Постконтроль

Содержание:

Порядок проведения

Проверка регулируется ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 Закона №289-ФЗ. Ниже рассмотрим весь процесс поэтапно.

Камеральная ТП проводится на основании изучения и анализа сведений, содержащихся в:

  • таможенных декларациях;
  • коммерческих, транспортных и иных документах, представленных ПЛ при совершении таможенных операций или по требованию ТО;
  • документах и сведениях государственных органов стран ЕАЭС;
  • других документах и сведениях, имеющихся на таможне и касающихся ПЛ (п. 1 ст. 332 ТК ЕАЭС).

Камеральная ТП назначается начальником либо заместителем начальника ТО, который проводит ТП.

Период камеральной ТП не превышает 90 календарных дней со дня направления ПЛ уведомления о ТП. В указанный срок не включается время между датой направления ПЛ требования о представлении сведений и датой их получения ТО.

Камеральную ТП продлевают на 120 календарных дней при необходимости:

  • проведения таможенной экспертизы;
  • направления требований третьим лицам (ст. 335 ТК ЕАЭС)
  • направления запросов, требований, поручений: согласно п. 1 ст. 337, п. 7 ст. 340, п. 7 ст. 371, пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС и ст. 240, 241, 242 Закона №289-ФЗ; в компетентный орган другого государства ЕАЭС или страны, не входящей в ЕАЭС; в ТО других государств ЕАЭС согласно ст. 373 ТК ЕАЭС.

Датой завершения ТП считается дата составления акта ТП в электронном виде или в двух экземплярах на бумажном носителе. Акт утверждается начальником или заместителем начальника ТО, проводившего проверку, не позднее трех рабочих дней со дня его составления.

Выводы по результатам проведения камеральной ТП должны содержать в том числе информацию о предполагаемых суммах пошлин, подлежащих начислению и уплате.

ПЛ не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта ТП вправе представить в ТО в письменном виде возражения по акту ТП в целом или по его отдельным положениям, а также информацию об отсутствии возражений.

Если возражения по акту ТП представлены или направлены ПЛ по истечении 15 рабочих дней либо при направлении заказным почтовым отправлением после шестого рабочего дня со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений, такие возражения не учитываются при принятии решений по результатам ТП и передаются ТО, проводившим ТП, в вышестоящий ТО для рассмотрения вопроса о ведомственном контроле согласно ст. 263 Закона №289-ФЗ.

По акту ТП при наличии оснований, предусмотренных ТК ЕАЭС и ст. 218 Закона №289-ФЗ, ТО принимает решение в сфере таможенного дела, за исключением случаев, когда в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту ТП, назначают новую ТП.

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.

Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке

По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором.  Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.

  • Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
  • В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
  • Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
  • Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр

Определение 5

Для данной формы контроля можно назвать характерными следующие признаки:

  • Сохранение в том же виде пломб, а также упаковки целостности товаров, что отличает эту конкретную форму контроля от досмотра.
  • Необязательность присутствия при проведении осмотра декларанта.
  • Отсутствие формальных причин для применения формы таможенного контроля.
  • Обязательность заполнения акта в той ситуации, когда его результаты в дальнейшем будут использоваться в таможенных операциях.

Определение 6

Таможенным досмотром называют действия должностных лиц таможенных органов, которые связаны со вскрытием упаковки определенных товаров либо же грузового помещения транспортного средства или емкостей, контейнеров, а также прочих мест, где находятся либо могут находиться определенные товары, с обязательным нарушением наложенных на них таможенных пломб либо прочих средств идентификации, разборкой, демонтажем, нарушением целостности обследуемых объектов, а также их отдельных частей прочими способами.

Таможенный досмотр представляет собой одну из базовых форм таможенного контроля, правовой регламентации каковой уделяется особое внимание и в актах Таможенного союза, и непосредственно в отечественном законодательстве. Главными принципами проведения досмотра можно считать:

Главными принципами проведения досмотра можно считать:

  • Недопустимость причинения неправомерного вреда тем лицам, которые занимаются перемещением товаров через границу.
  • Необходимость обязательной фиксации результатов проведенного досмотра в акте особой формы.
  • Имеющиеся основания для проведения каких-либо видов досмотра.

Виды таможенного досмотра допустимо различать в зависимости от:

  • Оснований проведения данного досмотра (основной, повторный либо идентификационный досмотр).
  • Объекта досмотра (досмотр товаров, а также досмотр транспортных средств международных перевозок).
  • Углубленности проводимого досмотра (с частичным вскрытием грузовых мест, с пересчетом и взвешиванием товаров, со вскрытием упаковки товаров и проч.).

Значительная часть норм, которые регламентируют досмотр, причисляется к национальному законодательству.

Права и обязанности

Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.

Актуально

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым. Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний. Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам.

Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.

Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии; присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.

Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, является важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска. Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.

В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:

  • в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
  • на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.

Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).

Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.

Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).

В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.

Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.

При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.

По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.

В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.

Поручение Правительства РФ от 18 марта 2020 г. О приостановлении назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок

19 марта 2020

1. Федеральным органам исполнительной власти приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Срок — незамедлительно.

2. Минэкономразвития России проработать с Генпрокуратурой России вопрос обоснованности проведения органами контроля (надзора) внеплановых проверок, назначаемых в исключительных случаях, указанных в настоящего поручения, с целью минимизации количества внеплановых проверок.

Срок — до 25 марта 2020 года.

3. Федеральным органам исполнительной власти

а) рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок

Срок — до 20 марта 2020 года;

б) представить в Минэкономразвития России следующую информацию:

— о количестве проверок, назначенных с 1 января 2020 года по 17 марта 2020 года.

Срок — до 20 марта 2020 года;

— о количестве приостановленных проверок в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта

Срок — до 20 марта 2020 года; далее — еженедельно;

— о количестве осуществляемых органами контроля (надзора) проверок по состоянию на 20 марта 2020 года без учёта приостановленных проверок

Срок — до 20 марта 2020 года, далее — еженедельно.

4. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований довести аналогичные указания до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных правовыми актами.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

Организационные моменты

  1. Изначально, если не предусмотрена плановая ревизия, инспектор должен провести камеральную процедуру выявления нарушений. Если несоответствия информации, представленной разными источниками, не найдены, проверка по конкретному лицу за определенный период считается завершенной.
  2. Ситуация меняется, если при камеральной проверке у инспектора возникли сомнения или имеющейся информации недостаточно. Принимается решение о проведении внеплановой проверки, которое заносится в специальный акт. Проверяемому лицу поступает уведомление о предстоящем визите сотрудников таможни.
  3. Для направления уведомления используются разные методы, удобные ведомству: лично сотрудником таможенной службы руководителю организации или его представителю; заказным письмом по почте.

Выехать на объекты, где должны проходить проверочные процедуры, сотрудники ведомства могут не ранее 15 дней с момента вручения уведомления о предстоящем визите проверяемому лицу.

Законодательство государств, входящих в состав ТС, определяет срок выездных мероприятий – два месяца и возможность продления процедуры еще на один месяц, если имеется основание (не все документы изучены, отсутствуют результаты экспертизы товаров, взятых в качестве проб). Представители таможни, назначенные на проведение выездной проверки, должны быть указаны в решении. Проникнуть на объекты проверяемого лица сотрудники могут только после предъявления служебного удостоверения и решения о проведении ревизии.

Ведение ТН ВЭД

В соответствии со статьей 216 ТК РБ ведение товарной номенклатуры применяется для мониторинга изменений и дополнений товарных групп, перевозимых через границу. Эта процедура упрощает контроль групп товаров и определение таможенной стоимости при декларировании коммерческих партий товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь. Как правило, определением товарной номенклатуры и кода определенной группы товаров при растаможке груза занимается таможенный специалист, однако можно также воспользоваться услугой декларанта для определения номенклатуры груза заранее при использовании электронного декларирования или подготовке пакета документов для растаможки. Также ознакомиться с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности можно здесь.

Какие документы нужны при оформлении импорта?

  1. Договор внешнеторговой деятельности с регистрацией в банке;
  2. Дополнительные соглашения, спецификации и прочие документы, прилагающиеся к договору;
  3. ТН (CRM, авиа, почтовая и др.);
  4. Инвойс, счет или счет-фактура с копией на государственном языке в случае, если оригинал составлен на иностранном языке;
  5. Прочие платежные документы, подтверждающие стоимость товара;
  6. Счет-фактура за транспортировку товара, поручение об оплате транспортных услуг и т.д.;Сертификат и декларация соответствия, свидетельство о регистрации и любой другой документ, подтверждающий соответствие товара законодательству РБ;
  7. Упаковочный лист с пометкой о массе нетто и массе брутто для каждого товара;
  8. Заверенная информация о производителе, торговой марке или товарном знаке;
  9. Подробное описание товара для его последующей классификации по товарной номенклатуре ВЭД;
  10. Сертификат, подтверждающий происхождение товара по форме СТ-1;
  11. Документы, подтверждающие внесение таможенных платежей.

Обзор документа

Федеральным органам власти поручено до 1 мая 2020 г. не назначать:

— проверки, подпадающие под Закон о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля;

— выездные налоговые проверки;

— плановые выездные таможенные проверки.

Исключение — внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС, а также проверки, по результатам которых выдаются разрешительные документы (разрешения, лицензии, аттестаты аккредитации и др.).

Аналогичные меры рекомендуется принять в регионах и муниципалитетах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как организуется таможенный контроль?

  • Место и время таможенного оформления. Оформление производится в зоне деятельности органа таможни на территории РБ, в пункте, в котором находится отправитель или получатель груза в установленное регламентом пункта время. Заинтересованное лицо может подать прошение о переносе таможенного оформления груза в иной пункт с согласия таможенного органа. Также возможно попросить о переносе времени оформления за рамки установленного регламентом. Стоит учитывать, что в соответствии с таможенным законодательством оформление товаров и ТС определенных категорий может проводиться только в определенных пунктах.
  • Присутствие уполномоченных лиц. Уполномоченные лица и их представители могут присутствовать при таможенном оформлении и оказывать содействие органам таможни.
  • Выбор языка оформления. Ведение переговоров и заполнение документации производятся на одном из государственных языков, за исключением случаев, предусмотренных таможенным кодексом РБ.
  • Начало таможенного оформления. Процесс таможенного оформления начинается не позднее, чем через 30 минут после заявления уполномоченного лица о готовности к началу административной процедуры.
  • Упрощенное таможенное оформление. Доступно при транспортировке живых животных, скоропортящейся продукции, радиоактивных материалов, сообщений, товаров, предназначенных для уполномоченных структур РБ, а также в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф.
  • Забор образцов и проб для оформления. Органы таможни вправе взять образцы для экспертизы в минимальном количестве, необходимом для исследования. Взятие образцов может проводиться как в присутствии уполномоченного лица, так и в его отсутствие с разрешения вышестоящей инстанции. Взятие проб или образцов фиксируется в соответствующем акте.
  • Операции с товарами, в отношении которых не завершено таможенное оформление. Использование таких товаров и распоряжение ими, а также ТС, осуществляющими транспортировку, невозможно до завершения таможенного оформления за исключением случаев, установленных ТК РБ.
  • Стандартные операции с ТС и товарами после оформления. Уполномоченное лицо, представляющее интересы отправителя или получателя груза, обязано по требования представителей таможни произвести транспортировку, взвешивание и иные процедуры по оценке количества товара, погрузку-выгрузку или перегрузку товара, устранение повреждений упаковки, ее вскрытие либо переупаковку груза. В случае, если оформление не завершено, все вышеуказанные операции производятся только с разрешения таможенного органа.

Что и как проверяют

Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.

Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.

Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:

  • достоверность задекларированных сведений;
  • исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
  • соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
  • соблюдение таможенных процедур и др.

Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:

  • участники товарных сделок, деловые партнеры;
  • обслуживающие банки;
  • транспортные фирмы;
  • складские компании.

Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).

Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.

На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).

Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров применяется для подтверждения декларации, поданной субъектом хозяйствования при транспортировке товаров через границу. В соответствии с ТК ТС все субъекты хозяйствования обязаны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет с момента окончания процедуры таможенного контроля – таким образом субъект хозяйствования в любой момент может подтвердить уплату всех таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количество и качество ввезенных товаров по первому требованию государственных органов в ходе, например, выездной проверки.

Статистика по таможенному контролю после выпуска товаров

В настоящее время происходит постепенный перенос осуществления таможенного контроля в процессе таможенного оформления на период после выпуска декларации на товары. Это сделано прежде всего для того, чтобы сократить время таможенного оформления и дополнительные затраты участников ВЭД, которые могут быть связаны с простоем грузов на складах временного хранения.

Кроме того, за 2020 год в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 30% (в 2019 году было проведено 2286 проверок, а в 2020 году 1603 проверок). Снижение количества проверок не ухудшило эффективность проверочных мероприятий, более того — заметен существенный рост:

  • так, общая сумма доначисленных таможенных платежей составила 24 млрд. рублей (за 2019 год – 17,2 млрд. рублей);
  • в свою очередь средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей (в 2019 году этот показатель составлял 7,5 млн. рублей).

Ко всему прочему, дополнительно за 2020 год по результатам таможенных проверок: конфисковано товаров на общую стоимость 304 млн. рублей; таможенными и иными органами возбуждено 7300 дел об административных правонарушениях и 348 уголовных дел.

Особое ведомство контроля

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

По каким принципам проводится таможенный контроль

Процедура таможенного контроля построена на нескольких принципах:

  • Выборочность. Представители таможни имеют право на осуществление выборочного дополнительного контроля над лицами и ТС, вызывающими подозрения, на основании таможенного законодательства с применением исключительно разрешенных форм контроля.
  • Управление рисками. При выборе объекта и формы или форм таможенного контроля представителем органов таможни используется система управления рисками.
  • Международное сотрудничество. Для совершенствования процедуры контроля и своевременного выявления лиц, находящихся в розыске, органы таможни Республики Беларусь сотрудничают с представителями таможни иностранных государств и государств, входящих в таможенный союз.
  • Внутригосударственное сотрудничество. Органы таможни взаимодействуют с другими контролирующими государственными структурами в области внешней торговли, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела и профильными ассоциациями.
  • Применение всех видов контроля. Органы таможни вправе производить валютный, радиационный, экологический, экспортный, ветеринарный и другие виды контроля в соответствии с законодательством стран-участников ТС.

Какие технологии применяются при таможенном контроле?

  1. Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Комплекс на базе грузового автомобиля со сканирующей системой в виде подвижной рамки, использующей рентгеновское излучение для проверки автомобиля. При смене спектра отображения оператор ИДК может обнаружить абсолютно любую контрабанду: от крупных до мельчайших объектов, спрятанных под обшивкой автомобиля. Комплекс способен обнаружить контрабанду даже сквозь 26-сантиметровую сталь, поэтому ему не создают помех любые экранирующие упаковки. Применяется ИДК выборочно для проверки ТС, вызывающих подозрения у сотрудников таможни.
  2. Кинологическая служба. Досмотр автомобиля при участии специально обученной служебной собаки позволяет выявить факт провоза наркотических и психотропных веществ практически всех существующих типов. Даже если ИДК не обнаружит контрабанду, находящуюся, например, между страницами ежедневника, собака ее найдет.
  3. Радиационный контроль. Все транспортные средства при пересечении таможенной границы государства проходят эту процедуру. Если обнаруживается автомобиль с повышенным радиационным фоном, он немедленно выводится из очереди и дополнительно проверяется дозиметрами.
  4. Прибор верификации документов. Специализированные приборы позволяют за несколько секунд проверить подлинность документов. Например, визуально невозможно определить текст, набитый поверх государственной печати, а прибор выявит его моментально.
  5. Видеоэндоскоп. Досмотровые приборы имеют малый размер и позволяют обследовать автомобиль без демонтажа деталей – они легко проникают под обшивку, в выхлопную трубу и любую труднодоступную полость ТС
  6. Портативный ИДК. Переносная модификация ИДК применяет рентгеновское излучение для измерения плотности. Любые локальные отклонения тут же фиксируются прибором и выводятся на встроенный монитор.
  7. Тестер бриллиантов. Прибор позволяет определить подлинность бриллианта и выявить контрабанду при транспортировке, например, партии бижутерии.
  8. Анализатор металла. Точный прибор, определяющий тип металла, из которого изготовлено украшение. Также позволяет выявить драгметаллы в партии металлолома.
  9. Рентгенография. Специализированный комплекс для обследования человека с применением рентгеновских лучей позволяет за несколько секунд обнаружить скрытые в теле предметы.

Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Декларирование при таможенном контроле

Таможенная декларация подается в установленной ТК РБ форме (устно, письменно, в электронном формате- ЭПИ) с точным указанием информации о товарах и транспортных средствах, применяемых при грузоперевозке. Выполняется декларирование в пункте, закрепленном за таможенной зоной, в которой размещается груз, при этом товары декларируются вместе с транспортом за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 170 ТК РБ.

Подача таможенной декларации осуществляется в течении не более 15 дней с даты передачи ТС и товаров под таможенный контроль. В случае перемещения товаров коммерческого назначения в ручной клади декларация подается одновременно с товаром. ТС, перевозящие пассажиров и багаж, декларируются в течение не более чем трех часов с момента пересечения таможенной границы.

В качестве декларанта может выступать лицо, перемещающее товар и ТС, таможенный агент (брокер) или доверенное лицо, предъявившее заверенную нотариусом доверенность. Декларант обязан задекларировать товары и ТС, предъявить товары и ТС для осмотра, досмотра и взятия образцов по требованию представителя таможни, предоставить дополнительные сведения в ходе устного опроса или письменного объяснения, оплатить или обеспечить уплату всех таможенных пошлин, налогов и сборов, а также оказывать содействие органам таможни при погрузке/выгрузке и иных манипуляциях с грузом. Лицо, периодически перемещающее одни и те же ТС и товары через границу может запросить у таможенного органа разрешение на подачу одной декларации на все товары и ТС.

Какие документы нужны для статистического декларирования?

Для подачи статистической декларации понадобятся копии следующих документов:

  1. Внешнеторговый договор, зарегистрированный в банке;
  2. Дополнительные соглашения, спецификации и другие обязательные приложения к договору;
  3. ТН (авиа, CRM, почтовая и др.);
  4. Товарная накладная;
  5. Инвойсы, счета и счет-фактуры;
  6. Справка о дате отгрузки товара;
  7. Информационные документы о массе всех позиций и их происхождении.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector