Счет 68 бухгалтерского учета «расчеты по налогам и сборам»

Расчет единого социального налога

Расчеты единого социального налога (взноса) организации в отношении взносов в государственные (внебюджетные) фонды, а также расчеты с работниками по причитающимся им выплатам из фонда социального страхования проводятся по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и социальному обеспечению». Исчисление и уплата единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются организациями в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 24) и Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465.

У этого счета есть субсчета:

  • 69-1 «Положение о пенсионном страховании»,
  • 69-2 «Пенсионные расчёты,
  • 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»,
  • 69-4 «Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний».

На счет 69 зачисляются суммы выплат по социальному страхованию и страхованию персонала, подлежащие перечислению в соответствующие фонды, в соответствии со счетами, отражающими накопление заработной платы в отношении отчислений, подлежащих произведению организацией.

Налогоплательщиками данного налога являются организации, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Предметом налогообложения по единому социальному налогу являются выплаты и прочие вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям, исчисленные после окончания месяца по методу начисления за год.

В то же время они не включаются в доходы (налоговую базу), особенно следующие платежи:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законом;
  • все виды законных компенсационных выплат, в том числе связанных с увольнением работников, включая компенсацию за неиспользованный отпуск; компенсацию командировочных расходов и расходов на переезд на другое рабочее место (в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации);
  • суммы единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и других исключительных обстоятельств, квалифицируемые в качестве таковых в решениях компетентных государственных органов.

В рамках займа на счете 69 отражены суммы взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с дебетированием соответствующих счетов, которые учитывают, в частности, расходы на оплату труда:

  • 08 «Инвестиции в основной капитал» — работники, занятые в капитальном строительстве по экономическому методу;
  • 20 «Основная продукция», 23 «Вспомогательная продукция», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д., включенные в соответствующие счета. — Работники, занятые в основном во вспомогательном производстве и управлении;
  • 70 «Сравнение с персоналом по оплате труда» — в некоторых случаях выплаты производятся за счет сотрудников организации;
  • 91 «Прочие доходы и расходы» — в отношении социальных выплат, отнесенных на прибыль, и штрафов за просрочку платежа.

Дебетование счета 69 «Расчеты в области социальной защиты и безопасности» отражает, в частности, средства, перечисленные в государственные (внебюджетные) фонды или использованные в установленном порядке на социальное обеспечение в соответствии с остатками на счете:

  • 51 «Текущие счета» — перечисление взносов в государственные (внебюджетные) фонды;
  • 50 «наличные», 70 «заработная плата» — выплаты работникам в случае временной нетрудоспособности, за детей, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и отдых для работников и членов их семей и др.

Они не облагаются налогом:

  • пособия по беременности и родам;
  • единовременное пособие для женщин, состоящих на учете в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячные карманные деньги на срок отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • пособие на усыновление;
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами;
  • пособие на похороны.

Как заполняется КРСБ

Формирование КРСБ происходит по следующим критериям:

  • срок уплаты налога (КРСБ формируется по налогам, уплачиваемым в настоящий момент, а также поквартально);
  • КБК налогоплательщика;
  • ОКТМО;
  • Статус налогоплательщика или налогового агента.

Бланк карточки заполняется по следующим правилам:

  • в КРСБ вносятся сведения по НДФЛ, только после прохождения соответствующей проверки;
  • суммы НДФЛ, не удержанные налоговым агентом, не заносятся в карточку;
  • недоимка по налогам исчисляется не только на основании данных КРСБ, но и на основании иных документов, содержащих суммы выплат.

Для того, чтобы контролировать состояние своего лицевого счета налогоплательщик обращается в налоговую и запрашивает справку по КРСБ, выписку, а также акт сверки. Узнать информацию о том, если ли у налогоплательщика какие либо долги можно одним из способов:

  • на сайте налоговой ru, через личный кабинет налогоплательщика (начиная с 2015 года проверка стала доступной не только для организаций, но и для ИП);
  • через систему Контур экстерн посредством сервиса ИОН-offline, где также можно провести сверку.

Обративший к сервису информационного обслуживания налогоплательщика, могут быть сформированы следующие документы:

  • справка о состоянии личного счета;
  • акт сверки;
  • выписка о расчетах с бюджетом;
  • справка по исполнению налогоплательщиком своих обязательств по налогам;
  • отчет по представленной налоговой и бухгалтерской отчетности за отчетный год.

С целью автоматизации получения данных из ИОН может быть использовано ПО «Баланс-2», позволяющее импортировать данные в нужную электронную систему документооборота.

На сайте налоговой выдача сведений происходит в формате PDF, что для крупных компаний является неудобным. Для них удобным способом будет автоматическая сверка расчетов.

КРСБ представляет собой довольно важный и информативный документ. Однако, говорить о том, что в карточке представлена исчерпывающая информация – нельзя. Если налоговая при проведении проверки ссылается на данные карточки, то это по отношению к налогоплательщику считается неправомерным, а результаты могут быть оспорены в суде. То есть карточка не может считаться самостоятельным документом, на основании которого не может проводиться сверка по начисленным и выплаченным налогам.

Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС

Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.

Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.

Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.

Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.

Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.

Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.

Учет ведется на субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Начисление взносов оформляется записью:

Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.

Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:

Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.

Субсчета

Для каждого вида налога, который обязана перечислять организация, есть свой субсчет. По способам начисления принято подразделять налоги на следующие виды:

  • имущественные — они оплачиваются за пользование объектами. К ним относятся земельные участки, транспорт, техника. Все то, что находится на балансе у организации. Сумма налога рассчитывается из учета стоимости облагаемой базы. На нее не влияют результаты деятельности фирмы;
  • косвенные — они включаются в сумму за товар или предоставление услуги. Сюда входит НДС, таможенный сбор, акцизы.

68 счет субсчета используется по сборам и налогам, которые должна перечислять компания. Они зависят от сферы деятельности и выбранного налогового режима. Для каждого вида налога должен быть открыт свой субсчет:

  • 68.13 — сбор с торговли;
  • 68.12 — УСН;
  • 68.11 — ЕНВД.

Классификация субсчетов производится на основании инструкции по применению плана. В общих случаях в состав входят:

  • налог на прибыль;
  • водный, транспортный, игорный;
  • местные взносы в бюджет;
  • единый вмененный;
  • сельхозналог.

Также к субсчету счета 68 относят налог на имущество.

На вопрос, НДФЛ какой счет в плане счетов, ответ будет следующий. Для начисления и уплаты налога на доходы физических лиц открывается субсчет 68.1. Всю информацию о начислениях, вычетах, уплатах и любых операциях с добавленной стоимостью отражает счет 68 02.

Если компания платит акцизы, то для них открывается субсчет 68.3. Для организаций, работающих по общей системе налогообложения, необходим 68.4.

Организации на общей системе налогообложения, платящие налог на прибыль, для его учета открывают субсчет 68.4.

Классификация

А что в налоговой?

Кто подготавливает справку? Индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит предоставление справки в соответствии с НК РФ.

Форма справки. Регламентом предусмотрено несколько форм справок. Для организаций и индивидуальных предпринимателей форма справки приведена в Приложении 8 к Регламенту, для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, форма справки и Приложение к ней приведены в Приложениях 10 и 10-1 к Регламенту соответственно.

Примечание. Справку о состоянии расчетов с бюджетом не следует путать с другими документами: справкой об отсутствии задолженности и актом сверки расчетов.

Срок подготовки справки. Справка предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса налогоплательщика (его представителя) в инспекции ФНС.

В каких случаях могут отказать? Справка не предоставляется налогоплательщику (его представителю) по следующим основаниям:

  • направление запроса налогоплательщика (его представителя) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление справки;
  • отсутствие в запросе полного наименования организации (фамилии, имени, отчества физического лица), ИНН (только для организаций), подписи руководителя организации (физического лица), печати организации, если запрос представлен на бумажном носителе (не на бланке организации);
  • представление уполномоченным представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему копии документа (доверенности), подтверждающего в установленном порядке полномочие представителя на получение справки;
  • наличие в запросе нецензурных или оскорбительных выражений.

Примечание. Перечень оснований для отказа носит закрытый характер.

Последовательность действий работника ФНС. Должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции:

  • определяет наличие оснований, по которым справка не предоставляется налогоплательщику. В случае, когда в запросе отсутствует хотя бы один из реквизитов, предусмотренных Регламентом, и при наличии оснований для отказа в выдаче справки, установленных Регламентом, инспектор не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации запроса докладывает о данном факте начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС и подготавливает в двух экземплярах письмо о неисполнении государственной функции с указанием причины;
  • регистрирует запрос с указанием входящего номера документа и даты его поступления в информационном ресурсе налогового органа «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками»;
  • оформляет справку в установленный срок;
  • выдает справку. Конечным результатом исполнения административной процедуры по индивидуальному информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам является либо предоставление налогоплательщику (его представителю) справки, либо письмо налогоплательщику (его представителю) о неисполнении государственной функции (в случае отказа).

Последовательность действий сотрудника ФНС можно представить в виде схемы.

             -----------------------------------------------¬             ¦Запрос заявителя на выдачу справки о состоянии¦             ¦ расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам ¦             L------------------------T----------------------                                      ¦                                     ¦/                 Да       ----------------------¬      Нет          ----------------+Правомерность запроса+-------------¬          ¦               L----------------------             ¦         ¦/                                                 ¦/----------------------¬                             ----------------------¬¦     Регистрация     ¦                             ¦      Подготовка     ¦¦      заявлений      ¦                             ¦  аргументированного ¦¦                     ¦                             ¦  письма о возврате  ¦¦                     ¦                             ¦       запроса       ¦L---------T------------                             L---------T------------         ¦/                                                  ¦----------------------¬                                       ¦¦ Формирование справки¦                                       ¦¦ о состоянии расчетов¦                                       ¦L---------T------------                                       ¦          ¦               -----------------------¬            ¦          ¦               ¦ Оформление исходного ¦            ¦          L-------------->¦       документа      ¦<------------                          ¦Отправка или вручение ¦                          ¦       заявителю      ¦                          L-----------------------

Учет полученного НДС

Учет полученного НДС осуществляется следующим образом:

получение НДС по облагаемым операциям:

Дт — банковские счета клиентов, счета по учету требований и обязательств, счета по учету расчетов с покупателями, поставщиками, подрядчиками, счет кассы и т.д.

Кт 60309 (П) «Налог на добавленную стоимость полученный»;

начисление НДС при безвозмездной передаче имущества банка, в том числе в рекламных целях:

Дт 70606 «Расходы», символ 26411 «Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации. 4. Организационные и управленческие расходы: налоги и сборы, относимые на расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации»

Кт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС;

начисление НДС при реализации и (или) ином выбытии имущества банка:

Дт 61209 (-) «Выбытие (реализация) имущества»

Кт 60309 (П) «Налог на добавленную стоимость полученный».

Передача филиалами сумм НДС на баланс головного отделения банка отражается в балансах филиалов бухгалтерскими записями:

Дт 60309 (П) «Налог на добавленную стоимость полученный»

Кт 30305 (П) «Внутрибанковские обязательства по распределению (перераспределению) активов, обязательств, капитала», лицевой счет, открытый на соответствующий филиал.

Передача филиалами сумм НДС на баланс головного отделения банка отражается в балансе головного отделения банка следующими бухгалтерскими записями:

Дт 30306 (А) «Внутрибанковские требования по распределению (перераспределению) активов, обязательств, капитала», лицевой счет, открытый на головное отделение банка

Кт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС.

Примечание. В сводном ежедневном балансе кредитной организации остатки по счетам 30305 и 30306 должны быть равны.

Корректировка суммы ранее полученного или начисленного НДС в пределах имеющегося на счете остатка отражается в балансе бухгалтерскими записями:

Дт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС, 60309 (П) «Налог на добавленную стоимость полученный»

Кт 60312 (А) и другие счета «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями», 60314 (А) «Расчеты с организациями-нерезидентами по хозяйственным операциям», 70601 (П) «Доходы».

Полученный НДС относится на расчеты с бюджетом следующими бухгалтерскими записями:

Дт 60309 (П) «Налог на добавленную стоимость полученный»

Кт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС.

Перечисление НДС в бюджет отражается в балансе головного отделения банка:

Дт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС

Кт 30102 (А) «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Сумма округления, образовавшаяся при перечислении НДС в бюджет, относится на доходы/расходы в балансе головного отделения следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС

Кт 70601 «Доходы», символ 17306 «Прочие доходы. 3. Другие доходы, относимые к прочим: другие доходы»

или

Дт 70606 «Расходы», символ 26412 «Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации. 4. Организационные и управленческие расходы: другие организационные и управленческие расходы»

Кт 60301 (П) «Расчеты по налогам и сборам», лицевой счет, открытый для расчетов с бюджетом по НДС.

В зависимости от установленного в кредитной организации документооборота и используемого программного обеспечения полученный НДС возможно учитывать и путем отнесения его в момент признания доходов по облагаемым операциям на отдельный лицевой счет, открытый на балансовой позиции 60309. Далее, в момент получения денежных средств для погашения образовавшейся дебиторской задолженности, соответствующая ей сумма НДС переносится на лицевой счет, на котором учитывается НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

Помимо платежей в бюджет, предприятие производит платежи во внебюджетные фонды в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В ПФ РФ предприятие уплачивает:

  • страховые взносы на пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который предназначен для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в организации открыты субсчета 69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». На субсчетах, соответственно, учитываются расчеты по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. По кредиту отражаются суммы платежей, подлежащие уплате в соответствующие фонды; по дебету – перечисленные суммы платежей.

Счет 69 кредитуется на суммы платежей, которые подлежат перечислению в соответствующие внебюджетные фонды. Операции отражаются в корреспонденции со счетами, на которых отражается начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации, и в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в части отчислений, производимых за счет работников организации. По дебету счета 69 отражаются операции по перечислению соответствующих сумм платежей.

Что должен знать бухгалтер по налогам?

Этот специалист, по сути, должен соединять в себе качества бухгалтера и налогового консультанта.

«Бухгалтерская» часть знаний включает в себя:

  1. Нормативные акты, регулирующие бухучет. В первую очередь:
    • закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
    • система ПБУ, регулирующих различные сферы учета;
    • план счетов и инструкция по его применению;
    • разъяснения Минфина РФ и других ведомств по поводу применения бухгалтерского законодательства.
  2. Методы ведения бухучета.
  3. Порядок отражения хозяйственных операций на счетах.
  4. Использование специализированного ПО для ведения учета.
  5. Организацию документооборота.

«Налоговый» раздел знаний бухгалтера, естественно, базируется на НК РФ. Однако для безошибочного расчета обязательных платежей изучения одного Налогового Кодекса явно будет недостаточно.

Многие положения налогового законодательства содержат в себе неясности и противоречия. Кроме того, нормы в этой области постоянно меняются. Поэтому бухгалтер должен регулярно отслеживать все изменения и пользоваться разъяснениями государственных органов, касающихся расчета налогов и сборов. Причем речь здесь идет не только о Минфине и ФНС, хотя, конечно, именно эти ведомства курируют налоговую сферу.

Однако бухгалтеру нужно помнить и о других государственных органах. К налогам, с точки зрения бизнесмена, относятся и обязательные страховые взносы с фонда оплаты труда (хотя формально они таковыми и не являются). Поэтому, если налоговый бухгалтер занимается отчислениями с ФОТ, то он должен разбираться в трудовом праве и применять в работе разъяснения Минтруда, ПФР и ФСС.

Типы бухгалтерских проводок

Все проводки можно разделить на несколько типов:

1. Изменения в имуществе предприятия. Эта группа включает только активные и активно-пассивные счета. Она предполагает, что имущество компании перераспределяется, а баланс при этом не меняется.

Например: ООО «Розетка» перевело деньги из кассы на расчетный счет, чтобы рассчитаться с поставщиком. Эта операция отразится проводкой: Дт 51 Кт 50, то есть денег в кассе у нас стало меньше на 42 000, их мы положили на расчетный счет.

2. Изменения в обязательствах предприятия. Эта группа включает только пассивные и активно-пассивные счета. Она предполагает, что обязательства компании перераспределяются, не изменяя баланс.

Например: ООО «Розетка» договорилось переквалифицировать задолженность в краткосрочный займ. Эта операция отразится проводкой: Дт 60 Кт 66, то есть долг кредитору в сумме 42 000 рублей превратился в краткосрочные обязательства на ту же сумму.

3. Изменяются обязательства и имущество предприятия — баланс увеличивается. В этой группе участвуют все виды счетов: по дебету — активные и активно-пассивные, а по кредиту — пассивные и активно-пассивные. В данном случае увеличивается и актив и пассив баланса.

Например: ООО «Розетка» купило провода у поставщика за 42 000 рублей. Как раз в этом случае у нас увеличились обязательства перед поставщиком на 42 000 рублей и увеличилась стоимость материалов на 42 000 рублей.

4. Изменяются обязательства и имущество предприятия — баланс уменьшается. Эта группа включает пассивные и активно-пассивные счета по кредиту, по дебету — активные и активно-пассивные. В этом случае уменьшается актив и пассив баланса.

Например: ООО «Розетка» погасило задолженность перед поставщиком с расчетного счета. Эта операция отразится проводкой: Дт 60 Кт 51. В данном случае у нас стало меньше денег на расчетном счете и пропала задолженность перед поставщиком.

Кроме этого, все проводки можно разделить на простые и сложные. Простые проводки включают только 2 счета, а в сложных их может быть больше. При этом каждую сложную проводку можно отразить несколькими простыми. Такое происходит, когда на один общий счет мы записываем поступление с двух и более других счетов.

Например: ООО «Розетка» купило у поставщика не только провода за 42 000 рублей, но и спецоборудование за 128 000 рублей. Сложная проводка будет выглядеть так:

Дт 10 «Материалы» — 42 000 рублей

Дт 07 «Оборудование для установки» — 128 000 рублей

Кт 60 « Расчеты с поставщиками» — 170 000 рублей.

Эту сложную проводку можно записать двумя простыми:

Дт 10 Кт 60 — 42 000 рублей

Дт 07 Кт 60 — 128 000 рублей.

Сложные проводки, вопреки своему названию, делают учет проще, потому что сокращают количество записей. Это экономит много времени.

Счет 68 в бухгалтерском учете

Своевременно и в полном объеме уплачивать налоговые платежи в бюджет — обязанность всех экономических субъектов. О том, как правильно отражать начисление и расчеты по таким обязательствам в бухучете, расскажем в нашей статье.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Размеры и периодичность налоговых платежей устанавливает действующее фискальное законодательство. Так, НК РФ предусматривает расчеты с бюджетами федерального, регионального и местного уровней. А помимо налоговых обязательств, компании довольно часто обязаны уплатить и специфические сборы. Например, государственную пошлину либо местный торговый сбор.

Согласно Приказу Минфина № 94н, для отражения расчетов по государственным налогам и сборам следует применять счет 68 в бухгалтерском учете. Отметим, что помимо разделения фискальных обязательств по уровням бюджета-получателя, налоги подразделяют на:

  1. Имущественные. Такой вид НО уплачивается за пользование конкретным видом имущества. Например, если компания эксплуатирует транспорт, землю, здания и прочее, то фирма обязана уплатить государству определенную сумму средств. Размер имущественных НО определяется из расчета объема налогооблагаемой базы, помноженной на ставку.
  2. Косвенные. НО, которые входят в стоимость товаров, работ или услуг, следует относить к косвенным. Например, к такому виду НО относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы и пошлины.
  3. По результату. Данные НО рассчитываются с конкретного результата экономической деятельности субъекта за определенный период времени (расчетный период). Например, налог на прибыль организации. Показатели расчетов по этому виду НО должны совпадать с декларациями и другой отчетностью, предоставленной в ФНС.

Показатели 68 счета бухгалтерского учета отражают не только сумму начисленного долга перед государством, но и размер перечисленных средств в бюджетную систему РФ, а также суммы налоговых обязательств, подлежащих возврату или принятых к вычету.

Особенности учета по счету 68

Данный бухсчет относят к группе активно-пассивных, то есть сальдо по счету 68 может быть не только дебетовым, но и кредитовым. Все зависит от того, в чью пользу числится задолженность: в пользу компании или государства.

Операции следует отражать в разрезе видов налоговых обязательств. Для организации данной детализации в рабочем ПС предусматривают специальные субсчета к 68 счету:

Отметим, что компания не обязана вводить все вышеперечисленные субсчета. Достаточно внести в учетную политику только те, которые используются в хозяйственной деятельности фирмы. Большинство российских организаций применяют только два субсчета: бухсчет 68-01 — для отражения операций по НДФЛ в разрезе по каждому сотруднику, и бухсчет 68-02 — для расчетов с бюджетом по НДС.

Итоговое сальдо по счету 68 в разрезе налоговых обязательств может быть разным. Следовательно, формируется развернутое сальдо по действующим субсчетам. Например, задолженность по одному налогу, что отражается по кредиту 68 счета, а переплата по другому относится в дебет. В таком случае при включении показателей бухсчета 68 в годовой бухгалтерский баланс и другую финансовую отчетность проконтролируйте, чтобы дебетовые остатки были включены в актив баланса, а кредитовые — в пассив.

Типовые проводки по счету 68

Операция

Дебет

Кредит

НДС

Начислен НДС

90 — от основного вида деятельности

91 — от прочей деятельности

76 — по авансам от кредиторов

62 — по авансам от покупателей

19 — по продукции и товарам для собственных нужд

68-02

НДС принят к вычету

68-02

19

Налог на добавленную стоимость удержан налоговым агентом

76

60

68-02

НДС восстановлен

20

26

44

91

68-02

НДФЛ

НДФЛ удержан из доходов персонала

71 — из заработной платы

73 — из прочих доходов

75 — из дивидендов

68-01

На прибыль организаций

ННП начислен с доходов отчетного периода

99

68-04/2

ННП удержан налоговым агентом

76

60

68-04/2

На имущество организации

Начисление

91, 26, 44

68-08

На транспорт

Начислены налоговые обязательства

26, 44

68-07

На землю

Отражено начисление

26, 44

68-06

Государственные пошлины, сборы

Начислены сборы и пошлины

91, 26, 44, 08

68-10

Перечисление платежей, расчетов по налогам и сборам: счет 68 отражается по дебету и одновременно кредитуются бухсчета 50 «Касса» или 51 «Расчетный банк.счет». Например, перечислен НДФЛ, проводка:

Дт 68-01 Кт 51.

По учету налога на добавленную стоимость и порядку его возмещения и принятия к вычету, определения НДС к уплате (счет 68) — у бухгалтеров возникает огромное количество вопросов. Подробно о том, как организовать достоверный учет НДС, читайте в статье «НДС: проводки».

Общие положения по урегулированию расчетов по налогам и сборам

Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами (по налогам и сборам) осуществляются в рамках отношений между коммерческой организацией и государственной налоговой системой.

Налоговая система — это система налогов, сборов и других платежей, сбор которых осуществляется в установленном законом порядке.

Порядок определения и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Под налогом понимается обязательная, индивидуальная безвозмездная выплата, взимаемая с организаций и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или предпринимательского управления денежных средств в целях финансовой поддержки со стороны государства и (или) муниципальных образований.

Под платой понимается обязательная плата, взимаемая организациями и физическими лицами, уплата которой является одним из условий совершения юридически значимых деяний, в том числе за предоставление определенных прав или разрешений (лицензий) в отношении плательщиков платы со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц.

Российская Федерация устанавливает федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы — это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, введенные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами и сборами являются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, введенными в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Общая схема налогового учета:

При создании объекта налогообложения производится кредит на счет 68 «Расчеты налогов и сборов» и дебет на счета тех источников, из которых возвращаются налоги — производственных расходов;

  • 20 «Основная продукция»;
  • 23 «Вспомогательная продукция»;
  • 25 «Общие производственные расходы»;
  • 26 «Общие производственные расходы»;
  • 29 «Содержание производства и экономики»;
  • 44 «Коммерческие расходы» и т.д. и т.п. ;
  • Уменьшение доходов со счета продаж 90;
  • «Коммерческие расходы», субсчета «НДС», финансовых результатов — счет 99 «Прибыль и убытки» и т.п.

Источник, за счет которого возмещаются определенные налоги, указан в соответствующих законодательных или административных актах (законах и инструкциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам);

при уплате налогов дебетование и зачисление на кассовые счета — 51 «Текущие счета», 52 «Валютный счет» (в случаях, когда налоговое законодательство разрешает или разрешает уплату налогов в иностранной валюте), 55 «Специальные счета в банках» — при уплате налогов со специальных счетов в банках (в случае недостаточного остатка средств на текущих счетах) При определенных условиях налоги и сборы также могут быть оплачены наличными (поступления: дебетование счета 68 кредит счета 50 «Наличные»).

Расходы организаций по уплате налога на недвижимость добавляются к стоимости товаров (работ, услуг) (дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 68).

Прочие местные налоги и сборы оплачиваются компаниями и организациями за счет части прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход) (дебет на счет 99 «Прибыль и убытки» кредит на счет 68).

Среди основных налогов и сборов, уплачиваемых большинством организаций, — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, единый социальный налог (сбор).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector