Фри зоны мира

Содержание и условия

Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые регламентируют перевозку товаров через государственную границу. Например, отдельно определены правила транзита и реимпорта. Всего, согласно Таможенному кодексу РФ, существует 17 видов процедур. Беспошлинная торговля – одна из них. В ее рамках может осуществляться ввоз, вывоз и оборот любых товаров, кроме запрещенных законом. Декларантом данной процедуры может выступать исключительно владелец магазина беспошлинной торговли. Он может это делать как самостоятельно, так и через собственного представителя. Размещение данных товаров в магазине осуществляется только после выдачи соответствующего разрешения таможенным органом. Все они должны быть задекларированы, а сама точка продажа — открыта в соответствии с установленным порядком.

Основное требование к реализации таких товаров состоит в том, что оптовая торговля ими является недопустимой. Розничная осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Нереализованные товары по желанию могут быть помещены под другую таможенную процедуру, например реэкспорта или выпуска для потребления внутри государства. Законодательство также определяет действия владельца при закрытии или ликвидации магазина. Он обязан поместить все товары под другую таможенную процедуру в течение 15 дней после вынесения соответствующего решения.

Европа

Беларусь

  • Брестская СЭЗ
  • Китайско-Белорусский индустриальный парк
  • Гродненская СЭЗ
  • Могилевская зона свободного предпринимательства

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Шяуляйская свободная экономическая зона

Молдова

В Молдове есть семь зон свободной торговли, которые в национальном законодательстве называются свободными экономическими зонами.

  • ВЭД ПП «Валканеш»
  • ВЭД «Твардица»
  • ВЭД ПП «Отачи-Бизнес»
  • ВЭД ПП «Тараклия»

Румыния

  • Южная свободная зона Констанцы
  • Свободная зона Басараби
  • Свободная зона Джурджу
  • Свободная зона Арад-Куртичи
  • Свободная зона Сулина
  • Свободная зона Галац
  • Свободная зона Брэила

Какие предметы запрещено провозить и вывозить

К ввозу в Беларусь запрещены:

  • огнестрельное оружие
  • военное снаряжение
  • наркотики
  • яды
  • радиоактивные и взрывоопасные вещества
  • более 4 бывших в употреблении пневматических резиновых шин;
  • более 5 литров алкогольных напитков, более 200 штук сигарет либо 200 граммов табака или иных табачных изделий;
  • более 5 литров непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции;

Ввоз животных и растений в Беларусь разрешается только при наличии соответствующих ветеринарных и медицинских свидетельств.

Важным аспектом при ввозе товаров в Республику Беларусь является маркировка товара, а именно его состав. На этикетках в обязательном порядке должны быть указаны все ингредиенты и компоненты, используемые для изготовления этого товара. При отсутствии подобной маркировки, товар могут не пропустить на белорусской границе.

Допустим, если мясо упаковано согласно всем правилам и нормам (и не является свининой), но на самой производственной упаковке отсутствует состав или, наоборот, присутствуют запрещённые компоненты — товар не может быть пропущен на территорию страны.

Нежелательно также провозить на территорию Белорусской Республики растения в горшках, различные семена и саженцы разных культур. Прямого запрета их ввоз не существует. Но согласно законодательству, вся эта продукция в обязательном порядке подвергается фитосанитарному контролю, который занимает весьма продолжительное время.

Весь товар, который входит в список запрещённых для ввоза на территорию государства, подвергается конфискации сотрудниками белорусской таможенной службы без возмещения убытков.

По возможности всю запрещённую продукцию уничтожают непосредственно после конфискации.


Дополнительно к вывозу запрещены:

  • дикорастущее лекарственное сырье;
  • лом и отходы черных, цветных и драгоценных металлов, включая полуфабрикаты и заготовки;

ЕАСТ

 EFTA (текущий)

 бывшая ЕАСТ (вступила в ЕС)
 CEFTA (текущий)

 бывший CEFTA (присоединился к ЕС)
 бывший BAFTA (вступил в ЕС)

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в 1960 годом внешней семь (как рыхлой альтернативы тогдашних Европейских сообществ ) , но большинство ее членов с тех пор присоединилось к Сообществу / ЕС остаются только четыре страны ( Исландия , Норвегия , Швейцария и Лихтенштейн ) по-прежнему являются участниками договора. Соединенное Королевство является единственным бывшим членом ЕАСТ , которая не является в настоящее время входит в ЕС, после ее выхода в 2020 году.

Южная Америка

Колумбия

  • Зона Франка дель Пасифико — Кали-Пальмира, Колумбия.
  • Зона Франка Богота — Богота-Кундинамарка, Колумбия
  • Zona Franca de Cucuta
  • Zona Franca Metropolitana Sas
  • Zona Franca de Occidente
  • Зона Франка Сантандер
  • Zona Franca de Tocancipa Sa
  • Зона Франка де Барранкилья
  • Zona Franca Brisa Sa
  • Зона Франка Ла Кайена
  • Зона Франка Лас Америкас

Сьюдад-дель-Эсте

Перу

  • Zona Franca of Tacna — ZOFRATACNA
  • CETICOS Matarani
  • CETICOS Ilo
  • CETICOS Paita

Уругвай

  • Парк Агуада (Itsen SA) — Уругвай
  • Parque de las Ciencias (Parque de las Ciencias SA) — Уругвай
  • Свободная зона ЦМТ (WTC Free Zone SA) — Уругвай
  • Zona Franca de Colonia (Grupo Continental SA) — Уругвай
  • Зона Франка Колония Суиза (Colonia Suiza SA) — Уругвай
  • Zona Franca Floridasur (Florida SA) — Уругвай
  • Zona Franca Libertad (Lideral SA) — Уругвай
  • Зона Франка Нуэва Пальмира (Nueva Palmira) — Уругвай
  • Zona Franca Río Negro (Río Negro SA) — Уругвай
  • Зона Франка Ривера (Ривера) — Уругвай
  • Зона Франка UPM (UPM Fray Bentos SA) — Уругвай
  • Zonamerica Business & Technology Park — Уругвай

Совет по зоне внешней торговли США и ASF

В США Совет по зоне внешней торговли возглавляют министр торговли и министр финансов . В январе 2009 года Совет по внешнеторговым зонам принял предложение персонала Совета ЗСТ о создании так называемой « Структуры альтернативных площадок» (ASF) в качестве средства определения и управления зонами ЗСТ общего назначения посредством реорганизации. ASF предоставляет получателям грантов Зоны внешней торговли большую гибкость для удовлетворения конкретных запросов о статусе зоны за счет использования процесса незначительного изменения границ. Теория ASF заключается в том, что за счет более тесной увязки объема пространства, выделенного для ЗСТ, с объемом пространства, активированного с помощью функции таможенного и пограничного контроля, пользователи зоны получат лучший и более быстрый доступ к преимуществам. Когда грантополучатель ЗСТ оценивает, следует ли расширять свой проект ЗСТ, чтобы повысить легкость использования Зоны существующими компаниями, а также как она привлекает новые перспективные компании, следует рассмотреть Альтернативную структуру площадки (ASF). . ASF может быть подходящим вариантом для определенных проектов зоны внешней торговли, но решение о том, следует ли принимать новую структуру и какая конфигурация площадок должна быть, требует тщательного анализа и планирования. Независимо от решения о расширении проекта ЗСТ, сайты должны быть выбраны, а приложение составлено таким образом, чтобы получить быстрое одобрение и максимизировать выгоду для тех, кто находится в Зоне. Успешные проекты зон обычно являются результатом плана, разработанного и реализованного людьми, которые понимают все аспекты программы ЗСТ.

Совет Зоны внешней торговли (ЗСТ) одобряет реорганизацию Зоны внешней торговли (ЗСТ) 32 в рамках альтернативной структуры площадки. Заявка, поданная получателем гранта, Зона внешней торговли Большого Майами, была одобрена и официально заказана ЗСТ 8 января 2013 года. От Калифорнии до Оклахомы, Северной Каролины и штата Нью-Йорк в последнее время используются ЗСТ по всей стране. гибких возможностей, предлагаемых программой Alternative Site Framework (ASF). Программа ASF предназначена для обслуживания зональных проектов, которым нужна гибкость как для привлечения пользователей / операторов к определенным фиксированным площадкам, так и для возможности обслуживать компании в других местах, где в будущем возникнет потребность в услугах ЗСТ. FTZ 32 была основана в 1979 году и обрабатывает товары на сумму более 1 миллиарда долларов из более чем 65 стран и быстро и эффективно экспортирует их в более чем 75 стран мира. Согласно официальному распоряжению FTZB, существующий участок 1 СТЗ 32, свободная зона Майами, будет классифицирован как участок-магнит.

Временное соглашение с Ираном

Второе соглашение было пописано в мае 2018 г. с Ираном. Документ вступит в силу 27 октября 2019 г. Это соглашение подписано на три года и носит ограниченный характер. Через год после вступления его в силу стороны обязуются начать переговоры по полноценному ЗСТ. Ограничения связаны с низким уровнем либерализации. Сокращение таможенных пошлин охватывает лишь 50% объема взаимной торговли между странами. В товарном исчислении это 502 кода товарной номенклатуры ВЭД со стороны Союза и 360 кодов со стороны Ирана.

Стороны договорились снизить средний уровень ставок ввозных пошлин на промышленные товары (Ираном — с 22,4% до 15,4%, ЕАЭС — с 8% до 4,7%) и на сельскохозяйственные товары (Ираном — с 32,2% до 13,2%, ЕАЭС — с 9,6% до 4,6%).

Предоставленные Ираном тарифные преференции для стран ЕАЭС включают мясную и масложировую продукцию, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, минеральную воду, зерновые, табак, металлы, косметику, лесоматериалы, отдельные виды электронного и механического оборудования. Иранской стороне предоставят тарифные преференции по многим видам продовольствия (включая овощи, фрукты, сухофрукты), а также по строительным материалам, посуде, коврам и некоторым изделиям из цветных металлов.

Наиболее значимым фактором развития представляется торговля с Ираном для Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана и не имеет общих границ с государствами — членами ЕАЭС.

Строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран — Армения, автомагистрали «Север — Юг», а также Мегринской ГЭС и создание Свободной экономической зоны «Мегри» рассматривались армянским руководством в качестве главных стимуляторов армяно-иранских торговых отношений, но эти проекты на протяжении многих лет тормозятся в силу экономических и внутриполитических причин.

Расширение торгово-экономического сотрудничества с Ираном выгодно и России. Товарооборот двух стран в 2018 г. составил 1 741 млн долл. Экспорт России в Иран оценивается в 1 208 млн долл. Иранский импорт в Россию составил 533 млн долл. По оценке вице-премьера Д. Козака, российский бизнес после ратификации временного соглашения сможет зарабатывать дополнительно около 150 млн долл. в год. Интересы по расширению торговли и в целом экономического сотрудничества с Ираном есть и у других стран Евразийского союза. А учитывая предстоящее подписание Соглашения о сотрудничестве в транспортно сфере на Каспии с формированием там крупного транспортно-логистического узла, торговля с Ираном может продолжить увеличиться.

Вместе с тем соглашение с Ираном несет определенные политические риски. В сентябре 2019 г. США ввели санкции против Национального банка страны и 25 иранских компаний. США также требуют от своих союзников и всего мирового сообщества присоединения к этим санкциям. Вероятнее всего, на этом расширение санкций против Тегерана не закончится.

Елена Кузьмина: Саммит ЕАЭС: имиджевое мероприятие или действующая переговорная площадка?

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Критика

Иногда местное правительство оплачивает часть первоначальной стоимости установки завода, ослабляет меры защиты окружающей среды и правила, касающиеся халатности и обращения с рабочими , и обещает не требовать уплаты налогов в течение следующих нескольких лет. По прошествии безналоговых лет корпорация, создавшая завод, не полностью осознавая его затраты, часто может организовать операции в другом месте с меньшими затратами, чем подлежащие уплате налоги, что дает ей рычаги воздействия на правительство принимающей страны. таблица с большим количеством требований, но материнские компании в Соединенных Штатах редко несут ответственность.

Политический обозреватель Наоми Кляйн также раскритиковала временный характер ЗСТ, отметив закрытие заводов в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года . Она раскритиковала низкую заработную плату и продолжительный рабочий день, сославшись на двенадцатичасовой рабочий день и более в Индонезии, Филиппинах, Южном Китае и Шри-Ланке примерно в 2000 году.

Также мировой опыт содержит примеры безуспешных попыток реализации подобных стимулов. Верховная Рада Украины приняла закон, которым была создана зона свободной торговли на всей территории Республики Крым. По словам Евгения Маринчака, «решение спорное не только с юридической, но и с экономической точки зрения — эта территория временно оккупирована, в отношении чего мировое сообщество ввело санкционный режим, соответственно, нет государства. гарантии, реальные преференции и инвестиционная привлекательность ».

2.3 Роль развития и проблемы СЭЗ в российской экономике

Создание зон свободной торговли для России — это, прежде всего,
финансовый инструмент социально-экономического развития и способ привлечь
инвестиции.

Общеизвестно, что СЭЗ являются апробированным широкой и многолетней
практикой инструментом повышения конкурентоспособности страны, катализатором
роста уровня социально-экономического развития. Такой рост реализуется
достижением эффектов, которые могут произвести СЭЗ:

активизация и расширение масштабов внешнеэкономической и
внешнеторговой деятельности;

рост объема привлеченных в экономику страны прямых иностранных
инвестиций;

повышение конкурентоспособности и экономической эффективности
национальных предприятий;

рост объемов экспорта и рационализация структуры импорта;

рост валютных поступлений в страну и в целом доходов бюджетов всех
уровней;

насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами
производственного и потребительского назначения;

рост благосостояния и уровня жизни населения;

сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов
страны.

Финансово-экономический механизм ОЭЗ предполагает преференции для
предприятий-резидентов по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и
таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение
административных барьеров.

Сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно
привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности может быть не
столь существенным. Согласно данным опросов, для инвесторов налоговые и
таможенные преференции по привлекательности находятся только на
третьем-четвертом месте после «дружественной среды администрирования»
и создания инженерно-транспортной инфраструктуры за счет средств бюджетов всех
уровней. Поэтому интересен во многом уникальный опыт Калининградской ОЭЗ,
обладающей наиболее развитой (по сравнению с другими российскими ОЭЗ)
финансовой составляющей механизма. Резиденты этой зоны имеют возможность
использовать наряду с льготами по части федеральных налогов также преимущества
режима свободной таможенной зоны. По нашему мнению, режим свободной таможенной
зоны, предусматривающий серьезные льготы для резидентов СЭЗ — участников
внешнеэкономической деятельности, является одним из важнейших факторов
успешности функционирования СЭЗ. Он позволяет завозить комплектующие и сырье
из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин и после переработки вывозить
либо на территорию РФ в режиме экспорта, то есть с уплатой НДС и ставки
экспортной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенной пошлины.
Именно эта составляющая режима СЭЗ во многом определила успех Калининградской
комплексной ОЭЗ — самой старой и пока, вероятно, наиболее эффективной СЭЗ в
России. Некоторые специалисты считают, что в России отсутствует единая
концепция управления инвестиционной деятельностью в особых экономических зонах.
Регионы, где действуют ОЭЗ, решают проблему управления инвестиционной
деятельностью каждый по-своему, что в определенной степени порождает весьма
уродливо для современной экономики в России явление — как региональный
сепаратизм. В последние годы перед Российским государством стоят следующие
основные проблемы, в управлении инвестиционной деятельностью в СЭЗ:

)        до сего времени до конца не определено, какими должны быть
источники создания инфраструктуры: государственное финансирование, либо
привлечение иностранных инвесторов для этих целей;

2)      отсутствует четкое определение отраслевых приоритетов: сторонники
государственного регулирования считают, что перечень приоритетных отраслей
должен быть закреплен законодательно: либеральные экономисты полагают, что власти
не должны определять отраслевые предпочтения, навязывать экономике
бюрократически придуманные приоритеты, а создавать условия для ее адаптивности
к вызовам времени;

3)      нерешенной остается проблема корректировки действующих в СЭЗ
льгот с их ориентацией на существующие приоритеты;

)        существуют разногласия в выборе источников инвестирования и
определение оптимального соотношения между ними: прямые государственные
инвестиции в приоритетные объекты, осуществляемые за счет средств, полученных
от действия специального режима, собственные средства предприятий и организаций
(прибыль, амортизационные отчисления) и т.п.;

)        не выяснены вопросы оптимизации налогового, таможенного,
административного, гражданского законодательства, а также региональные правовые
акты.

Характеристики

Создание интеграционной группировки предполагает подписание договора о ведении свободной торговли, исключающего квоты, преференции, тарифы и другие сборы на товары внутри экономического пространства.

Зону свободной торговли выгодно создавать странам с дополняющими друг друга моделями экономического развития. Например, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) включает восемь государств, сочетающих индустриальную (Китай, Пакистан) и аграрную (Индия, Таджикистан) модель экономики. В рамках организации, первоначально созданной для защиты границ, активно развивается экономическое сотрудничество. Международные ЗСТ отличаются рядом признаков.

  • Сохранение квот, преференций и тарифных ставок в отношении третьих стран (не участвующих в ЗСТ). Внешнеторговая политика стран по отношению к остальному миру развивается индивидуально, тарифы отменяются только для участников ЗСТ. Уклонение от тарифных платежей (с помощью обратного вывоза товаров за пределы ЗСТ) предотвращают путем сертификации страны происхождения. Товар снабжают документом, содержащим перечень минимальных изменений (например, распаковка, сортировка), которые нужно провести вне места производства.
  • Индивидуальный подход к установлению импортных пошлин и налоговой нагрузки на стратегически важные товары (услуги). Формирование ЗСТ между развитыми странами предполагает устранение барьеров для обмена товарами и услугами, однако стратегически важные отрасли экономики (сельское хозяйство, энергетика, военно-промышленный комплекс) защищают от внешней конкуренции.
  • Рост международной специализации, ускорение экономического развития стран-участниц. Члены ЗСТ производят товары и услуги, наиболее выгодные для национальной экономики. Например, Исландия в составе ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) на льготных условиях поставляет рыбу и морепродукты остальным участникам соглашения.

Зона свободной торговли СНГ

Зона, или область, свободной торговли (ЗСТ) формально представляет собой соглашение между странами, которое было подписано в 2011 году. Проект разрабатывался Министерством экономического развития РФ. Основное направление применения договора – это минимизация списка товаров, к которым применяются пошлины. Среди основных целей соглашения можно отметить первичную фиксацию экспортных пошлин на определенном уровне с дальнейшей их полной отменой. Договор о зоне свободной торговли выступил в качестве достойной замены порядка двух сотен других регламентирующих документов.

Фон

Первая в мире задокументированная зона свободной торговли была создана на греческом острове Делос в 166 году до нашей эры. Это продолжалось примерно до 69 г. до н.э., когда остров был захвачен пиратами. У римлян было много civitas libera , или свободных городов, в некоторых из которых можно было чеканить деньги, устанавливать свои собственные законы и не платить ежегодную дань римскому императору . Это продолжалось, по крайней мере, в первом тысячелетии нашей эры. В XII веке Ганзейский союз начал действовать в Северной Европе и основал торговые колонии по всей Европе. Эти зоны свободной торговли включали Гамбург и Стилъярд в Лондоне. Стилярд, как и другие станции Ганзы, представлял собой обнесенный стеной отдельный поселок со своими собственными складами, весовой, часовней, счетными домами и жилыми кварталами. В 1988 году во время ремонтных работ на станции Кэннон-стрит археологи обнаружили остатки бывшего ганзейского торгового дома, когда-то крупнейшего средневекового торгового комплекса в Великобритании. Шеннон , Ирландия ( Свободная зона Шеннон ), созданная в 1959 году, претендует на звание первой «современной» зоны свободной торговли. Зона Шеннон была создана, чтобы помочь городскому аэропорту приспособиться к радикальным изменениям в авиационной технологии, которые позволили самолетам с большей дальностью полета пропускать ранее требуемые остановки для дозаправки в Шенноне. Это была попытка ирландского правительства сохранить занятость в аэропорту, чтобы аэропорт продолжал приносить доход ирландской экономике. Он имел огромный успех и работает до сих пор

Другие свободные зоны, на которые следует обратить внимание, — это Свободная зона Кандла в Индии, которая началась примерно в 1960 году, и Зона экспортной обработки Гаосюн на Тайване, которая была создана в 1967 году. В конце 20-го века количество всемирных зон свободной торговли увеличилось.

Корпорациям, открывающимся в зоне, может быть предоставлен ряд нормативных и фискальных стимулов, таких как право на открытие бизнеса, право на беспошлинный импорт запчастей и оборудования, право хранить и использовать валютные поступления, а иногда и доход или льготы по налогу на имущество . Также могут быть другие стимулы, связанные с методами таможенного контроля и требованиями к подаче документов. Обоснование состоит в том, что зоны будут привлекать инвестиции, создавать рабочие места и, таким образом, сокращать бедность и безработицу, стимулируя экономику района. Эти зоны часто используются транснациональными корпорациями для создания фабрик по производству товаров (таких как одежда, обувь и электроника).

Зоны свободной торговли следует отличать от зон свободной торговли . Зона свободной торговли обычно создается в одной стране, хотя есть несколько исключений, когда свободная зона может пересекать национальную границу, например, сирийская / иорданская зона свободной торговли. Между странами создаются зоны свободной торговли; например, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАФТА) была создана в соответствии с Договором Монтевидео 1960 года Аргентиной , Бразилией , Чили , Мексикой , Парагваем , Перу и Уругваем ; и Североамериканское соглашение о свободной торговле было заключено между Мексикой, США и Канадой. В зонах свободной торговли тарифы снижаются только между странами-членами. Их также следует отличать от таможенных союзов, таких как бывшее Европейское экономическое сообщество, где несколько стран соглашаются унифицировать таможенные правила и упразднить таможню между членами союза.

В последнее время в некоторых странах зоны свободной торговли также называются особыми экономическими зонами . Особые экономические зоны (СЭЗ) были созданы во многих странах в качестве испытательных площадок для внедрения принципов либеральной рыночной экономики. СЭЗ рассматриваются как инструменты повышения приемлемости и доверия к политике трансформации и привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Изменение терминологии было вызвано образованием Всемирной торговой организации (ВТО), которая запрещает членам предлагать определенные типы налоговых стимулов для продвижения экспорта товаров, поэтому термин «зона экспортной переработки» (ЗЭП) больше не используется. с более новыми зонами. Например, Индия преобразовала все свои ОЭЗ в ОЭЗ в 2000 году.

В 1999 г. около 3 000 ЗСТ в 116 странах работали 43 миллиона человек, производя одежду , обувь , кроссовки , электронику и игрушки . Основные цели экономических зон — увеличение поступлений в иностранной валюте, развитие ориентированных на экспорт отраслей и создание возможностей для трудоустройства.

Зоны свободной торговли в мировой экономике

Введение

.
Теоретические основы изучения зон свободной торговли

.1 Виды
свободных зон и их особенности

.2
Преимущества и недостатки

.3 Зоны
свободной торговли в мировой экономике

. Российский
опыт создания свободных экономических зон

.1 Особые экономические
зоны национальной экономики

.2
Международные зоны свободной торговли с участием России

.3 Роль
развития и проблемы СЭЗ в российской экономике

Введение

Известен факт, что к концу XX в. Многие независимые государства,
признанные Организацией Объединенных Наций, стали участниками различных
международных экономических организаций. Анализ современного мирового хозяйства
и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные
тенденции. Первая — это количественный рост стран, объединенных в различные
международные экономические союзы, что также является признаком нарастающей
глобализации. Вторая тенденция, вытекающая из первой, — это непрерывное
совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что
свидетельствует о глубоких качественных изменениях в процессах интеграции.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена вышеуказанными
тенденциями. Объектом исследования являются зоны свободной торговли, предметом
— виды и особенности свободных зон и их роль в мировой экономике и в Российской
Федерации.

Целью работы является установление влияния зон свободной торговли (ЗСТ)
на развитие современного мирового хозяйства. В рамках данного исследования
выделяются следующие задачи:

)        Выделение особенностей, преимуществ и недостатков современных
ЗСТ;

)        Рассмотрение существующих международных свободных зон;

)        Ознакомление с различными типами свободных зон, организуемых в
России.

В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты изучения ЗСТ
и некоторые существующие зоны в мировой экономике. Вторая глава посвящена
изучению различных типов ОЭЗ, существующих в России, а так же значение развития
таких зон для Российской экономики.

Перспективы развития формата ЗСТ с другими странами

Сегодня идут переговоры о создании ЗСТ с рядом государств. Следующей страной, с которой будет подписано соглашение о ЗСТ, станет Сербия. Сербский вице-премьер, министр торговли, туризма и телекоммуникаций Р. Ляйич заявил, что Соглашение о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС планируется подписать в конце октября 2019 г. в Москве. На Высшем совете ЕАЭС в мае 2019 г. был получен мандат на подписание.

Переговоры с Египтом начались в 2019 г., а к концу года они перешли к завершающей стадии, о чем уведомила В. Никишина.

Переговоры с Израилем идут медленнее. Первый раунд переговоров состоялся в конце 2018 г. На нем обсуждались меры торговой защиты, правила определения происхождения товаров, таможенное сотрудничество, разрешение споров, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, государственные закупки и вопросы торговли товарами. Речь идет, в первую очередь, о сложности согласования позиций сторон. Политические разногласия с Тегераном, который уже имеет соглашение с Евразийским союзом, не оказывают значительного влияния на ход переговоров.

Таким образом, Евразийский союз ведет целенаправленную работу по подписанию соглашений о ЗСТ с заинтересованными странами. Подобные Соглашения укрепляют позиции ЕАЭС в региональной и мировой экономике, способствуют расширению рынков сбыта национальных экономик. Но подписание таких документов не стало для союза самоцелью — речь идет о взаимовыгодных интересах. Постепенно накапливаемый опыт позволяет Евразийской комиссии более четко прописывать интересы государств-членов и нивелировать риски для национальных производителей при подписании соглашений о преференциальной торговле. Подобная практика будет продолжена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector