Возражения на акт выездной налоговой проверки: порядок составления и предоставления
Содержание:
- Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
- Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки
- Когда его следует подавать?
- Смягчающие обстоятельства — это шанс снизить штраф
- Варианты формулировок для ходатайств
- Насколько снизят штраф
- Подача ходатайства
- Как составить возражение на требование об уплате налогов?
- Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки
- Обоснование возражения
- Значение возражения на акт налоговой проверки для бизнеса
- В каких случаях составляют возражение
- Типы жалоб — апелляционная и обычная
- Подача возражения
- Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления
- Какова структура возражений на акт проверки ФНС?
- Варианты формулировок для ходатайств
- Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки
- Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения
Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).
Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.
При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:
- рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
- срок исчисляется в рабочих днях;
- при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
- период может быть увеличен в пределах одного месяца.
Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.
Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.
В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).
Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки
Если у налогоплательщика есть сомнения в правомерности позиции налогового органа по итогам камеральной проверки, ему следует подать возражения. Причем составлять документ надо обязательно в письменной форме, потому что:
- так вы демонстрируете серьезность намерений;
- в другом виде инспекция или управление ФНС его рассматривать не будут;
- он может понадобиться в суде.
Естественно, следует подобрать очень убедительные доводы, способные склонить мнение вышестоящей инстанции или суда в вашу сторону.
Вместе с тем налогоплательщик должен иметь в виду, что подача возражений чревата дополнительными проверками — налоговая инспекция, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, обязана отреагировать на сигнал. Подобная ситуация отражена в нескольких судебных решениях, в частности в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 № А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 № КА-А40/8644-09 и ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-26710/2008.
Может случиться так, что налоговые инспекторы в ходе дополнительной проверки найдут еще более серьезные нарушения. Поэтому, подавая возражения на акт камералки, следует еще раз тщательно убедиться в том, что вы правы и все документы в порядке.
О сроках камеральной проверки вы узнаете из статьи «С камеральной проверкой инспекция должна уложиться в 3 месяца».
Что делать, если возражения были представлены, но налоговый орган их не рассмотрел и вынес решение без учета мнения налогоплательщика? Ответ на вопрос узнайте в Путеводителе по налогам от системы КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.
Когда его следует подавать?
Налоговый инспектор по завершении камеральной или выездной проверки делает выводы о наличии/отсутствии правонарушений и необходимости призвать налогоплательщика к ответственности (начисляет штраф, пени и т.д.). На составление этого акта налоговикам дается определенное времени:
- после камеральной проверки сотруднику ведомства следует составить акт в течение 10 дней со дня ее завершения;
- после выездной – в течение 2-х месяцев с того момента, как будет составлена справка, фиксирующая проведенные мероприятия.
В соответствии с п.5 ст.100 Налогового кодекса, этот документ инспектор обязан представить налогоплательщику в течение 5 дней с момента его составления. Если тот не согласится с выводами инспектора, закон позволяет ему защитить свои права, направив в вышестоящую инстанцию возражения по факту проведенной проверки. На составление и предоставление этого документа отводится месяц с того момента, как налогоплательщик ознакомился с актом налогового инспектора.
Если предприниматель по каким-либо причинам отказывается этот акт получить, закон предписывает направить его по почте заказным письмом. В такой ситуации датой получения документа будет считаться шестой рабочий день с момента отправки. Дата фактического получения не будет играть никакой роли. Тот факт, что налогоплательщик намеренно не получает официальные бумаги, налоговому инспектору придется доказывать самостоятельно.
Если документ, отправленный по почте, «задержится в пути» и у налогоплательщика уже не останется времени на ознакомление и составление возражений, у него будут все шансы добиться отмены решения инспектора.
Смягчающие обстоятельства — это шанс снизить штраф
- тяжелые личные или семейные обстоятельства;
- угроза или принуждение;
- материальная, служебная или иная зависимость;
- тяжелое материальное положение физ. лица, привлекаемого к ответственности;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, признаются таковыми.
Вывод: закон позволяет уменьшить размер санкций. Но для этого предпринимателю необходимо подготовить и передать ходатайство о смягчающих обстоятельствах в налоговую инспекцию по месту учета.
Варианты формулировок для ходатайств
В качестве фактов, смягчающих вину, обычно указывают:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- деятельность является убыточной или сезонной;
- организация относится к добросовестным налогоплательщикам и т.п.
Если вы готовите ходатайство в налоговую об уменьшении штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, в качестве смягчающих фактов признают:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
ВАЖНО!
Независимо от того, какие обстоятельства приводятся, необходимо дополнить ходатайство копиями документов, подтверждающих наличие упоминаемых фактов.
Пример, как написать ходатайство в налоговую о снижении штрафа
Насколько снизят штраф
Однако ни ИФНС, ни суд не вправе снизить размер санкций до нуля, так как это уже освобождение от ответственности за совершенное правонарушение.
При наличии смягчающих фактов снижают только сумму примененных штрафных санкций, а налоги и пени по этим основаниям уменьшить не удастся.
Подача ходатайства
Акт проверки поддается обжалованию. Организация вправе самостоятельно принять решение об очередности подачи заявлений: сначала обратиться в налоговые органы, а затем в суд или сразу в суд.
Организация направляет ходатайство в налоговую инспекцию или суд в сроки, указанные в таблице.
Государственный орган |
Срок подачи жалобы |
---|---|
ИФНС по субъекту РФ |
|
ФНС России |
|
Судебные органы РФ |
В течение трех месяцев со дня, когда представители организации узнали о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ) |
Подают обращение одним из трех доступных способов:
- лично или через представителя;
- почтой, ценным письмом с описью вложения;
- в электронной форме через интернет (сайт Госуслуг).
При передаче лично документ составляют в двух экземплярах. Один передают в канцелярию государственной структуры, второй останется у заявителя
Важно получить отметку должностного лица, удостоверяющую прием документов на рассмотрение
Как составить возражение на требование об уплате налогов?
После получения требования уплатить налоги от ФНС, вначале необходимо тщательно разобраться с тем, насколько оно обосновано. Для этого необходимо перепроверить суммы налоговых платежей, которые компания должна была внести за отчетный период, все ставки по налогам, действующие льготы и вычеты, а также реквизиты, по которым проводились выплаты. Если расхождения действительно подтвердятся, вступать в конфликт с налоговой не стоит, лучше сразу оплатить указанную сумму и направить подтверждение оплаты, ведь в противном случае можно столкнуться с такими неприятностями как штрафы, пени и ограничения деятельности предприятия до погашения всех задолженностей по налоговым платежам.
Если же требование об уплате налогов безосновательно, нужно приступать к подготовке ответа (возражения) на него. Некоторые компании, выявив неправомерные требования, просто игнорируют их, однако такой подход ошибочен: налоговая, не получив ответа, будет думать, что налогоплательщик уклоняется от законных требований по уплате налогов, а значит, будет запущен механизм принудительного взыскания платежей со всеми вытекающими негативными последствиями. Процедура подготовки возражения включает в себя такие этапы:
- обоснование цифр уже уплаченных налогов – необходимо предоставить расчеты, по которым определялась сумма налоговых платежей: размер доходов за отчетный период, налоговая ставка, возможные льготы или вычеты, если они имели место и т. д. Расчеты должны подтверждать ту сумму налогов, которая уже была оплачена;
- сбор подтверждающих документов – если вы выявили ошибки в расчетах налоговиков, необходимо свою позицию подтвердить документально, а именно предоставить подтверждения по спорным моментам: право на налоговую льготу, первичная бухгалтерская документация, платежки по налогам за данный период и т. д. Перечень документов определяется конкретными требованиями налоговой;
- составление текста возражения – ответ рекомендуется готовить на фирменном бланке компании, хотя это и не обязательное требование. Текст пишется в свободной форме, главное – не забыть указать реквизиты компании, наименование и контактные сведения адресата (отделения ФНС), номер и выходные сведения о требовании уплаты налогов и ваши пояснения относительно того, почему вы считаете такие требования необоснованными (ошибки в расчетах, налоги уплачены по другим реквизитам и т. д.). В тексте даются ссылки на подтверждающие документы, которые будут приложены к возражению.
Далее подготовленное возражение направляется в ФНС одним из удобных способов (заказным письмом, при личном визите, через кабинет налогоплательщика в интернете, курьерской доставкой и т. д.), после чего нужно ожидать, пока обращение будет рассмотрено. В большинстве случаев этих действий достаточно: налоговая, изучив ваши аргументы, признает свои ошибки и отменит незаконные требования. Однако вероятно и то, что требования не будут сняты – в этом случае нужно готовиться к судебному процессу, ведь других вариантов отстоять свои интересы у налогоплательщика не остается.
Следует признать, что порядок требований об уплате налогов достаточно запутанный и сложный, потому без квалифицированной юридической помощи часто не обойтись. Если вы получили подобные требования, перед принятием решения о том, как поступить, рекомендуется получить консультацию от опытного юриста по налогам. Он поможет определить, насколько требования обоснованы и какими могут быть дальнейшие шаги компании в сложившейся ситуации.
Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки
Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.
Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:
- процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
- нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).
Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.
Обоснование возражения
По каждому пункту возражения необходимо привести статью закона, подтверждающую вашу правоту. Формулировка может быть такая: «Факты, указанные в акте № от (вписать дату), налогоплательщиком были определены в качестве несоответствующих законодательству. Они противоречат нормам статей 172 и 173 НК РФ». Номера статей могут быть приведены иные, все заявит от обстоятельств. Допустимо ссылаться на:
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Постановления Верховного Суда РФ;
- судебную практику.
Ваша аргументация должна быть стопроцентной. Если вы сомневаетесь, что сможете доказать сотрудникам налоговой, что они совершили ошибку, не стоит подавать это возражение. Тщательно проанализируйте свои шансы на удачу при написании. Если на момент проверки налоговой у вас пакет документов не был полным, то это стоит также учесть в поданном заявлении. Копии недостающих бланков приложите в качестве дополнения к заявлению. Если у вас есть смягчающие обстоятельства, из-за которых вы не передали в налоговую нужные бумаги, необходимо указать их в основной части.
С грамотно составленным возражением налоговой будет трудно поспорить. Приведенные аргументы вы сможете использовать, если дойдет дело до судебного решения спора. На заседании вы сможете также представить доказательства процессуальных нарушений проверки, которые встречаются крайне часто.
Значение возражения на акт налоговой проверки для бизнеса
Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков
Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.. Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю
Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.
Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.
В процессе обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков.
Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.
В каких случаях составляют возражение
Для восстановления нарушенных прав и отстаивания личной позиции налогоплательщика по предмету проверки законодатель предусмотрел такой правовой инструмент, как возражение. Получая от ИФНС документ о результатах проверки, вы вправе написать возражение на акт камеральной проверки, выразив тем самым свою позицию. Заметим, что законодатель представляет такое действие со стороны налогоплательщика правом, а не обязанностью.
Среди оснований возражения выделяют:
- ошибки или неточности в документе ИФНС;
- нарушение прав в ходе проведения проверки;
- несогласие с изложенными ИФНС фактами, выводами, дополнениями по акту (п. 6.2 ст. 101, п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Игнорирование предоставления своего сообщения не лишает вас права обратиться в суд и там изложить свою позицию. Непредоставление возражения не указывает на согласие с позицией ИФНС. Такое положение подтверждается практикой: постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 по делу № А64-1496/08-22. Если возражения не предоставлены, вы можете попросить внести устные пояснения в протокол. Таким действием вы зафиксируете свою правовую позицию.
Эксперты КонсультантПлюс составили руководство по налоговым проверкам. Используйте его бесплатно, чтобы разобраться в правилах и подготовиться к визиту контролеров.
, чтобы прочитать.
Типы жалоб — апелляционная и обычная
Как уже понятно из заголовка, жалобы бывают разные. Общей их чертой является то что по сути своей они обе — это обращение в вышестоящую инстанцию в случае нарушения прав налогоплательщика. Это может быть Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, либо ФНС РФ. Различия между этими двумя типами жалоб тоже есть.
Апелляционная жалоба
Она подается касаемо решений, вынесенных налоговиками в результате проведенной проверки. Проверки в свою очередь подразделяются на:
- Камеральные.
- Выездные.
Камеральная проверка проводится на основе налоговых расчетов и прочих документов, отражающих деятельность налогоплательщика и имеющихся в наличии у налогового органа. Место проведения — нахождение налогового органа. Специального разрешения от руководителя налоговой в данном случае не требуется. Срок проведения — на протяжении 3 месяцев с момента предоставления декларации по налогам со стороны налогоплательщика.
Выездная проверка проводится согласно разрешению руководителя инспекции. Место проведения — нахождение налогоплательщика. Проводится по одному или нескольким видам налогов. Время проведения — не более 2 месяцев. В некоторых случаях срок может продлеваться, но максимально на 6 месяцев.
Апелляционная жалоба должна подаваться до момента вступления в силу решения, принятого согласно результатам налоговой проверки. А именно — не позднее одного месяца со дня, когда решение было вам вручено.
Срок вступления в силу такого решения откладывается до момента принятия нового со стороны вышестоящего органа.
Различие между обычной и апелляционной жалобами
Состоит в том, что оспариваемое решение по последней не будет имеет силы до момента вынесения решения ИФНС.
Жалоба составляется в свободной форме с обязательным указанием названия, адреса, реквизитов обжалуемого акта, наименования инспекции, а также с отражением сути претензии и требований с вашей стороны.
Подается обращение в ту инспекцию, решение которой планируется оспорить. Налоговики самостоятельно направляют ваше обращение в Управление федеральной налоговой службы по региону.
Подача возражения
У вас есть два способа передачи возражения в ФНС:
- лично в руки инспектору;
- с помощью почтовой доставки (в этом случае письмо должно быть заказным с уведомлением о вручении).
Если у вас есть возможность заверять электронные документы цифровой подписью, то можно направить возражение через специальные сервисы для оборота документов, связанных с налогообложением. Последний способ не гарантирует, что адресат своевременно ознакомиться с документом, поэтому юристы рекомендуют не рассматривать его. В первых двух вариантах у вас будет доказательство, что вы своевременно подали претензию после проверки: дата и подпись инспектора на вашем экземпляре возражения или уведомление о вручении письма.
Срок рассмотрения вашего обращения по закону равен 10 дням, часто налоговики применяют пункт 1 статьи 101 НК РФ, увеличивая его до 1 месяца. При этом отсчет срока начинается не с дня вручения возражения, а с момента истечения времени на его подачу. Данные о вручении претензии вам необходимы, чтобы сотрудники ФНС не отклонили ваше заявление из-за того, что вы якобы его поздно подали. После рассмотрения документа вам придет уведомление. Оно может содержать отказ по причине непризнания правонарушения (со ссылкой на пункт 7 статьи 101 НК РФ) или постановление о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства инспектора, проводившего проверку. В случае отказа у вас есть возможность обратиться в суд и обжаловать это решение ФНС.
https://youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4
Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления
Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).
Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:
- дата подписания акта;
- полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
- Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
- дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
- дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
- перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
- охватываемый период проведенной проверки;
- вид проверяемого налога;
- даты начала и окончания проверки;
- адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
- информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
- документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
- ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.
Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:
- решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
- при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
- при наличии решение о продлении налоговой проверки;
- требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
- при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
- акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
- копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Какова структура возражений на акт проверки ФНС?
Традиционно для официально-деловых писем и жалоб может быть использована трехступенчатая структура. Подходит она и для возражений на акт проверки.
Документ разделяется на три части:
- Вводную. В ней указывается общие сведения о проведенной проверке, ее период, предмет, и т.д.
- Описательную. В ней указываются нарушения, которые по мнению заявителя были допущены налоговым органом.
- Резолютивную. В данном разделе отражаются требования заявителя.
Указание в возражениях на нормы закона не обязательно, но желательно. Можно ссылаться на разъяснения государственных органов, самой ФНС, судебную практику.
Если документ подается от имени организации, его подписывает ее исполнительный орган (директор, ген. директор). Жалобы от ИП и граждан подписываются ими лично. Если имеется представитель с оформленной на него доверенностью, он вправе сам подписать возражения. В доверенности должно оговариваться полномочие на подачу возражений.
***
Варианты формулировок для ходатайств
В качестве фактов, смягчающих вину, обычно указывают:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- деятельность является убыточной или сезонной;
- организация относится к добросовестным налогоплательщикам и т.п.
Если вы готовите ходатайство в налоговую об уменьшении штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, в качестве смягчающих фактов признают:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
ВАЖНО!
Независимо от того, какие обстоятельства приводятся, необходимо дополнить ходатайство копиями документов, подтверждающих наличие упоминаемых фактов.
Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки
При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:
- документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
- формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
- листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
- в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:
- реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
- дата и место представления возражений;
- даты начала и окончания проверки;
- период проведения проверки;
- наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
- конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
- законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
- сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/389@).
В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.
Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения
К сожалению, судебные органы редко учитывают произведенные в АНП нарушения, склонившись к позиции невмешательства, поскольку по их мнению акт не способен нарушить права организации.
К такой позиции пришел и Конституционный Суд, указавший, что АНП нужен исключительно для документирования результатов проверочных мероприятий и не может оспариваться в судебном процессе (Определение № 766-О-О за 27 мая 2010 г.).
Однако решение, основанное на порочном акте, можно отменить при определенных обстоятельствах.
Частым доводом к отмене основанного на акте налоговой проверки решения признается игнорирование права на представление позиции проверяемым и его участие при рассмотрении дела.
Такая ситуация становится возможной в случаях ошибок при отправке почтой извещений и копий документации. К примеру, простая ошибка в адресе приведет к ненадлежащему извещению адресата о дате рассмотрении дела. Аналогично рассматривается направление неполного комплекта документов, отсутствие в нем приложений к АНП.
Да и неполнота самого АНП, повлекшая для проверяемого невозможность защитить свои интересы, может привести к положительному для него решению суда. К примеру, 9 ААС при рассмотрении дела № А40-115085/12 указал, что именно на налоговиках лежит обязанность раскрыть свои доводы перед налогоплательщиком и предъявить конкретные доказательства до принятия решения.
Поскольку по рассматриваемому делу проводились дополнительные контрольные мероприятия, то полученные по их результатам доказательства инспектор был обязан довести до сведения проверяемого, но это сделано не было, что не позволило налогоплательщику представить свои доводы в опровержение заявленных инспектором.
Особо следует отметить, что направление АНП почтой допускается только при уклонении от его личного получения. Так, Арбитражный суд Московского округа отменил решение ИФНС по причине отсутствия в АНП указания на уклонение фирмы от получения документации (Постановление № А40-19971/2014 от 20 января 2015 г.).
Практически во всех других случаях налогоплательщику потребуется доказать, что именно та конкретная ошибка или нарушение, на которые он ссылается, привели к принятию неправомерного решения, нарушающего его права.
Об ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки, а так же о том, как налоговики не дали знакомиться с материалами внп смотрите видео бизнес-адвоката Тылика Павла.