Кто должен платить торговый сбор и есть ли льготы?

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Определение

Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу — 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:

  1. Москвы;
  2. Санкт-Петербурга;
  3. Севастополя.

Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.

Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.

Скачать для просмотра и печати:

Где уже работает

Первоначально предполагалось, что мегаполисы сразу воспользуются предоставленным шансом пополнить бюджет. Однако на практике произошло иначе.

В НК РФ предусмотрено, что данный сбор устанавливается местным законом:

  • принят такой нормативный акт только в столице: закон № 62 от 17.12.2014;
  • остальные города пока ждут результатов «эксперимента».

Внимание: по состоянию на 2018 год ТС предусмотрен только для предприятий и ИП, осуществляющих торговую деятельность в Москве.

Предположительно власти Санкт-Петербурга и Севастополя не воспользовались главой 33 НК РФ по следующим причинам:

  • сложная экономическая ситуация в стране;
  • сомнительные результаты увеличения налоговых поступлений.

В связи с тем, что Президент РФ Владимир Путин на «Прямой линии» говорил о наметившемся экономическом росте, можно ожидать введенияТС и в остальных мегаполисах.

Как рассчитывается размер торгового сбора

Каждый предприниматель рассчитывает размер торгового сбора самостоятельно. Налог уплачивается ежеквартально не позднее 25 числа следующего месяца нового отчетного периода.

Для расчетов предпринимателю нужно пользоваться формулой:

Торговый сбор = ставка сбора * площадь объекта осуществления торговой деятельности.

Право на установление ставки торгового сбора отдано органам местной власти. В эти полномочия входят:

  • установление различных ставок торгового сбора для различных районов города и различных видов объектов;
  • снижение ставок на свое усмотрение, вплоть до нуля.

Вполне логично предположить, что ставка торгового сбора может зависеть от вида объекта торговли (ставка для павильонов в торговом центре будет выше, чем ставка для уличного ларька), от расположения объекта торговли (например, в центре города ставка будет выше, чем на окраине), или от вида реализуемых товаров (продовольственные товары, непродовольственные товары, товары для детей, для взрослых и так далее).

Наряду с этим на уровне федерального законодательства установлены ограничения по максимальным ставкам торгового сбора. При установлении ставки местные органы власти должны будут учитывать:

  • стоимость патента на торговлю. То есть максимальная ставка сбора не может превышать стоимость патента, выданного на три месяца;
  • вид торговли. Например, при осуществлении деятельности по организации розничного рынка ставка не может быть превышена 550 рублей на 1 квадратный метр площади торговли;
  • площадь объекта, который используется для торговой деятельности. Например, если торговля осуществляется в магазине, площадь которого больше 50 квадратных метров, то ставка рассчитывается на 1 квадратный метр, при этом максимальная стоимость патента, выданного на три месяца, должна делиться не более, чем на 50 единиц.

Пример, как рассчитывать торговый сбор

Если торговля осуществляется в стационарном объекте площадью 75 кв. м в г. Москва, то формула для расчета будет выглядеть следующим образом: торговый сбор = стоимость патента/50 * площадь магазина. На данный момент в Москве стоимость патента на торговлю сроком на 3 месяца равна 30 000 рублей. При расчете получаем, что максимальный торговый сбор за 1 квартал составит 30 000 руб/50 *75 кв. м. = 45 000 рублей.

ВАЖНО: размер торгового сбора напрямую зависит от стоимости патента на торговлю. Если власти повысят цену на патент, то увеличится и сумма торгового сбора.

Как встать на учет в качестве плательщика торгового сбора

Если предприниматель попадает в категорию лиц, обязанных уплачивать торговый сбор, то ему необходимо встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговый орган необходимо подать уведомление, заполненное в порядке, установленном законом.

Уведомление можно подать лично, посетив налоговую инспекцию, или отправить в электронной форме по доступному каналу связи.

Уведомление подается в течение 5 дней со дня начала использования объекта налогообложения для ведения торговой деятельности и содержит следующие данные:

  • вид торговли;
  • объект, с помощью которого осуществляется торговая деятельность;
  • физические характеристики объекта (площадь, количество торговых точек и так далее).

В случае изменения каких-либо характеристик объекта торговли, предприниматель обязан уведомить об этом налоговую инспекцию в течение 5 дней в установленном законом порядке.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Что такое торговый сбор?

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие общий режим налогообложения (ОСНО);
  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН).

Кто освобождается от уплаты торгового сбора?

  • ИП и другие организации, применяющие патентную систему налогообложения;
  • ИП и другие организации, применяющие ЕСХН.

ВАЖНО: закон предусматривает, что режим налогообложения ЕНВД нельзя применять к деятельности, в отношении которой установлен обязательный торговый сбор. Если в настоящее время организация осуществляет свою деятельность по системе ЕНВД, но она попадает в категорию лиц, обязанных уплачивать торговый сбор, то придется перейти на другой режим налогообложения.

Виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату торгового сбора

В п. 2 ст. 413 НК РФ определены виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату обязательного торгового сбора. К ним относятся:

  1. Торговля в объектах стационарной недвижимости, имеющих торговые залы;
  2. Торговля в объектах стационарной недвижимости, не имеющих торговые залы;
  3. Торговля через нестационарные торговые сети;
  4. Торговля с использованием складских помещений.

ВАЖНО: согласно п. 3 ст

413 НК РФ осуществление деятельности по организации розничных рынков приравнивается к торговой деятельности, поэтому также облагается торговым сбором.

Что является объектом обложения торговым сбором?

Торговым сбором облагаются не доходы и прибыль компании, а объект недвижимости и имущество, которые используются для осуществления торговой деятельности

Причем неважно, находится ли они в собственности предпринимателя, или арендуются

К объектам, которые облагаются торговым сбором, относятся:

  1. Любое помещение, стационарный или нестационарный объект недвижимости, который используется при осуществлении торговой деятельности;
  2. Любое недвижимое имущество, используя которое предприниматель организует розничный рынок.

Сроки использования объекта обложения торговым сбором не учитываются. Так как торговый сбор исчисляется ежеквартально, то даже при разовом осуществлении торговой деятельности, например, на рынке выходного дня или сезонной ярмарке, предприниматель обязан уплатить торговый сбор.

Сроки уплаты

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 1100

Статья 416. Учет плательщиков сбора

1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

2. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

3. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

4. В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

5. Формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, представляет собой соответствующее письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

7. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Статья 415. Ставки сбора

1. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

2. В целях определения предельных ставок сбора в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.

3. Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

4. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

5. Площадь торгового зала в целях настоящей главы определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 настоящего Кодекса.

6. Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Налоговая база и ставки

При уплате ТС используется специальный повышающий коэффициент. Применяют его для изменения ставки сбора. Начальное значение этой ставки – 550 рублей за один м² торговой площади. Эта сумма неизменна, меняется только значение повышающего коэффициента.

Размер повышающей ставки составляет в 2021 году – 1,382. Применяя к базовой ставке этот коэффициент, получаем следующее значение:

550 рублей * 1,382 = 760,10 рублей – такая фиксированная максимальная ставка установлена в 2021 году.

Различаются ставки не только по виду осуществляемой торговой деятельности, но и по местоположению объекта торговли, поскольку от этого в первую очередь зависит прибыль.

Районы, которые входят в Центральный АО Москвы Южный Административный округ, а также все районы САО (кроме Молжаниновского), СВАО (кроме Северного), ВАО (кроме районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), ЮВАО (кроме района Некрасовка), ЮЗАО (кроме районов Северное Бутово и Южное Бутово), ЗАО (кроме районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), СЗАО (кроме районов Митино и Куркино) Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский АО, Молжаниновский район САО, Северный район СВАО, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский районы ВАО, Некрасовка ЮВАО, Северное Бутово и Южное Бутово ЮЗАО, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково ЗАО, Митино и Куркино СЗАО
Торговля, осуществляемая через стационарные точки без торговых залов (кроме заправок) и через нестационарные торговые точки 81 000 40 500 28 350
Торговля, осуществляемая через стационарные точки с торговыми залами (до 50 м²) 60 000 30 000 21 000
Торговля, осуществляемая через стационарные точки с торговыми залами (свыше 50 м²) 1200 за каждый м² (до 50 м²) 50 рублей за каждый метр после 50 м² 600 за каждый м² (до 50 м²) 50 рублей за каждый метр после 50 м² 420 за каждый м² (до 50 м²) 50 рублей за каждый метр после 50 м²
Розничная торговая деятельность (связанная с развозами и разносами) 40 500 рублей
Розничные рынки 50 рублей за каждый м² торговой площади (сумма не может превышать 550 рублей за м² с учётом повышающего коэффициента)

Размеры ставок, приведённые в таблице, указаны за один квартал. Плата за ТС производится один раз в три месяца не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

Заключение

В нашей сегодняшней статье мы подробно с разных сторон рассмотрели все основные аспекты и наиболее типичные и вопросы, связанные с уплатой и начислением торгового сбора. Рассмотрели непосредственно сам процесс подачи уведомлений в ФНС, вопросы о включении ИП или организации в реестр плательщиков сбора и исключении из него. Рассмотрели порядок обжалования и исправления ошибок, связанных с неправомерным начислением торговых сборов.

Мы постарались изложить непростые и достаточно витиеватые формулировки простым для понимания языком. Правила начисления и порядок взимания сборов достаточно сложен и регламентируется множеством правовых актов, хотя и устанавливается всего лишь на местном муниципальном уровне, но на деле это только усложняет задачу и новичку, не подкованному юридически, понять и учесть все особенности взимания сбора очень сложно. В документах очень много оговорок и нюансов, поэтому, пожалуйста, изучите вопрос внимательно и тщательно, чтобы неожиданно для себя не попасть под штрафные санкции налоговиков. Как показывает практика оспаривать решения госорганов и добиться отмены вынесенных решений бывает довольно хлопотно и совсем непросто.

Подводя общий итог, можно сказать, что даже если вы не являетесь плательщиком сбора и относитесь к льготной категории предпринимателей, надо все равно ставить торгобъект на учет ФНС. Но при подаче уведомления, обязательно надо указать свою льготу. Уведомление надо подавать в территориальную ФНС в течение пяти дней, после фактического начала торговли, по месту нахождения вашего объекта, а для передвижных объектов — офиса организации или месту нахождения или жительства предпринимателя.

Если вам ошибочно начислили к уплате торгсбор, это начисление нужно обжаловать в течение двадцати дней или максимум в течение 180 дней. Если вы сможете доказать свою правоту, то начисления отменят, а если вы все-таки уже заплатили сбор — его зачтут как переплату. Главное – четко аргументировать свои доводы и приложить копии всех необходимых документов, так будет больше шансов для скорейшего разрешения вопроса в вашу пользу.

Если торговля на объекте прекращена, то надо также уведомлять ФНС в течение пяти дней. При перемещении стационарного объекта или изменении его площади, надо опять подать уведомление. Это можно делать онлайн, по почте или лично.

Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в рассмотренном сегодня вопросе, не забывайте следить за ежегодными изменениями по данному сбору, у него есть неприятное свойство постоянно меняться. Желаем удачи!

https://youtube.com/watch?v=q1u-IeBFt_Y

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector