Оформление результатов проверки согласно нормам ст. 100 нк рф
Содержание:
- Как проводят камеральную проверку
- Основные функции отдела камеральных проверок № 2
- Порядок проведения камеральной налоговой проверки
- Акт камеральной налоговой проверки по ндс
- Требования к документам
- Контрольные соотношения
- Результат и возражения
- Обжалование результатов налоговой проверки
- Акт камеральной налоговой проверки — образец
- Сроки камеральной налоговой проверки
- Общее понятие
- Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить
- Сроки
- Оформление результатов камеральной проверки
Как проводят камеральную проверку
Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.
Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.
Сверка может выявить три категории нарушений:
- ошибки в налоговой отчетности;
- противоречия между сведениями в предоставленных документах;
- несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.
Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.
Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.
Основные функции отдела камеральных проверок № 2
— мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников.
— проведение камеральных проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков.
— проведение камеральных проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов и других лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;
— проведение камеральных проверок правомерности возмещения НДС, обоснованности применения налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС;
— осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов;
— проведение предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах;
— осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков. Подготовка заключений на проведение выездной проверки, комплектация и передача всех имеющихся в отделе камеральных проверок № 2 в отдел выездных проверок;
— организация работы по получению информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информатизации), информации от правоохранительных и других контролирующих органов. Мониторинг указанной информации в целях качественного и результативного проведения контрольных мероприятий;
— принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей в случае непредставления или отказа в представлении налоговых деклараций;
— анализ схем уклонения от налогообложения, выработка предложений по их предотвращению;
— проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;
— оформление результатов камеральной налоговой проверки.
— формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров;
-подготовка налоговых уведомлений индивидуальным предпринимателям на уплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц;
— передача в юридический отдел материалов камеральных проверок, проектов решений по результатам камеральных проверок для согласования;
— передача в юридический отдел проектов исков и материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
-участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);
— работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
— участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию отдела камеральных проверок № 2;
— участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовки кадров для налоговых органов, проведение совещаний, семинаров по вопросам входящим в компетенцию отдела камеральных проверок № 2;
— формирование и направление установленной отчетности по предмету деятельности отдела камеральных проверок № 2;
— подготовка информационных материалов для руководства ИФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики по вопросам, находящимся к компетенции отдела камеральных проверок № 2;
— ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов отдела камеральных проверок № 2;
— информирование индивидуальных предпринимателей и граждан через средства массовой информации (телевидение, радио, периодические издания, сайты ФНС) о действующем законодательстве, о налогах и сборах и изменениях в нем, организация и проведение семинаров с налогоплательщиками.
Следующая
ДругоеОписание ножа в протоколе осмотра
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
Акт камеральной налоговой проверки по ндс
Indypendenz / Shutterstock.com |
Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Вс рф: «уточненка» по ндс с новыми счетами-фактурами не аннулирует акт камеральной проверки
ВС РФ признал правомерным вынесение решения по камеральной проверке декларации НДС в ситуации, когда компания представила уточненный расчет после получения акта налогового органа.
Согласно материалам судебного спора, в связи с установлением признаков формального документооборота между ООО «Рубим лес» и двумя контрагентами, имеющих признаки «однодневок», инспекцией составлен акт о неправомерности вычетов по НДС на общую сумму более 6 млн рублей.
После вручения акта обществу, компанией представлена новая декларация за этот налоговый период, в котором счета-фактуры от спорных контрагентов были заменены на документы другого поставщика, ранее не содержавшиеся в книге покупок.
Посчитав, что своим действием общество прекратило «камералку», по которой был вручен акт, ООО «Рубим лес» обжаловало решение налоговой, которое все таки появилось на свет после рассмотрения результатов проверки первичного отчета.
Рассматривая налоговый спор, арбитражные суды всех инстанций, включая ВС РФ (определение № 301-КГ18-9315 от 10.07.2018), указали на то, что согласно пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются даты начала и окончания налоговой проверки.
Следовательно, момент окончания камеральной проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, указанной в акте проверки (прим.
ред: а она во всех случаях охватывает промежуток времени до даты составления акта).
Таким образом, при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки, то есть после ее окончания, основания для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации, регламентированный п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют, и, соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные НК РФ решения.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Требования к документам
На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.
Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.
К сшивам документации предъявляются некоторые требования:
- Текст должен свободно читаться.
- При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
- Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
- Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.
В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.
Контрольные соотношения
Контрольные соотношения для проверки действующей формы декларации по УСНО налоговики пока не представили. Но, учитывая характер внесенных в декларацию изменений, полагаем, что для анализа ее показателей (и самостоятельного поиска ошибок в них) «упрощенцы» могут воспользоваться соотношениями, которые были приведены в Письме ФНС России от 30.05.2016 № СД-4-3/9567@ к прежней форме отчета. Напомним основные внутридокументарные контрольные соотношения из этого письма.
Контрольное соотношение |
Суть проверяемых показателей |
Проверка сумм авансовых платежей |
|
Объект налогообложения «доходы»: строка 020 разд. 1.1 должна соответствовать разности строк 130 и 140 разд. 2.1.1 и строки 160 разд. 2.1.2 (в этом соотношении учитывается сумма уплаченного торгового сбора, которая уменьшает сумму исчисленного «упрощенного» налога (авансового платежа), – НК РФ). Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению). Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению) |
Если указанные соотношения не выполняются, авансовые платежи исчислены неверно ( НК РФ) |
Объект налогообложения «доходы минус расходы»: строка 020 разд. 1.2 должна соответствовать строке 270 разд. 2.2. Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению). Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению) |
|
Проверка суммы минимального налога |
|
Строка 120 разд. 1.2 = строка 280 разд. 2.2 – (строка 020 – строка 040 + строка 050 – строка 070 + строка 080) разд. 1.2, если: – сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > «упрощенного» налога (строка 273 разд. 2.2); – сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > (строка 020 + строка 040 – строка 050 + строка 070 – строка 080) разд. 1.2 |
Если соотношения не выполняются, минимальный налог исчислен неверно ( НК РФ) |
Корректировка авансовых платежей и налога на суммы уплаченных страховых взносов |
|
Для «упрощенцев», производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 1), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна результату вычисления ((строка 130 разд. 2.1.1) / 2). Для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 2), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна строке 130 разд. 2.1.1. Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога |
Если соотношения не выполняются, корректировка налога (авансовых платежей) произведена неверно ( НК РФ) |
Исчисление убытка |
|
Сумма убытка, полученная за истекший налоговый период (строка 253 разд. 2.2) должна соответствовать разности строк 223 и 213 разд. 2.2 (если строка 213 < строка 223). Аналогичные соотношения предусмотрены для сумм убытков, полученных по итогам отчетных периодов |
Если соотношение не выполняется, сумма полученного убытка рассчитана неверно ( НК РФ) |
Результат и возражения
Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:
- обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
- обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.
На подачу иска отводится не больше трех месяцев. Суд может отменить уже утвержденное органом ФНС решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное налоговое преступление. Это возможно, если будет доказано, что имели место нарушения процедуры проведения КНП.
Стоит отметить, что для отмены принятого руководителем налогового органа решения о привлечении плательщика налогов к ответственности за содеянное налоговое преступление могут существовать различные основания. Нарушение процедуры проведения КНП – одно из них. Решение в пользу лица, в отношении которого проводилась проверка, может быть принято судом или вышестоящим органом ФНС. Так происходит, когда доказан факт нарушения, которое способствовало принятию руководителем налоговой организации неправомерного решения.
На рассмотрение жалобы уходит 1.5 месяца. После утверждения решения плательщик налогов должен быть об этом уведомлен письменно, не позднее трехдневного срока со дня утверждения.
Также читайте о том, как посмотреть ход камеральной проверки в личном кабинете налогоплательщика.
Обжалование результатов налоговой проверки
Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.
Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.
Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:
- привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
- отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.
Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).
В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:
- арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).
Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.
Акт камеральной налоговой проверки — образец
› Другое
02.12.2019
Когда налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку, акт по ее результатам составляется всегда. На это у инспекции есть 2 месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).
А если речь идет о камеральной налоговой проверке, то акт составляется только тогда, когда инспекция выявила нарушения налогового законодательства. Акт в этом случае составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Независимо от вида налоговой проверки при несогласии с выводами, отраженными в акте, налогоплательщик может представить возражения на акт налоговой проверки, образец и пример бланка для которых представим в нашей консультации.
Рекомендуемая форма возражений по акту налоговой проверки приведена также в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок», которая размещена на официальном сайте налогового ведомства в сети Интернет.
Акт камеральной налоговой проверки составляется инспектором на завершающем этапе проверки налогоплательщика. Рассмотрим в нашей статье, для чего нужен акт камеральной проверки, что должно быть отражено в данном документе и какие требования к нему предъявляются законодательством.
Для чего нужен акт камеральной проверки
По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.
Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:
- Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
- И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.
Сроки камеральной налоговой проверки
Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.
Общее понятие
Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.
Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании
Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.
Цели и сроки камеральной проверки
Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.
Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.
Этапы проведения
Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:
- Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
- Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.
В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.
Что такое камеральная проверка 3-НДФЛ
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:
- полноту и правильность заполнения документов;
- корректность применения налоговых ставок и льгот;
- соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
- обоснованность применения вычетов.
При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.
Результаты аудита
Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.
Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.
Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить
При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.
Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.
Предмет |
Камеральная |
Выездная |
---|---|---|
Что проверяется |
Представленная налогоплательщиком декларация или расчет |
Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей |
Какой период охватывает |
Период, за который представлена отчетность |
Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки |
Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля |
Нет |
Да |
Срок проведения |
3 месяца |
2 месяца |
Продление срока |
Невозможно |
Возможно, на 4 или на 6 месяцев |
Приостановление срока |
Невозможно |
Возможно, на срок до полугода |
Место проведения |
По месту нахождения налогового органа |
По месту нахождения налогоплательщика |
Оформление результатов проведенных мероприятий |
Если нарушения не выявлены, акт не составляется |
Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет. |
Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:
- Камеральная проверка — что это?
Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.
- Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?
Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.
- Как оформляется и обжалуется результат проверки?
Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.
Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:
Сроки
Важнейший аспект такой процедуры, как камеральная налоговая проверка, — сроки. Выше мы только обозначили, что предельный временной интервал, которым обладает ФНС для завершения исследования поданных предприятием документов, — 3 месяца. Теперь же мы рассмотрим нюансы, связанные со сроками, более подробно.
Как таковой, отсчет отведенного периода времени на проверку начинается с момента поступления документов предпринимателя в распоряжение структуры ФНС. Например, если подразумевается камеральная налоговая проверка по НДС, то ее началом будет считаться предоставление соответствующей квартальной декларации.
Важный нюанс, касающийся сроков, — они могут быть продлены. Но на то у ФНС должны быть существенные основания. Какие, например? Как правило, такие случаи возможны, если проверяются документы самых крупных плательщиков по региону (согласно критериям, установленным ФНС). Также увеличение сроков проверки возможно, если сотрудники ведомства выявили неточности или противоречия в информации, предоставленной компанией, которая может свидетельствовать о прямом нарушении законодательства. Еще один возможный повод — ФНС посчитала необходимых провести дополнительные процедуры в рамках налогового контроля.
Оформление результатов камеральной проверки
^
Нарушения не выявлены:
Выявлены нарушения:
- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ;
- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Подача возражений на акты налоговых проверок
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.