Дополнительное профессиональное образование: кто ведёт?
Содержание:
- Онлайн-образование
- Развивать новые виды программ
- Внедрять новые бизнес-подходы
- Профессиональные курсы
- Начать сотрудничать с EdTech
- Дополнительное образование детей
- Как получить ДПО?
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Совместные программы российских и зарубежных вузов
- Чем занимается педагог дополнительного образования?
- Какое образование должно быть у педагога ДО
- Уровни ДО
- Специфика семинаров и тренингов
- Формы обучения
- Где учиться на педагога дополнительного образования?
- Где могут работать педагоги дополнительного образования?
- Уровень зарплат педагогов дополнительного образования
- Формы дополнительного образования
- Типы по ФЗ-273
- Как сегодня выглядит рынок ДПО
Онлайн-образование
Образование активно переходит в онлайн-формат и сейчас переживает настоящий бум открытия онлайн-школ. Каждый, кто хорошо владеет каким-то навыком, стремится поделиться знанием с другими и, конечно, заработать. Обучение обычно платное, но вам не придется никуда ездить и выбор программ огромен!
Дистанционное высшее образование – кому и зачем?
22 мар
36481
38
Читать позже
Помимо классических длинных курсов, вроде дистанционного второго высшего образования, можно получить хорошие точечные знания. Например, можно найти консультанта или блогера, который поделится информацией о налогообложении, если вы хотите открыть собственный бизнес, но не знаете, как его оформить. Знающие люди рассказывают, как эффективно поддерживать порядок дома, планировать время, как составить удобный и красивый гардероб. Множество курсов идут в Instagram и на YouTube: кулинария, программирование, дизайн, сопромат – на любой вкус.
Основная сложность тут – найти человека, который действительно даст практические знания и не будет «лить воду» на курсе. Почитайте отзывы, понаблюдайте за потенциальным наставником перед тем, как принять решение. Это будет полезный опыт, который несомненно пригодится вам в жизни.
Онлайн-курс по каллиграфии доступен как в бесплатном, так и в платном варианте
Мир не стоит на месте, он несётся вперёд с огромной скоростью и темп становится только быстрее. Чтобы быть успешным в своём деле и не забыть про занятия для души, современному человеку необходимо постоянно развиваться. Вариант отучиться один раз на всю жизнь уже давно устарел. Вероятно, даже на вашей основной работе вам будет мало только профессиональных знаний. Если вы обладаете навыками самопрезентации, знаете что-то из смежных областей и полны вдохновения и энтузиазма благодаря своим хобби, то как специалист вы ценитесь гораздо выше.
Развивать новые виды программ
На той же дискуссии свои идеи по развитию университетского ДПО представила ректор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова
Как доктор медицинских наук, она предложила коллегам обратить внимание на медицинское ДПО. По её мнению, заниматься повышением квалификации врачей могут и должны не только медицинские, но и многопрофильные университеты
Просто нужно выбрать правильные ниши в тех областях, по которым в многопрофильном вузе есть эксперты. Например, можно развивать цифровые компетенции врачей или давать им современные научные знания по молекулярной биологии или иммунологии. «ДПО становится не только средством „подкручивания“ управленческих компетенций и soft skills, а ещё и проводником современных научных знаний», — заключила Загайнова.
На сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам» своими подходами поделилась ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова Нина Аниськина. Особенность этой академии в том, что она не ведёт классических вузовских программ бакалавриата или магистратуры, а занимается исключительно программами ДПО и профпереподготовки.
Чтобы конкурировать с традиционными вузами и EdTech, приходится много вкладывать в маркетинг, а также постоянно менять форматы и содержание самих образовательных программ. И один из самых жизнеспособных вариантов, по словам Нины Аниськиной, — практико-ориентированное обучение не отдельных клиентов, а целых команд в проектном формате. Например, команда сотрудников предприятия может за время интенсива разработать под руководством преподавателя-практика систему менеджмента качества для своей организации.
Внедрять новые бизнес-подходы
Многие участники ММСО отмечали в качестве одной из проблем университетского ДПО медлительность и забюрократизированность всех процессов в вузах. Классический пример от Евгения Сжёнова: ещё несколько лет назад, чтобы стать студентом платной программы ДПО в вузе, человеку надо было обойти несколько подразделений этого вуза, подписать там договор, получить на руки бумажную квитанцию, оплатить её в отделении банка и потом принести в вуз бумажный же чек.
Сейчас детали меняются, но в целом вузы всё равно отстают от коммерческих компаний как по клиентоориентированности, так и по эффективности продвижения своих программ. Как считает Сжёнов, руководители EdTech-компаний оказались не умнее, а быстрее, и вовремя применили бизнес-подходы к образованию. Вузам это стоило бы перенять.
Ирина Андреянова полагает, что часть процессов можно упростить и улучшить локально: не на уровне государственной политики, а силами самих вузов. Вместе с коллегами она разрабатывает универсальную модель ДПО для региональных университетов, которую можно будет тиражировать.
