Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2020 года
Содержание:
- Уволить: кого можно, а кого нельзя?
- ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
- Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности
- Порядок проведения
- Увольнение
- Самые распространенные ошибки
- Процедура проведения аттестации
- Зачем педагоги проходят аттестацию
- Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года
- Нормы законодательства о правилах аттестации
- Для кого аттестация обязательна?
- Положение об аттестации работников
- Порядок проведения обязательной аттестации
Уволить: кого можно, а кого нельзя?
Если сотрудник не прошел аттестацию, и работодатель решил его уволить, то расторжение трудового договора производится на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса России (по инициативе работодателя). Для этого работодатель издает приказ о расторжении трудового кодекса. В основании указывается ссылка на решение по результатам проведенной аттестации.
После этого работодатель обязан предложить сотруднику, непрошедшему аттестацию, другие вакантные должности в той же местности, где он трудиться сейчас. Причем, данные вакансии могут быть менее оплачиваемые или нижестоящие. Такое предложение оформляется в письменной форме с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись. В предложении необходимо указать крайний срок ответа работника.
Если сотрудник соглашается на перевод, то руководитель издает приказ о переводе на другую должность. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.
Если работник не согласен на перевод, то работодатель по ранее вынесенному приказу об увольнении, расторгает трудовой договор. После этого работнику на руки выдаются трудовая книжка и окончательный расчет (выплата заработной платы, компенсаций и компенсации за неотгуленный отпуск при их наличии).
Но не всех сотрудников можно уволить по данному основанию. Трудовой кодекс запрещает расторгать трудовой договор по инициативе работодателя с:
- беременной сотрудницей;
- женщиной с ребенком, возраст которого менее 3 лет;
Если при увольнении сотрудница еще не знала, что беременна, то при получении такой справки, работодатель обязан восстановить ее в должности.
- одинокую мать, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет (до 18 лет, если ребенок-инвалид);
Не стоит путь мать-одиночку с женщиной, которая находится в разводе. Это разные категории сотрудниц!
- отца, опекуна или попечителя, который воспитывает ребенка (до 14 лет) без матери;
- сотрудника, если он является единственным кормильцем в семье с ребенком до 3 лет или в многодетной семье (более 3 детей в возрасте до 14 лет);
- работника, находящегося в отпуске, на больничном или в забастовке;
- членов профсоюза;
- несовершеннолетних сотрудников.
Если работника нельзя уволить, то можно поступить следующим образом:
- направить на профобучение;
- понизить в должности.
Если руководитель принял решение о назначении переаттестации по результатам профобучения, то он издает соответствующее распоряжение. Сотрудник может быть направлен на курсы повышения квалификации или некоторое время выполнять свои трудовые обязанности под руководством наставника. После окончания срока профобучения, указанного в распоряжении руководителя, специалисту назначается повторная аттестация.
Процедура переаттестации сотрудника может проводиться в усеченном формате. То есть аттестационная комиссия будет проверять знания только в той области, из-за которой сотрудник был направлен на профобучение.
При условии, что на предприятии установлены категории специалистов, то сотрудник может быть понижен в категории. Запись в трудовую книжку делать не надо, если в трудовом договоре и трудовой книжке указывается должность сотрудника без указания категории.
Аналогичная ситуация касается и дополнительного соглашения к трудовому договору. Если в договоре не прописан размер премии, а просто указана ссылка на локальный нормативный акт, в котором прописаны размеры премий в зависимости от категории специалистов, то допсоглашение не заключается.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
С Положением об аттестации как локальным нормативным актом (далее — ЛНА) необходимо ознакамливать работников до заключения с ними трудового договора в соответствии со ст. 68 ТК РФ или сразу после принятия соответствующего положения согласно ст. 22 ТК РФ.
Периодичность и порядок проведения аттестации устанавливаются указанным ЛНА.
В том случае, если работодатель принимает решение о регламентации порядка и периодичности аттестации в соответствии с нормами Положения о прохождении аттестации плановые аттестационные мероприятия проводятся с периодичностью 1 раз в 3 — 5 лет.
Аттестация может быть проведена и досрочно (то есть до истечения установленного в ЛНА срока), например в следующих случаях:
1) по обоюдному согласию работника и работодателя (в большинстве случаев инициатором выступает работник, претендующий на вышестоящую должность);
2) в случае принятия решения о сокращении штата или численности работников для выявления работников, имеющих более высокую квалификацию и, как следствие, преимущественное право на оставление на работе;
3) при принятии решения об изменении системы оплаты труда.
Рекомендуется впервые проводить аттестацию работника только по истечении 1 года работы в должности, по которой проводится аттестация.
Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности
Руководство многих предприятий и организаций все чаще стало проводить аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности.
Это позволяет выявить существующие недостатки в работе персонала, а также служит основой для кадровых перемещений и поощрений сотрудников при надлежащем исполнении ими своих обязанностей.
Основной их целью является оптимизация производственных процессов в работе организации.
Кто подлежит аттестации на соответствие занимаемой должности
Согласно законодательству, проведение аттестации не является обязательной процедурой для всех предприятий. При этом нормативные акты и трудовое законодательство устанавливают данную обязательность только для некоторых видов деятельности.
Обязательная аттестация касается:
- Гражданских госслужащих РФ, госслужащих исполнительной и государственной власти РФ, муниципальных служащих РФ;
- Руководителей унитарных предприятий;
- Сотрудников организаций определенного вида деятельности. К таковым относятся педагоги, библиотекари, сотрудники авиационных предприятий, работники, задействованные в космической области. Также к данному перечню относятся специалисты, обеспечивающие хранение и уничтожение химического оружия, работники, занятые на опасном производстве и т.д.
На всех остальных предприятиях данная процедура проводится по желанию руководства. Обязательным условием для ее проведения является необходимость письменно ее зафиксировать в локальных нормативных актах, где должны быть прописаны условия и порядок аттестационных мероприятий.
https://youtube.com/watch?v=vgEPxYsRrO4
Локальные нормативные акты должны определять, какие категории персонала подлежат процедуре, а также перечень сотрудников, освобождаемых от этого мероприятия.
Категории работников, которые должны проходить аттестацию определяются кадровой службой или руководством организации в индивидуальном порядке. В то же время от этой процедуры следует освободить следующих сотрудников:
- Работающих в соответствующей должности менее 12 месяцев. Это обусловлено отсутствием требуемого опыта и навыков работы, поэтому результаты аттестационных мероприятий могут быть ошибочными;
- Беременных женщин. Поскольку даже в случае установления несоответствия, их увольнение противоречит закону (ст. 261 ТК РФ);
- Сотрудниц, находящихся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет. Аттестовать таких работников разрешается только спустя 12 месяцев после выхода на рабочее место.
В данный перечень могут быть дополнительно включены работники, трудоустроенные по срочным трудовым договорам (заключенным менее чем на 1 или 2 года), сотрудники, занимающие определенную должность по внутреннему совместительству и т.д.
Цели аттестационных мероприятий
Аттестационные процедуры на предприятиях, в основном, проводятся с целью оценки результатов работы сотрудников, определения их соответствия занимаемым должностям. Также эта процедура позволяет выявить недостатки в уровне подготовленности работников и составить план их индивидуального развития.
Помимо этого, данные мероприятия позволяют определить коммуникационный уровень работника (степень его сплоченности с коллективом, работу в команде, лояльное отношение к руководству и предприятию в целом), проверить его трудовую мотивацию, а также выявить возможные перспективы его карьерного роста.
Роль аттестации для предприятия в целом заключается в возможности улучшения уровня управления работниками, а также повышения дисциплинарной ответственности и исполнительности.
Другой целью ее проведения является выявление категории сотрудников, которые подлежат увольнению, а также должностей при сокращении.
Аттестационные мероприятия условно можно разделить на три этапа:
- подготовительный;
- непосредственно процедура аттестации;
- итоги и выводы.
Подготовительный этап осуществляется службой по работе с персоналом и включает в себя подготовку и формирование документации (приказы, списки членов аттестационный комиссии, план проводимых мероприятий и т.д.), подготовку соответствующих аттестационных материалов (бланков, форм и т.д.), а также формирование методик и программ проведения данной процедуры.
Мероприятия по непосредственному проведению аттестации включают в себя подготовку отчетов (аттестуемыми сотрудниками и руководителями), заполнение оценочных форм, анализ результатов и проведение заседаний комиссии.
Порядок проведения аттестации
Этап подведения итогов и выводов подразумевает подготовку рекомендаций, проведение процедуры анализа полученных данных и их утверждение.
Порядок проведения
Важное условие для проверки соответствия сотрудников должностям – четко прописанные обязанности. Обычно для этого грамотно оформляют трудовой договор
Работодатель отвечает за предоставление условий для качественного выполнения работы.
Сотрудники не смогут выполнять функции должным образом, если у них нет хотя бы части инструментов и оборудования, информационных материалов. В этом случае велика вероятность, что увольнение признают незаконным, если оно пройдет после.
Для установки правил проверок работодатель издает отдельный внутренний документ. Сотрудников знакомят с таким положением, ставят на нём личные подписи. Подчиненных нельзя наказывать за несоблюдение установленных правил, если их не ознакомят с исходными документами.
Увольнение
Сотрудник может быть уволен по собственной инициативе при обнаружении факта несоответствия его занимаемой должности.
При этом важно учитывать, что увольнение с подобной формулировкой возможно только при наличии результатов аттестации, подтверждающих факт несоответствия квалификации гражданина существующим требованиям. Аттестация должна быть проведена в четком соответствии с существующими нормами трудового законодательства, либо локального нормативного акта организации, принятого при участии представительского органа сотрудников (как правило, профсоюза)
Аттестация должна быть проведена в четком соответствии с существующими нормами трудового законодательства, либо локального нормативного акта организации, принятого при участии представительского органа сотрудников (как правило, профсоюза).
Если сотрудник увольняется за несоответствие занимаемой должности без проведения аттестации, либо на основании результатов аттестации, проведенной с нарушениями, подобное увольнение является нарушением трудовых прав гражданина. В этом случае сотрудник имеет право обратиться в трудовую инспекцию, либо подать иск в суд.
Таким образом, аттестация является сложной процедурой оценки профессиональных достижений сотрудников, уровня их квалификации. Аттестация проводится обязательно только в отношении отдельных категорий государственных работников.
В остальных случаях необходимость проведения проверки определяется руководителем компании. По результатам проверки руководителем принимаются решение о необходимости кадровых перестановок.
Самые распространенные ошибки
Другая ошибка – низкий уровень информированности работников. Если аттестация проводится в первый раз, о ней лучше предупреждать не за один месяц. Также рекомендуется разъяснять людям, для чего это делается, как происходит процедура. В противном случае вы рискуете получить нервную обстановку в коллективе, которая точно не добавляет работе эффективности.
Какие еще ошибки допускаются?
Сотрудников сравнивают друг с другом.
Ничем хорошим это однозначно не закончится. Сравнивать нужно деятельность сотрудника со стандартами компании, а не людей.
Разный подход к людям, которые выполняют работу идентично.
Часто требования к работникам с одинаковыми обязанностями – разные. Это объясняется как личными симпатиями руководства, так и благими намерениями: разные люди могут выполнять одну и ту же работу по-разному. Главное, никогда не терять объективности. Поэтому в комиссию лучше включать людей с непредвзятой точкой зрения, тех кто не заинтересован в том или ином результате аттестации.
Использование ограниченного диапазона оценок.
Если оперировать только критериями «плохо-хорошо», вынести объективную оценку деятельности работника нереально. Не получится разделить сотрудников на одинаково профессиональных и на одинаково непрофессиональных. Это тупиковый подход.
Оценивать нужно по более широкому спектру критериев. В некоторых европейских странах шкала оценки деятельности сотрудников состоит из 100 баллов. Это позволяет вынести наиболее обоснованное решение.
Предвзятое отношение.
Согласитесь, что нередко в коллективе существуют определенные стереотипы по отношению к какому-либо человеку. Но гораздо хуже, когда кто-то из членов комиссии продемонстрирует свою предвзятость.
Подход должен быть адекватным, а решения должны приниматься исходя их профессиональных стандартов, а не личных оценок.
Во время процедуры внезапно меняются требования.
Хотя людей предупреждают о проверке заранее, слухов все равно избежать не получится. При каждом упоминании аттестации люди нервничают, теряют работоспособность, помимо этого, начинают конфликтовать между собой.
Вряд ли после такого стресса к начальству будут относиться с уважением.
Как же провести аттестацию не просто правильно, но и эффективно, обсудим далее.
Процедура проведения аттестации
Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:
- подготовка к проведению аттестации;
- проведение аттестации;
- подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.
На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.
Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.
Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.
Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.
Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.
Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.
Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.
С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.
Зачем педагоги проходят аттестацию
Повышают статус
. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.
Повышают зарплату
. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.
Считают, что так надо
. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.
Идут потому, что заставили
. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.
Повышают знания и опыт
. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.
Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года
Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года.
Было | Будет (проект) |
Любые детские конкурсы | Детские конкурсы из перечня |
Уровень ДОУ для проектов, конкурсов, достижений | Уровень ДОУ не засчитывается. Если педагог проводит мероприятия в ДОУ, то он просто выполняет свои служебные обязанности и за это категорию не присвоят. |
Любые профессиональные конкурсы для педагогов | Только этапы конкурса «Воспитатель года» |
Грамоты навсегда | Грамоты только за аттестационный период. Это делают для того, чтобы отсечь стажистов, которые зарабатывают баллы в портфолио с помощью грамот, а не других результатов деятельности. |
Любые курсы, обучение, переподготовка | Только обучение в аспирантуре или наличие степени. Это самый спорный пункт, потому что вряд ли педагогу хватит на это времени и, наоборот, вряд ли аспирант или профессор вообще пойдет работать с детьми. |
Засчитываются все набранные баллы | Засчитываются пороговые баллы по трем критериям. Раньше баллы были по сумме всех критериев. Теперь будут пороговые баллы по каждому критерию, если они набраны, то педагогу присваивают категорию. |
В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.
Нормы законодательства о правилах аттестации
Нормативный акт, устанавливающий единые алгоритмы, регулирующие проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности, на сегодняшний день не принят. В трудовом законодательстве нет статьи, которая прямо говорит, как проводится аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности. Но статьей 81 предусмотрена возможность провести процедуру в порядке, который установлен локальным распорядительным актом нанимателя
Важной особенностью является необходимость согласования проекта такого акта с профсоюзной организацией предприятия (при наличии)
Аттестация работника на соответствие занимаемой должности (ТК РФ) позволяет расстаться с сотрудником. Закон включает положения в части аттестации, которые позволяют нанимателю прекратить действие трудового соглашения с сотрудником, если отсутствует соответствие между его квалификацией и навыками и требованиями по функционалу, который он выполняет. Только его несоответствие требованиям должно быть установлено итогами процедуры.
Существуют и другие акты, которые устанавливают, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности 2020. Они описывают проверку на соответствие для отдельных категорий сотрудников. Например, аттестация работников культуры в 2020 году проходит в соответствии с Письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Один раз в пять лет проводят аттестацию работников, которые занимают должности педагогов: порядок предусмотрен Приказом Минобразования от 30.03.2015 № 293. А руководители ФГУП проходят аттестацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234.
Если в учреждении есть работники, не подлежащие обязательной аттестации, наниматель может локальным актом установить нормы, которые позволят проверить, соответствует ли квалификация сотрудника требованиям по должности, которую он занимает.
ВАЖНО!
В связи с тем, что алгоритм аттестации определяет наниматель, основу для разработки локального акта он вправе выбрать сам. Рекомендуем использовать для этого Постановление Госкомстата СССР от 05.10.1973 № 267.
Для кого аттестация обязательна?
Для большинства коммерческих организаций проведение аттестации персонала не является обязательным мероприятием. К процедуре прибегают лишь в случаях, когда вид деятельности, которой осуществляет компания, предполагает проведение периодических аттестационных проверок в соответствии с законом.
Например, это требуется для:
- персонала в области транспортной безопасности в соответствии со ст. 12.1 закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г.;
- специалистов в сфере промбезопасности, что следует из ст. 9 закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.;
- сотрудников, занятых в гражданской авиации, согласно п. 2 ст. 8 закона № 253-ФЗ.
Кроме того, обязательная аттестация введена для:
- гражданских служащих, что установлено ст. 48 закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.;
- муниципальных служащих, согласно ст. 18 закона № 25-ФЗ;
- педагогов в образовательных учреждениях, в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минобрнауки России № 276 от 07.04.2014 г.;
- сотрудников таможни, что установлено ст. 47 закона №114-ФЗ от 21.07.1997 г.
Если же закон не обязывает проводить для персонала аттестацию, но при этом в организации введено положение, устанавливающее периодические проверки на соответствие уровня квалификации занимаемой должности, то оно должно выполняться как работодателем, так и подчиненными. Это следует из смысла ст. 21 ТК РФ, ст. 22 ТК РФ и ст. 189 ТК РФ. При этом согласно ст. 8 ТК РФ, руководство предприятия вправе издать приказ об отмене положения об аттестации.
В том случае, если в организации имеется представительный орган работников, то прекращение действия внутренних актов производится с учетом его мнения.
К слову, для отдельных категорий работников обязательная аттестация отменяется законом. Так, п. 3 Положения № 1, утвержденным Указом Президента № 110 от 01.02.2005 г. процедура не проводится для:
- специалистов, служащих менее одного года;
- сотрудников в возрасте старше 60 лет;
- беременных женщин;
- работниц, пребывающих в отпуске по БИР и по уходу за ребенком до трех лет.
Обычно проверка сотрудников на профпригодность осуществляется раз в 3-5 лет. Периодичность может устанавливаться локальными актами, а при обязательной аттестации соответствующим нормативно-правовым актом. Так, согласно ст. 332 ТК РФ и ст. 336.1 ТК РФ, проверка квалификации для педагогов обязательно осуществляется раз в пять лет. Для научных сотрудников — не чаще, чем раз в два года и не реже одного раза в пятилетний период.
Рассмотрим подробнее порядок проведения аттестации.
Положение об аттестации работников
Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:
- Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
- Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
- Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
- Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.
Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.
После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.
Порядок проведения обязательной аттестации
Для организации проведения аттестации педагогических работников образовательная организация должна предпринять следующие шаги:
- Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты по вопросам аттестации педагогов в школе: Положение об аттестационной комиссии, график аттестации, форму Представления на педагога, форму распорядительного акта об аттестации, форму протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.
- Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации и утвердить их приказом директора.
- Ознакомить педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
- Составить и передать в аттестационную комиссию организации представление на каждого педагогического работника. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
- Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав приказом директора.
- Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.
- Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.
По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
- не соответствует занимаемой должности.
Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя.
Согласно п. 20 раздела II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276, на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме.