Страхование ответственности

Что понимается под гражданской ответственностью и зачем её страховать

Страхование затрагивает многие сферы жизнедеятельности. Можно защитить жильё, автомобиль, здоровье и даже части тела. При наступлении указанного в полисе случая застраховавший, к примеру, свою недвижимость, получит сумму компенсации.

Однако, область страхования развивается и постоянно появляются новые направления. Сегодня существует возможность защитить не только свои интересы, но и чужие.

Казалось бы, зачем это нужно? Однако, данная сфера страхования весьма распространена и даже имеет обязательные виды, которые оговорены в законодательстве.

Наиболее распространённый вариант – страхование соседей от возможных неудобств с вашей стороны. К примеру, в квартире жильцов произошёл потоп, и вода попала к тем, кто живёт этажом ниже. При отсутствии страхового полиса, придётся осуществлять ремонт за свой счёт. Если же он есть, то ущерб возместит страховая компания.

Ежедневно на дорогах происходит множество ДТП, и потому государство обязывает всех владельцев транспортных средств оформлять полис ОСАГО. Он позволяет застраховать ответственность перед другими участниками дорожного движения.

Страхование гражданской ответственности – это удобный инструмент защитить собственный карман от непомерных трат. В некоторых случаях стоимость ущерба может сильно ударить по семейному бюджету, а небольшой платёж в страховую компанию на ежегодной основе может исправить положение в лучшую сторону.

Взносы представляют собой небольшой процент от суммы покрытия, которая выплачивается при наступлении страхового случая. В большинстве случаев величина компенсации покрывает нанесённый ущерб с лихвой. Если же таковых средств не хватило, то оставшаяся часть выплачивается из кошелька виновного лица.

Страхование гражданской ответственности осуществляется как физическими лицами, так и юридическими. При этом объёмы выплат во втором случае часто более существенные.

Важная роль страхования пассажиров

По задумке законодателя, страховка ответственности перевозчика пассажиров, известная транспортникам страны как ОСГОПП (или ОСГОП), задумана с целью:

  • Защиты финансовых интересов держателей полиса страхования – перевозчиков, которые в силу специфики бизнеса работают без основных средств (ликвидных активов). То есть при наступлении ответственности попросту не располагают средствами для покрытия ущерба, причиненного по вине их сотрудников.
  • Обеспечения возможности компенсировать через страхование пострадавшим расходы на лечение и восстановление утраченного имущества.

Правовую базу ОСГОПП составляет не только 67-ФЗ. Последний определяет понятия пассажира и устанавливает требование по оформлению транспортной компанией полиса на каждую единицу задействованного транспорта. Кроме него, условия работы инструмента страхования задают следующие акты.

  • Постановления Правительства РФ: №1378 (таблица расчета компенсаций по страхованию при увечьях);
  • №1484 (порядок расчета трафика пассажиров для определения страховой премии при оформлении договора страхования ответственности перевозчика);
  • №1164 (порядок расчета возмещений за причиненный ущерб здоровью).

Указание Центробанка № 4175-У (в нем установлены тарифы для транспортных компаний).

Во исполнение приоритетной задачи 67-ФЗ (гарантии компенсаций вреда пассажирам через распределение финансовой нагрузки между перевозчиками и страховщиками – страхование) наличие полиса ОСГОПП контролируется Ространснадзором, а качество урегулирования страховых случаев – инцидентов с пострадавшими людьми – НССО (Союзом страховщиков ответственности). В статье 12.2 КоАП РФ предусмотрены санкции за отсутствие обязательного договора страхования гражданской ответственности:

  • лишение транспортной лицензии;
  • штраф для руководства организации в размере 40–50 тыс. рублей;
  • штраф для юридического лица – 0,5–1 млн рублей.

Законом установлено и то, что отсутствие ОСГОПП не освобождает перевозчика от обязательства возмещения причиненного вреда, согласно утвержденным лимитам.

Рисковое покрытие по страхованию ответственности ТК

Хотя стоимость страховки заложена в цену проездных билетов и покрывается самими застрахованными, объектом выступает ответственность транспортной компании. То есть набор рисков здесь стандартный для любого аналогичного договора. Так, обязательное страхование пассажиров включает (покрывает) риски:

  • повреждения, порчи имущества всех, кто находится в салоне, кроме водителя и кондуктора, иных членов экипажа (так 67-ФЗ определяет группу пассажиров);
  • ущерба здоровью держателей проездных билетов;
  • причинения вреда жизни.

Рекомендуем: Страховка для путешествий за границу от «Сбербанка» Обязательное страхование пассажиров любого общественного транспорта покрывает любые риски, согласно вышеперечисленным пунктам, за исключением случаев:

  • осознанного нанесения вреда жизни и здоровью самим пассажиром;
  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • управления транспортом лица, которое не имеет прав на такие действия;
  • стандартных пунктов исключений в большинстве страховых договоров (военные, забастовочные риски, радиационные атаки, народные волнения).

На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира

На август 2020 года страхование всех пассажиров в общественном транспорте обязательно для компаний, которые осуществляют перевозки:

  • автобусами (рейсовые, междугородние, международные поездки);
  • троллейбусами;
  • трамваями;
  • маршрутными такси (микроавтобусами);
  • поездами;
  • самолетами (перелеты по России, для международных рейсов действуют правила Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась в марте 2017-го);
  • речными и морскими судами (круизными, паромными, перевозочными, прогулочными).

Метро и такси

Особый порядок действует для перевозчиков метрополитена. Они не страхуют ответственность, но отвечают за ущерб пассажирам в той же степени, что и другие участники рынка услуг общественного транспорта. С уточнением: возмещение положено, если вред нанесен в вагоне поезда метро. В остальных случаях для компенсации нужно решение суда, которое подтвердит виновность в аварии метрополитена.

Осенью 2018-го ожидается рассмотрение Госдумой законопроекта, который сделает ОСГОПП обязательным и для таксомоторных служб. Они на данный момент отвечают перед пассажирами только в рамках лимитов, установленных законом о страховании ответственности автовладельца (ФЗ-259).

ТОП-7 компаний для страхования гражданской ответственности

Выбор страховой компании во многом определяет порядок дальнейших выплат. Это важный критерий, по которому судят о надёжности страховой фирмы.

Если ожидание компенсации затягивается на несколько недель, а то и месяцев, то на этом взаимоотношения страховщика и клиента часто заканчиваются.

Мы рассмотрим ТОП-7 страховых компаний, имеющих высокие рейтинги надёжности, а также большой опыт работы и сеть представительств по всей стране.

К таким относятся:

  1. Ресо-Гарантия. Действует с 1991 года, имеет лицензию на осуществление 100 видов страхования. В России расположено 850 филиалов, представительства имеются и в ближнем зарубежье. Здесь можно застраховать ответственность перед соседями, участниками дорожного движения и другими лицами;
  2. АльфаСтрахование. Существует уже более 20 лет. За это время у компании появилось 270 филиалов. Группа входит в большой холдинг, имеющий банковскую организацию, сеть крупных супермаркетов, несколько операторов сети и прочих компаний;
  3. Росгосстрах. Предлагает широчайший выбор страховых продуктов, связанных с гражданской ответственностью. Одна из первых страховых фирм, которая и по сей день не снижает обороты;
  4. Уралсиб Страхование. Услуги по страхованию компания начала оказывать с 1993 года. Страховщик постоянно реализует различные социальные проекты;
  5. Газпромбанк. Страховая компания входит в группу, объединяющую большое число машиностроительных, нефтехимических заводов. Это является важным фактором, подтверждающим финансовую состоятельность страховщика;
  6. Согаз. Компания функционирует с 1993 года и является одним из лидеров среди страхования физических лиц. Разветвлённая сетка страховых услуг для организаций также завоевала своих постоянных клиентов;
  7. ВТБ Страхование. Компания предлагает страховые услуги с 2000 года. За это время количество клиентов страховщика увеличилось в несколько раз, а объёмы страховых взносов превысили 60 млрд. рублей.

Данные компании позволяют сформировать полис защиты гражданской ответственности в режиме «онлайн». Порядок страхования в каждой из них разный: предлагаются как готовые программы, так и индивидуальный подход.

Срок действия полиса

Зарегистрировать полис страхования можно на разные сроки. Обычная страховка заключается на год. Допустимы и периоды до 12 месяцев. Данное условие оговаривается со страховым агентом и зависит от ваших целей.

Полис начинает действовать с 00:00 следующего дня, после которого был внесён единовременный взнос или первая часть рассрочки. Окончание страховки приходится на 24:00 дня, который указан в полисе в качестве последнего дня договора.

В договоре страхования может быть указано, что страховая компания выплатит возмещение по тем событиям, которые произошли до вступления в законную силу полиса, если будет доказано, что проявился страховой случай уже во время действия договора.

То же самое касается и событий, которые произошли до окончания полиса, но стали явными после его завершения. В подобных полисах обычно указывается срок, в который компания принимает заявления на компенсацию.

Договор, заключённый со страховой компанией может быть прекращён по следующим причинам:

  1. Завершение его срока;
  2. Досрочное выполнение всех обязательств страховой компанией;
  3. Суд признал недействительность договора;
  4. Страхователь отказался от услуг, которые предлагает полис;
  5. Клиент не оплатил рассрочку в положенные сроки (если вы пренебрегли обязанностью ежемесячных платежей согласно договору, то и страховая компания не выплатит компенсацию, так как по факту услуги вы не оплатили).

Механизм страховки СРО

Для осуществления страхования заключается соответствующий договор между членами СРО и выбранной ими страховой компанией. СРО может принять необходимость аккредитации страховой компании, то есть согласования требований СРО и правил, принятых у страховиков. Договор страхования может быть:

  • индивидуальным – заключаться с каждым членом по отдельности (в основном это имеет место при добровольном страховании);
  • коллективным – страхуются сразу все члены СРО (проще при обязательном страховании).

Договор может быть заключен на определенный срок (чаще выбирается год) или же «привязан» к конкретному объекту работ.

Если наступает страховой случай, страховая компания гарантирует возмещение, исходя из суммы, прописанной в договоре. Если средств окажется недостаточно, их дополнит специально созданный компенсационный фонд, в который члены СРО делают регулярные отчисления.

Виды страхования ответственности перед третьими лицами

В ФЗ о страховании закреплено два вида защиты гражданской ответственности:

  1. Обязательное. Страхуется в порядке, установленном нормативными актами. Отсутствие такого полиса, если он должен быть по закону, влечёт наказание. Сюда относится полис ОСАГО для автовладельцев, страхование предприятий, деятельность которых связана с потенциальной угрозой экологии, и другие виды;
  2. Добровольное. Закон не обязывает граждан оформлять полис. Регистрация договора со страховой компаний осуществляется по желанию. Например, можно заключить договор на ДСАГО (добровольное ОСАГО, которое действует дополнительно к ОСАГО и увеличивает стоимость возмещения), на страхование соседей от потопа по вине жильцов и т. д.).

По объектам страхования гражданской ответственности выделяют следующие виды:

  • Транспортное страхование. Каждый владелец транспортного средства обязан застраховать свою ответственность перед остальными водителями, пассажирами и пешеходами. Данные сведения можно почерпнуть из Положения о страховании Банка России от 2014 года. Полис возмещает 400 000 рублей при нанесении материального ущерба и 600 000 рублей при ущербе здоровью. Если суммы компенсации не хватает, к примеру, для восстановления работоспособности транспорта, то придётся распрощаться с купюрами из личных накоплений. При этом суммы в 400 000 рублей и 600 000 рублей являются фиксированными показателями и не зависят от величины годовых взносов. Такой вид страхования называется ОСАГО, который закреплён в 40-ФЗ. Сюда же относится и ДСАГО на добровольной основе;
  • Страхование перевозчика грузов. Компании, осуществляющие транспортировку различных товаров, несут ответственность за своевременную доставку и целостность груза. Однако, в дороге могут произойти разные ситуации, которые задержат транспорт в пути или приведут к порче продукции. Чтобы избежать больших выплат собственнику товаров (в некоторых случаях их стоимость измеряется в миллионах), перевозчик страхует ответственность, и при наступлении определённых событий за потерянный товар, перед собственником рассчитается страховая компания;
  • Страхование от нанесения вреда экологии. Данная мера является обязательной для предприятий, ведущих опасное производство. К примеру, существует опасность химического заражения окружающей обстановки. Подобные риски, как правило, имеют многомиллионные суммы компенсаций, а следовательно, и суммы взносов являются немаленькими;
  • Страхование от брака производителей и продавцов. Даже на полностью автоматизированном производстве может выпускаться бракованная продукция. Нередко узнать об этом поставщик не может. Если брак был замечен покупателем, то при наличии страховки, сумму издержки компенсирует компания, выдавшая полис;
  • Страхование профессиональной ошибки. К примеру, клиент обратился к адвокату, который заверил, что выиграет дело в суде. Но по итогам заседания решение было не в пользу адвоката и его клиента. В этом случае издержки, которые понёс обратившийся, будут компенсированы страховой компанией. Данный вид защиты характерен для лиц, практикующих частную деятельность: риелторов, брокеров, адвокатов и прочих;
  • Страхование застройщика на предмет невыполнения условий договора с дольщиками. Существует закон, который не допускает, чтобы застройщик требовал всю сумму за покупку от клиента до окончания строительства объекта при отсутствии полиса. Если владельцем строящегося объекта не будет выполнен какой-то существенный пункт договора, дольщики смогут вернуть вложенные средства в полном объёме;
  • Страхование за неуплату по обязательствам. К примеру, вы взяли кредит, но не уверены в своей будущей платёжеспособности. В этом случае можно обратиться в страховую компанию и оформить полис, который в случае ваших проблем с финансовой состоятельностью рассчитается с банком за вас. Кстати, при наличии подобного полиса, кредитные организации значительно понижают процентную ставку;
  • Имущественное страхование. В этом случае осуществляется компенсация третьим лицам за нанесение ущерба их имуществу. К примеру, пожар в одном частном доме перешёл на рядом стоящий. Оплачивать восстановительные работы будет страховая фирма.

Как работает страхование ответственности

Страхование ответственности имеет решающее значение для тех, кто несет ответственность и виновен в травмах, полученных другими людьми, или в случае, если застрахованная сторона нанесет ущерб чужому имуществу . Таким образом, страхование ответственности также называется страхованием третьих лиц . Страхование ответственности не распространяется на умышленные или преступные действия, даже если застрахованная сторона признана виновной. Политика отменяется любым, кто владеет бизнесом, водит машину, занимается медициной или юридической практикой – в основном, любой, кому может быть предъявлен иск о возмещении ущерба или травм. Полисы защищают как застрахованных, так и третьих лиц, которые могут получить травмы в результате непреднамеренной небрежности страхователя.

Краткая справка

Страхование ответственности также называется страхованием третьих лиц.

Например, в большинстве штатов требуется, чтобы владельцы транспортных средств имели страхование ответственности в рамках своих полисов автомобильного страхования для покрытия травм других людей и имущества в случае несчастных случаев. Производитель продукта может приобрести страховку ответственности за продукт, чтобы покрыть их, если продукт неисправен и причиняет ущерб покупателям или другой третьей стороне . Владельцы бизнеса могут приобрести страхование гражданской ответственности, которое покрывает их, если сотрудник получил травму во время деловой активности. Решения, которые врачи и хирурги принимают на работе, также требуют полиса страхования ответственности.

Полисы страхования личной ответственности приобретаются в основном состоятельными людьми (HNWI) или лицами со значительными активами, но этот тип покрытия рекомендуется всем, чей собственный капитал превышает комбинированные лимиты покрытия других полисов личного страхования, таких как освещение дома и авто. Стоимость дополнительного страхового полиса нравится не всем, хотя большинство перевозчиков предлагают сниженные тарифы на связанные пакеты страхования. Страхование личной ответственности считается второстепенным полисом и может потребовать от страхователей нести определенные ограничения в отношении своего домашнего и автомобильного полиса, что может привести к дополнительным расходам.

По данным Института страховой информации , США являются крупнейшим рынком страхования коммерческой ответственности. Например, в 2014 году по стране было предъявлено исков о возмещении ущерба на 86,6 млрд долларов, а в Соединенном Королевстве – на 10,6 млрд долларов. На мировом рынке страхования ответственности за последние два десятилетия произошли значительные изменения. Statista сообщила, что в 2017 году общий объем рынка достиг 3,3 миллиарда долларов – это самый высокий показатель с 1994 года.

Внутренние правила страхования

Особенности страхования СРО уполномочено определять самостоятельно, главное, чтобы они не противоречили ряду государственных нормативных документов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций, а именно:

  • Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях»;
  • Градостроительного кодекса РФ (если речь идет о СРО в строительстве).

Требования по страхованию, которые нужно установить СРО, должны вносить ясность в следующие моменты:

  • в чем будет заключаться страховая услуга;
  • индивидуальным или коллективным будет договор;
  • временным или объектным;
  • как его будут заключать и расторгать;
  • можно ли вносить изменения, если да, то каким образом;
  • как будут урегулироваться вопросы, если наступит страховой случай (досудебное урегулирование, путем соглашения, обязательное информирование членами СРО о наступлении страхового случая);
  • как контролировать выписанные требования (мониторинг, плановые проверки, дисциплинарные меры).

ВАЖНО! Эти условия не могут содержать каких-то особенных индивидуальных требований к страховым компаниям, могущих уменьшить конкуренцию между ними

Размер страхового тарифа

С одной стороны, выгоднее установить более крупную страховую сумму, поскольку в страховом случае она будет компенсирована страховой компанией в большем объеме, а чаще всего полностью, и к компенсационному фонду прибегать не придется. С другой стороны, высокая страховая сумма означает большие страховые взносы, что не будет «по вкусу» членам СРО, которые должны и регулярно оплачивать.

Методические рекомендации советуют установить «золотую середину» – 5% от годовой выручки строительной компании или договора подряда, не менее 5 млн руб. Верхней границей страховой суммы объявлена сумма в 100 млн руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector