогов
Существуют следующие виды региональных налогов, все они относятся к прямым, то есть платятся собственниками имущества и получателями доходов:
- Налог на имущество предприятий, организаций, то есть юрлиц
Все компании, у которых есть недвижимость, платят с нее налог. Он считается по кадастровой стоимости объекта на 1 января года, который следует за налоговым периодом. Также имущественный налог может рассчитываться, исходя из среднегодовой стоимости объекта.
Организации сами рассчитывают размер налога и уплачивают его частями, поквартально в виде авансовых платежей. В конце года вносится остаток. Впрочем, региональные власти могут авансовые платежи отменить и сроки уплаты налога устанавливают сами.
Правильность внесения имущественного налога проверяют налоговые инспекторы на основании налоговых деклараций, которые подаются до 30 марта, и расчетов организации. Предельная ставка — 2% от кадастровой и 2,2% от среднегодовой стоимости объекта недвижимости. Выше они быть не могут. От уплаты налога на имущество освобождены организации инвалидов, церкви, участники проекта «Сколково» и коллегии адвокатов.
- Транспортный налог
Платится всеми, на кого зарегистрирован транспорт, в том числе речной и воздушный. Не нужно платить только за весельные лодки и специальный транспорт для инвалидов. Размеры транспортного налога напрямую зависят от мощности двигателя.
Базовая ставка установлена федеральными властями, на местах она может существенно меняться — до 10 раз в любую сторону от базовой. Граждане и ИП обязаны заплатить транспортный налог до 1 декабря следующего года, им присылают налоговые уведомления.
Организации подсчитывают транспортный налог сами и, как и в случае с имущественным, могут вносить его поквартально авансовыми платежами. В 28 регионах России от транспортного налога освобождены многодетные семьи.
- Налог на игорный бизнес
Платится каждый месяц до 20 числа. Ставка — 50 тысяч рублей за одно игровое поле, от 3 тысяч рублей за игровой автомат и по 20 тысяч рублей за одну точку приема ставок, то есть букмекерскую контору.
Также в региональные бюджеты поступают средства от продажи патентов на работу и налоги на профессиональный доход.
Порядок установления региональных налогов
Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.
Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.
Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.
Федеральные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Перечень федеральных налогов и сборов установлен статьей 13 НК РФ:
1) Налог на добавленную стоимость (НДС);
2) Акцизы;
3) Налог на доходы физических лиц;
5) Налог на прибыль организаций;
6) Налог на добычу полезных ископаемых;
8) Водный налог;
9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) Государственная пошлина;
11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Плательщики и объект налогообложения
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
- лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
- лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
30 апреля — крайний срок для подачи отдельными категориями налогоплательщиков, обязанных самостоятельно задекларировать доход, декларации по налогу на доходы физических лиц.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства в течение всего года.
Лица, обязанные самостоятельно декларировать доход:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, адвокаты, другие лица, занимающиеся частной практикой;
- физические лица по вознаграждениям, полученным не от налоговых агентов;
- физические лица по суммам, полученным от продажи имущества;
- физические лица, резиденты РФ по доходам, полученным от источников, находящихся за пределами РФ;
- физические лица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и других основанных на риске игр;
- физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
- физические лица, получающие от физических лиц доходы в порядке дарения.
Пример:
Доходы, полученные лицами от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Для граждан, проживающих в Российской Федерации более 183 дней в году, такие доходы облагаются по налоговой ставке 13%.
В случае получения таких доходов необходимо помнить, что если Вы занимаетесь преподавательской деятельностью либо оказываете консультационные услуги самостоятельно, на основании договора гражданско-правового характера, Вы обязаны отразить полученные доходы в налоговой декларации и представить ее не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения рассматриваемых доходов, в налоговый орган по месту жительства. И не позднее 15 июля того же года уплатить исчисленную в налоговой декларации сумму налога в бюджет.
В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ
Доходы, облагаемые НДФЛ
Доходы, не облагаемые НДФЛ
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
- от сдачи имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации;
- доходы в виде разного рода выигрышей;
- иные доходы.
- доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;
- доходы, полученные в порядке наследования;
- доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);
- иные доходы.
Отчетный период
Год
Налоговый период
Год
Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях,у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).
Транспортный налог
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.
Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.
Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).
Таблица 16. 1
Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 Налогового кодекса. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов, торф, соль, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы и другие драгоценные камни, апатиты, сырье редких и радиоактивных металлов и пр.) на основании соответствующей лицензии.
В России большая часть полезных ископаемых (за исключением песка, мела,и некоторых видов глины) является государственной собственностью. Поэтому для их добычи требуется получить специальное разрешение и встать на налоговый учет в качестве плательщика НДПИ.
Налогоплательщики — юридические лица (отечественные, иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые недропользователями в соответствии с российским законодательством.
Объектами налогообложения в случае НДПИ являются полезные ископаемые:
- добытые на территории РФ;
- добытые за пределами РФ (на территориях арендуемых, используемых в рамках международных договоров или подпадающих под юрисдикцию России);
- извлеченные из отходов добывающего производства (если подобное извлечение подлежит отдельному лицензированию).
Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Их можно разделить на 2 группы:
- специфические (твердые) ставки — заданы в абсолютном выражении (рубли за тонну), как некоторая сумма налога на определенный объем добытого полезного ископаемого (нефти, газа, угля);
- адвалорные ставки — заданы в относительном выражении, как определенный процент от общей стоимости добытого полезного ископаемого (руды цветных металлов, драгоценные камни, минеральные воды).
Таким образом, налоговой базой является, в зависимости от вида полезного ископаемого, его количество (определенное прямым методом — посредством измерительных средств, либо косвенным методом — расчетно, по данным о содержании полезного ископаемого в добытом сырье) или стоимость (исходя из сложившихся цен его реализации или расчетной стоимости).
Также применяется льготная нулевая ставка (0% или 0 руб.) в случаях добычи:
- полезных ископаемых в пределах нормативных потерь (все что сверх лимита — облагается по обычной ставке);
- полезных ископаемых при разработке списанных или некондиционных запасов;
- полезных ископаемых, извлеченных из особых пород или отходов горнодобывающего производства (в границах нормативов);
- попутного газа;
- минеральных вод для курортных и лечебных целей (кроме случаев их реализации);
- подземных вод для с/х целей;
- подземных вод, извлекаемых при разработке полезных ископаемых или строительстве подземных сооружений, и т. п.
Кроме того, при добыче ряда полезных ископаемых (нефти, угля, руд черных металлов) и соблюдении определенных условий, к налоговой ставке применяются понижающие коэффициенты.
Налоговый период — календарный месяц. НДПИ уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом налоговые поступления перечисляются в бюджет как федерального уровня, так и в бюджет субъектов РФ (по месту нахождения участка недр).
Больше информации о налоге на добычу полезных ископаемых можно почерпнуть из первоисточника — главы 26 НК РФ.
Налог на игорный бизнес
Этот вид налога имеет отношение к предпринимателям, осуществляющим игорную деятельность. К объектам, на которые накладывается налог, относят игровой стол, игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и пункты приема ставок. Подробный перечень представлен в статье 366 НК.
Кто освобождается от уплаты
Игорная деятельность и объекты, на которые устанавливается ставка, не предусматривают какие-либо льготы. Владелец игрового оборудования, даже если это пенсионер с группой инвалидности, обязан выплачивать налог. В конкретном регионе ставка по выплатам может быть минимальной, но не ниже той, что оговаривается в Налоговом кодексе. Если в регионе не установлены определенные ставки на игорный бизнес, значит, налог уплачивается по минимальным ставкам.
Отчетность и ставки
Предприниматель обязан отчитываться по налогу за ведение игорной деятельности каждый месяц. Причем при установке автомата или другого игорного оборудования бизнесмен обязан уведомить и зарегистрировать оборудование в налоговом органе за два дня до установки. Лимиты по ставкам указаны в статье 369 гл. 29 НК. Субъекты РФ варьируют ставки в пределах, указанных в НК. Так, например, на игровой стол лимит составляет от 25 000 тыс. рублей до 125 000 тыс. рублей.
Расчет налога по игровым столам имеет некоторые нюансы. Например, если установлено два игровых стола, один из которых имеет 3 игровых поля, то расчет будет выглядеть так:
Ставка определяется субъектом РФ и варьируется в пределах, которые регламентированы в НК. Ставки изменяются по регионам. Узнавайте их размер в месте регистрации и установки игрового оборудования.
Налог на имущество организаций
Данный региональный налог регулируется положениями статьи 373 НК РФ. Уплачивать его должны организации, в собственности которых есть имущество, которое должно быть объектом налогообложения, исходя из положений статьи 374 Кодекса. Собственно, в указанной части НК РФ говорится о том, что налог, о котором идет речь, должен начисляться на все типы имущества, что учитываются на балансе предприятия как основные фонды.
Рассматриваемый региональный налог, как и другие сборы, относящиеся к данной категории, устанавливается законодательными актами субъектов РФ в части налоговой ставки, порядка, а также сроков перечисления соответствующих платежей в бюджет. База по нему определяется как стоимость балансового имущества в среднегодовом выражении. Учитывается оно при этом по остаточной стоимости, которая формируется, исходя из установленного в конкретной организации порядка реализации бухгалтерского учета, что утвержден в учетной политике.
Если во владении фирмы — недвижимость, и она расположена в другом субъекте РФ, то правила, по которым на нее начисляется соответствующий региональный налог, должны применяться те, что установлены в конкретном субъекте. Базу по рассматриваемому сбору в бюджет плательщики должны исчислять самостоятельно — в соответствии с положениями НК РФ. Так, средняя стоимость собственности, которая формирует налогооблагаемую базу, должна определяться как результат деления суммы, что получена по факту сложения показателей остаточной стоимости активов по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем периоде и 1-е — следующего за ним, на общее количество месяцев периода, которое увеличено на 1.
Среднегодовой показатель стоимости собственности, которая является объектом налогообложения, определяется как результат деления суммы, что получается по факту сложения показателей остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца периода, а также последнее — периода, на общее количество месяцев, которое увеличено на единицу. Налоговая база по рассматриваемому платежному обязательству уменьшается на величину капитальных вложений на суммы, отражающие расходы на строительство, реконструкцию либо модернизацию сооружений, что располагаются на водных путях внутри РФ, в портах, в аэропортах.
Можно отметить, что имущественный сбор, установленный для физлиц — местный, в то время как налог на имущество — региональный, как мы определили выше. Таким образом, первый тип сбора, предполагающий налогообложение юрлиц, предназначен для пополнения бюджетов муниципалитетов, второй, который платят физлица, направляется в казну субъектов РФ.
Насколько значимы региональные налоги?
Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.
К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.
Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.
Этот «страшный» НДС (или налог на добавленную стоимость).
«С самого начала, не могли бы вы мне пояснить, почему НДС
указывается от общей стоимости, то есть, к примеру, от 118 рублей это будет 18
руб., хотя как я понимаю сам смысл налога именно в налоге на добавленную
стоимость, а не в налоге на доход… « (с) если автор себя узнал, мы надеемся,
он не будет против соавторства
Действительно, к прибыли НДС не имеет отношения. А учитывая,
что НДС – налог возмещаемый, в бюджет мы уплачиваем только разницу между налогом,
полученным и налогом уплаченным.
Чуть-чуть теории. Налогоплательщиками НДС признаются
юридические и физические лица — индивидуальные предприниматели (ИП),
осуществляющие реализацию товаров, работ или услуг на территории РФ. То есть за
исключением применения каких-либо льгот или освобождения от уплаты НДС, практически
все мы с Вами обязаны к стоимости нашей продукции или услуг прибавить НДС и
предъявить его покупателю.
Как посчитать НДС в цене товара? Например, если цена товара
по контракту составляет 118 рублей, включая НДС 18 %, сколько из этой суммы
составляет сам налог и сколько – стоимость товара? Формула простая. НДС в цене
будет равен Х*18/118, где Х – стоимость товара с учетом налога. Подставим цифру
из нашего примера 118*18/118 = 18. НДС в нашем случае равен 18 рублям. Теперь
посчитаем цену товара без НДС. От стоимости товара с НДС отнимаем уже
посчитанный НДС 118 -18 = 100. Теперь произведем обратную операцию. Стоимость
товара 100 рублей. Реализуя товар, мы должны прибавить к стоимости товара НДС: 100*18
% = 18 руб. и выставить покупателю документы на всю стоимость с НДС 100 + 18 =
118 рублей. При этом мы еще должны предъявить счет-фактуру по установленной
форме в течение 5 дней с момента реализации и/или получения оплаты
(счет-фактура на аванс).
Теперь на простом примере рассчитаем сумму налога, которую
мы должны (или не должны) уплатить в бюджет. Предположим, вид деятельности у
нас – оптовая торговля. Покупаем и продаем компьютерную технику. Для того чтобы
впоследствии Вам было проще считать и ориентироваться в цифрах (они нам еще
пригодятся при расчетах других налогов) договоримся, что цена товара, как
продажная, так и закупочная (вот, вижу Вам эти термины ближе) указывается без
налога. И с ценой без НДС мы совершаем различные манипуляции – делаем наценки,
даем скидки.
Приобрели товар на сумму 118000 рублей всего, из
которых 18000 – НДС. Себестоимость товара 100000. Делаем наценку в
20 % и получаем цену, за которую хотим продать – 100000 + 20 % = 120000
рублей, без НДС. Так как торгуем мы на территории РФ и товаром, который
облагается по ставке 18 % — к нашей цене реализации прибавляем опять же НДС -18
%, что составит 120000 * 18% = 21600 рублей. Общая стоимость для
покупателя будет 120000 + 21600 = 141600 рублей. Разница
между налогом, полученным от покупателя, и уплаченным поставщику, и будет
являться суммой НДС, подлежащего оплате в бюджет: 21600
– 18000 = 3600
рублей.
наименование | Сумма |
---|---|
Себестоимость товара (цена приобретения), без НДС | 100000 |
НДС «входящий», уплаченный поставщику | 18000 |
Всего, с учетом НДС (оплачиваем поставщику) | 118000 |
Цена реализации (продажи), без НДС | 120000 |
НДС «с реализации», который нам заплатит покупатель | 21600 |
Всего, с учетом НДС (получаем от покупателя) | 141600 |
НДС в бюджет (НДС с реализации минус НДС «входящий») | 3600 |