Особые экономические зоны россии: описание, классификация

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Классификация зон

При создании экономической зоны государство изначально закладывает определенные цели, поэтому ОЭЗ имеет некоторую классификацию, в зависимости от заданного вектора развития. Сейчас зоны классифицируются следующим образом:

  1. Торговые. Самые часто встречаемые ОЭЗ. Сюда относятся морские порты, аэропорты, склады. На их территории может осуществляться торговая деятельность, но только оптом. Ярким примером микро-торговой зоны можно назвать магазины «дьюти фри», в которых не действуют ни один закон таможенного пространства страны;
  2. Промышленные. Создаются с целью повышения конкурентоспособности товаров, выпущенных внутри страны. Для их создания выделяются территории близкие к ресурсным базам и транспортным магистралям.
  3. Технологические. Для развития государство создает технологические зоны, всячески привлекая высококвалифицированных специалистов выгодными условиями и бюджетом на научные программы.
  4. Туристические. В РФ множество неосвоенных курортных и живописных регионов. С целью их развития государство создает благоприятные условия для ведения малого и среднего бизнеса, создает инфраструктуру и привлекает инвесторов.

Также зоны делятся по степени организации на территориальные, функциональные и смешанные. В территориальных – льготы предоставляются на все виды предпринимательской деятельности, в функциональных – преференции на инвестирование имеют только определенные виды деятельности. У смешанных наблюдаются признаки и тех, и других.

Особые экономические зоны в России

В России работа особых экономических зон регулируется соответствующим федеральным законом, принятым еще в 2005 году. Всего в стране работают 25 ОЭЗ, которые призваны развивать отдельные направления экономики:

  • высокотехнологичное производство и инновации (те самые нанотехнологии);
  • производства в рамках импортозамещения (актуально в период санкций);
  • транспорт и логистика;
  • курорты и туризм.

Суть деятельности ОЭЗ в России заключается в предоставлении им права на особый режим ведения бизнеса. Это создание инфраструктуры за счет бюджета; таможенные льготы и налоговые преференции; более простой порядок взаимодействия с государственными органами.

В 25 российских ОЭЗ работают 656 резидентов, что на первый взгляд не так много. Там создано более 28 тысяч рабочих мест. Правда, если отнять от них автомобильные заводы, остальной бизнес окажется представлен не так широко.

Особые экономические зоны в России могут быть 5 видов:

  • промышленно-производственные (их 10) – Тольятти, Елабуга, Ступино и другие;
  • туристско-рекреационные (их тоже 9) – Северный Кавказ, Алтай, Бурятия, и другие;
  • технико-внедренческие (их 5) – Иннополис, Томск, Москва, Санкт-Петербург и другие;
  • портовые (их 1) – аэропорт Ульяновска;
  • с иным статусом – Магаданская область, Калининград, Крым и Севастополь. Они оговариваются отдельными законами и в общем перечне не учитываются.

Самая известная в России ОЭЗ – это зона «Алабуга», расположенная недалеко от города Елабуга Республики Татарстан. Она приносит 59% выручки всех ОЭЗ и 34% от налоговых поступлений.

Крупнейший резидент «Алабуги» – это компания «Форд Соллерс Елабуга», которая до недавнего времени выпускала десятки тысяч автомобилей Ford каждый год. Сейчас компания решила покинуть рынок легковых автомобилей и сосредоточиться на производстве коммерческой техники.

Еще в «Алабуге» производят стройматериалы Rockwool, инструменты «Интерскол», потолки «Армстронг», клейкую ленту 3M, а также стекло, одноразовую посуду, стекловолокно, бетон, аккумуляторы и множество другой продукции.

Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в Липецке, Тольятти (не включает сам АвтоВАЗ), в Тульской области (там работает новый завод Haval), в Свердловской области («Титановая долина») и т.д.

Инновационные ОЭЗ создавались на волне «нанотехнологий», им открыли доступ не только к инвестициям, но и к кадровым ресурсам. Основными направлениями работы 6 инновационных ОЭЗ стали биотехнологии, электроника, IT, ядерная физика, медицинские технологии. Зоны расположены в Татарстане, Томске, Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Фрязино.

Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, с ними все достаточно понятно – располагаются они в местах, которые имеют благоприятные условия для развития туризма. Больше всего территорий расположены в регионах Северного Кавказа, также ОЭЗ открыты в Иркутской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Калининградской области, и в некоторых других регионах.

Портовая ОЭЗ в России только одна и расположена она на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Резиденты зоны занимаются преимущественно ремонтом и модернизацией авиационной техники, а также оказывают сопутствующие услуги.

Закон об ОЭЗ в России действует с 2005 года, но некоторые зоны создавались и ранее, с самого 1991 года. Но в 2016 году оказалось, что большая часть ОЭЗ в России работает неэффективно, несмотря на наличие определенных преференций со стороны государства.

Что такое свободная экономическая зона?

Свободной экономической зоной считается часть территории страны с четко установленными границами и принятым специальным правовым режимом. Субъекты хозяйствования, функционирующие в условиях этого режима и зарегистрированные в установленном порядке администрацией СЭЗ, являются ее резидентами.

Специальный режим предусматривает более лояльные условия коммерческой деятельности, в частности — льготный порядок налогообложения и взимания таможенных пошлин, поскольку на данном пространстве может быть создана свободная таможенная зона.

СЭЗ проходят четыре стадии:

  • создание — формирование инфраструктуры наряду с активным поступлением иностранного капитала;
  • развитие — снижение интенсивности поступления внешнего капитала с одновременным скачком роста экспорта;
  • зрелость — прекращение роста иностранных инвестиций в виду заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких представителей бизнеса более крупными высокотехнологичными предприятиями, наращивание связей за пределами особого пространства;
  • упадок — сокращение иностранных вливаний вследствие сближения особого режима деятельности с общегосударственным и истечения срока льготного налогообложения.

В целом жизненный цикл зоны свободного экономического развития составляет 20–30 лет, после чего происходит отмена особого режима. За этот период предполагается решение поставленных задач. Затем происходит слияние экономического уровня данной территории с внезональным пространством.

Классификация СЭЗ

Выделяют несколько основных характеристик фри зоны (ЗСТ), относящихся к их различным характеристикам:

  • Географическая форма.
  • Тип бизнеса.
  • Промышленная специализация (услуги, технологии, логистика, строительство, сборка и т. д.).

Режим фри зоны пытается обеспечить благоприятные условия, которые снижают издержки деловых операций, способствуют инвестициям, содействуют торговле, стимулируют создание рабочих мест и помогают внедрить определенные экономические реформы.

Фри зоны в основном располагаются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ — районов с множеством географических преимуществ для торговли.

Фри зоны обычно делятся на четыре категории:

Зоны свободной торговли

Обычно располагаются рядом с морскими портами или аэропортами, в основном предлагают освобождение от национальных импортных и экспортных пошлин на реэкспортируемые товары. Местные услуги выигрывают, пусть и незначительно, в виде добавленной стоимости к продаваемым товарам.

Особые экономические зоны

Применяют многоотраслевой подход к развитию и ориентированы как на внутренний, так и на внешние рынки. Они предлагают множество стимулов, включая инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы, более простые административные процедуры.

Промышленные зоны

Ориентированы на конкретные виды экономической деятельности, такие как медиа или текстильная промышленность, с соответствующей адаптацией инфраструктуры.

1.1 История возникновения свободных экономических зон

Свободные экономические зоны стали зарождаться еще давно в тех странах, где торговля имела наиболее развитый характер. Одной из первых свободных экономических зон можно считать остров Делос в Древней Греции. Эта зона, созданная около 166 года нашей эры, помогала содействовать торговле. Купцы и просто приезжие были освобождены от налогов и пошлин на этом острове. Делос стал первой зоной свободной торговли и почти сто лет был посредником в торговле между Востоком и Западом.

Несмотря на раннее появление таких зон, первым этапом их развития стоит считать средневековье, а точнее XIV век, именно в это время в Италии городом свободной торговли был объявлен город Ливорно, в котором купцы могли вести торговлю, не облагаемую налогами и сборами. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. — 2008.- N 1-2.-С.8. В средние века развитыми городами считались портовые города, такие как Венеция, поэтому здесь возникали свободные от пошлин районы «порто-франко». Территория таких районов отделялась от территории города своего рода таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами не облагалась налогами и таможенными пошлинами, однако при торговле внутри страны применялся обычный таможенный режим. Именно в этих районах производство развивалось лучше, следовательно, создавались новые рабочие места, обеспечивалось снабжение населения иностранными товарами.

На смену «порто-франко» пришли «свободные гавани» или «свободные порты». Таким городом стал Гамбург, а также российские — Одесса и Владивосток. Они отличались от своих предшественников тем, что на территории этого района не могли проживать лица, не имеющие отношения к эксплуатации и охране товаров, также они не могли потреблять товары, не оплаченных пошлиной. Этот вид свободных портов актуален и в настоящее время. Сейчас насчитывается около 400 «свободных портов», которые предназначены для складирования товаров и торговли.

Второй этап в развитии свободных экономических зон приходится на конец XIX века. Это время характеризуется бурными открытиями в научно-технической сфере, во многом изменившими процесс производства. Это привело к экономическому спаду ранее действовавших отраслей многих регионов мира. Вместе с этим еще больше углублялось международное разделение труда, и увеличивался вывоз капитала. Внешнеэкономические связи, ранее охватывающие только торговлю, проникают в другие сферы деятельности.

Современная история свободных экономических, или как позже их стали называть, предпринимательских зон, началась в середине XX века. Начало этому положила Ирландия, создав такую зону в международном аэропорту Шеннон, где иностранным предпринимателям разрешалось строить предприятия Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. — М: 2008. С 56.. Эта зона быстро добилась успехов благодаря своему удобному расположению и предоставлению инвесторам целого ряда льгот. С тех пор новый тип «свободных экспортно-производственных зон» добился крупных достижений и стал распространяться преимущественно в развивающихся странах.

Достаточно много свободных зон возникло в 70-е годы XX века не только в развитых, но и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. свободные зоны, а точнее зоны свободной торговли, появились в странах Восточной Европы. Такими странами являются Болгария, Польша, Китай, а также СССР. Они были созданы для развития транзитной торговли и стимулирования экспорта. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.

СЭЗ в своем развитии прошли несколько этапов. В каждом из них стояла задача расширения государственных границ и форм международного разделения труда.

Сегодня насчитывается от нескольких сот до двух тысяч свободных экономических зон. В них работают более 3 млн. человек, а продукция, проходящая через эти зоны, составляет около 1/10 части мирового товарооборота.

Ссылки [ править ]

  1. . www.wto.org . Мировая Торговая Организация. 13 января 2021 года.
  2. ^ Дэниел Боффи (10 февраля 2020 г.). . Хранитель .
  3. .
  4. .
  5. Рэйчел Корбетт; Юлия Гальперина; Ришель Саймон (30 июня 2015 г.). . Художественная газета .
  6. . Проверено 12 мая 2016 .
  7. . Проверено 12 мая 2016 .
  8. . 6 мая 2016 года Архивировано из 26 мая 2016 . Проверено 12 мая 2016 .
  9. . Проверено 12 мая 2016 .
  10. . 2015-11-02.
  11. ^ . Invierta en Colombia (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2020 .
  12. Tiempo, Casa Эдиториал Эль (1993-08-10). . Эль-Тьемпо (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2020 .
  13. . Проверено 3 апреля 2020 .
  14. . Проверено 3 апреля 2020 .
  15. . Проверено 3 апреля 2020 .
  16. . Проверено 3 апреля 2020 .
  17. . Проверено 3 апреля 2020 .
  18. . Проверено 12 мая 2016 .
  19. Администратор. . Проверено 12 мая 2016 .
  20. . www.inspirainfra.com .
  21. . Проверено 12 мая 2016 .
  22. . Проверено 12 мая 2016 .
  23. Власть), BJFEZ (Свободная экономическая зона Пусан-Цзиньхэ. . Eng.bjfez.net .
  24. июня 2009 г. на Wayback Machine
  25. 국문 사이트. . Проверено 12 мая 2016 .
  26. .
  27. . Проверено 12 мая 2016 .
  28. . www.efez.go.kr .
  29. 충청북도. . eng.cbfez.go.kr .
  30. . Проверено 12 мая 2016 .
  31. . Проверено 12 мая 2016 .
  32. . Проверено 12 мая 2016 .
  33. . Проверено 12 мая 2016 .
  34. . Балтийская СЭЗ . Проверено 12 мая 2016 .
  35. . Проверено 12 мая 2016 .
  36. . Проверено 12 мая 2016 .
  37. . Проверено 19 июня +2016 .
  38. ^ . Проверено 12 мая 2016 .
  39. ^ . investmongolia.wordpress.com .
  40. . Проверено 12 мая 2016 .
  41. Исламабад, Пакистан, Министерство планирования, развития и реформ Блок «П», секретариат. . www.cpec.gov.pk .
  42. (PCI), Пакистано-китайский институт. . www.cpecinfo.com .
  43. . www.zfb.gob.pa . Проверено 3 сентября 2020 .
  44. . Американская торгово-промышленная палата Панамы.
  45. . Проверено 12 мая 2016 .
  46. . Manateq. Архивировано из на 2016-04-06 . Проверено 29 июля 2016 .
  47. ^ Микавица, А. (3 сентября 2017 г.). . politika.rs (на сербском) . Проверено 17 марта 2019 .
  48. . Проверено 6 ноя 2017 .
  49. Рафис Абазов Исторический словарь Туркменистана, с. 62, ISBN 978-0-8108-5362-1 
  50. . www.adgm.com . Проверено 29 июля 2018 .
  51. . Business-Dubai.com . Проверено 23 ноября 2015 года .
  52. Дэвид Гудман (10 февраля 2020 г.). . MSN . Блумберг.
  53. ^ (на вьетнамском языке). N.Mạnh. 7 декабря 2016 . Дата обращения 22 мая 2017 .
  54. . Управление свободной зоны Адена. Архивировано из 29 февраля 2012 года . Проверено 12 мая 2016 .

Внешние ссылки [ править ]

vтеОбозначения типов административного деления
Английские термины
Общие английские термины 1
Площадь
  • Островная территория
  • Территория местного самоуправления
  • Особая зона
Район
  • Район графства
  • Столичный р-н
Кантон Полукантон
Капитал
  • Федеральная столица
Город
  • Автономный город
  • Чартерный город
  • Независимый город
  • Инкорпорированный город
  • Имперский город
  • Вольный имперский город
  • Королевский вольный город
Сообщество
  • Автономное сообщество
  • Жилое сообщество
округ
  • Административный округ
  • Автономный округ
  • Объединенный город-уезд
  • Столичный округ

    Не столичный округ

  • Виконти
Страна
отделение
Округ
  • Столичный округ
  • Район города
  • избирательный округ для выборов в конгресс
  • Избирательный округ
  • Федеральный район
  • Индийский правительственный округ
  • Земельный округ
  • Столичный округ

    Не столичный округ

  • Военный округ
  • Муниципальный район
  • Полицейский район
  • Областной округ
  • Сельский округ
  • Санитарный участок
  • Район обслуживания
    • Учебно-сервисный район
    • Район местного обслуживания
  • Школьный округ

    Промежуточный школьный округ

  • Особый район

    в США

  • Городской округ
Разделение
  • Отдел переписи
  • Отдел полиции
  • Подразделение Индии
Муниципалитет
  • Муниципалитет города
  • Уездный муниципалитет

    Областной уездный муниципалитет

  • Муниципалитет с прямым управлением
  • Муниципалитет района
  • Нейтральный муниципалитет
  • Областной муниципалитет
  • Курортный муниципалитет

    Горнолыжный курорт

  • Волость
  • Специализированный муниципалитет
Префектура
  • Автономная префектура
  • Субпрефектура
  • Суперпрефектура
  • Преторианская префектура
Провинция
  • Автономная провинция
  • Заморская провинция
  • Римская провинция
Область, край
  • Административный район
  • Автономный округ
  • Столичный регион

    Национальный столичный регион

  • Регион развития
  • Мезорегион
  • Микрорайон
  • Заморский регион
  • Субрегион
бронировать
  • Биосферный заповедник
  • Экологический заповедник
  • Резерв игры
  • Индийский заповедник
  • Естественный запас
Состояние
  • Протогосударство
  • Город-государство
  • Федеральное государство
  • Свободный штат
  • Суверенное государство
Территория
  • Столичная территория

    • Федеральная столичная территория
    • Территория национальной столицы
  • Зависимая территория
  • Федеральная территория
  • Объединенная территория

    Организованная объединенная территория

  • Заморская территория
  • Союзная территория
  • Неорганизованная территория
Городок
  • Город переписи
  • Рыночный город
Городок
  • Чартерный городок
  • Гражданский поселок
  • Бумажный городок
  • Обзорный городок
  • Городской поселок
Единица измерения
  • Региональная единица
  • Территориальная единица
Зона
  • Экономическая зона
    • Исключительная экономическая зона
    • Особая экономическая зона
  • Зона отчуждения

    Военная зона отчуждения

  • Зона свободы слова
  • Нейтральная зона
  • Самостоятельная зона
  • Торговая зона
Другие английские термины
Текущий
  • Бейливик
  • Баннер

    Автономный

  • Блокировать
  • Кадастр
  • Круг
  • Схема
  • Колония
  • Коммуна
  • Кондоминиум
  • Округ
  • Герцогство
  • Старчество
  • Эмират
  • Федеральная зависимость
  • Провинция
  • Гамлет
  • Индийская резервация
  • Усадьба

    Королевский

  • Муфтият
  • Район
  • Приход
  • Периферия
  • Участок
  • Княжество
  • Протекторат
  • Четверть
  • Регентство
  • Автономная республика
  • Верховая езда
  • Сектор

    Автономный

  • Шир
  • Султанат
  • Сюзеренитет
  • Townland
  • Поселок

    Летом

  • сторожить
Исторический
  • Агентство
  • Баронство
  • Бург
  • Экзархат
  • Скрывать
  • Сотня
  • Императорский круг
  • марш
  • Monthon
  • Президентство
  • Резиденция
  • Римская епархия
  • Сиденье
  • Десятый
  • Десятина
1 Используется десятью или более странами или имеет производные термины. Исторические образования выделены курсивом .
Неанглийские или заимствованные слова
Текущий
  • Amt
  • Бахш
  • Барангай
  • Безирк
  • Regierungsbezirk
  • Comune
  • Frazione
  • Фу
  • Gemeinde
    • Австрия
    • Германия
    • Южный Тироль
    • Швейцария
  • Gemeente
  • Гмина
  • Jude
  • Кампонг
  • Kommun / kunta
    • Финляндия
    • Швеция
  • Län (Швеция)
  • Ландскап (Финляндия)
  • Località
  • Маакунта
  • Megye
  • Мубан
  • Муким
  • Область

    Автономный

  • Округ
  • Остан
  • Побласьон
  • Пурок
  • Шахрестан
  • Сумма
  • Сысла
  • Техсил
  • Vingtaine
Исторический
  • Commote
  • Гау
  • Heerlijkheid
  • Köping
  • Корале
  • Län / lääni
  • Ландскап (Швеция)
  • Ландскоммун
  • Maalaiskunta
  • Ном
    • Египет
    • Греция
  • Пагус
  • Паргана
  • Plasă
  • Сатрапия
  • Socken
  • Субах
  • Syssel
  • Чжоу

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Свободные экономические зоны в экономике России

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ
«. Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов
: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :

  • освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны
г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

Президент России Владимир Путин
. Все действующие ОЭЗ передаются регионам.

Причиной такого решения стал доклад главы контрольного управления Кремля Константина Чуйченко
, согласно которому с 2006 года на 33 особые экономические зоны потратили 186 миллиардов рублей. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон составили лишь 40 миллиардов рублей. Кроме этого, вместо плановых 25 тысяч рабочих мест к 2016 году было создано 18 тысяч, при этом создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 миллионов рублей.

Об объективной связи доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в ОЭЗ

Основной причиной налоговых споров между ИФНС и резидентами ОЭЗ является вопрос о соблюдении условия для применения пониженной ставки налога. По мнению налоговиков, ряд доходов (расходов) не относится к производственной деятельности, что служит основанием для доначисления налога на прибыль по общеустановленной ставке.

Для наглядности в качестве примера приведем налоговый спор, который рассматривался Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016.

Организация являлась участником соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ, созданной на территории Ставропольского района Самарской области. С целью исполнения указанного соглашения организацией были заключены международные контракты, для произведения платежей по которым была приобретена валюта (евро).

В связи с приобретением иностранной валюты был получен внереализационный доход в виде курсовых разниц.

В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что общество неправомерно применило ставку 0 % в части налога на прибыль в отношении названного дохода от курсовых разниц, так как в рассматриваемой ситуации не соблюдаются условия применения пониженной ставки налога, указанные в Законе Самарской области № 187-ГД и ст. 2, 3, 9, 10 Федерального закона № 116-ФЗ, поскольку полученные доходы не относятся к производственной деятельности. Это послужило основанием для доначисления налога на прибыль по ставке 20 %.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган в том, что под деятельностью, осуществляемой на территории ОЭЗ, понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров, а также технико-внедренческая деятельность, в силу чего доход от курсовых разниц облагается по общеустановленной налоговой ставке.

Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к противоположному выводу и, применив во взаимосвязи положения п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 12 Федерального закона № 116-ФЗ, указала следующее.

Сформированный судами первых трех инстанций подход при рассмотрении указанного дела приводит к невозможности применения пониженной налоговой ставки резидентами промышленно-производственной ОЭЗ на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений НК РФ, Федерального закона № 116-ФЗ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.

Судами установлено, что иностранная валюта приобретена обществом в размере, соответствующем общей величине авансовых платежей, необходимость произведения которых предусмотрена контрактами, заключенными с иностранными поставщиками оборудования, необходимого для исполнения соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в ОЭЗ. Фактическое использование иностранной валюты на указанные цели налоговым органом не оспаривалось.

С учетом связи внереализационных доходов в виде курсовых разниц с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности в качестве резидента особой экономической зоны Судебная коллегия пришла к выводу, что в отношении налоговой базы по названным доходам организацией могла быть применена пониженная ставка по налогу на прибыль.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector