Уровень существенности в аудите

Существенность и интересы пользователей финансовой отчетности

В предыдущей статье авторы уже останавливались на необходимости принятия во внимание интересов пользова­телей при определении уровня существен­ности для финансовой отчетности в целом. Уровень такой существенности показывает общую пороговую величину искажений в от­четности

В этом контексте мы рассматри­ваем существенность как «свойство, прису­щее информации, заключающееся в ее способности влиять на экономические решения пользователей такой информации» . Этим свойством обусловлена приоритетность ин­тересов пользователей при определении ау­дитором количественного уровня существен­ности. Задача аудитора — учесть эти инте­ресы при выражении собственного профес­сионального суждения.

Так как для каждой группы пользовате­лей понятие «существенного» является разным, можно сделать вывод о субъективно­сти данной величины. Именно поэтому установление единого (универсального) количественного уровня существенности является невозможным, как и определение того, что может быть существенным в каж­дой конкретной ситуации.

Статья 6 Федерального закона «Об ауди­торской деятельности» гласит, что «аудиторское заключение — официальный до­кумент, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о до­стоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица».

Аудитор, выражая свое мнение о достоверности фи­нансовой отчетности, обеспечивает «повы­шение степени уверенности пользователей в финансовой отчетности» . Соответ­ственно повышается и степень уверенности пользователей в обоснованности и эконо­мической целесообразности принимаемых ими решений на базе такой отчетности.

Таким образом, пользователи финансовой отчетности вправе определять уровень су­щественности информации исходя из соб­ственных интересов и потребностей. В свою очередь, аудитор должен обосновать при­емлемый метод расчета уровня существен­ности для финансовой отчетности в целом.

В качестве основных процедур опреде­ления существенности для финансовой от­четности в целом нами выделены :

  1. определение возможных контрольных показателей;
  2. обоснование выбора контрольного по­казателя;
  3. определение процента (доли), приме­няемого к выбранному контрольному показателю, на основе интересов пользовате­лей (контрольного процента);
  4. непосредственно расчет существен­ности для финансовой отчетности в целом путем умножения надлежащего контроль­ного показателя на контрольный процент.

Данные процедуры реализуют требования стандарта МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».

Существенность в государственном аудите

Существенность государственного аудита отличается от существенности аудита частного сектора по нескольким причинам.

Наиболее важно то, что из-за формата финансовой отчетности правительства штата и местного самоуправления в соответствии с GAAP , Руководство по аудиту AICPA для органов государственного управления штата и местного самоуправления требует, чтобы аудиторы рассматривали существенность по «экспертным оценкам», а не по финансовой отчетности в целом. Руководство определяет единицы мнений следующим образом:. Общегосударственный уровень (три блока):

Общегосударственный уровень (три блока):

  1. Правительственная деятельность;
  2. Виды деятельности; а также
  3. Дискретно представленные составные части в совокупности.

Уровень фонда (минимум два): Talatech Inc.

  1. Общий фонд (всегда основной фонд);
  2. Прочие крупные фонды, определенные в государственные фонды или фонды предприятий. Каждый крупный фонд — это экспертная единица. Если нет основных фондов, то будет только две единицы мнения — общий фонд и остальная информация о фонде; а также
  3. Информация об оставшемся фонде, включающая все другие негосударственные фонды и фонды предприятий, тип фонда внутренних услуг и тип фидуциарного фонда. (Обычно он присутствует всегда, хотя отдельные компоненты и размер будут меняться в зависимости от государственных органов.)

Это функционально снижает существенность финансовой отчетности государства и местного самоуправления на порядок по сравнению с существенностью финансовой отчетности частной компании. Благодаря уникальной концепции существенности аудиторское заключение выражает мнение в отношении каждой единицы, составляющей мнение.

Более того, основные пользователи финансовой отчетности правительства различны: граждане и парламент в государственном секторе по сравнению с инвесторами в частном секторе

Важно определить основных пользователей, поскольку существенность отражает суждение аудитора о потребностях пользователей в отношении информации в финансовой отчетности.. Наконец, в государственном аудите политическая чувствительность к неблагоприятным воздействиям средств массовой информации часто связана с характером, а не размером суммы, например незаконными действиями , взяточничеством , коррупцией и сделками со связанными сторонами

Поэтому качественные соображения существенности отличаются от аудита в частном секторе, в котором качественные соображения сосредоточены на влиянии на прибыль на акцию , премии руководителей или другие риски, которые не применимы к правительству. Качественная существенность относится к характеру операции или суммы и включает множество финансовых и нефинансовых статей, которые, независимо от суммы, могут повлиять на решения пользователя финансовой отчетности.

Наконец, в государственном аудите политическая чувствительность к неблагоприятным воздействиям средств массовой информации часто связана с характером, а не размером суммы, например незаконными действиями , взяточничеством , коррупцией и сделками со связанными сторонами . Поэтому качественные соображения существенности отличаются от аудита в частном секторе, в котором качественные соображения сосредоточены на влиянии на прибыль на акцию , премии руководителей или другие риски, которые не применимы к правительству. Качественная существенность относится к характеру операции или суммы и включает множество финансовых и нефинансовых статей, которые, независимо от суммы, могут повлиять на решения пользователя финансовой отчетности.

Хотя эмпирические правила, упомянутые в разделе выше, обычно применяются к финансовой отчетности органов государственного управления штата и местного самоуправления, государственные аудиторы также могут использовать различные средства для количественной оценки существенности, такие как общая стоимость или чистая стоимость (расходы за вычетом доходов или расходы за вычетом поступлений). В кассовой среде, общие расходы часто используются в качестве ориентира.

Литература

  1. Концептуальные основы финансовой отчетности. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/06/main/kontseptualnye_osnovy_na_sayt.pdf.
  2. Риккерт Г. Философия жизни. СПб., 1922.
  3. Кайсин Д.С. О контроле качества аудита и ценах на аудиторские услуги. URL: www.smedia.ru/arso/publ/kachestvo/.
  4. Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: ЮНИТИ, 1995.
  5. Гутцайт Е.М. Аудит: Концепция, проблемы, эффективность, стандарты. М.: Элит 2000, 2003.
  6. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О’Рейли, М.Б. Хирш: Пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: ЮНИТИ, 1997.
  7. Робертсон Дж. Аудит: Пер. с англ. М.: KPMG; Аудиторская фирма «Контакт», 1993.
  8. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995.
  9. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. М.: Финансы и статистика, 1998.
  10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.

В.Я.Соколов

Доктор экономических наук,

профессор,

главный редактор журнала

«Аудиторские ведомости»

Стандартизированный расчет уровня существенности

Единый показатель уровня существенности определяется по стандартизированному методу, который применяется большинством аудиторских фирм и основан на расчете существенности в зависимости от допустимой ошибки по базовым показателям. Метод расчета на примере отчетности компании «Высокий кондитер» за 2014 год показан в таблице 1.

Таблица 1 – Стандартизированный расчет уровня существенности

Базовый показатель

Значение базового показателя (руб.)

Допустимая ошибка (%)

Расчетное значение (руб.)

Балансовая прибыль

4538941

5

226947

Выручка

77545000

2

1550900

Валюта баланса

5543748

2

110875

Собственный капитал

1977256

10

197726

Общие затраты

68124343

2

1362487

Следует отметить, что во внутренних стандартах аудиторской фирмы значения допустимой ошибки должны быть определены по всем используемым базовым показателям и применяться при проведении аудиторских проверок на постоянной основе.

Расчетное значение получается на основе произведения значения базового показателя и значения ошибки. Среднее арифметическое расчетного значения в данном случае составит 689787 руб.

Набольшее и наименьшее отклонение определяется по формулам:

(Наибольшее значение – Среднее значение) / Среднее значение * 100%

(Среднее значение – Наименьшее значение) / Среднее значение * 100%

Если отклонения наибольшего и наименьшего значения существенны, эти значения следует отбросить и пересчитать среднее значение.

(1550900 – 689787) / 689787 *100% = 125%

(689787 – 110875) / 689787 *100% = 84%

При использовании данного метода уровень существенности составит 600000 руб., если будут отброшены наибольшее и наименьшее значение.

Таким образом, при стандартизированном подходе величина в 600000 руб. будет являться планируемым уровнем существенности.

Расчет существенности может осуществляться на основе выбора базовых показателей несколькими методами.

Похожие термины:

  • одна из качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Существенность предполагает возможное изменение суждения, основанного на данных финансового отчета, под влиянием включения или кор

  • (materiality) Значимость какого-либо положения /показателя, требующая самостоятельного отражения в счетах. В заявлении Института дипломированных бухгалтеров – экспертов и аудиторов Англии и Уэльса го

  • положение, при котором объем производства товаров в течение не менее чем 12 месяцев составляет менее чем 20% потребления таких товаров на внутреннем рынке РФ, что ведет к значительному росту цен на в

  • Суходольный луг — материковый луг, развивающийся на междуречьях и склонах с глубоким залеганием почвенно-грунтовых вод.

  • подтвержденная доказательствами очевидная неотвратимость причинения существенного ущерба отрасли российской экономики (ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

  • программа покупки собственности товариществом с ограниченной ответственностью, финансируемая менее чем на 50% за счет заемных средств; см. leveraged program.

  • Существенное искажение бухгалтерской отчетности — искажение бухгалтерской отчетности, значительно влияющее на ее достоверность.

  • Существенное условие договора — условие договора, без которого договор не имел бы юридической силы.

  • В страховых операциях: факт, на основе которого осуществляется андеррайтерское решение страховщика о принятии риска на страхование и производится оценка страхового полиса.

  • (Material misstatement of fact) — неверное отражение факта хозяйственной жизни в финансовой отчетности, существенно влияющее на достоверность этой отчетности.

  • До закрытия сделки с ценными бумагами, обеспеченными жилищной ипотекой (RMBS): событие, которое может позволить кредитору (залогодержателю) изменить условия кредитного соглашения (например, процент

  • Событие или обстоятельство, оказывающее влияние на способность стороны сделки выполнить или выполнять любое из ее существенных обязательств. Такие событие могут позволить сторонам изменять нек

  • Material inconsistency) значительное противоречие между прочей информацией и информацией, содержащейся в проверенной аудитором финансовой отчетности.

  • способность инвестирующей компании определять текущую и финансовую политику другой компании, даже если инвестор владеет менее чем 50% акций с правом голоса.

  • искажение финансовой отчетности, имеющее существенный характер, т.е. значительно влияющее на достоверность финансовой отчетности.

  • операция, представляющая собой выкуп или выпуск значительного объема обыкновенных акций; заключение обществом договора, в силу которого общество при выполнении некоторых условий обязано осущес

  • различие, выражающееся в том, что в промышленности средства производства и продукция составляют государственную (общенародную) собственность, а в сельском хозяйстве значительную роль играет гру

  • различие в культурно-техническом уровне и характере труда большинства рабочих и крестьян и работников инженерно- технического труда в социалистическом обществе. Это различие обусловлено недост

  • концепция, согласно которой в бухгалтерской отчетности требуется раскрывать, объяснять все важные вопросы, не вдаваясь во второстепенные детали, не оказывающие влияния на прибыль.

  • предельное значение искажения бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и при

Существенность и аудиторский риск

Аудиторское заключение во многом зависит от личной уверенности аудитора в том, содержатся ли в финансовой отчетности организации существенные искажения

Для качественной работы аудитору важно понимать, какие искажения, неточности и ошибки имеют характер существенных, а какие не имеют.Значительную роль играет субъективное восприятие аудитора, его уровень профессионализма: понимание специфических моментов работы фирмы; учет уровня ответственности пользователей отчетности при принятии решений и последствий этих решений

Несмотря на некоторую размытость понятия, существенность в аудите имеет определенные характеристики. Существенность экономической информации – ее качество, которое позволяет влиять на управленческие, экономические и иные решения компетентного пользователя этой информации. Существенным является искажение информации, превышающее заданный уровень существенности.

Уровень существенности – количественный показатель. Это искажение бухгалтерской отчетности, рубежное значение. Начиная с него компетентный пользователь на основе приведенных показателей будет делать ошибочные выводы, лишен возможности принимать обоснованные управленческие, экономические решения.

Выражая суждение о достоверности бухгалтерских данных, специалист учитывает причины, ограничивающие полную и абсолютную правоту такой оценки:

  1. Объем и сроки аудиторской проверки, массив информации, который подлежит проверке, ограничен.
  2. Неоднозначная трактовка части законодательных норм; такая возможность нередко заложена в самом законодательстве, в нормативных документах.
  3. Субъективные нюансы оценки фактов хозяйственной жизни, иных хозяйственных операций, в том числе и в момент подготовки бухгалтерской отчетности, определения степени достоверности данных.

Иными словами, аудитор высказывается, опуская стопроцентную уверенность, но имея в виду определенный уровень приемлемого риска.

Между существенностью и аудиторским риском образуется обратная зависимость. Очевидно, если используются менее строгие значения существенности, аудитор вынужден принимать дополнительные меры с целью снизить аудиторский риск: провести дополнительное тестирование данных, увеличить число аудиторских действий и процедур, затрачивать больше времени на проверку, расширить объем аудиторской выборки. Он работает с более широким объемом отклонений в отчетности фирмы, и в этих условиях возрастает вероятность не заметить одно из нарушений.

Существенность в государственном аудите [ править ]

Существенность государственного аудита отличается от существенности аудита частного сектора по нескольким причинам.

Наиболее важно то, что из-за формата финансовой отчетности правительства штата и местного самоуправления в соответствии с GAAP , Руководство по аудиту AICPA для органов государственного управления штата и местного самоуправления требует, чтобы аудиторы рассматривали существенность по «единице мнения», а не по финансовой отчетности в целом. Руководство определяет единицы мнений следующим образом:. Общегосударственный уровень (три блока):

Общегосударственный уровень (три блока):

  1. Правительственная деятельность;
  2. Виды деятельности; а также
  3. Дискретно представленные составные части в совокупности.

Уровень фонда (минимум два): Talatech Inc.

  1. Общий фонд (всегда основной фонд);
  2. Прочие крупные фонды, определенные в государственные фонды или фонды предприятий. Каждый крупный фонд — это экспертная единица. Если нет основных фондов, то будет только две единицы мнения — общий фонд и информация о оставшемся фонде; а также
  3. Информация об остаточном фонде, состоящая из всех других негосударственных государственных и корпоративных фондов, типа фонда внутренних услуг и типа фидуциарного фонда. (Обычно он присутствует всегда, хотя отдельные компоненты и размер будут меняться в зависимости от государственных органов.)

Это функционально снижает существенность финансовой отчетности государства и местного самоуправления на порядок по сравнению с существенностью финансовой отчетности частной компании. Благодаря уникальной концепции существенности аудиторское заключение выражает мнение в отношении каждой единицы, составляющей мнение.

Более того, основные пользователи финансовой отчетности правительства различны: граждане и парламент в государственном секторе по сравнению с инвесторами в частном секторе

Важно определить основных пользователей, поскольку существенность отражает суждение аудитора о потребностях пользователей в отношении информации в финансовой отчетности

Наконец, при государственном аудите политическая чувствительность к неблагоприятным воздействиям средств массовой информации часто связана с характером, а не размером суммы, например незаконными действиями , взяточничеством , коррупцией и сделками с заинтересованностью . Таким образом, качественные соображения существенности отличаются от аудита в частном секторе, в котором качественные соображения сосредоточены на влиянии на прибыль на акцию , вознаграждениях руководителей или других рисках, которые не применимы к правительству. Качественная существенность относится к характеру операции или суммы и включает множество финансовых и нефинансовых статей, которые, независимо от суммы, могут повлиять на решения пользователя финансовой отчетности.

Хотя эмпирические правила, упомянутые в разделе выше, обычно применяются к финансовой отчетности органов государственного управления штата и местного самоуправления, государственные аудиторы также могут использовать различные средства для количественной оценки существенности, такие как общая стоимость или (расходы за вычетом доходов или расходы за вычетом доходов). В кассовой среде, общие расходы часто используются в качестве ориентира.

Принципы подготовки общего плана аудита

Планирование аудита должно осуществляться в соответствии как с общими принципами проведения аудита, так и с частными принципами планирования:

комплексности;

непрерывности;

оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово — хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить возможность выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

С помощью аналитических процедур аудитор должен выявить области, значимые для аудита, под которыми понимается следующее.

При первичной проверке экономического субъекта:

статьи баланса, доля которых составляет более 1% в валюте баланса на отчетную дату;

статьи денежных средств и уставного капитала независимо от значения статьи баланса.

При вторичной проверке экономического субъекта:

статьи баланса, доля которых составляет более 2% в валюте баланса на отчетную дату;

статьи денежных средств и уставного капитала, рассматриваемые только при наличии изменений по сравнению с предыдущим периодом аудита или при наличии существенных замечаний по данным статьям при предыдущем аудите;

статьи баланса, стоимостная оценка которых существенно сократилась по сравнению с началом периода.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемый для нее уровень существенности, с помощью которого аудитор выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение уровня существенности, установленного при планировании.

Уровень существенности вычисляется в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». При расчете крайние значения показателей отбрасываются, если отклонения их значения от среднего составляют более 45%. В случае если рассчитанный в соответствии с данным стандартом единый уровень существенности составляет менее 3% валюты бухгалтерского баланса, следует рассчитать уровни существенности по каждой значимой статье бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Интервалы допустимых значений уровня существенности статей бухгалтерского баланса в зависимости от их значимости приведены ниже.

Доля статьи бухгалтерского балансав валюте баланса, %               
Уровень существенности, %
              1 - 3               
        10 - 40          
              3 - 7               
         7 - 20          
              7 - 10              
         4 - 10          
             10 - 30              
         3 - 8           
            Свыше 30              
         1 - 5           

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Кто определяет существенность данных

Мы выяснили, что уровень существенности – один из наиболее значимых показателей качества бухгалтерской отчетности. Отклонение в пределах установленного уровня не считается ошибкой и дает возможность аудиторам считать отчетность достоверной.

Как определяется этот показатель? Применяемые стандарты аудита регламентируют общие правила проверок. Аудиторы выбирают методику расчета самостоятельно. Практикой аудиторской деятельности определено, что менее 5% — отклонение незначительное, а свыше 10% — существенное. Пятипроцентное значение показателя упоминается в ПБУ 9/99 (п. 18.1), ПБУ 10/99 (п. 21.1). В этих документах говорится, соответственно, о доходах и расходах организации. Указывается на необходимость обособленно отражать доходы (расходы) фирмы, превышающие 5%.

Значение 10% установлено ст. 15.11 КоАП. В этой статье говорится, что искажение любого показателя финансовой отчетности в денежном измерении не менее чем на 10% является грубым нарушением, за которое полагается штраф. Следовательно, если отклонение данных равно или превышает 10%, отчетность можно признать недостоверной.

Аудиторы в ходе проверки могут использовать единое предельное значение уровня существенности, вероятной ошибки, для всех балансовых статей либо варьировать показатель в зависимости от удельного веса балансовой статьи.

Могут играть роль:

  • редкие, мало употребляемые в учете корреспонденции счетов;
  • значительное сальдо по счету, сопоставимое с уровнем допустимой ошибки;
  • значительный оборот по счету за отчетный период.

Кроме того, принимается за аксиому, что «привычные», ежедневные операции, например, кассовые, могут не содержать серьезных ошибок. Напротив, расчетные операции, например, заработная плата, при наличии сложной системы оплаты труда (денежная, натуральная форма, доплаты, надбавки) увеличивают возможность появления ошибок.

На этапе планирования провизорно ошибки могут оцениваться только в процентах. В ходе проверки могут применяться абсолютные величины. Уровень существенности, как правило, корректируется на месте по сравнению с планом.

Существенность по отношению к отдельным счетам связана с понятием предельно допустимой ошибки. Данный показатель всегда ниже планируемой существенности на 50-70%. Показатель служит для того, чтобы уровень существенности не был превышен суммой расхождений по отдельным счетам. Величина допустимой ошибки используется в планах проверки по конкретным счетам, в частности, размере выборки. Слишком низкий показатель ведет к увеличению объема аудиторской работы.

Кстати говоря! Организация определяет уровень существенности, отражая его в своей учетной политике (ПБУ 1/2008 п. 4).

Пример (условный)

Пересчетом установлено, что в себестоимости продукции 5050 тыс. руб. ошибочно отражена дважды сумма 50 тыс. руб. Выручка — 7000 тыс. руб. Применяемый уровень существенности — 5%.

Отклонения по себестоимости: 5050 — 50 = 5000 тыс. руб. – истинная себестоимость.
(5050 / 5000) * 100 = 101%. 101 — 100 = 1%.

Отклонения по прибыли: 7000 — 5000 = 2000 тыс. руб. 7000 — 5050 = 1950 тыс. руб.
(1950 / 2000) * 100 = 97,5%. 97,5 — 100 = -2,5%.

Расчеты показывают, что себестоимость завышена в отчетности на 1%, а прибыль занижена на 2,5%. Отклонения не превышают уровень существенности 5%. Ошибки несущественны, отчетность признается достоверной.

Расчет предела

При выведении итоговой формулы аудитор обязан рассчитать предельный уровень существенности для всей отчетности, базируясь на промежуточных значениях частных показателей.

Стандартно устанавливается следующая шкала соотнесения коэффициентов значимости:

  • валюта баланса – 2;
  • выручка без налогов – 2;
  • балансовая прибыль – 5;
  • общие затраты – 2;
  • собственный капитал – 10.

Так, для акционера будет значимым отклонения значений прибыли, а для кредитующей организации существенной станет ошибка в расчете себестоимости продукции. Поэтому для анализа всех имеющих значение счетов рассчитывается средний показатель уровня существенности.

При расчете этого среднего аудитор вправе сравнить наименьший и наибольший показатель со средним и, в случае большой разницы, 50% и более, в дальнейшем в расчете его не учитывать. Выявление среднего показателя позволит провести анализ всех счетов баланса, и, выявив ошибочные проводки, сравнить их с нормой. В сложных случаях, при аудите отчетности крупных предприятий или консолидированной отчетности, количество базовых показателей для вычисления среднего может быть больше.

Определение уровня

По типу показателей

  • валюта баланса;
  • прибыль за отчетный период;
  • объем реализации, не включающий НДС;
  • затраты;
  • размер собственного капитала.

Но в некоторых случаях могут быть введены дополнительные интересующие инвестора или руководителя параметры анализа.

По числовому значению показателей

Помимо качественного, существует и количественное определение. Показатель считается существенным, если его отношение к валюте баланса составляет менее 5%. Таким образом, для расчета могут учитываться не только пять базовых, но и другие данные баланса в случае достижения ими установленного порога.

На основании выбранных показателей во внутреннем документе устанавливаются коэффициенты их значимости, используемые при расчете итогового значения. Они могут быть как единообразными для всех, так и отличаться, в зависимости от того, значению какой балансовой величины аудиторская организация придает наибольшее и наименьшее значение.

По мнению аудитора

Аудитор с качественной точки зрения обязан определить, носят ли отклонения от установленного законом порядка отражения фактов финансово-экономической деятельности, найденные им в отчетности организации, существенный характер.

С количественной точки зрения общее значение существенности устанавливается не только на основании выявленных отклонений, но и при суммировании их с предполагаемыми, размер которых рассчитывается исходя из установленных критериев выборки.

С учетом этих двух факторов аудитору предоставлено право самостоятельно корректировать уровень существенности, но все его предположения и найденные им основания для изменения его должны быть очень подробно отражены в акте проверки. При этом любое мнение аудитора, даже основанное на бесспорных основаниях, должно быть утверждено руководителем проверки.

Изменение внутреннего документа

  • изменение налогового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете;
  • изменение нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Кроме того, политика может быть переработана в связи с изменением специфики деятельности клиентов, являющихся объектами проверок, например, для предприятий, работающих в сфере высоких технологий, существенным показателем может стать размер нематериальных активов, который не считался таковым при проверках, преимущественно, торговых предприятий.

Квалифицированный пользователь

Российские стандарты проведения аудита ввели термин «квалифицированный пользователь отчетности» в целях определения лица, в чьих интересах определяется уровень искажений отчетности. Под ним понимается акционер или учредитель, не имеющий глубоких специальных знаний, но желающий получать достоверную отчетности в целях определения степени рискованности своих вложений.

Таким образом, для руководства предприятия уровень существенности может быть другим, о чем может быть информирована аудиторская организация при составлении технического задания на проведение проверки. Эта ситуация также может быть отражена во внутренней политике. Документ должен быть полностью доступен для всех пользователей, как и изменения к нему.

Порог существенности в бухгалтерском учете

Бухгалтеру

Некоторые практические аспекты применения ПБУ 22/2010
По уровню существенности ошибки, согласно ПБУ 22/2010, разделены:  • существенные; • несущественные.

Понятие существенности

Cущественность это элемент более широкого понятия как уместность, релевантность, актуальность и является одной из основных качественных характеристик информации, которые должны быть соблюдены при подготовке бухгалтерской отчетности.

   Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Порог существенности определяется в учетной политике к моменту подготовки годовой отчетности.Можно определить иной порог существенности, релевантный для конкретной статьи баланса. Следует отметить, что определение уровня существенности в каждом конкретном случае носит субъективный характер и зависит от качественных оценок степени рисков.

Тем не менее, в Кодексе об аадминистративной ответственности предусмотрена ответственноть за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

 Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.ст. 15.11 КоАП РФЛогично сделать вывод, что при отклонении порога существенности выше 10%  искажения статей бухгалтерского баланса можно считать грубым нарушением, а бухгалтерскую отчетность недостоверной. Если же ошибка не отвечает критериям существенности, установленными организацией, то такую ошибку можно считать несущественной.

Время выявления  Ошибка существенная илинесущественная Порядок исправления 
Ошибка выявлена до конца отчетного года Нет Исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
Да
Ошибка выявлена после окончания отчетного года, но до даты подписания отчетности Нет Исправляется 31 декабря отчетного года.
Да
Ошибка выявлена после даты подписания отчетности, но до даты представления учредителям Нет Исправляется в том месяце, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Да Исправляется 31 декабря отчетного года.
Ошибка выявлена после даты представления учредителям, но до даты даты утверждения ими Нет Исправляется в том месяце,в котором выявлена ошибка.

 Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Да Исправляется 31 декабря отчетного года.
Ошибка выявлена после даты утверждения отчетности учредителями Нет Исправляется в том месяце ,в котором выявлена ошибка.

 Прибыль или убыток, возникшие после исправления ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

Да Исправляется в том месяце, в котором выявлена ошибка в корреспонденции со счетом 84. Пересчитываются также сравнительные показатели ретроспективно (как если бы ошибки не было) за прошлые отчетные периоды.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета. п.9 ПБУ 22/2010

Рекомендуем услуги

Сдача нулевой отчетности

Восстановление учета  

Определение уровня существенности в аудите

Основной целью аудиторской проверки является заключение о достоверности бухгалтерского учета и отчетности проверяемого субъекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector