Аттестация работников на соответствие занимаемой должности
Содержание:
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
- Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Какие факторы влияют на нас?
- Наказание за нарушения норм
- Законодательство
- Уволить: кого можно, а кого нельзя?
- Подготовка к проведению аттестации
- Процедура проведения аттестации
- Нормативная база
- Порядок проведения аттестации
- Протокол аттестации работников
- О ПОДГОТОВКЕ И ОБ АТТЕСТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
- Сроки проведения СОУТ и штрафы
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
V. Порядок проведения оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах
- Оценка состояния условий труда на каждом рабочем месте производится с учетом фактических значений условий труда, определенных согласно разд. II — IV настоящего Положения:
1.1. Показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Примечание. В настоящее время применяются:
- Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.1999 (с изм. от 23.02.2003);
- СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»;
1.2. Показателя (оценки) состояния травмобезопасности.
1.3. Показателя обеспеченности работника (работников) специальными средствами индивидуальной защиты, эффективности этих средств.
- Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса производится в соответствии с Руководством Р 2.2.755-99 и СанПиН 2.2.0.555-96 путем сопоставления результатов измерений всех вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них указанными правовыми актами гигиеническими нормативами. На этой основе определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их сочетания на рабочем месте.
Рабочие места, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны вредными (классы 3.1 — 3.4 условий труда согласно разд. 4 Руководства Р 2.2.755-99), закрываются. Работа на этих рабочих местах может быть продолжена лишь в двух случаях:
3.1. Если условия труда на них будут доведены до уровней оптимальных или допустимых значений (классы 1 и 2 условий труда согласно указанному выше разд. 4).
3.2. При получении разрешения органов и организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы на продолжение работы на этих рабочих местах на определенных условиях в порядке, предусмотренном п. 1.4 разд. 1 Руководства.
- На рабочих местах, условия труда на которых по итогам их аттестации признаны опасными (экстремальными) (класс 4), работа не допускается, за исключением случаев ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ (п. 1.5 разд. 1).
- По результатам оценки рабочего места в соответствии с Классификацией условий труда по травмобезопасности дается заключение о его соответствии одному из классов (1 — 3).
- При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.
- В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных производственных факторов превышают существующие нормативы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 — по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
- Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочих мест по условиям труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации.
Какие факторы влияют на нас?
Важная задача АРМ — определить, какие именно факторы производственной среды воздействуют на человека на конкретном рабочем месте. Перед руководителями учреждений часто встает вопрос: что измерять и оценивать? Чтобы ответить на него, нужно четко представлять весь производственный процесс: что выполняет каждый работник в отдельности, в каких помещениях бывает «по долгу службы», с каким оборудованием работает и т.д. Например, на бухгалтера, работающего на компьютере в любом автономном учреждении, воздействуют следующие производственные факторы:
- физические — микроклимат, к которому относятся температура, скорость движения воздуха и влажность; освещение — естественное (от окна в рабочем кабинете) и искусственное (от ламп); уровень электромагнитных полей от монитора компьютера и шум в рабочем кабинете;
- психофизические — тяжесть и напряженность трудового процесса;
- травмобезопасность рабочего места — наличие обучения по охране труда, проведение инструктажей с записью в соответствующих журналах, наличие заземляющего контура и др.
Место бухгалтера — это одно из самых «простых» рабочих мест. Многие работодатели считают его «безвредным», поскольку на нем отсутствуют опасные производственные факторы, такие как химия, пыль, движущиеся механизмы, вибрация и т.д.
Примечание. Перед руководителями учреждений часто встает вопрос: что измерять и оценивать? Чтобы ответить на него, нужно четко представлять весь производственный процесс.
Но, как показала практика проведения АРМ в учреждениях, большинство вышеперечисленных факторов в кабинетах специалистов, бухгалтеров и прочих сотрудников не соответствуют установленным нормативным значениям, что приводит к частым болезням работников, а со временем к профессиональным заболеваниям. В конечном итоге «ненормальные» условия отражаются на общей производительности труда и эффективности учреждения в целом.
Одним из самых распространенных факторов, имеющих отклонения от нормативных значений в учреждениях, являются недостаточная освещенность и повышенный коэффициент пульсации освещенности. Это дает большую нагрузку на органы зрения и приводит к нарушению функционального состояния зрительного анализатора и центральной нервной системы. Кроме параметров освещения в учреждениях часто «зашкаливают» электромагнитные поля, создаваемые ПЭВМ на рабочем месте пользователя, — из-за того, что отсутствует заземляющий контур, а размещение компьютеров в помещении сделано нерационально (слишком близко расположены принтеры, не выдержано расстояние между соседними мониторами и т.д.).
Наказание за нарушения норм
- В отношении индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф от 5 до 10 тысяч рублей или запрет на ведение деятельности сроком до 90 суток.
- Для юридического лица размер санкции установлен в 60-80 тысяч рублей и запрет на ведение деятельности сроком 90 суток.
Как можно понять из всего вышесказанного, ведение более жестких требований по проведению проверки рабочих мест, это актуальное и правильное решение. Только так можно добиться от работодателей фактического соблюдения установленных норм и требований законодательства.
https://youtube.com/watch?v=g9H-VaaYaPw%3F
Законодательство
Подобные изменения связаны с тем, что аттестация, проводимая по старым стандартам и принципам, не приносила необходимого результата, соответственно и безопасность работников продолжала находиться под угрозой.
Введенные изменения в первую очередь направлены на то, чтобы заставить работодателей самостоятельно обеспечивать работникам необходимые, безопасные условия труда. По этой причине и были установлены более жесткие требования и санкции.
Что касается организации труда, статистика складывается таким образом, что более 35% несчастных случаев происходит из-за допуска к рабочему месту лиц, не прошедших инструктаж или имеющих запрет на выполнение определенной деятельности. К сожалению, в России очень часто работники просто расписываются в журнале по технике безопасности, не получая при этом никаких фактических знаний.
Помимо всего прочего законодательство напоминает руководству и бухгалтерам о необходимости во время сдавать отчет в Фонд социального страхования, указывая информацию о проведенной спецоценке. Подобное требование было установлено законодательными нормами еще в январе 2015 года. Данная оценка требуется для присвоения каждой должности своего класса безопасности. На основании данных назначается размер страховых взносов, который должен быть уплачен в ПФР. Связь, в данном случае прямая, чем выше класс вредности, тем больше должен быть взнос.
В этом также заключается ошибка многих работодателей. Игнорируя требования по спецоценке, они не доплачивают положенные страховые взносы. И проблема со временем только усиливается, превращаясь в настоящий снежный ком.
Уволить: кого можно, а кого нельзя?
Если сотрудник не прошел аттестацию, и работодатель решил его уволить, то расторжение трудового договора производится на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса России (по инициативе работодателя). Для этого работодатель издает приказ о расторжении трудового кодекса. В основании указывается ссылка на решение по результатам проведенной аттестации.
После этого работодатель обязан предложить сотруднику, непрошедшему аттестацию, другие вакантные должности в той же местности, где он трудиться сейчас. Причем, данные вакансии могут быть менее оплачиваемые или нижестоящие. Такое предложение оформляется в письменной форме с обязательным ознакомлением сотрудника под роспись. В предложении необходимо указать крайний срок ответа работника.
Если сотрудник соглашается на перевод, то руководитель издает приказ о переводе на другую должность. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку сотрудника и личную карточку.
Если работник не согласен на перевод, то работодатель по ранее вынесенному приказу об увольнении, расторгает трудовой договор. После этого работнику на руки выдаются трудовая книжка и окончательный расчет (выплата заработной платы, компенсаций и компенсации за неотгуленный отпуск при их наличии).
Но не всех сотрудников можно уволить по данному основанию. Трудовой кодекс запрещает расторгать трудовой договор по инициативе работодателя с:
- беременной сотрудницей;
- женщиной с ребенком, возраст которого менее 3 лет;
Если при увольнении сотрудница еще не знала, что беременна, то при получении такой справки, работодатель обязан восстановить ее в должности.
- одинокую мать, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет (до 18 лет, если ребенок-инвалид);
Не стоит путь мать-одиночку с женщиной, которая находится в разводе. Это разные категории сотрудниц!
- отца, опекуна или попечителя, который воспитывает ребенка (до 14 лет) без матери;
- сотрудника, если он является единственным кормильцем в семье с ребенком до 3 лет или в многодетной семье (более 3 детей в возрасте до 14 лет);
- работника, находящегося в отпуске, на больничном или в забастовке;
- членов профсоюза;
- несовершеннолетних сотрудников.
Если работника нельзя уволить, то можно поступить следующим образом:
- направить на профобучение;
- понизить в должности.
Если руководитель принял решение о назначении переаттестации по результатам профобучения, то он издает соответствующее распоряжение. Сотрудник может быть направлен на курсы повышения квалификации или некоторое время выполнять свои трудовые обязанности под руководством наставника. После окончания срока профобучения, указанного в распоряжении руководителя, специалисту назначается повторная аттестация.
Процедура переаттестации сотрудника может проводиться в усеченном формате. То есть аттестационная комиссия будет проверять знания только в той области, из-за которой сотрудник был направлен на профобучение.
При условии, что на предприятии установлены категории специалистов, то сотрудник может быть понижен в категории. Запись в трудовую книжку делать не надо, если в трудовом договоре и трудовой книжке указывается должность сотрудника без указания категории.
Аналогичная ситуация касается и дополнительного соглашения к трудовому договору. Если в договоре не прописан размер премии, а просто указана ссылка на локальный нормативный акт, в котором прописаны размеры премий в зависимости от категории специалистов, то допсоглашение не заключается.
Подготовка к проведению аттестации
Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.
Состав комиссии
Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.
Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.
График испытаний
Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:
- список сотрудников;
- дату, время и место проведения экзамена;
- список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.
Уведомление работников
Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.
Подготовка необходимых документов
Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.
Процедура проведения аттестации
Перед тем, как проводить аттестацию сотрудников, руководитель предприятия издает соответствующий приказ. В нем указываются сроки проведения аттестации, члены аттестационной комиссии и перечень сотрудников с указанием должности, которые должны пройти проверку знаний.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Трудового кодекса РФ при наличии в организации профсоюза, его руководитель должен входить в состав аттестационной комиссии.
Кроме этого, в приказе о проведении аттестации должны быть указана цель (плановая аттестация, переаттестация, повышение квалификации, изменение оплаты труда или другое).
«Скачать образец приказа о проведении аттестации»Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word |
Работодателю не желательно проводить аттестацию следующих сотрудников (прямого запрета в Трудовом кодексе нет, но есть узкоспециальные положения в других отраслях деятельности):
- работающих пенсионеров в возрасте старше 60 лет;
- беременных женщин;
- новичков (работа в должности менее 1 года);
- сотрудников, которые менее 1 года назад сдали квалификационный экзамен;
- работников, которым не требуются специальные знания.
После этого формируется график проведения аттестации. Каждый специалист, который будет присутствовать на аттестации, включая членов аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с данным графиком под роспись. График может быть составлен по всему предприятию или в разрезе по отделам и категориям сотрудников.
«Скачать форму графика проведения аттестации работников»Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word |
Перенос даты аттестации допускается при некоторых условиях:
- командировка;
- отпуск;
- болезнь;
- невозможность отрыва от деятельности при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
В день аттестации специалисты поочередно или по времени приступают к аттестации. Она может проходить любом виде: устная, письменная, тесты или практика. Однако, все вопросы, которые задаются сотрудникам, должны полностью соответствовать квалификации и занимаемой должности аттестуемого.
Пример: бухгалтера по заработной плате не стоит спрашивать о правилах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если только руководитель не хочет назначить его главным бухгалтером. Так как в трудовые обязанности бухгалтера по заработной плате не входить составление годовой отчетности.
На каждого сотрудника оформляется протокол. Причем, лучше всего, чтобы данный протокол был у каждого члена аттестационной комиссии свой. Таким образом, можно будет узнать мнение каждого представителя комиссии. В протокол заносятся все оценки по специалистам. Если аттестация состоит из несколько частей (устная, письменная, тест, практика), то лучше по каждому разделу проставлять свои оценки.
На каждого работника может быть отведено определенное количество минут или часов, но это не обязательно.
После того, как все специалисты прошли аттестацию, по ним составляется общий протокол, в котором прописывается предложение на имя руководителя о результатах аттестации каждого работника. Общее решение может формироваться по средствам открытого или закрытого голосования, обсуждения всех пунктов или средней оценки. Также решение комиссии может проводиться как с присутствием аттестованного работника, так и без.
Унифицированной формы протокола нет, предприятие ее может разработать самостоятельно и утвердить в локальных документах. С решением аттестационной комиссии сотрудники ознакамливаются под роспись.
«Скачать образец протокола заседания аттестационной комиссии»Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word |
Нормативная база
В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:
К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.
Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:
- предъявляемые требования к сотрудникам;
- категории работников, подлежащих проверке;
- сроки и периодичность;
- основания для проведения аттестации;
- состав аттестационной комиссии;
- правила оформления результатов контроля.
Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.
При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.
Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.
Порядок проведения аттестации
В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.
Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.
В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.
При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.
Протокол аттестации работников
Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:
- название документа;
- дата и номер;
- место проведения оценки;
- состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
- основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
- краткое описание ответов на вопросы экзамена;
- итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».
Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.
О ПОДГОТОВКЕ И ОБ АТТЕСТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
(в ред. Постановления Правительства РФ )
В соответствии с федеральными законами » опасных производственных объектов», » сооружений», «» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Определить следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;
работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Пункты 14, 16, 20, 22 и 27 Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подлежат применению с 1 ноября 2019 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365
Сроки проведения СОУТ и штрафы
Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.
Внеплановая спецоценка проводится, если:
- организованы новые места работы;
- получено предписание надзорного органа;
- изменен технологический процесс, заменено оборудование;
- изменился состав используемого сырья и материалов;
- изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
- на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
- мотивированно настаивает профсоюз работников.
Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.
Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП — от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.
Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.