Таможенный контроль
Содержание:
- Результаты
- Объекты и субъекты проверки
- Права и обязанности
- Процесс проведения камеральной таможенной поверки
- Документы, подпадающие под проверку
- Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения
- Права и обязанности таможенников при проверке
- Статистика по таможенному контролю после выпуска товаров
- Общие положения о таможенной проверке
- Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы
- Камеральная таможенная проверка
- Популярные вопросы
- Заключение
Результаты
Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289
Обратим внимание на основные положения этой статьи:
- Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
- Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
- Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
- В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.
Объекты и субъекты проверки
Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:
- Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
- Владельца перевозимого имущества.
- Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
- УЭО (уполномоченный экономический оператор).
- Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.
Права и обязанности
Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.
Актуально
Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.
При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым. Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний. Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам.
Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.
Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии; присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.
Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, является важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска. Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.
Процесс проведения камеральной таможенной поверки
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Наименование этапа | Описание |
Подготовительный этап | Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение. |
Основной этап | На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб. |
Запрос информации и документов | Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде. |
Заключительный этап | На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы. |
Документы, подпадающие под проверку
Список документов также максимально широк, в него могут быть включены любые бумаги, связанные как с самим грузом, так и с его бывшими и нынешними владельцами, если имел место факт передачи прав. Сюда относятся всевозможные декларации, документы, подтверждающие право собственности, договоры с транспортными компаниями и перевозчиками, соглашения на предоставление посреднических услуг и т.д.
Последний пункт особенно важен, если учесть что довольно большой процент перевозимого через границу имущества на территории Таможенного союза осуществляется не прямым собственником, а его посредниками и представителями.
Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения
Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:
- Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
- Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
- Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.
Права и обязанности таможенников при проверке
В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:
-
Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
- коммерческие и транспортные документы;
- данные бухгалтерского учета и отчетности;
- иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
-
Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
- владеющих;
- пользующихся;
- перевозящих;
- реализующих;
- перерабатывающих такие товары.
- Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
- Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
- Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
- Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.
В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:
- соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
- полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
- обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
- соблюдать служебную этику;
- сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
- представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).
ПЛ в ходе ТП вправе:
- получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
- обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
- пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС);
- после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
- в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП (ст. 235 Закона №289-ФЗ).
ПЛ в процессе ТП обязано:
- представлять по требованию ТО в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также и на ином носителе;
- представлять должностным лицам ТО, проводящим ТП, перевод документации в случае, если необходимая в целях ТП документация составлена на языке, отличном от государственного языка страны ЕАЭС, ТО которого проводит ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС).
Статистика по таможенному контролю после выпуска товаров
В настоящее время происходит постепенный перенос осуществления таможенного контроля в процессе таможенного оформления на период после выпуска декларации на товары. Это сделано прежде всего для того, чтобы сократить время таможенного оформления и дополнительные затраты участников ВЭД, которые могут быть связаны с простоем грузов на складах временного хранения.
Кроме того, за 2020 год в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 30% (в 2019 году было проведено 2286 проверок, а в 2020 году 1603 проверок). Снижение количества проверок не ухудшило эффективность проверочных мероприятий, более того — заметен существенный рост:
- так, общая сумма доначисленных таможенных платежей составила 24 млрд. рублей (за 2019 год – 17,2 млрд. рублей);
- в свою очередь средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей (в 2019 году этот показатель составлял 7,5 млн. рублей).
Ко всему прочему, дополнительно за 2020 год по результатам таможенных проверок: конфисковано товаров на общую стоимость 304 млн. рублей; таможенными и иными органами возбуждено 7300 дел об административных правонарушениях и 348 уголовных дел.
Общие положения о таможенной проверке
Наиболее распространенной формой таможенного контроля после выпуска декларации на товары является таможенная проверка.
Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС):
Другими словами, таможенный орган осуществляет полную проверку отдельной сделки с использованием необходимых форм таможенного контроля. Основная задача таможенной проверки — выявление несоответствий и нарушений законодательства.
В ходе таможенной проверки осуществляется сопоставление сведений, которые были заявлены в декларации на товары, со сведениями, которые содержатся в представленных документах и дополнительно полученными сведениями. Такие сведения таможенный орган может получить посредством направления запросов на предоставление дополнительных документов проверяемому лицу, и направления запросов в иные государственные органы, банки, контрагентам и т.д.
Преимущественно таможенные проверки проводятся с целью контроля классификационного кода по (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) либо с целью корректировки первоначально заявленной таможенной стоимости (и, как результат, доначисления подлежащих уплате таможенных платежей).
Объектом таможенной проверки могут выступать:
- декларант;
- перевозчик;
- лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;
- лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;
- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
- уполномоченный экономический оператор;
- лицо, которое так или иначе участвовало в сделках с товарами, которые были помещены под таможенную процедуру, и иные.
В ходе таможенной проверки может проверяться:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру;
- достоверность сведений, заявленных в декларации на товары и содержащихся в документах, которые были представлены вместе с декларацией на товары (подтверждающие сведения, заявленные в декларации);
- соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
- исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных законодательством;
- соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр;
- соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иное.
В ближайшее время планируется введение автоматизации таможенного контроля после выпуска товаров. Так, уже в 2021 году планируется подготовить описание единой технологии выбора объектов контроля после выпуска на основе прогнозирования результатов контроля с учетом поведенческой модели участников внешнеэкономической деятельности с использованием математических и статистических методов обработки информации. Дополнительно определены направления доработки КПС «Постконтроль» с учетом реализации информационного обмена с иными федеральными органами исполнительной власти.
Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы
- Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
- Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
- Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
- Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.
Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.
Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».
Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.
В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:
- в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
- на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.
Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.
Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).
Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:
- проведение таможенной экспертизы;
- направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
- направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.
Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.
Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).
В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.
Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.
При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.
В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.
Популярные вопросы
Изменения в таможенном законодательстве ставят новые вопросы даже перед профессионалами. Вот ответы на некоторые из них.
ТО уведомляет ПЛ о проведении камеральной ТП путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа (ст. 228 Закона №289-ФЗ).
При отсутствии документов или сведений либо возникновении других обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, ПЛ обязано представить до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения требования ТО о представлении таких документов или сведений (ст. 236 Закона №289-ФЗ).
Заключение
ТК ЕАЭС в ст. 310 предусматривает трехлетний ограничительный период проверки, который не может быть применен, если товар ввезен незаконно и невозможно установить дату пересечения границы. Приобретение импортного товара у российского субъекта на территории РФ не страхует покупателя от ТП, если, по информации ТО, такой товар попал в страну с нарушением законодательства.
Претензии о взыскании платежей могут быть предъявлены фактически без ограничения временного периода. Возникают ситуации, когда проверка охватывает семь и более лет с момента предполагаемого незаконного ввоза, накладывая обременения на имущество юрлица и его контрагентов.