Эта модель, по словам Андреяновой, включит новые маркетинговые инструменты, методы разработки и продвижения уникальных флагманских программ, цифровой конструктор для компетенций массового рынка и другие составляющие. Разработчики рассчитывают, что эта модель поможет региональным вузам выстроить свои бренды на рынке ДПО и качественнее работать с новыми аудиториями.
Есть одно но. По мнению директора учебного центра «Специалист» МГТУ им. Н. Э. Баумана Дмитрия Гудзенко, вузы не могут до конца следовать подходам EdTech-компаний. Как он рассказал на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы», университетские подразделения по ДПО переосмысливают привычные модели работы, увеличивают бюджеты на маркетинг, следуют новым трендам в продажах. Но с точки зрения вузов некоторые подходы EdTech-компаний — «читерство», считает Гудзенко.
Профессиональные курсы
В России набирает обороты вернувшаяся мода на ручную работу. Снова ценятся вылепленные глиняные чашки, работы частных ювелиров, милые деревянные вещицы. Если ваша душа лежит к ручному труду, то поищите профессиональные курсы в своем городе. Например, на Флаконе в Москве есть настоящая кузница, где каждую неделю проводят обучающие мастер-классы. Целый ремесленный городок открылся в 2016 году на ВДНХ. Там есть гончарная и стекольная мастерские, классы для начинающих столяров и сыроделов.
Первая Кузня на дизайн-заводе FLACON
Если вам хочется чего-то ещё более практичного, то параллельно с учебой в вузе вы можете вообще получить ещё одну профессию. Например, в Москве на швейном комбинате «Мастерица» можно научиться любому виду рукоделия. Сплести кружево, сшить себе модную шубу или сотворить украшение из камней и проволоки — все к ним. Классические варианты вроде шитья и вязания тоже есть. Если подойти к процессу ответственно, то комбинат выдаст диплом, с которым выпускники успешно находят работу.
Делать что-то руками совсем не стыдно. Наоборот, такое увлечение поможет переключиться, отдохнуть и работать по основной специальности продуктивнее. Менделеев, например, в свободное время делал чемоданы, а Никола Тесла — разводил голубей. Развивая навыки в любимых хобби, вы не только найдете отдушину от рутинных занятий. Такие увлечения могут стать неплохим подспорьем бюджету.
Начать сотрудничать с EdTech
Ряд участников ММСО из вузов видят основной путь развития вузовского ДПО в «умной коллаборации» с компаниями из сферы онлайн-образования. Такую позицию высказала, например, Инна Андреянова.
Михаил Артеменков считает, что EdTech-компании могут помочь вузам тиражировать узкие компетенции и экспертизу университетских специалистов на широкую аудиторию. Со стороны бизнеса в этом случае придут проработанные процессы продвижения на рынке и сопровождения онлайн-студентов, со стороны вуза — уникальные знания.
«Мы можем дополнять друг друга в тех элементах, где нам не хватает преподавательских кадров, каких-то компетенций, и частично, может быть, использовать материальную базу друг друга. Мы хорошо даём теорию, базовые вещи. Но вот то, что называется „передний край“, особенно практика применения, иногда у нас, конечно, западает. И только благодаря коллаборации можно выйти из этой проблемы, с моей точки зрения», — считает Артеменков.
Но перспективы сближения с EdTech вызывают у вузов и опасения. Так, Михаил Свердлов предположил, что вторую профессию студенты бакалавриата могли бы получать не в самом университете, а на партнёрской онлайн-платформе.
«Мы готовы бесплатно обучать студентов вузов новой профессии по модели ISA», — заявил Михаил. Михаил Артеменков в ответ заметил, что такая модель совсем не учитывает интересы вуза: «Мы фактически пускаем их на своё поле, и не очень понятно, что получаем взамен. Те же самые программы переподготовки мы можем выдать и сами, в том числе на рыночных условиях».
Резюмируя итоги обсуждения: перспективы продвижения университетских ДПО-программ на большой рынок вузам интересны, но свою привычную нишу они тоже не хотят терять.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Как получить ДПО?
Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:
-
стоимость;
-
длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);
-
вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;
-
наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.
От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.
Для поступления требуется комплект документов:
-
заверенная у нотариуса копия паспорта;
-
заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;
-
заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);
-
копия студбилета или справка из деканата для студентов.
Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.
Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Совместные программы российских и зарубежных вузов
Чаще такие программы двойного диплома делаются по схожим направлениям, и тогда целью объединения будет дополнение вузами друг друга и обмен опытом. Для студента этот вариант предполагает обучение за рубежом на базе вуза-партнера в течение нескольких месяцев, а значит требуется знание языка.
Программы двойного диплома — хороший вариант для тех, кто хочет иметь второе образование, но не хочет тратить на это еще несколько лет
Например, в МФТИ вы найдете программу двойного диплома в сотрудничестве с университетом Эколь Политекник. На выходе студент получает диплом МФТИ и диплом инженерной школы Франции. Обучение ведётся на французском языке.
Как поступить за границу, если ты из обычной семьи?
08 сен
13722
21
Читать позже
Чем занимается педагог дополнительного образования?
- Выбирает подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.
- Планирует работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводит уроки, анализирует результаты и корректирует планы при необходимости.
- Организует дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.
- Привлекает своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организует такие мероприятия сам или договаривается об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.
Консультирует родителей. Объясняет, как продолжать дополнительное образование в домашних условиях, дает рекомендации по дальнейшему развитию талантов ребенка.
Какое образование должно быть у педагога ДО
Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:
- диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
- диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.
Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.
Уровни ДО
Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:
- дошкольный (детский сад);
- начальный (младшие классы);
- основной (9 классов);
- общий средний (11 классов);
- средний профессиональный (СПО – колледжи, техникумы, училища);
- высший (вузы).
Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.
Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии
Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Где учиться на педагога дополнительного образования?
Важно: вы должны прекрасно владеть предметом, который планируете преподавать. Нельзя стать педагогом дополнительного образования в сфере музыкального искусства, ИЗО и ДПИ, хореографии и пр., если вы не владеете необходимыми в профессии компетенциями
Согласно профессиональному стандарту педагогадополнительного образования, основных вариантов обучения три.
Первый — колледж. Поступить можно после 9 и после 11 класса, но второй вариант предпочтительнее, поскольку во многих случаях работодатели рассматривают только кандидатуры специалистов с полным средним образованием. Учеба длится от 2 лет и 10 месяцев до 3 лет и 6 месяцев в зависимости от программы.
Второй — вуз. Высшее образование — дополнительный плюс для соискателя при устройстве на работу, но это не обязательное требование.
Третий — среднее профессиональное или высшее образование + дополнительный курс профпереподготовки. Этот вариант идеально подходит:
- тем, у кого уже есть СПО или ВО по любому профилю, но нет желания опять учиться несколько лет для освоения новой профессии;
- тем, у кого есть образование в сфере преподаваемого предмета (музыка, театральное искусство, ИЗО и ДПИ, спортивные дисциплины и пр.), но нет знаний и навыков в области педагогики и возрастной психологии;
- тем, у кого есть педагогическое образование, но нет навыков в преподавании конкретного предмета (шахматы, робототехника и т. п.).
Сейчас профессиональную переподготовку на педагога дополнительного образования можно пройти в дистанционном* формате. На сайте АНО «НИИДПО» подробно описан процесс поступления и обучения — всё очень просто!
Ознакомьтесь с программами по теме и выберите подходящую. После обучения и успешной сдачи экзаменов вы получите диплом государственного образца и сможете работать педагогом дополнительного образования, в том числе в госучреждении.
Где могут работать педагоги дополнительного образования?
В государственных и частных школах (в том числе музыкальных, художественных и пр.), в секциях и клубах, в центрах раннего и детского развития, детских технопарках, центрах внешкольной работы, школах развития интеллекта, творческих студиях и пр.
Уровень зарплат педагогов дополнительного образования
Заработок преподавателя зависит от нескольких факторов:
- его стажа и квалификационной категории;
- ставки (стандартная ставка — 18 часов в неделю);
- региона;
- условий в конкретном учебном заведении;
- наличия/отсутствия учеников, которые платят педагогу дополнительного образования за частные занятия;
- репутации (известный педагог может брать за обучение крупные суммы).
В результате разброс зарплат получается огромным — в среднем от 15 до 75 тыс. р. в регионах и от 25 до 120 тыс. р. в Москве. Чтобы зарабатывать больше, повышайте квалификационную категорию, укрепляйте свою репутацию, присматривайтесь к вакансиям в престижных учебных заведениях.
Остались вопросы? Задайте их специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Типы по ФЗ-273
В то же время, российское законодательство не запрещает средним специальным и высшим учебным заведениям оказывать образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам в качестве неосновной деятельности. В статье 23 Закона №273-ФЗ говорится о трех категориях учреждений, которые имеют право на их реализацию:
- вузы;
- ссузы;
- организации дополнительного профессионального образования.
В зависимости от поставленной цели, объема и формы получаемых знаний различают два вида программ ДПО:
- Профессиональная переподготовка продолжительностью от 250-ти часов. Она предназначена для смены профиля деятельности или всестороннего масштабного углубления знаний в рамках своей специальности.
- Повышение квалификации – это краткосрочное мероприятие, направленное на усовершенствование навыков и получение информации в каком-либо узком конкретном направлении. К этой категории относятся тренинги, курсы, семинары и подобные им формы обучения длительностью от 16-ти часов.
Закрепление теоретических знаний на практике может проводиться в виде стажировки. Однако этот вид обучения носит лишь вспомогательный характер и используется по усмотрению образовательной организации.
Все виды программ ДПО предназначены для людей, уже имеющих или получающих в данный момент среднее или высшее профессиональное образование.
Как сегодня выглядит рынок ДПО
Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.
Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.
В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.
Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?
Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.
Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:
- абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
- свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
- сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.
Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.
О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.
Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.