Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах
Содержание:
- Общие требования охраны труда.
- Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
- Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
- Как правильно загрузить и разместить груз в кузове автомобиля
- Требования к персоналу
- ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
- ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
- При ручном способе погрузки и выгрузки надо соблюдать перечисленные ниже правила:
- 3 Раздел. Основные требования Приказа 642н к размещению грузов
- Правила выполнения работ вручную
Общие требования охраны труда.
1.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж. Перед началом работы мастер или руководитель работ должен ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения. Такой инструктаж проводится обязательно при каждом изменении условий труда.
1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти специальное обучение на право обслуживания этих машин и механизмов.
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить:
- под руководством специально выделенного опытного работника из числа административно-технического персонала;
- на спланированных площадках, имеющих уклон до 5град., а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда и снега и посыпанных песком или шлаком и др.противоскользящими материалами;
- средствами малой механизации (лебедками, блоками, домкратами или подъемными кранами в исправном состоянии) для перемещения грузов массой свыше 50 кг (каждое место в отдельности) и длиной более 3м;
- не создавая опасности для соседних производственных участков и посторонних лиц: пешеходов, жителей.
1.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны быть хорошо освещены.
1.5. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и распределение перерывов определяются ответственным руководителем работ.
1.6. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.
1.7. К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться рабочие и служащие в не отремонтированной спецодежде и с неисправными средствами индивидуальной защиты.
1.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылевидными материалами должны быть обеспечены респираторами и противопыльными очками.
1.9. При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски.
1.10. Пути перемещения грузов следует содержать в чистоте, захламленность и загромождение их не допускается.
1.11. При использовании всевозможных такелажных приспособлений (катков, сходен, тачек, канатов и др.), а также ломов и т.д. необходимо проверить их исправность до начала работ.
1.12. При подъеме и перемещении грузов вручную следует соблюдать нормы переноски тяжестей, установленные действующим законодательством:
- для мужчин старше 18 лет – 50 кг
- для женщин старше 18 лет:
- при чередовании с другой работой – 10 кг
- постоянное в течение рабочей смены – 7 кг
- подъем тяжестей на высоту более 1,5 м – 10 кг.
1.13. При получении травмы во время работы необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о случившемся руководителю работ:
1.14. За нарушение требований настоящей инструкции рабочие, привлекаемые к погрузочно-разгрузочным работам, несут дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии и в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
утверждены приказом Минтруда от 28.10.2020 № 753н и начали действовать с 01.01.2021.
С этой же даты отменились Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда от 17.09.2014 № 642н.
Сегодня я хочу представить вам сравнительный анализ основных изменений требований охраны труда при выполнении работ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов., которые имеют место быть на сегодня. Это очень удобно, чтобы сразу понять чем отличаются прежние требования, изложенные в
Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов от 17.09.2014 № 642н от вступивших в силу 01.01.2021г.
П.1 Кроме юрлиц и ИП, правила распространили и на работодателей-физлиц, раньше они были исключением. Теперь должны их соблюдать, например, частные нотариусы, адвокаты, владельцы личных домохозяйств, которые нанимают работников (п.1 Правил № 753н);
П.2 При разработке инструкций по охране труда нужно учитывать еще и требования технической документации изготовителей оборудования;
П.4 Теперь в Правилах № 753н нет возрастных ограничений. Запрет на допуск несовершеннолетних работников исключили. Раньше к погрузке и разгрузке, размещению грузов нельзя было допускать тех, кто моложе 18 лет. Также работодателя обязали проводить идентификацию опасностей и оценку профессионального риска;
П.4 Норму об удостоверении исключили из Правил №753н. Раньше правил требовали допускать к погрузке-разгрузке с применением грузоподъемных машин работников, у которых есть удостоверение на право производства работ.
Требование касалось, например, стропальщиков, крановщиков, водителей, такелажников. Из этого многие могут сделать ошибочный вывод, что теперь можно не направлять работников на обучение в учебный центр;
П.9 По новым нормам можно использовать электронный документооборот по охране труда. Использовать для этого нужно электронную подпись или любой другой способ, который позволяет идентифицировать личность работника;
П.7 В новые правила добавили перечень вредных и/или опасных производственных факторов, воздействие которых возможно на работников при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов;
П.28 Интервал до заднего борта машины при размещении вблизи здания не может быть меньше 80 см (раньше минимальным было расстояние 1,5 м);
П.13 Дополнили требования к съемным грузозахватным приспособлениям. Теперь приспособления без оплетки и других защитных элементов или с не используйте, если есть выступающие концы проволоки у места заплетки.
Новый запрет не позволяет использовать канатные и цепные съемные грузозахватные приспособления с повреждениями. Нельзя применять приспособления с узлами, порезами, обрывами нитей стропов из синтетических лент на текстильной основе, а также ленты, которые повредили химическими веществами;
П.26, 27 Установили дополнительные требования к перемещению грузов. Так, в пункте 26 правил указано, что масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины. У стреловых кранов — с учетом вылета стрелы выносных опор и противовесов.
В пункте 27 определено: если нет данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, его подъем с помощью грузоподъемной машины производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ;
п.36 Исключено требование грузов соблюдать интервал 3 м между идущими;
п.35 Если необходимо погрузить или разгрузить объекты массой от 50 до 500 кг, организация должна применять грузоподъемное оборудование и тельферы, лебедки, тали. В старой редакции правил такая обязанность появлялась при операциях с грузами от 80кг.
Ручная погрузка и разгрузка аналогичных грузов допускается под руководством лица, назначенного ответственным за безопасное производство работ приказом руководителя организации; Важное условие: нагрузка на одного сотрудника недолжна превышать 50 кг;
п. 39 Сократили высоту до 200–300мм, на которую необходимо поднять груз для проверки надежности строповки груза;
п.40 В новых правилах уточнили запрет перемещать груз над рабочими местами, где находятся люди. Раньше грузов, которые перемещают подвешенными только на крюк крана. Теперь требование действует для перемещений груза любым;
п.52 Для перехода работников по сыпучему грузу теперь можно применять не только страховочную привязь.
Разрешили использовать удерживающую привязь, чтобы не противоречить Правилам по охране труда для работ на высоте.
В новом приказе исправили опечатку в требовании к загрузке тележек вагонов. Разница загрузки для шестиосных вагонов теперь не должна превышать 15 тонн.
Пройдите обучение в государственном ВУЗе:
Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда
250 часов 1 раз
Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Дополнительное образование по охране труда
250 часов 1 раз
Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ
Подробнее
Повышение квалификации специалиста по охране труда
72 часов 1 раз / 5 лет
Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Обучение и проверка знаний требований охраны труда
40 часов 1 раз / 3 года
Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.
Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение
Подробнее
Как правильно загрузить и разместить груз в кузове автомобиля
Если выполняется массовая транспортировка легких грузов (в т.ч. продукции сельского хозяйства), то перевозчик обязан наращивать борта на кузове ТС. А также реализовать другие решения, чтобы увеличить грузовместимость автомобиля. При доставке сыпучих грузов навалом, верхняя часть груза не должна выступать над бортом.
Бестарные штучные грузы (трубы, металлические прутья) следует объединять в транспортные пакеты с целью сокращения времени на погрузку и прием товара при выгрузке.
Бестарные тяжеловесные грузы должны быть оборудованы закладными деталями и другими приспособлениями для возможности их подъема и перемещения (проушины, петли, рамы, выступы).
При упаковке товара на поддонах, они грузятся так, чтобы количество груза можно было проверить, не нарушая креплений и не сдвигая его на поддоне. Исключением являются только закрытые ящичные поддоны, на которых поставлены пломбы отправителя груза.
После того, как груз уложен в кузов, водитель проверяет его расположение и надежность креплений. Если замечены нарушения, угрожающие сохранности груза или представляющие опасность для автомобиля, он обязан сообщить об этом отправителю, который должен немедленно устранить выявленные нарушения.
Помимо этого, водитель проверяет, соответствуют ли требованиям ПДД габариты груза, нет ли опасности его выпадения через борт.
Перед тем, как грузить товары в контейнер или кузов автомобиля, грузоотправитель должен проверить, насколько они пригодны к доставке именно этого груза. Если имеет место неудовлетворительное санитарное состояние, неисправности или другие факторы, влияющие на сохранность груза в пути, отправитель обязан отказаться от использования этого контейнера или автомобиля. Отметка о несоответствии делается в путевом листе или товарно-транспортной накладной, с ее заверением подписью отправителя, печатью или штампом.
При наличии разногласий по поводу возможности применения машины или контейнера, об этом составляется соответствующий акт, который подписывают представители транспортной компании и грузоотправителя, заверяется печатью или штампом.
Требования к персоналу
К работам допускаются только люди старше 18 лет. При этом каждый должен пройти медицинское освидетельствование, которое не выявило противопоказаний для участия в подобных работах. Грузчикам, которые работают в транспортировке скотины, перед выполнением мероприятий должны делаться соответствующие прививки. Рабочие инженерно-управляющего звена, отвечающие за безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных мероприятий, должны иметь навыки обслуживания технологических процессов, знать нормы обеспечения безопасности и использования подъемно-транспортной техники. Профессиональные услуги грузчиков, которые должны будут участвовать в работе с опасными и особо опасными материалами, даже при наличии у них соответствующей квалификации, можно использовать только после инструктажа перед началом погрузочно-разгрузочных операций. Руководитель мероприятия должен обозначить специфические характеристики груза и указать на нюансы физического обращения с ним.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану по тел. 101 или 112, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 103 или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары необходимо подать команду машинисту крана (крановщику) команду «Стоп», предупредить всех работающих и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасную работу с применением ПС.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Перед началом работы работники обязаны надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
2.2. После получения задания у руководителя работ работники обязаны:
— подобрать технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствие требованиям безопасности;
— проверить отсутствие помех в зоне производства работ;
— погрузочно-разгрузочную площадку, проходы и проезды освободить от посторонних предметов, засыпать ямы, рытвины, скользкие места посыпать противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);
— проверить освещенность рабочих мест.
2.3. Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— отсутствие необходимых средств механизации;
— неисправностях оборудования и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
— значительный уклон площадки или загроможденность зоны работ;
— недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
— наличия помех (выступающих предметов, оголенных проводов, работающего крана) в зоне производства работ.
2.4. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
2.5. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
При ручном способе погрузки и выгрузки надо соблюдать перечисленные ниже правила:
- грузы, упакованные в неисправную тару, или ящики с торчащими гвоздями, окантовкой и т.д., к переноске не допускаются;
- неупакованный лед, а также товары в жесткой таре, надо переносить только в рукавицах;
- режущие, колющие и острые инструменты или изделия должны быть упакованы в чехлы или пеналы;
- для стеклянной посуды надо предусмотреть устойчивые подставки; посуда битая, с трещинами или сколами, к погрузке не допускается; для перевозки пустой стеклотары должны быть ящики с гнездами;
- при погрузке и выгрузке товаров можно использовать доски толщиной не менее 50 мм; при необходимости, чтобы исключить опасный прогиб, под доску ставится подпорка;
- один человек может переносить груз массой не выше 50 кг; допускается переносить груз весом от 50 кг до 80 кг в том случае, если для его подъема или опускания привлекаются другие грузчики.
Ориентировочное время погрузки и выгрузки автомобиля, а также продолжительность дополнительных операций, связанных с этими работами, указана в Приложении к данному разделу Устава. Время подачи машины под загрузку считается с того момента, когда водитель в погрузочном пункте предъявляет путевой лист. То же самое под выгрузку – когда в пункте выгрузки предъявляет товарно-транспортную накладную. Если в указанных пунктах имеются КПП, аналитические лаборатории для проверки груза или въездные ворота, то время приезда на погрузку или выгрузку считается с момента предъявления одного из указанных выше документов на этих участках.
При исчислении времени простоя машины под погрузкой или выгрузкой, время движения от ворот или КПП до погрузочно-разгрузочной площадки не учитывается.
Если машина прибыла для погрузки раньше, чем это было согласовано между перевозчиком и грузоотправителем, то считается, что она была подана на погрузку в оговоренное время. Исключение составляет лишь тот случай, когда отправитель начинает погрузку сразу после фактического прихода автомобиля.
Отправители и получатели грузов должны отмечать в ТТН точное время подачи машины на пункт погрузки или выгрузки, а также ее убытия. Время пробега от погрузочно-разгрузочной площадки до ворот или КПП, которое не считается при исчислении общего времени погрузки или выгрузки, указывается в договоре на доставку грузов.
3 Раздел. Основные требования Приказа 642н к размещению грузов
- Размещение грузов производится по технологическим картам, с указанием мест размещения, размера проходов и проездов. Поэтому, на каждой площадке должна быть схема размещения грузов
- При размещении грузов запрещается загромождать проходы к противопожарным инвентарям, гидрантам, а также выходы из помещений.
- Размещение грузов в плотную к станам, колоннам здания, а также к оборудованию — не допускается. Данное расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания должно составлять не менее 1 метра! Между грузом и потолочным светильником – не менее 50 сантиметров.
- Высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 метров. При использовании грузоподъемных механизмов – не менее 6 метров.
- Ширина проезда меду штабелями всегда определяется габаритами транспортных средств.
- Грузы в таре всегда укладываются в устойчивые штабеля. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается!
- Ящики в зарытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3-5 метров.
- Крупногабаритные грузы размещаются в один ряд на подкладках.
- Если вблизи мест складирования проходят железнодорожные пути, либо наземные крановые пути, то в этом случае расстояние от ближайшего рельса до груза должно быть не менее 2-х метров при высоте штабеля до 1,2 метра. (если высота штабеля более 1,2 метра, то расстояние между рельсом и грузом должно быть не менее 2,5 метра).
- Грузы не должны примерзать к площадке (понятие мертвого груза).
Правила выполнения работ вручную
Если планируется выполнять погрузку и разгрузку без применения специальной техники, то нужно будет учитывать следующие правила:
- Операции с режущими, острыми и колющими предметами выполняются только при условии, что изделия помещены в чехлы и специальные пеналы.
- Стеклянные и другие хрупкие предметы можно перемещать только в специальной таре – по возможности в ячеистой. Ставить тару на временное хранение допускается только при условии надежности основания.
- Если решено использовать услуги грузчиков, то для них максимальная нагрузка будет равна 50 кг. Причем расстояние в этом случае составляет не более 25 м.
- Для ручного перемещения не допускаются токсически опасные грузы.