Классификация основных видов логистики

Содержание:

Как правильно организовать систему складской логистики — 5 практических шагов

Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.

При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.

Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.

Шаг 1. Определяем количество складов

Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции

Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов — средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.

Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе

Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.

Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.

С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:

  • оптимальную грузовую единицу;
  • вид складирования;
  • вид складского оборудования;
  • систему комплектации товаров;
  • организацию системы обработки информации.

Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

Основная цель логистики

Цель логистики – своевременное удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им товарах и услугах, причем не обязательно напрямую.

Чтобы обеспечить потребителя свежей зеленью, необходимо для начала создать все условия для ее выращивания и распространения. В этом заключается второстепенная задача логистики. Если в тепличном хозяйстве отсутствует вода, удобрения и рабочие руки, посетители супермаркета так и не дождутся появления на прилавках новых упаковок лука и салата. Показателями эффективности логистических операций являются высокая скорость поставок, отсутствие сбоев и простоев в работе, гибкость управления и доступность товаров.

Логистика предполагает учет общих затрат. Он упрощает формирование цепочек поставок, благодаря которым осуществляется бесперебойная и своевременная доставка товара клиенту. Раньше общие затраты не учитывались. Впрочем, и цепочек как таковых не существовало.

Логистика – что это такое? Этапы формирования научного знания

Для понимания значения термина «логистика» достаточно рассмотреть хронологию его формирования. Начальный этап развития логистики отличается зарождением базовых научных принципов. Возможно, именно по этой причине само понятие в современном значении возникло гораздо позже. Купцы древности разумели под логистикой знания о выгодном перемещении товаров как в пределах населенных пунктов, так между городами и соседними государствами.

Второй этап формирования логистики затрагивает применение ее научных достижений в военной сфере. Исходя из этого, основная масса древних логистических понятий принадлежит авторству военных теоретиков. В качестве первоочередных задач здесь выступал поиск возможностей для снабжения армии продовольственными запасами, амуницией, создания материально-технической базы военизированных формирований.

Современный этап формирования понятия рассматривает логистику как нахождение оптимальных вариантов для координации перемещения и переработки сырья, поиск решений по упаковке, складированию и доставке изделий конечному потребителю. В нынешнем понимании логистика охватывает широчайший диапазон видов деятельности, начиная с обработки сырьевой базы, контроля запасов, прогнозирования спроса и заканчивая разработкой эффективных маркетинговых механизмов.

Должностная инструкция

Эффективное управление материальными потоками предприятия возможно при использовании всех резервов управленческого персонала. С этой целью разрабатывается должностная инструкция отдела логистики. В ней указываются функции, возможности, круг обязанностей и ответственность руководителей и служащих разного ранга. Инструкция отдела логистики, как правило, включает в себя ответы на такие вопросы:

  • Что специалист должен знать.
  • Что обязан выполнять.
  • На что имеет право.
  • За что отвечает.

Инструкция отдела логистики будет составлена по принятой форме для подобного рода документов.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Неотлаженная оптимизация внутренних процессов

Одновременно в мире обрабатываются тысячи заявок, что нередко приводит к сбоям и ошибкам, из-за которых многие компании несут огромные финансовые и репутационные потери. И это только этап обработки заявок, а если прибавить к этому погрузку, оформление, транспортировку, декларирование, то получим целую цепочку, каждое звено которой может дать сбой.

Чтобы не допустить этого, все внутренние процессы должны быть четко оптимизированы. Лучшим решением в таком случае будет подключение CRM-системы, которая адаптирована под работу с доставкой и позволит контролировать и отслеживать всё в одном месте. Отличный пример — CRMBOX, который поддерживает интеграцию с «1С», платежными системами, сайтом. Это будет удобно не только для твоих сотрудников, которые смогут решать все возникающие вопросы в одном окне, но и для клиентов, которым будет доступен онлайн-калькулятор для расчета стоимости и просмотр статуса заказа.

Функции логистики

Насколько универсальна логистика? Что это такое в современном понимании? Если говорить о поддержании стандартов потребителя, то здесь на первое место выходят функции обеспечения заданного качества продукции, обслуживания и дистрибьюции.

Функции логистики в сфере управления транспортировками касаются обеспечения процессов погрузки и разгрузки перемещаемой продукции, ее доставки, сопутствующих операциях.

Отдельной функцией логистики является так называемый операционный менеджмент, который предполагает управление материальными, информационными и производственными ресурсами. Опирается операционный менеджмент на сокращение длительности производственных циклов и увеличение прибыли.

Наше время

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации

Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Основные задачи службы логистики

Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.

Можно выделить такие ключевые позиции:

  • Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
  • Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
  • Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
  • Оперативное управление материальным и другими потоками.
  • Постоянный реинжениринг процессов.

Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:

  • Определить стратегические цели службы.
  • Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
  • Провести анализ рынка и определить его показатели.
  • Выбрать механизм коммуникаций.
  • Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
  • Улучшить степень организационной адаптации.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Функции логистики

Функции логистики заключаются в определенных действиях, которые априори направлены на разработку и планирование рационального материального потока. В соответствии с этим логистика выполняет 4 функции:

  • системообразующая
  • интегрирующая
  • регулирующая
  • результирующая

Системообразующая функция логистики заключается в организации логистических систем, ориентированных на рациональное, действенное и целевое управление ресурсами хозяйствующего субъекта. Также к данной функции относится координация действий внутренних подразделений предприятия и других предприятий, являющихся участниками материального потока, начиная от поставщика сырья для производственного процесса, заканчивая оптовыми и розничными торговцами, обеспечивающих распределение готовой продукции.

Интегрирующая функция логистики напрямую связана с системообразующей функцией и заключается в обеспечении синхронной работы отдела снабжения, склада, отдела сбыта предприятия с внешними поставщиками ресурсов и посредниками по сбыту готовой продукции. Следует учитывать, что реализация данной функции невозможна без достижения координации и согласованности действий всех участников материального потока в рамках системообразующей функции логистики.

Регулирующая функция логистики состоит в эффективном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в целях обеспечения экономически рационального производственного процесса посредством контроля и воздействия на логистическую систему предприятия.

Результирующая функция логистики направлена на сокращение затрат, обеспечение рационального материального потока, организацию своевременной доставки ресурсов для производственного процесса и распределения готовой продукции. Данная функция определяет эффективность логистики на предприятии на основе полученного конечного результата от организации поставок сырья и распределения готовой продукции.

Координация производства посредством функций логистики сводится к определению материальных и финансовых потребностей производственного процесса на предприятии, оценке потребностей потребителей в производимой продукции и обеспечении такого уровня производства продукции, который будет востребован рынком.

Координация распределения, благодаря функциям логистики, позволяет организовать и осуществлять контроль потоков готовой продукции от предприятия к потребителям напрямую или через оптовых и розничных торговцев в зависимости от уровня канала распределения.

  1. На операционном уровне функции логистики служат основой управления движением материальных ценностей, начиная от этапа снабжения производства и заканчивая распределением готовой продукции.
  2. В рамках снабжения производственной деятельности функции логистики сосредоточены в области управления движением сырья, материалов и полуфабрикатов от поставщиков на склад предприятия, а также в области управления их движением со склада предприятия непосредственно к месту их использования в производстве.
  3. В рамках производственного процесса функции логистики отвечают за перемещение сырья, материалов и полуфабрикатов между этапами производства, а также отправку готовой продукции на склад предприятия или непосредственно в распределительную систему для последующего сбыта конечным потребителям на целевом рынке.
  4. В рамках распределения готовой продукции функции логистики сводятся к управлению материальными потоками готовой продукции в процессе ее движения от предприятия к торговому хранилищу и к конечному потребителю.

Понятие и особенности складской логистики фирмы

Логистика представляет собой методику управления и организацию передвижения всех запасов компании, их правильное распределение, контроль, учет и хранение. Логистика складов входит в систему доставки товаров, плотно взаимодействуя с транспортной логистикой и учетом.

Складская логистика требуется для рациональной организации и управления запасами склада, чтобы товары и продукция не портились и не терялись, вовремя доставлялись заказчикам и надежно хранились в складских помещениях.

Правила организации складской логистики на фирме рассмотрены в этом видео:

Какие задачи выполняет склад предприятия

Правильно организованные склады фирмы выполняют ряд следующих задач:

  • Объединение мелких партий однотипных грузов в более крупные, что позволяет обеспечить своевременную доставку товаров сразу нескольких заказчикам одновременно. Эта функция полезна для предприятий, которые сотрудничают сразу с несколькими клиентами-заказчиками.
  • Формирование товарного ассортимента и обеспечение контроля над поставками. Все необходимые товары всегда должны быть в наличии, при этом недопустим переизбыток продукции, которая может испортиться или утратить свой товарный вид из-за длительного хранения, что снизит доходы компании.
  • Прием товаров и их отгрузка, которые включают следующие функции: проверка количества и качества продукции, обработка грузов, сверка сопутствующей документации.
  • Надежное хранение и компактное размещение товаров на складе.
  • Другие складские логистические действия, например, распаковка, расфасовка, тестирование, сборка комплектующих товара.

Разновидности складов

Складские помещения классифицируют по различным критериям. Рассмотрим самые популярные разновидности складов.

По назначению склады делятся на помещения:

  • Производственного значения.
  • Цехового значения.
  • Заводского.
  • Перевозочно-транзитного, которые функционируют в портах, на станциях железной дороги, в аэропортах.
  • Таможенного, такие склады обеспечивают сохранность продукции перед и после прохождения таможенного контроля.
  • Досрочной приемки, которые находятся в местах сезонного завоза.
  • Сезонного назначения для хранения сезонной продукции.
  • Резервного назначения для хранения продукции в непредвиденных случаях.
  • Распределительно-оптовые для обеспечения работы товаропроводящей линии.
  • Общего назначения (их еще называют коммерческими). Такие помещения сдаются в аренду любым клиентам (частным лицам, компаниям) и обслуживают непосредственно арендаторов-собственников грузов.
  • Склады торгов-розничных компаний.

В зависимости от условий и порядка хранения продукции складские помещения бывают:

  • Стандартными.
  • Емкости и резервуары для хранения товаров в жидкой форме.
  • Склады для хранения опасной продукции и веществ.
  • Узкоспециализированные, например, складские помещения, оснащенные морозильниками для хранения замороженных продуктов.
  • Помещения-хранилища.

По типу конструкции склады делятся на:

  • Открытые, которые находятся под открытым небом.
  • Наполовину закрытые, оснащенные навесами от ветра и дождя.
  • Закрытые, которые представляют собой полноценные помещения со стенами, окнами (или без), системой вентиляции.
  • Склады-многоэтажки.

Основные бизнес-процессы в логистике.

По разновидностям хранимых грузов и продукции помещения могут быть использованы для хранения:

  • Производственного сырья.
  • Готовой продукции.
  • Инструментария и техники.
  • Остатков производственного процесса и отходов.

В зависимости от субъектов логистической цепочки, которые используются склады, помещения могут принадлежать:

  • Производителям.
  • Экспедиторским фирмам.
  • Транспортным компаниям.
  • Посредническим организациям.
  • Торговым компаниям.

По степени и порядку технического оснащения помещения делятся на:

  • Частично оснащенные механикой.
  • Полностью механизированные.
  • Автоматические.
  • Автоматизированного типа.

Что такое логистика простыми словами

Логистика (англ. «logistics») — это комплекс производственных, технических и организационно-управленческих процессов, направленных на своевременное и эффективное снабжение различных систем товарно-материальными ресурсами.

Говоря более простым языком, логистику можно назвать той сферой деятельности, которая напрямую связана с транспортировкой, поставками, снабжением и контролем передвижения грузов. При этом, компания, осуществляющая перевозки, должна в полной мере придерживаться соответствующих правовых норм и законов экономического характера, которые необходимы для эффективного и планомерного развития рынка.

Данная дисциплина объединяет в себе большое количество процессов, связанных с планированием перевозок, управлением, а также минимизацией затрат. Сюда же можно отнести внедрение и применение стратегии по увеличению прибыли, а также комплекс необходимых действий для соблюдения сроков доставки.

Если на этапе построения бизнеса управление компании учитывает данные правила, в будущем, это положительно отразится на рентабельности бизнеса. Простым языком, главная задача организации в данном вопросе, это своевременная доставка груза заказчику с как можно меньшим потреблением финансовых и временных ресурсов. Именно это является главной целью отдела логистики компании.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Анализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.

Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:

1) при решении логистических задач:

– когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;

– когда требуется увязка цели логистической системы со множеством средств ее достижения;

– когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;

– когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

2) при формировании новых логистических систем;

3) при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;

4) при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;

5) при выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет). Потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены

В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е

труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

1) логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;

2) выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;

3) частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:

1) правильно и четко описать логистическую систему, сформулировать ее основные цели;

2) установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

3) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

4) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

5) разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;

6) выбрать оптимальный курс развития логистической системы;

7) выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;

8) разработать конкретные показатели функциониро.

Цели и задачи

  1. Целью работы ЛОГИСТА является организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом.
  2. Анализ, планирование, организация и управление (включая организацию контроля за исполнением) логистическими процессами предприятия.
  3. Основными задачами ЛОГИСТА являются:

— участие в организации бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики — оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций — оценка и анализ производительности операций по логистике. — оценка и анализ затрат рабочего времени на выполнение операций — выработка предложений по оптимизации логистических процессов в компании; — соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета; — совершенствование, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности работы отдела.

Основные трудности развития логистики в России и СНГ

Логистика в России и СНГ развивается не так быстро, как в европейских странах. Причины тому:

  • Нестабильность экономической ситуации внутри стран и на мировом рынке.
  • Отставание в экономическом развитии от Европы и США.
  • Постоянные экономические санкции со стороны Запада, Америки и Европы.
  • Плохое состояние дорог.
  • Низкий уровень развития предприятий по производству упаковочных материалов и тары.
  • Отсутствие важных бизнес-процессов, связанных с грамотных распределением обязанностей между подразделениями предприятий и компаний.

Однако надо отметить, что частный бизнес успешно развивает собственные отделы логистики. Поэтому через пару лет данное направление по своему качеству не будет ничем уступать Западу или Европе. А при условии стабилизации экономической ситуации и снятии санкций скорость развития логистики сможет увеличиться.

Также в будущем конкуренция в различных сферах бизнеса будет только увеличиваться, а клиенты станут более требовательными. Поэтому предприятиям придется искать новые инструменты логистики, которые позволят снизить затраты на транспортировку, хранение и внутреннее перемещения сырья и готовой продукции к конечному потребителю.

Особенности направлений логистики компании

Теперь расскажем кратко о специфике логистики коммерческих предприятий. Тесное взаимодействие всех систем управления и их согласованное функционирование – залог успешной работы компании.

Производственная логистика

Она занимается управлением материальных ресурсов, начиная с поставок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Производственная логистика преследует цели максимально снизить себестоимость изделий, улучшая его качественные характеристики. В ней не предусмотрены какие-либо товарно-денежные отношения.

Закупочная логистика

Направление рассматривает вопросы, связанные с поиском поставщиков, оптимизацией запасов на складах, сокращением расходов на закупку.

Подразделяется на два вида:

  1. Традиционная. Разовая закупка сырья и материалов на конкретный срок.
  2. Оперативная. Приобретение ТМЦ по мере расходования имеющихся ресурсов.

Она отвечает за бесперебойные поставки сырья и оптимизацию складских запасов.

Логистика запасов

Разновидность управления, нацеленная на рациональное использование запасов на складах. Организация складской логистики позволяет грамотно распределить излишки сырья при заказе больших партий, вовремя приобрести товар до ожидаемого скачка цен и снабдить им конкретный участок производства.

Транспортная логистика

Направление отвечает за снижение издержек на транспортировку ТМЦ. Данное направление логистики на предприятии занимается перевозкой грузов, поставками товаров. Специалисты подбирают необходимый вид транспорта, планируют оптимальные маршруты, связывают все автоперевозки и управляют информационными потоками.

Информационная логистика

Отдел занимается менеджментом внутренних и внешних потоков информации. Его приоритетная задача – управление программным и техническим обеспечением с разработкой новых мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы. Оптимизация работы логистического отдела позволяет бесперебойно взаимодействовать всем подразделениям предприятия. Информационная логистика востребована в компаниях с большим товарооборотом, к примеру, на хлебопекарном предприятии. При оформлении оптовых заказов все покупатели должны быть занесены в электронную базу, иначе при доставке товаров произойдет путаница.

Железнодорожная логистика

Грузоперевозки на железнодорожном транспорте – популярный вариант недорогой доставки товаров. Она отвечает за определение оптимальных маршрутов, выбор вида подвижного состава, погрузочно-разгрузочные операции и оформление накладных.

Таможенная логистика

Направление, используемое в международных компаниях для организации поставок сырья и товаров между государствами. Специалисты занимаются документацией и организацией грузоперевозок.

Организация движения материальных потоков

На примере предприятия, изготовляющего какое-то одно несложное изделие, можно проиллюстрировать типичные направления материальных потоков:

  • От склада сырья к рабочим зонам.
  • Между производственными участками (цехами) в процессе последовательной обработки.
  • Из конечной технологической точки на склад готовой продукции.

По мере того, как вид производственной деятельности увеличивает количество операций, эта схема разветвляется. Бывает, что потоки пересекаются, разделяются и соединяются. При этом общий смысл перемещений останется прежним: предметы труда подвергаются воздействиям, перемещаются и в конечном счете образуют товары, то есть объекты продажи.

Задача в том, чтобы материальные потоки были организованы как можно рациональнее. Для этого применяются различные логистические приемы.

Рассмотрим простой пример. На складе комплектующих изделий хранятся однотипные крупногабаритные детали. Их приобретают у стороннего поставщика, а затем они поступают на сборочную линию. Объем запаса колеблется. Какую деталь везти в рабочую зону первой?

Как правило, в цех забирают изделие, стоящее ближе к воротам склада. Такой подход имеет обозначение LIFO (английское сокращение выражения Last In – First Out, в переводе – «последним пришло, первым ушло»). Расходы на транспортирование уменьшаются, а при периодическом исчерпании запасов очередь доходит до задней стены склада.

Кроме этого практикуются толкающая и тянущая системы производственной логистики, которые следует рассмотреть более подробно.

«Выталкивающая»

Если внутренняя складская логистика и планирование производства тесно связаны, чаще всего применяется именно «выталкивающий» принцип оптимизации потока. Смысл подхода состоит в соблюдении установленного графика, задающего ритмичную непрерывность всего процесса обработки предмета труда.

Наиболее понятным примером последовательного выталкивания служит конвейер. Производственные склады подают изделия на сборочную линию, время каждой из выполняемых операций строго лимитировано, а на очереди следующая деталь, которую необходимо успеть смонтировать на изготовляемую машину.

У метода есть существенный недостаток: если на любом из участков прекращается работа, приходится останавливать всю последовательную логистическую цепь.

Применять «выталкивающий подход» можно только при высоком уровне слаженности процесса, достигаемого в массовом производстве. Его также иногда называют «потогонным», так как рабочие вынуждены трудиться всю смену без перерыва (если его и устраивают, то ненадолго).

Использование метода «выталкивания» оправдано возможностью достижения высокой производительности.

«Вытягивающая»

Логистика производственного предприятия «вытягивающего» типа применяется, как правило, в мелкосерийном производстве. Перемещение предмета труда осуществляется только тогда, когда следующее звено технологической цепи закончило предыдущую операцию и готово его принять.

Конечно, какого-то расслабленного ритма этот метод управления материальным потоком не предполагает. Работа в любом случае ведется по графику и плану, а продолжительность операций регламентирована технологическими нормативами. Разница с «выталкивающим» движением продукта проявляется в отсутствии жесткой хронологической связки межзвенных передач.

В конечном счете оба подхода ставят цель технологического единства производственного цикла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector