Что нужно знать о пожарной декларации

Можно ли не оформлять

За неоформление декларации или указание в ней не соответствующих действительности сведений можно получить штраф в соответствии с КоАП:

  • для ИП он составляет от тысячи до полутора тысяч российских рублей;
  • для должностных лиц — от шести до пятнадцати тысяч российских рублей;
  • для организаций (юрлиц) — от 150000 до 200000 российских рублей.

Декларанту может грозить и уголовное наказание. Если человеку из-за несоблюдения мер по пожарной безопасности был нанесён тяжёлый вред здоровью, виновному может быть назначен:

  • штраф до 80000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода за полгода;
  • ограничение или лишение свободы на срок до трёх лет (статья 219 УК РФ).

Если же нарушения приведут к погибели одного или нескольких человек, нарушителя могут ограничить в свободе передвижения на срок до 5 лет или же посадить на тот же срок (та же 219 статья УК РФ).

Как и где зарегистрировать декларацию пожарной безопасности для школы

Для общеобразовательных организаций порядок регистрации декларации пожарной безопасности утвержден Приказом МЧС РФ от 16.03.2020 №171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности».

После поступления декларации в территориальное подразделение государственного пожарного надзора МЧС РФ должностные лица органа ГПН в течение пяти рабочих дней осуществляют проверку соответствия заполнения полученной декларации установленной форме и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, регистрируют ее установленным порядком с присвоением регистрационного номера.

Должностные лица ГПН МЧС РФ могут вернуть декларацию её декларанту в случае несоответствия заполнения декларации установленной форме, при этом сотрудники МЧС РФ должны мотивировать свой отказ в письменном виде с указанием причин.

Завершающий этап регистрации декларации пожарной безопасности сводится к тому, что в течение трех рабочих дней с момента присвоения ей регистрационного номера один экземпляр направляется органом ГПН МЧС РФ непосредственно Заявителю по почте или в электронном виде, а второй экземпляр остается в органе ГПН МЧС РФ для контроля.

В заключение отметим, что декларации пожарной безопасности, разработанную для школы и зарегистрированную до даты вступления в силу «Регламента №171…», заново перерабатывать под новые требования не нужно, если только не произошло функциональных, архитектурно-строительных, пожарно-технических изменений или не поменялось должностное лицо, подписавшее ранее зарегистрированную декларацию.

← ПредыдущаяСледующая →

Возврат к списку

В разделе:

Читай также
Больше популярных статей

Порядок регистрации декларации пожарной безопасности
В данной статье расскажем о порядке регистрации деклараций пожарной безопасности, который определен приложением №1 к приказу МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности»

читать полностью

Форма декларации пожарной безопасности: структура и основное содержание
Форма Деклараций пожарной безопасности и порядок ее регистрации закреплены Приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной без-опасности».

читать полностью

Что такое «Декларация пожарной безопасности»
В настоящей статье мы раскроем понятие декларации пожарной безопасности, приведем ссылки на нормативные документы, регламентирующие необходимость ее наличия, перечислим требования по составлению и регистрации пожарной деклараций, рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть при разработке этого документа, а также укажем интернет-сервисы, предназначенные для помощи в самостоятельном составлении деклараций специалистам и людям, впервые столкнувшимся с вопросами обеспечения пожарной безопасности.

читать полностью

S-738 (А004)3499

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Правда же заключается в том, что на 100% объектов предоставлены декларации пожарной безопасности, так как учет этих объектов и велся по этим декларациям. Сколько объектов указано в декларациях пожарной безопасности, столько и соответственно объектов с декларациями деклараций. Очень даже все логично.

Только вот резонный вопрос возникает: – Те объекты на которые не подали декларации пожарной безопасности МЧС России проверять не будет?

Для чего нужна декларация ПБ

Ключевое назначение документа – обеспечение безопасности внешней среды, населения вокруг ОПО, жизни и здоровья персонала, материальных ценностей предприятия. Документ, по сути, является руководством к действию в случае возникновения нештатных ситуаций на объекте. Какие задачи еще решает декларация:

  • Полный анализ ситуации по предупреждению аварий;
  • Оценка полноты и достаточности мероприятий, направленных на ликвидацию угрозы ЧП;
  • Оценка готовности предприятия к купированию и ликвидации нештатной ситуации;
  • Разработка мер для снижения последствий ЧП.

Истек 10-летний срок со дня регистрации в реестре Ростехнадзора;

Изменились процессы производства;

На 20% и более вырос объем вредных веществ, образуемых в ходе деятельности;

Изменились условия промышленной безопасности;

Получено предписание от контролирующих ведомств по результатам проверки.

Документ направляется в Ростехнадзор для внесения сведений в специальный реестр.

Содержание документа

Содержание и структура декларации ПБ должны соответствовать требованиям, которые изложены в названном выше приказе Ростехнадзора. Она может отличаться в зависимости от того, в состав какой документации входит: строительной, проектной, реконструкционной, для консервации, переоснащения или ликвидации объекта. Документ обязательно должен включать следующие сведения:

  • Меры безопасности, которые принимаются и планируются предприятием;
  • Данные о предприятии, разработавшем декларацию;
  • Итоги оценки безопасности. Указываются все опасные соединения, имеющиеся на объекте, план местности, где находится ОПО, а также план перемещения этих веществ. Приводятся причины вероятных аварий, расчеты масштабов ущерба;
  • Меры по обеспечению безопасности на объекте. Перечисляются разрешительные документы на работу с ОПО. Указывается уровень подготовки персонала, условия эксплуатации объекта, имеющиеся средства для ликвидации ЧП;
  • Ситуационные планы. Они включают схему расположения источников опасных веществ, близлежащих населенных пунктов, мест большого скопления людей. Приводятся сценарии предполагаемого поражения, вероятное количество жертв ЧП;
  • Приложение с расчетами и пояснениями. Приводятся химические формулы веществ, их компоненты, поражающие свойства, токсичность, методы обезвреживания. Указываются способы, средства купирования и ликвидации нештатной ситуации.

Декларация ПБ также включает информационное приложение (информационный лист). В нем указываются сотрудники, ответственные за оповещение населения, взаимодействие со спасательными службами. Здесь же предусмотрены правила поведения при ЧП.

Наша компания специализируется на разработках деклараций ПБ для опасных объектов разных категорий. Мы профессионально занимаемся составлением документа с учетом положений федерального законодательства и требований Ростехнадзора.

Экспертиза декларации ПБ также входит в компетенцию наших специалистов. Результат обращения к нам – отсутствие нареканий со стороны контролирующих инстанций и регистрация декларации в Ростехнадзоре при первом же направлении. Свяжитесь с нами по ExpertVR@mail.ru, по тел. 8(499)390-06-20, или Заполните форму ниже:

Правила разработки и заполнения декларации пожарной безопасности

Согласно приказу МЧС России от 26 марта 2010 года N 135 декларация пожарной безопасности может быть разработана как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения и строения. Если информация, содержащаяся в декларации, изменилась, то декларации уточняется или разрабатывается заново.

В декларации пожарной безопасности вносятся следующие сведения:

  • Регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
  • Полное и сокращенное наименование организации или заказчика проекта, собственника или иного лица, которому на законных основаниях принадлежит данный объект;
  • Назначение объекта и его местонахождение;
  • Фамилия, инициалы и должность составителя декларации;
  • Все имеющиеся контактные данные юридического или физического лица;
  • ОГРН юридического лица, ИНН.

Если проводится расчет риска, то заполняется раздел I «Оценка пожарного риска»:

  • Указываются предполагаемые и допустимые значения уровня пожарного риска;
  • Комплекс мер, направленных на обеспечение допустимого уровня пожарного риска.

Основными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации, и время от начала пожара до блокировки эвакуационных путей.

В разделе II указываются сведения о возможном ущербе от пожара третьим лицам:

  • Приводится собственная оценка возможного ущерба;
  • Либо указываются реквизиты документов страхования.

В разделе III перечисляются федеральные законы о технических регламентах и нормативных документах по пожарной безопасности:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 29 июля 2017 года).
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» с изменениями на 29 июля 2017 года.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
  • Приказ МЧС России N 91 от 24 февраля 2009 года «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» с изменениями на 21 июня 2012 года?
  • Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года N 382 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» с изменениями на 2 декабря 2015 года.
  • Приказ МЧС РФ от 10 июля 2009 года N 404 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» с изменениями на 14 декабря 2010 года.
  • СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» с Изменением N 1, утвержденное и введенное в действие с 01.02.2011 Приказом МЧС России от 09.12.2010 N 639.
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (с Изменением N 1).
  • СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
  • СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
  • СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
  • СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
  • СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования». На данный момент не является действующим, в разработке находится Проект Изменения N1.
  • СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с Изменением N 1)».
  • СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
  • СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с Изменением N 1)».
  • СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».
  • СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования пожарной безопасности».
  • ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний».
  • ГОСТ Р 53295-2009 «Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности».

Оценка пожарного риска

Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной
опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем
сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными
значениями пожарных рисков, установленными Техническим
регламентом.

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и
строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении
отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и
строения точке.

Для производственных объектов, на которых обеспечение
величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в
связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается
увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При
этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре
и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях
повышенного риска.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска
утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009
г. № «О
порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» .

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по
методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

Методика определения расчетных величин пожарного риска в
зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной
опасности
(Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № )
;

Методика определения расчетных величин пожарного риска на
производственных объектах (Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № )
;

Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется
на основании:

анализа пожарной опасности объекта защиты;

определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

построения полей опасных факторов пожара для различных
сценариев его развития;

оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей
для различных сценариев его развития;

наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий и
сооружений.

Важными параметрами при расчете величины пожарного риска
являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования
эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов
пожара.

Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на
основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих
способов:

по упрощенной аналитической модели движения людского потока;

по математической модели индивидуально-поточного движения
людей из здания;

по имитационно-стохастической модели движения людских
потоков.

Для определения времени блокирования путей эвакуации
необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:

интегральный метод:

для зданий, содержащих развитую систему помещений малого
объема простой геометрической конфигурации;

для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим
с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой
(линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);

для предварительных расчетов с целью выявления наиболее
опасного сценария пожара;

зонный (зональный) метод:

для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации,
линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения
отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше
размеров помещения;

для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах
одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);

полевой метод:

для помещений сложной геометрической конфигурации, а также
помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей
и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой
вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);

для помещений, в которых один из геометрических размеров
гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой
площади и т.д.).

ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Приказа МЧС РФ )

Настоящая декларация составлена в отношении  
 
(Указывается организационно-правовая форма юридического лица или
   
фамилия, имя, отчество физического лица, которому принадлежит
   
объект защиты; функциональное назначение; полное и сокращенное
   
наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование объекта защиты)
Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица  
Идентификационный номер налогоплательщика
Место нахождения объекта защиты    
  (Указывается адрес
   
фактического места нахождения объекта защиты)
     
Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического) лица, которому принадлежит объект защиты  
N п/п   Наименование раздела  
I.   Оценка пожарного риска <**>, обеспеченного на объекте защиты
   
  (Заполняется, если проводился расчет риска. В разделе  
   
  указываются расчетные значения уровня пожарного риска и  
   
  допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс  
   
  выполняемых инженерно-технических и организационных  
   
  мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня  
   
  пожарного риска)  
       
II.   Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
   
  (Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки  
   
  возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо  
   
  приводятся реквизиты документов страхования <***>)  
       
III.   Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
   
  (В разделе указывается перечень статей (частей, пунктов)  
   
  федеральных законов о технических регламентах и нормативных  
   
  документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)  
Настоящую декларацию разработал    
   
(Должность, фамилия, инициалы)   (Подпись)
   
«__» _______________ 20__ г.    
    М.П.

Наименование структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; структурного подразделения специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытом административно-территориальном образовании, особо важной и режимной организации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора. К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска

На действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчет пожарного риска не требуется

<**> К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

<***> К декларации прилагается копия страхового полиса.

Приложение N 2 к Приказу МЧС России от 24.02.2009 N 91

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector