Как списать шины по пробегу

Отражение в учете операций по приобретению шин

Учреждение приобретает шины для автотранспортного средства, числящегося у него на балансе:

  • при приобретении нового автомобиля (один комплект шин включается в комплектацию транспортного средства (обычно это летние шины), а другой комплект (обычно это зимняя резина) приобретается учреждением самостоятельно);
  • когда в ходе эксплуатации шины пришли в негодность и дальнейшему использованию не подлежат.

Шины в силу норм п. 99 Инструкции N 157н <2> являются материальными запасами. При приобретении их учет осуществляется на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции N 157н). При выдаче в эксплуатацию шины списываются с балансового счета 0 105 36 000, их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». В соответствии с положениями п. 349 Инструкции N 157н забалансовый счет 09 предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете 09 в момент их выбытия с балансового счета и учитываются на забалансовом счете в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Пример 1. Учреждение приобрело новый автомобиль, в комплектацию которого входила летняя резина. Для эксплуатации автомобиля в зимнее время года была приобретена зимняя резина (стоимость комплекта — 24 000 руб.). Приобретенные шины были установлены на новый автомобиль, а летняя резина была сдана на склад. Шиномонтаж зимней резины производился сторонней организацией. Расходы по шиномонтажу составили 1 600 руб. (оплачивались подотчетным лицом). Оплата стоимости зимней резины и услуг по шиномонтажу производилась за счет средств, полученных учреждением от осуществления приносящей доход деятельности путем совершения расчетов между юридическими лицами.

На счетах бухгалтерского учета операции по приобретению и установке зимней резины отразятся так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету шины

2 105 36 340

2 302 34 730

24 000

Произведена оплата шин

2 302 34 830

2 201 11 610

24 000

Начислены расходы на шиномонтаж

2 109 xx 226

2 208 26 660

1 600

Оплачены услуги по шиномонтажу

2 302 26 560

2 201 11 610

1 600

Переданы шины в эксплуатацию

2 401 20 272

2 105 36 440

24 000

Отражена в забалансовом учете зимняя резина, установленная на автомобиль

09

24 000

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Когда нужно утилизировать шины

На то, что шины стали не пригодны к применению, указывают такие факты, как физический износ, например:

  • внешние повреждения, к примеру, разрывы, пробои, отслоение каркаса;
  • изменены размеры или форма крепежных отверстий;
  • нет болтов крепления;
  • остаточная высота рисунка протектора не соответствует нормативным показателям.

Организация, эксплуатирующая транспортные средства, должна вести карточки учета работы автомобильных шин, где нужно указывать все данные о них: модель, дату введения в эксплуатацию и др. На их основании в бухгалтерских документах отображается движение шин в компании.

Сроки, когда шины подлежат замене, прописаны в таких документах:

  • Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002 г. (№ РД 3112199-1085-02).
  • Правилах эксплуатации автомобильных шин, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 г. №АК-9-р (№ АЭ 001-04).

На основании данных из этих документов и физического состояния шин, а иногда — на основании заключения проведенной экспертизы принимается решение о списании и утилизации шин.

В теории…

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете отражаются как материально-производственные запасы (МПЗ). Такой вывод следует из анализа положений п. 2 ПБУ 5/01 <1>, согласно которому в составе материальных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг.

<1> Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России 09.06.2001 N 44н.

Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае стоимость автомобильных шин учитывается в первоначальной стоимости транспортных средств (ТС), и у бухгалтера нет необходимости учитывать стоимость шин отдельно. Объясняется это тем, что ТС, которые приобретены для эксплуатации, являются основными средствами (ОС), которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 ПБУ 6/01) <2>. Поэтому автомобильные шины как необходимые комплектующие учитываются в стоимости ТС. Аналогичные рекомендации по учету автомобильных шин, находящихся при транспортных средствах, содержатся в Инструкции <3> по применению Плана счетов.

<2> Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.<3> Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Возможно, читатель не согласится с данной позицией, обратив внимание автора на положения следующего абзаца п. 6 ПБУ 6/01, согласно которому при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект

С точки зрения налогообложения этот порядок выгоден налогоплательщику, так как он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.

Однако, согласитесь, учитывать автомобиль как основное средство без колес не логично, поскольку в такой комплектации он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта ОС. Кроме того, с этого года согласно внесенным Приказом Минфина России N 147н <4> поправкам в ПБУ 6/01 для «разделения» инвентарного объекта недостаточно, чтобы сроки эксплуатации узлов и агрегатов были разными, они должны «существенно отличаться». Однако как определить такую «существенность», законодатель не указал. Это дает право организации в учетной политике установить свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого, следуя общей методологии учета капитальных затрат, автомобильные шины, находящиеся на колесах ТС (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля. В дальнейшем установленные на ТС шины, как и другие узлы, агрегаты и комплектующие, списываются на себестоимость оказываемых услуг через амортизационные отчисления в общем порядке исходя из установленного срока полезного использования ТС.

<4> Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

Производитель Средние параметры пробега шины (приближенные цифры), тыс. км
Российский 40—45 (легковые), до 100 (грузовые)
Зарубежный 50—55 (легковые), до 180 (грузовые)

Приобретение и учет автомобильных шин.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
  • таможенные пошлины;
  • суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
  • суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.

В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):

Расчеты по приобретению автошин…

…по безналичному расчету

Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора)

…за наличный расчет

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин

Принятие к учету автошин…

…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость

Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных:

– через подотчетное лицо

Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении:

– через подотчетное лицо

…без осуществления дополнительных расходов

Приняты к учету автошины, приобретенные:

– через подотчетное лицо

Принятие автошин к учету у бюджетников

Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:

  • авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
  • приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
  • отгрузочной документацией поставщика.
Учет при поступлении отдельно от ТС  

Учет вместе с ТС

Основные проводки

(по части учета автошин у бюджетников)

Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч.  0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».

Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч.  0 106 04 000

Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС»

Принятие автошин к учету:

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730

0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат)

Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2021) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).

О работе с карточкой

Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.

В карточке отмечают каждую шину, закрепленную за автомобилем или прицепом и шоферами, которые на них работают. Учет ведется по наименованию положения колес (в карточке обозначены шифром), компании-производителю, датам и т.д.

Сотрудник, отвечающий за ведение карточки, должен описать техническое состояние шины (дефекты, размер повреждений). Для объектов, которые были в эксплуатации, нужно указать в документе их бывший пробег. Фактический пробег по каждой шине следует вносить ежемесячно.

К сведению! Если шина подверглась ремонту, то запись данных о ней продолжается в карточке.

Если водитель во время работы поменял неисправную шину на запасную, то об этом он должен уведомить ответственного за учет шин работника. Все данные о новой шине он укажет в карточке.

При пригодности шин они не должны сдаваться на утилизацию или восстановление. Если объекты были сняты с эксплуатации, то все сведения надо отметить в карточке: пробег, день демонтажа, основания для снятия шины, остаточную высоту рисунка протектора и т.д. Шины, которые поступили после восстановления, вносят в новые карточки.

Если шины поступили после углубления рисунка протектора нарезкой, то их пробег будет отсчитываться с нуля в прежней карточке. В случае обезличенной нарезки требуется открыть на них новую карточку учета.

Внимание! Закрывать карточку следует после списания шин на утилизацию. Нужно будет указать заключение комиссии

Бухгалтерский учет автошин в 2018: проводки карточка учета налоги

Списание стоимости шин по километражу доступно в модулях Автотранспорт и Гараж:

Документ по сути означает начисление амортизации шины по пробегу, то есть ежемесячное списание части остаточной стоимости со счёта учёта шины (10-05-…) в Дт затратного счёта (23,26,44).

Перед формированием этого документа лучше заново сформировать Сводную таблицу Пробег шин за текущий месяц.

Заполнить документ можно 2-мя способами:

—        либо утвердительно ответить на вопрос, заполнять ли, при входе в документ

—        либо по CTRL+F6 уже стоя в документе ежемесячного списания.

Для выбора предлагается справочник автомобилей R112.

Если отказаться от него (ESC), сформируется списание по всем автомобилям. Либо можно указать один или несколько авто (ALT+F1) для выборочного (пере-)формирования списания.

Анализируются: ОСВ по счетам Автошины в эксплуатации и Сводная таблица «Пробег шин».

Результатом являются документы,

в которых

«Шина код», «Авто код», «по R08 код», «Остаточная ст-ть», «Счёт учёта» берутся из оборотной ведомости,

«Инв. номер», «Норма пробега» и «Гараж» берутся из Картотеки инв.№ шин по «Шина код»,

причём

 Норма пробега = Норма минус Пробег на момент установки,

 «Дата установки» и «Дата списания» — из Хронологии к Картотеке инв.№ шин,

 «Счёт списания» и «ЦПЗ» — из спр-ка Автомобили по коду авто.

 «Пробег за месяц» берётся из Сводной таблицы Пробег шин.

Сумма списания =        

где Пробег за месяц — с учётом дат установки и списания — включительно.

На базе записей документа формируются проводки по ежемесячному списанию части стоимости шин:

Если в силу каких-то причин итоговый пробег (включая расчётный месяц) превысил норму, стоимость шины будет принудительно списана. А про необходимость списания количества задаётся вопрос:

Если вы ответите Да, в Хронологии использовании шин (R445) будет зафиксировано списание каждой шины.

Внимание!! Если позже вы спохватитесь и при повторном формировании ежемесячного списания ответите Нет, «Дата снятия», «Причина снятия», «Документ;снятия/списания» и флаг «Списано» в Хронологии обнулятся, НО ТОЛЬКО ЕСЛИ «Документ;снятия/списания» — Еж/месСпис. (НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что «Дата установки» и «Дата снятия» в Хронологии шин отвечают за подсчёт пройденной шиной километров.)

(НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что «Дата установки» и «Дата снятия» в Хронологии шин отвечают за подсчёт пройденной шиной километров.)

Бухгалтерский учет шин

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:

Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272…) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой).

Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).

При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:

Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).

Как составить и оформить акт — пошаговая инструкция

Оформленный документ – хранится в организации не менее 5 лет!

Выше в статье я упоминал, что, согласно законодательству Российской Федерации, в 2021 году — организации могут использовать для составления акта индивидуальный шаблон, содержащий нужные графы. Не запрещается оформлять документ на листе бумаги формата А4 от руки или на электронном устройстве с последующей распечаткой и заверением «живыми» подписями.

Итак, согласно нормам оформления деловой документации, составляемый акт должен иметь «шапку», в которой составитель указывает полное наименование организации, выделяя (опционально) определённое структурное подразделение/отдел.

Затем – следует прописать основания для утилизации, которые также выступают и основанием для оформления данного акта. К примеру, это может быть, изданный руководителем предприятия приказ или соответствующее распоряжение. Тут же нужно вписать и реквизиты такого документа.

Далее – нужно написать наименование самого акта, которое, само по себе, должно отображать основную суть его составления, а также прописать точную календарную дату и место оформления бумаги.

Теперь, можно приступать к заполнению основной части, в которой опытные юристы сайта «Юридическая скорая помощь» — рекомендуют обязательно записать следующую информацию:

  • ФИО, а также должности участников проверяющей утилизацию группы.
  • Точные и подробные характеристики шин, которые подлежат утилизации. Обязательно опишите эксплуатационные нормы, заводские номера, а также марку, пробег и дату выпуска/установки. Для удобства восприятия информации и минимизации ошибок – лучше оформить эти данные в виде таблицы.
  • Количество передаваемых изделий и выводы комиссии.

Конечно, это только основные данные, которые должны присутствовать в каждом акте утилизации покрышек. Если составителю понадобится дополнить перечисленные пункты – он может это сделать, не опасаясь, что документ впоследствии будет признан недействительным!

Так, если брать за основу, рассмотренный нами случай, в котором участвуют 2 стороны – заказчик и исполнитель, то в акте нужно указать данные фирмы, предоставляющей услуги и данные об основном соглашении, заключаемым между ними. Если по завершении утилизации организация получает прибыль – это также стоит указать в содержании основного блока.

В качестве заключающего этапа оформления – выступает подписание (обязательно с расшифровками!) акта всеми участниками процесса утилизации с указанием должностей специалистов. Последним акт заверяет председатель специальной комиссии.

Важно!

* * *

В завершение сделаем следующие выводы:

  1. Информация о шинах, установленных на автомобиль в момент его приобретения, и их сезонности отражается в инвентарной карточке автомобиля (ф. 0504031).
  2. При приобретении учет шин осуществляется на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции N 157н). При выдаче в эксплуатацию шины списываются с балансового счета 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы», их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Материальные ценности отражаются на забалансовом учете 09 в момент их выбытия с балансового счета и учитываются на забалансовом счете в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
  3. Списание шин с забалансового счета 09 может производиться на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) или бухгалтерской справки (ф. 0504833) (решение о применение акта или справки в данной ситуации должно быть закреплено в учетной политике учреждения).

Ю. Нестерова

Эксперт журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Списание автомобильных шин

Каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого шины должны быть списаны в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, шины должны быть списаны, если присутствуют неисправности и условия, при которых Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств. К таким неисправностям согласно п. 5.1 приведенного в данном документе Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, относят превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей — менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1 мм, для автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм).

Утилизация изношенных шин. Автомобильные шины, не соответствующие указанным требованиям, подлежат списанию по решению комиссии. Они приходуются на склад по стоимости утильсырья.

Утилизация непригодных к использованию шин может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин. К дефектному акту и акту на списание необходимо приложить документ, подтверждающий сдачу шины в специализированную организацию, чтобы избежать штрафов со стороны экологической инспекции.

На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 «Прочие материалы» как утильсырье.

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признаются операционными доходами и учитываются на счете 91-1 «Прочие доходы».

В бухгалтерском учете списание автошин отражается следующим образом:

Доходы от реализации автошин в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 249 НК РФ. Датой получения дохода от реализации имущества при использовании организацией метода начисления считается день реализации этого имущества, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату имущества (п. 3 ст. 271 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость изношенных шин, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Досрочное списание автошин. В случае досрочного износа автошин необходимо выяснить причины возникновения такой ситуации, а затем во избежание дорожно-транспортных происшествий списать их на основании заключения экспертной комиссии.

Если будет доказана вина водителя (работника, ответственного за сохранность автошины) в порче автомобильных шин, их стоимость должна быть возмещена.

Операции по выбытию таких шин на счетах бухгалтерского учета не отражаются, так как на момент порчи на балансе они не учитывались и их стоимость включена в расходы по обычным видам деятельности в момент передачи шин в эксплуатацию.

При этом испорченные автомобильные шины следует списать с забалансового счета 012 «Автомобильные шины в эксплуатации». Сумма возмещения, полученного от работника, согласно п. 8 ПБУ 9/99 признается внереализационным доходом и отражается по счету 91-1 «Прочие доходы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector