Фискальная нагрузка по страховым взносам

Содержание:

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

где:

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

где:

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

где:

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

где:

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Какие причины пониженной нагрузки привести

Пояснительная записка предоставляется в налоговую или лично, или по почте. Оформляется она в свободной форме. Задача предпринимателя – объяснить, что уменьшение нагрузки не было специальным. Для подтверждения своей позиции нужно указать перечень причин произошедшего. К примеру, это могут быть эти причины:

  • Повышенная конкуренция. К примеру, компания выпускала инновационный продукт. Однако спустя это время этот же продукт начал выпускаться другими организациями. Соответственно, произошло резкое уменьшение прибыли.
  • Увеличение цен на продукцию. Повышение наценок на товар может отпугнуть часть потребителей, что также негативно повлияет на размер доходов.
  • Внезапно возникшие расходы. У компании могут быть непредсказуемые расходы. К примеру, фирма строила дом. Однако в процессе произошло обрушение конструкций. Это потребовало оплаты работ по восстановлению.
  • Пониженная рентабельность. Она может быть связана с индивидуальными особенностями функционирования фирмы.
  • Инвестирование. Это также может снижать нагрузку. Инвестировать деньги компания может в свое основное производство, обновление оборудования.
  • Увеличение закупочных цен. К примеру, предприятие специализируется на производстве игрушек. Для изготовления приобретается сырье. Его стоимость формирует себестоимость конечного продукта. Если цены на сырье повышаются, то увеличивается себестоимость. Следовательно, приходится поднимать цены на товар.
  • Увеличение административных расходов. К примеру, это может быть вклад в какие-либо бизнес-процессы.
  • Указанная деятельность фирмы. Указанная в декларации деятельность субъекта может не соответствовать действительной. Однако средние показатели налоговой нагрузки определяются на основании отраслевых значений. Следовательно, ошибка в указании деятельности может повлечь за собой неверное определение отраслевого значения.

Рекомендации по составлению пояснительной записки:

  • Не нужно указывать сроки (даже примерные), в которые ожидается большая прибыль. Также не рекомендуется обещать направить больший платеж в следующем налоговом периоде. Если указанные обещания не будут выполнены, директору придется снова идти на комиссию и объясняться.
  • К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Однако если все они присутствуют, рекомендуется их предоставить. Это позволит подкрепить свою позицию.
  • В записке указывается информация о компании (ИНН, КПП, ОГРН, название, адрес), адресате (Руководитель ИФНС по определенному городу). Нужно прописать дату иска, название документа, причины низкой нагрузки, подпись гендиректора, его ФИО.

На требование налоговой предоставить записку рекомендуется направить пояснительную в течение 5 дней. В обратном случае придется столкнутся с проверкой.

Что делать, если в декларации есть ошибки

Пониженная нагрузка может возникнуть и потому, что в декларации были допущены ошибки. В этом случае нужно направлять уточненные сведения. Рассмотрим распространённые ошибки и их коды:

  • Код 1. В документе нет записи по операции, указаны нулевые значения, ошибки не позволяют произвести сверку данных.
  • Код 2. Информация из разделов 9 и 9 не совпадает.
  • Код 3. Информация из разделов 10 и 11 не совпадает.
  • Код 4. Является универсальным. Он просто обозначает, что в декларации есть ошибка.

Если ошибка не влияет на показатель налоговой нагрузки, в пояснении просто прописывается правильный вариант. Также требуется указать, что ошибка не спровоцировала занижения. Альтернативный вариант – подача уточненной декларации. Если же ошибка спровоцировала занижение нагрузки, нужно составлять и направлять уточненную декларацию в самые сжатые сроки.

Уточненная декларация – это таблица, в которой указаны учетные данные и реквизиты. В строках с этими регистрами нужно пояснить ранее допущенные искажения. В документе прописываются все направления деятельности фирмы.

На каждом листе должны присутствовать реквизиты юридического субъекта. Некоторые листы требуют заверения в форме подписи представителя организации.

Политика РФ относительно налогового гнета

Не совсем корректно утверждать, что налоговая нагрузка как предмет регулирования современного бизнеса подкреплена какими-либо нормативно-правовыми актами. Скорей, эти документы можно назвать методическими пособиями, поскольку в нынешних нестабильных рыночных отношениях сложно предугадать, каким будет состояние той или иной отрасли в последующем году.

Конечно, Федеральная фискальная служба разрабатывает типичные прогнозы на ближайшие три года, которые могут добавить хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне и максимально распланировать налоговые поступления, но эти показатели не отличаются особой точностью.

Да, несомненно, определенная бюджетная устойчивость существует, но ее недостаточно.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании и минимальная нагрузка

К показателям, которые
влияют на минимальные
или наибольшие значения нагрузки,
относят размер базы обложения, сумму
сбора к уплате. Величина базы по
добавленной стоимости определяется с
учетом величины оборота от реализации.
Чем значение больше, тем выше база.

Учитывается наличие
операций, которые не признаются объектом
обложения платежами или освобождаются
от обложения. Наличие таковых снижает
показатель базы. Устанавливается
проведение операций с применением
нулевого тарифа, выполнение действий
по СМР для нужд фирмы. Их наличие приводит
к росту базы. Определяется наличие
оборотов по поступившим авансам. Они
приводят к росту значения.

Чем выше база, тем больше сумма сбора, которую требуется внести. Если показатель вычетов значительный, требуется внести меньшую сумму. Снижают показатель к оплате сборы, внесенные в органы таможенной службы при импорте из ЕАЭС. На суммы взносов влияет значение вычетов. Если оно большое, есть риск проверки журналов СФ, получения писем ФНС, отказа в компенсации, повышения налоговой нагрузки и тщательной проверки со стороны органов.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД — налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов ОКВЭД. Эти сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). По коду основного вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нагрузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как Налоговый разрыв и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

Ниже приведено соответствие видов деятельности указанных налоговой службой в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ кодам ОКВЭД.

Виды деятельности по ОКВЭД

Вид деятельности

Код по ОКВЭД

Код по ОКВЭД-2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

01 — 02

01 — 02

Рыболовство, рыбоводство

05

03

Добыча полезных ископаемых

10-14

05-09

В том числе:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

10-12

05-06

Добыча полезных ископаемых, кроме
топливно-энергетических

13-14

07-09

Обрабатывающие производства

15-37

10-33

В том числе:

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

15-16

10-12

Текстильное и швейное производство

17-18

13-14

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

19

15

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме
мебели

20

16

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из
них

21

17

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных
носителей информации

22

18

Производство кокса и нефтепродуктов

23

19

Химическое производство

24

20

Производство резиновых и пластмассовых изделий

25

22

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 

26

23

Металлургическое производство и производство готовых изделий

27-28

24-25

Производство машин и оборудования

29

28

Производство электрооборудования электронного и оборудования

30-33

26-27

Производство транспортных средств и оборудования

34-35

29-30

Прочие производства 

36-37

31-33

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

40-41

35

В том числе:

Производство, передача и распределение электрической энергии

40.1

35.1

Производство и распределение газообразного топлива

40.2

35.2

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой
энергии)     

40.3

35.3

Строительство 

45

41-43

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и  предметов личного
пользования

50-52

45-47

в том числе:

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое
обслуживание и ремонт

50

45

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли  автотранспортными средствами и мотоциклами

51

46

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

52

47

Гостиницы и рестораны

55

55-56

Транспорт и связь

60-64

49-51

В том числе:

Деятельность железнодорожного транспорта

60.1

49.1 – 49.2

Транспортирование по трубопроводам

60.3

49.5

Деятельность водного транспорта

61

50

Деятельность воздушного транспорта

62

51

Связь

64

61

Операции с недвижимым имуществом,  
аренда и предоставление услуг

70-74

68

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

90-93

90-93

В том числе:

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92

90-93

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.
  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства

Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

В отчетный период все с замиранием сердца сводят данные отчетов и проводят анализ налоговой нагрузки в организации.

Каждый налогоплательщик должен оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок (ВНП). Для этого ИФНС опубликовала 12 критериев ВНП.

Одним из критериев является низкая налоговая нагрузка по НДС (налогу на добавленную стоимость).

Если организация в декларации отразит значительную долю налоговых вычетов, это привлечет внимание специалистов налогового ведомства, как следствие может стать одним из оснований проведения ВНП. За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС

Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой

За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС. Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой.

Налоговый вычет по НДС – это сумма входящего налога по НДС, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС к уплате. Что бы получить налоговый вычет по НДС необходимо, что бы приобретенные активы (услуги) использовались при операциях с НДС, ТМЦ были приняты к учету, НДС подтвержден счет-фактурой, оформленной в соответствии с Положением 1137.

Что бы правильно определить долю вычетов необходимо:

  1. Начисленный НДС сложить
  2. НДС к вычету сложить
  3. Разделить сумму НДС к вычету на сумму НДС к уплате.

Далее необходимо сравнить процент с таблицей региональных показателей на сайте налогового органа.

В третьем квартале 2017 года безопасная доля вычетов по Красноярскому краю составила 77,5%. По сравнению с прошлым 2016 годом этот показатель снизился.

Показатель низкая налоговая нагрузка — это не доказательства неуплаты налогов. Безусловно налоговый орган не сможет на основании арифметических исчислений доначислить налоги либо оштрафовать.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»09.10.17

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

Налоговая нагрузка: что нового

Зачем рассчитывать налоговую нагрузку

Напомним, что налоговая нагрузка — один из показателей для оценки степени риска назначения выездной налоговой проверки (ВНП). Вероятность того, что организацию включат в план ВНП, будет меньше, если показатели налоговой нагрузки у нее не ниже среднеотраслевых значени й приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее — Приказ ФНС) . Эти значения ФНС рассчитывает по данным налоговой отчетности за прошлый год и публикует на своем официальном сайте не позднее 5 мая текущего года п. 6 Приказа ФНС .

Используя эти данные, любая компания может самостоятельно определить, попадает ли ее деятельность в зону высокого налогового риска или нет.

Помимо налоговой нагрузки в целом по организации, инспекторы отдельно рассчитывают нагрузку по налогу на прибыль и по НДС. Например, нагрузку по НДС могут признать низкой, если за 12 месяцев доля вычетов по налогу, то есть отношение суммы вычетов к сумме начисленного НДС, составляет 89% и боле е п. 3 приложения № 2 к Приказу ФНС . Кроме того, налоговики на местах ориентируются на среднюю долю вычетов в регионе по данным отчета 1-НДС, а она может быть как выше, так и ниже 89%. Скажем, для Москвы средняя доля вычетов по состоянию на 01.08.2017 составляет 90%, а для Рязанской области — 85,1%.

Ввозной НДС в расчет включать не нужно

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных организацией налогов и выручк и п. 1 приложения № 2 к Приказу ФНС . То есть по общему правилу для расчета налоговой нагрузки нужно учитывать исключительно налоговые платежи. А вот НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и таможенные пошлины в состав расчета налоговой нагрузки, по мнению Минфина, не включаются. Ведь они относятся к таможенным платежам и администрируют их не налоговики, а таможенник и Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208 .

«Зарплатные налоги» тоже увеличивают налоговую нагрузку

Отчет 1-НДС (сводный и в разрезе по субъектам РФ) размещается:

сайт ФНС → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности

Нередко у компаний возникают сомнения, надо ли включать в расчет налоговой нагрузки «зарплатные налоги»? НДФЛ с любых выплат в расчет включается. Поскольку средние показатели налоговой нагрузки по видам деятельности ФНС рассчитывает с учетом НДФЛ приложение № 3 к Приказу ФНС .

Что касается страховых взносов, то прямых указаний от ФНС по поводу того, нужно ли их учитывать, пока не поступало. Раньше налоговая служба в этом отказывала, хотя и признавала, что уплата страховых взносов влияет на финансовое положение компани и Письмо ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ . Но с 2017 г. страховые взносы администрирует ФНС. В то же время в порядок расчета налоговой нагрузк и п. 1 приложения № 2 к Приказу ФНС не вносилось никаких изменений.

За комментариями мы решили обратиться к специалисту ФНС.

Налоговая нагрузка теперь рассчитывается с учетом страховых взносов

— Начиная с расчета налоговой нагрузки за 2017 г. в него будут включаться страховые взносы, которые, как известно, уплачиваются на основании гл. 34 НК РФ. То есть средние показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 г., которые должны быть размещены на официальном сайте ФНС в мае 2018 г., будут рассчитаны уже с учетом страховых взносов. На это будет специально указано при размещении таких показателей.

Получается, что изменение администратора страховых взносов все же повлияло на расчет налоговой нагрузки. И если компания получила информационное письмо с указанием на низкую налоговую нагрузку (направление такого письма предшествует вызову на комиссию по легализации объектов налогообложени я Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ ), то при подготовке пояснений нужно проверить, учтены ли при расчете показателя страховые взносы, начисленные за соответствующий период.

Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета

В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):

Показатель налоговой нагрузки Формула расчета Пояснения
Для ОСНО (общей системы налогообложения) ННосно = (Нндс + Нп) : В ННосно – налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс – НДС к уплате, согласно декларации;

Нп – налог на прибыль к уплате;

В – выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.

Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) ННесхн = Несхн : Десхн ННесхн – налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несен – ЕСХН-налог к уплате;

Десен – доход по ЕСХН-декларации.

Для УСН (упрощенной системе налогообложения) ННусн = Нусн : Дусн ННусн – налогвая нагрузка по УСН;

Нусн – УСН-налог к уплате;

Дусн – доход под декларации.

Для индивидуального предпринимателя ННндфл = Нндфл : Дндфл ННндфл – налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл – НДФЛ по декларации;

Дндфл – доход по 3-НДФЛ.

По НДС (вариант 1) ННндс = Нндс : НБобщ ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС к уплате;

НБобщ – налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС).

По НДС (вариант 2) ННндс = Нндс : НБрф ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС к уплате;

НБрф – налоговая база по разделу 3 декларации по НДС.

По налогу на прибыль ННп = Нп : (Др + Двн) ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп – налог на прибыль к уплате;

Др – доход от реализации по декларации;

Двн – внереализационный доход по декларации.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

11,2

3,5

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,4

4,8

лесоводство и лесозаготовки

8,7

7,6

рыболовство, рыбоводство

10,1

6,0

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

50,9

1,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

11,4

3,6

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

20,9

2,1

производство текстильных изделий, одежды

8,0

4,3

производство кожи и изделий из кожи

10,0

5,3

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

1,6

3,6

производство бумаги и бумажных изделий

4,8

1,9

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,9

3,8

производство кокса и нефтепродуктов

4,2

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

3,0

2,3

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,1

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,9

2,8

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,3

3,4

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,0

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

9,9

4,4

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,7

5,1

производство электрического оборудования

7,5

3,3

производство прочих транспортных средств и оборудования

6,5

4,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,8

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

8,3

2,1

производство и распределение газообразного топлива

1,3

1,7

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

7,1

4,6

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,5

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,7

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

7,3

6,6

деятельность трубопроводного транспорта

6,1

2,2

деятельность водного транспорта

8,3

4,2

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,9

11,6

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector