Налоги: их виды и функции

Общая и особенная части НП

Подобное разделение обусловлено, в первую очередь, разнообразием и спецификой налоговых отношений, а также имущественным характером. Потому налоговое право разделяется на 2 крупные части:

  1. Общую.
  2. Особенную.

В первую часть входят нормы налогового права, закрепляющие:

  • главные принципы;
  • правовые формы и способы в правовом регулировании налоговых отношений;
  • состав налоговой системы;
  • общие условия формирования и введения налогов и сборов;
  • систему госорганов, производящих налоговую деятельность, разграничение их компетенции в этой сфере;
  • основы налогово правового статуса прочих субъектов;
  • формы и способы налогового контроля и пр.

Нормы из общей части действуют во всех налогово-правовых отношениях относительно всех остальных институтов, субинститутов и налогово-правовых норм.

В особенной части НП конкретизируются положения общей его части. Сюда входят нормы, в деталях регламентирующие разновидности налогов и сборов.

Во всем многообразии налогово-правовых норм непременно возникают коллизии/разночтения, однако во всей совокупности они составляют единую систему со своими внутренними закономерностями и тенденциями.

Вывод

Система налогового права на основании действующих налоговых отношений даёт возможность для правильного применения финансово-правовых норм, а потому способствует укреплению законодательства и выполнению НП регулирующей и охранительной функций.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Понятие, предмет, метод и теория налогового права

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

  • как отрасль права;
  • как самостоятельную научную правовую теорию;
  • как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Значение источников

Специалисты в области юриспруденции нередко отмечают в своих трудах, что источники налогового права имеют особенное значение для системы законодательства России. В чем оно заключается? Рассмотрим это далее более детально.

Юристы-теоретики выделяют два основных направления значения источников данной области права. Первое заключается в том, что они представляют собой неотъемлемую часть финансового правотворчества. Что касается самого правотворчества в области финансов, то оно является одним из основных направлений деятельности в области финансов не только государства в целом, но еще и органов самоуправления на местах в частности.

Что касается второго основного значения источников налогового права РФ, то рассматриваемое понятие является особенной формой сосуществования норм в сфере налогообложения. Если говорить иными словами, то это выражение общих правил поведения, которые предписаны законом для субъектов, вступающих в налоговые правоотношения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

1 января 1999 первая часть Кода налога Российской Федерации (далее – Код налога, Код), который убеждают рассчитать отношения в сфере внутреннего налогообложения, вступила в силу. Код налога сохранил преемственность основного акта положений Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, действующей с 1992. Принципы налогообложения и расходов, определяемых в резолюциях Конституционного суда Российской Федерации, и также практике заявления на законодательство 1992-1998 судебными властями и налоговыми органами, рассмотрели.

Первая часть Кода, устанавливая основные принципы российского налогового права, открывает юридическое понятие налоговых отношений в России и уровня налогового бремени, которое является экономическим контентом налоговых правоотношений (экономическое понятие), это будет определено во второй, особенной части Кода налога.

Код налога является федеральным законом с высокой степенью систематизации, которая является юридическим действием кодификации. Это представляет специфическую налоговую конституцию, и кроме того позволяет предоставлять внутреннюю координацию, целостность, и полноту правового регулирования налоговых отношений.

Код налога является также сложным актом, как содержит не только материал, но также и процессуальные нормы (см. главу 14, 19 Кода).

Законодательство Российской Федерации на налогах и сборах (Статья 1), Закон об основах налоговой системы точно не определил уровень регулирующих положений, которые являются частью “Налогового законодательства” из-за того, какая правоохранительная практика по этому вопросу, в некоторых случаях разработанному, является чрезвычайно противоречащей и является противоречивой.

Однако, в данный момент Кодом налога это установлено, которые часть законодательства о налогах и сборах:

  • код налога (высший уровень);
  • законы о федеральном налоге;
  • законы и другие регулирующие положения законодательных (представительных) организаций федерации;
  • регулирующие положения представительных органов местного самоуправления.

Регулирующие положения другого уровня не включены в категорию законодательства о налогах и сборах. В определенных регулирующих положениях исполнительных органов не часть законодательства о налогах и сборах/

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Что представляет собой налоговое право?

Определение 2

Под налоговым правом (НП) подразумевается совокупность норм, которые создаются и охраняются государством.

Вся совокупность норм налогового права согласована между собой, вследствие чего формируется взаимозависимая целостная система с конкретным внутренним согласованием и строением. Из этого следует определение.

Определение 3

Система налогового права – это конкретная внутренняя его структура/организация, складывающаяся объективно в качестве отражения реально существующих и развивающихся отношений в налоговой сфере общества.

Благодаря системе налогового права можно выяснить, какие институты и субинституты включает эта подотрасль права и каким образом данные составляющие взаимодействуют друг с другом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Суть методологии налогового права

Метод налогового права является совокупностью способов, приемов и средств, которые регулируют и охраняют налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с его публичностью. В связи с этим следует выделить несколько характерных признаков:

  1. Характер регулирования является публично-правовым, так как на первое место всегда выходит общественный интерес.
  2. Большое количество обязывающих и запрещающих норм. Во многом это связано с необходимостью создать единые условия применения законодательства, защитить права налогоплательщиков и предотвратить нарушение прав со стороны должностных лиц.
  3. Императивный характер регулирования.

Мирошник С.В

обратил внимание, что налоговые правоотношения характеризуются неравенством сторон. Ведь одна из них представлена государственными органами, а вторая – налогоплательщиками

При этом в данных отношениях нет места полному подчинению, поскольку будет нарушен целый ряд принципов налоговых правоотношений.

Налоговые законы специального характера

Как уже было указано выше, источниками налогового права являются законы, имеющие статус специальных в сфере налогообложения. Следует отметить, что наиболее важным среди них является Налоговый кодекс — он представляет собой кодифицированный акт, имеющий наивысшую юридическую силу. Это означает лишь одно: положения всех представленных ниже нормативных актов должны полностью соответствовать тем, которые имеются в данном Законе, и никоим образом не противоречить ему.

К числу специальных законов относятся также федеральные и региональные нормативные акты, в которых раскрываются положения относительно сборов и налогов, принятых в соответствии с законами РФ и, в частности, с Налоговым кодексом. К числу таковых относятся также нормативные акты, которые были приняты органами местного самоуправления.

Что касается регионального законодательства, то оно также имеет в своем содержании понятия относительно сборов и налогов, а также правил их уплаты. Однако в содержании таких нормативных актов рассматриваются исключительно местные налоги (региональные). Если говорить об особенностях их принятия, то обязательно следует отметить, что все нормативные акты данного типа могут быть разработаны и изданы исключительно субъектами, обладающими правотворческим статусом. Содержание данных законов не должно противоречить нормам, установленным Налоговым кодексом РФ, а также в них обязательно должны быть использованы постановления, решения и иные нормативные акты, изданные относительно определенного вида налога или сбора.

Налоговый кодекс

Существование или отсутствие оснований для появления налоговых правоотношений напрямую зависит от времени установления правового режима для гражданских объектов или субъектов. Налоговые правоотношения также регулируются посредством использования комплекса определений гражданского законодательства.

В статье 5 НК РФ указано, на каких условиях действуют и используются нормы налогового законодательства. Согласно существующим правилам:

  • законодательные акты в налоговой сфере могут вступить в силу минимум через месяц с момента их публикации и не ранее 1 числа нового налогового месяца;
  • действие любых федеральных законов, субъектов РФ и муниципальных образований, которые вводят новые налоги и сборы, начинается не раньше 1 января любого года (при этом предыдущее условие сохраняется);
  • законодательные акты о налогах и сборах, принятие которых смягчает и уменьшает ответственность за совершение правонарушения или предоставляет новые права защиты граждан в налоговых отношениях, имеют обратную силу;
  • законодательные акты, которые повышают налоговые ставки, размеры сборов, наказание за нарушение законодательства о налогах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы;
  • законодательные акты об отмене налогов и сборов, снижении налоговых ставок, устранении обязанностей налогоплательщиков или других лиц, включая налоговых агентов и их представителей, могут иметь обратную силу, если она предусмотрена (но не всегда).

Замечание 2

В статье 4 НК РФ указано, что акты о налогах и сборах, принимаемые российскими правительственными органами, а также федеральными государственными органами исполнительной власти или субъектов РФ, относятся к системе подзаконных актов.

В пункте 2 статьи 4 НК РФ имеются предписания, согласно которым федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены обязательства по контролю и надзору в налоговой сфере, вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность. Подобными функциями также наделены территориальные органы и сотрудники федерального органа исполнительной власти или уполномоченному в области таможенного дела.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Суть системы налогового права

Система налогового права базируется на логическом, последовательном разделении правовых норм в сфере налогообложения и их объединении в однородные правовые комплексы, т.е. институты и субинституты. При этом учитывается содержание и характер регулируемых ими отношений в налоговой сфере страны и местного управления.

В системе налогового права отражается взаимосвязь и обусловленность правового регулирования налоговых отношений (уплаты налогов и сборов) в качестве целостного социального явления. Потому система налогового права в какой-то степени происходит от системы финансового права, однако у нее есть своя объективная основа: построение обуславливается не только лишь структурой закона о налогах и сборах, но также и потребностями практики развития налогообложения, что существенно влияет на становление норм и институтов налогового права, помогая предопределить их роль в ходе аккумулирования государственных и муниципальных финансовых средств.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Система источников налогового права

Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.

Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.

В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.

Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.

Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.

Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.

Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией

На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.

Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения

Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.

В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.

Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.

Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

  • законодательство РФ о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

  1. специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;
  2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
  3. федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;
  4. федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
  5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Предмет и характеристика налогового права

Налоговое право характеризуется обособленной группой норм, что позволяет выделить предмет и метод данного явления. Предмет и метод взаимообусловлены и взаимосвязаны.

По мнению ряда специалистов, налоговые отношения начинают существовать только после их закрепления в законодательном порядке. Например, Ашмарина Е.М. считает, что только принятие закона НК РФ позволило говорить об установившихся общественных отношениях в сфере налогообложения. Именно НК РФ определяет предмет налогового права.

Определение 1

Согласно ст. 2 НК РФ, предметом налогового права являются финансовые отношения, которые реализуются государством и иными публично-правовыми образованиями. Каждый участник финансовых отношений выполняет свои задачи и функции, а также формирует и распределяет фонды денежных средств.

В предмет налогового права входит власть, которая устанавливает, вводит и взимает налоги в РФ. В данное понятие также входят отношения, которые возникают в процессе налогового контроля. Иными словами, акты налоговых органов обжалуются, а должностные лица привлекаются к ответственности за совершенное правонарушение.

По мнению Винницкого Д.В., только после вступления в силу НК РФ стало возможным говорить о появлении новой системы налогово-правовых норм. Это и позволило создать такой вид отношений, как предмет налогового права.

Предмет налогового права состоит из трех групп:

  1. Отношения, которые складываются в процессе установления налогов. Они позволяют создавать или изменять налоговую систему. В данных отношениях принимают участие как законодательные органы РФ, так и другие публичные организации.
  2. Отношения, которые связаны с исчислением и уплатой налогов.
  3. Отношения, в ходе которых осуществляется налоговый контроль или применяются принудительные меры (если имеются нарушения законодательства).

Предлагаются другие варианты структурирования предмета налогового права. Например, Парыгина В.А. предлагает рассматривать данное понятие как совокупность конкретных и модельных отношений.

Замечание 1

Последние – гипотетические, сконструированы правопорядком и являют собой множество конкретных правоотношений. Различают внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Общее налоговое законодательство

К данной категории нормативных актов относятся все те, которые не имеют в своем содержании общего понятия, связанного со сборами и налогами, однако в некоторых положениях тесно соприкасаются с ним. Практика показывает, что наибольшая часть таких положений содержится в нормативных актах финансового характера. Ярким примером такового является ФЗ «О Федеральном бюджете», который был принят в 1997 году. Данный нормативный акт действует и по настоящее время. В его содержании имеется статья, в которой говорится об установлении новых ставок налога, связанного с использованием автодорог. Кроме этого, рассматриваются и некоторые другие элементы данного вида платежей.

В одном из разделов Уголовного кодекса говорится о некоторых видах преступлений в сфере налогообложения, а также видах наказаний за них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector