Теология в вузах: реальность и опасения

Содержание:

Нужны ли религиоведы и теологи?

Мы ориентируем выпускников факультета религиоведения на педагогическую, научно-исследовательскую, экспертную работу. Задача религиоведов — быть преподавателями и, вместе с тем, экспертами-аналитиками в области мировых и региональных религиозных и этнокультурных традиций.

Что примечательно — некоторые наши религиоведы стали параллельно поступать на теологию, поскольку для работы в конкретной области науки, для качественной самореализации в выбранной профессии требуются специальные знания. В некоторой степени это иллюстрирует общую ситуацию в стране и мире, когда квалификация специалиста определяется его способностью хорошо ориентироваться в смежных отраслях.

Кроме того, религиозный фактор в общественной жизни заметно растет, да и изучение религиозных культур вошло в школьную программу. Все это еще и еще раз свидетельствует, что «Теология» как научная специальность и направление подготовки становится востребована и в высшей школе, и в жизни страны, а потому я уверен, что наши выпускники — религиоведы и теологи — будут востребованы.

Решение о создании факультета теологии в Православном институте святого Иоанна Богослова, входящем в структуру Российского православного университета, Ученый совет вуза принял 28 ноября 2012 года. Из состава Факультета религиоведения, этнокультурологии и регионалистики был выделен ряд подразделений, обеспечивающих подготовку специалистов по направлению «Теология».

Задачей факультета станет не только обеспечение образовательных дисциплин теологического профиля на всех специальностях и направлениях подготовки в РПУ, но и разработка актуальных проблем теологии как специального отраслевого знания и науки. В этих целях в рамках Факультета теологии создано два учебно-научных подразделения — Кафедра теологии и истории теологической мысли и Кафедра истории Церкви и канонического права, а также Богословский центр дополнительного профессионального образования.

Сергей Серёгичев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

Богу — Богово, а Кесарю — кесарево

Богословы, безусловно, нужны, но я считаю, что теологов должны готовить исключительно в богословских учебных заведениях. Мы видим, какую реакцию вызвало открытие кафедры теологии в МИФИ. Мы же не открываем в монастырях кафедры аналитической геометрии!

Попытка войти в систему государственного образования для Церкви — весьма сомнительный шаг. Интегрируясь в систему образования, Церковь, сама того не желая, провоцирует на себя мощную волну. Люди, далекие от веры, опасаются, что под видом заботы об образовании идет клерикализация. Надо понимать, что на дворе не 16 век, и секуляризация образования — свершившийся факт.

Теология является наукой только для верующих людей. Поэтому понятие «стандарт» применительно к теологии звучит странно. Стандарт базируется на определенных научных принципах, методисты могут спорить о том, какие это принципы, но ни одного стандарта, который базировался бы на принципах веры, мы не найдем. Чисто теоретически мы можем предположить, что появятся люди, которые будут очень хорошо знать теологию, не являясь при этом верующими людьми.

Вопросов по поводу введения теологии в светских вузах очень много, например, как будут читать этот курс на факультетах, где есть иноверцы? Как будут рассказывать в рамках этого курса о других конфессиях и религиях? Найдется ли для преподавания на вновь открывшихся кафедрах достаточно квалифицированных талантливых педагогов, особенно в провинции? Ведь если теологию будет преподавать кто попало, с этой дисциплиной в вузах дело будет обстоять хуже, чем с ОПК в школах. Не хотелось бы, чтобы кафедры теологии заменили собой кафедры марксизма-ленинизма примерно с той же эффективностью и уровнем образования. Я боюсь, что так может получиться, если процесс будет поставлен на конвейер.

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.

Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.

После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.

Представители теории насилия часто цитируют поговорку: «Война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства. Также известны и другие высказывания: государство – это сила; государству грех быть слабым.

Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.

 Основные представители Теории насилия

Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.

Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.

Критика Теории насилия

  • борьба между племенами не является одномоментным актом, следовательно, не может в каждом случае приводить к возникновению государства. В истории человечества борьба идет практически непрерывно, однако она не приводит к возникновению новых государств;
  • государство не может удерживаться постоянно на силе, необходима добровольность его принятия членами общества. Как писал американский политолог Р.М. Макайвер, «сила никогда не удержит группу вместе»;
  • история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.

Достоинства Теории насилия

теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.. Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения

Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, , и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Трактовка термина

Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.

Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.

Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.

Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.

Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.

Новости по теме

Есть ли в России религиозная культура? При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах. Прекрасная дочь религии Культура — это прекрасная дочь религии. Это носительница семян созидания и тени совершенства, это та ступень к небу, пройдя которую, мы входим в пространство духа и созерцания премудрости Творца. Культура или культ? Что такое культура? В чем различие религиозного культа и религиозной культуры и на каком этапе культовые формы переходят в чисто культурные явления? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.

Это интересно: Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Замечание 1

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Два полюса теологии

Биполярная структура теологии заложена в самом названии термина. Оно предполагает двоякое толкование.

  1. С одной стороны, это «Слово Бога», то есть иррациональное Откровение. Откровение Божье — это разнообразные проявления Бога и его воли в человеческом мире. Уже само существование этого мира — Божественное откровение. Одной из важных составляющих Откровения являются священные тексты.

    У каждой религии они свои: Библия у христиан, Тора у иудеев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к богооткровенным, например, четыре Веды.

    *Священные книги: Тора, Библия, Коран

  2. С другой стороны, это «слово о Боге», то есть рациональные попытки расшифровать, объяснить и систематизировать Откровение.

Эта двуполярность формирует главную внутреннюю проблему богословия. Для теистических религий характерно личностное общение с Богом. Верующий стремится разглядеть лик Бога, а всевидящий Бог непрестанно следит за человеком, требует от него исполнения своей воли.

В такой ситуации цена ошибки, неверного, еретического трактования Божественного Откровения приобретает катастрофический для человека сценарий, так как делает его Спасение невозможным.

Логика, холодный рассудок, призванные в теологии объяснять и трактовать Откровение, предполагают отстраненный взгляд на предмет познания. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».

Отсюда появляется еще одна точка зрения, что теология — это диалог человека с Богом.

Бог непостижим, он не может становиться предметом логического анализа. Мы не можем говорить о Нем, но мы можем говорить с Ним.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития: у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

 Представители Классовой теории происхождения государства

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Антонио Грамши — итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство — это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в  России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Изменения

На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус – существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.

Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает

В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем – лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.

Вопрос терминологии

Терминология этой науки в русском языке несколько сложна. Отметим, что «богословие» не считается точным переводом слова «теология» с древнегреческого языка. В русском православии принято использовать исключительно слово «богословие», но никак не «теология». Дело в том, что ни один священник так не скажет, поскольку такое изъяснение будет воспринято как латинство

При этом русские богословы очень тщательно, внимательно и неустанно следили за развитие теологии, нередко с большим талантом и осторожностью беря что-то из нее. И

Киреевский, которого считают основоположником религиозной философии в России, считает, что теология – это ученное богословие. При этом он подчеркивает это именно в негативном ключе.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Замечание 2

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Точки зрения и мнения о теологической идее

У теории есть достоинства и недостатки. Они помогают понять, что защищает наука. Основной тезис – «вся власть от Бога», – оспаривается. Какие плюсы и минусы можно выделить.

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.

Плюсы:

  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.

Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, неподвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Теология в различных религиях


Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни. Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.


Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом. Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

Климент Александрийский

Климент Александрийский искренне полагал, что все изречения и мудрые мысли философы заняли из Святого Писания. Таким образом он совершенно не принимал теологию как нечто отдельное. При этом многие говорили о том, что философия может осветить истину только частично, в то время как теология способна полностью предоставить её.

Первую науку считали лишь дополнительной для тех, кто принял решение постигать веру через факты и доказательства. Климент Александрийский считал, что настоящим теологом можно считать того человека, который пропустил через свой разум все науки и всю мудрость, а после этого увенчал и пропитал все знания глубоким сознанием веры, ясности и правды. Кроме того, он настаивал на том, что богослову просто необходимо активно участвовать в жизни церкви. Для обычных верующих людей, по его мнению, философия и вовсе была не нужна, так как им бы хватило самого учения Христа, без дополнительных пояснений. Августин Блаженный отмечал некую параллель между Сократом и Христом в их тяге к истине и мудрости.

Теологическая теория Фомы Аквинского

Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430).

  • 1) вечный (божественный, естественный) – является первоначалом всех остальных законов, основа всего мирового порядка, общества и природы;
  • 2) естественный (человеческий, естественный) – законы совместного существования, выживания и сохранения рода, иными словами – трактовка вечного закона человеческой сущностью;
  • 3) человеческий (человеческий, положительный) – внушает страх наказания и принуждения, чтобы контролировать и обезвреживать порочных людей, тех, кто не поддается убеждениям и наставлениям;
  • 4) божественный (божественный, положительный) – под этим видом подразумевался закон, данный людям в Священном Писании.

Несоблюдение вышеуказанных постулатов, противоречие предписаниям и вечному божественному закону, согласно взглядам философа, позволяют сопротивляться греховной и незаконной власти, в отдельных случаях даже поощрялось восстание против тиранов, действия которых несут зло и противоречат принципам права народов.

Зачем изучать теологию

Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом. Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения

Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции

Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

Основная цель богословия — привести человека к живому общению с Богом

Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

Читайте о православной вере:

  • Православие в современном мире
  • О воскресении мертвых
  • Христианское женское служение

Трудовые обязанности

Обязанности специалиста зависят от места его службы. Теологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.

Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект. Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий. В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых. В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков. Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.

В широком значении

Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике

Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение. 

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

https://youtube.com/watch?v=hpp4cKbnxPY

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий. Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Теология — это наука или нет?

Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания».

Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.

Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.

Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.

Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком.

Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?» Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector