Обзор основных изменений нк рф, которые внесены законом № 325-фз
Содержание:
Классификация налоговых систем:
1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
- Америки;
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:
- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
Описание закона о налогах и налогообложении
Актуальный Налоговый Кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации на следующий день. Президент РФ подписал действительный закон 31 июля того же года. Рассматриваемый Кодекс состоит из двух частей (общей и специальной), 7 разделов, 20 глав и 1142 статей.
Общая часть Налогового Кодекса РФ вступила в силу 1 января 1999 года. Данная часть регламентирует и систематизирует налоги и процесс налогооблажения. В этом фрагменте кодекса устанавливаются нормативы таких элементов налогооблажения, как:
- Подвиды налогов и налогоисчисления на территории Российской Федерации;
- Основания для назначения налога;
- Порядок осуществления налоговых сборов и выплат;
- Нормативы внедрения и упразднения введённых ранее форм налогов;
- Обязанности и юридические права налоговых служб, налогоплательщиков и налоговых агентов;
- Способы осуществления ревизии в сфере налогов;
- Наложение ответственности за неуплату налогов;
- Обжалование постановлений, вынесенных должностными лицами в сфере налогообложения.
Специальная часть действительного Налогового Кодекса вступила в силу 1 января 2001 года. Данной частью НК РФ регламентируются отдельные процессы каждого вида взимаемых налогов, определяются составляющие налогообложения, такие как:
- Объект, облагаемый данным типом налогов;
- Налоговая база;
- Период расчёта налога;
- Ставка;
- Система исчисления налога;
- Система и сроки осуществления налоговых выплат.
На данный момент ч. 2 НК РФ определены следующие налоги Федерального масштаба:
- На добавленную стоимость (НДС);
- На доходы физических лиц (НДФЛ);
- На прибыль;
- На добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- Сборы за эксплуатацию флоры, фауны и водных ресурсов;
- Вводный;
- Государственная пошлина.
Так же рассматриваемым отрывком кодекса предусматриваются следующие налоги регионального значения:
- Транспортный;
- Игорный;
- Земельный;
- Имущественный.
Налоговые системы, определённые ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации:
- Налогооблагательный режим для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН);
- УСН;
- ЕНВД.
Последние изменения
Как и другие законы Федерального значения, Налоговый Кодекс Российской Федерации регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние существенные поправки в НК РФ внесены 28 декабря 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» N 475-ФЗ.
Согласно введённым поправкам, статья 105.14 претерпела ряд следующих изменений:
- Пункт 2 дополнился подпунктом 8, согласно тексту которого сделка, осуществлённая взаимосвязанными лицами признаётся подвластной контролю, если одна из сторон является исследовательским корпоративным центром, представленным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково»;
- В абзаце 1 пункта 3 цифры «4-7» заменены на «4-8».
В статье 145 действительного кодекса появился пункт 2.1, утверждающий, что право исследовательского центра на освобождение от уплаты налогов упраздняется в случаях:
- Потери статуса проектного участника;
- Общая прибыль центра превысила 1 миллиард рублей с первого числа начала нового налогового периода;
- Доходы с 1 числа налогового периода составляют менее 50 процентов в общей совокупности доходов;
- Налог, постановленный в период выхода из числа участников проекта, восстанавливается и определяется к уплате с учётом набежавших пеней.
Положения, внесённые ФЗ-475, действительны до 31 декабря 2021 года включительно.
Понятие налоговой системы
Предыстория
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов».
Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем.
Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.
В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.
Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:
- два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков);
- два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).
Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:
- законодательства о налогах и сборах;
- совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
- плательщиков налогов и сборов;
- налоговых администраций.
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.
В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:
- федеральный (на уровне РФ);
- региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения);
- местный (на уровне муниципальных образований).
Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам, с 01.10.2020 утрачивает силу (см. п. 22 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).
С 1 января 2021 года заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме не только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ. По общему правилу, установленному ст. 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Федеральный закон № 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей), абз. 3 п. 5 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ (установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога), начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.
Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.