Валютное регулирование и валютный контроль

Содержание:

Организации, осуществляющие валютное регулирование

Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.

Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.

В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.

Какие ограничения может ввести регулятор

Одно из наиболее обсуждаемых изменений закона – введение валютных ограничений в случае угрозы экономической безопасности страны. Решать, когда и какие ограничения вводить, будет Нацбанк совместно с Советом Министров. В каких ситуациях они наиболее вероятны?

1. Обстоятельствах, при которых меры, направленные на ослабление или отмену валютных ограничений, могут ухудшить финансовую ситуацию в стране или нанести ущерб безопасности.

2. Негативном развитии ситуации в платежном балансе, снижении золотовалютных резервов страны ниже допустимого уровня.

3. Резких колебаниях курса белорусского рубля.

Ограничения, которые может вводить регулятор с 9 июля:

1. Запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;

2. Установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

3. Требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций;

4. Требование обязательной продажи полученной юридическими лицами – резидентами иностранной валюты;

5. Ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Закон гласит, что ограничения могут быть установлены не дольше, чем на 1 год.

 

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора

Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.. Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать

Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней

от 5 до 15 тыс. руб.

от 0,5 до 1 тыс. руб.

от 10 до 30 дней

от 20 до 30 тыс. руб.

от 2 до 3 тыс. руб.

более 30 дней

от 40 до 50 тыс. руб.

от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения Наказание Ст. КоАП
Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д. Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием П. 4 ст. 15.25
От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или предупреждение П. 4.1 ст. 15.25
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока или предупреждение П. 5 ст. 15.25
От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы или предупреждение

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение

Важно! С 12.04.2020 введена новая часть 5.2 ст. 15.25, предусматривающая наказание за нарушения правил репатриации, если причитающаяся сумма в течение 1 года по одной или нескольким сделкам превысила 100 млн рублей

Ее установлена, в частности, дисквалификация должностных лиц от полугода до 3-х лет.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Обратите внимание, что ограничительные меры иностранных государств могут служить основанием для освобождения от штрафа за нарушения валютного законодательства. Подробнее об этом читайте Обзор КонсультантПлюс

Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Что нового принес валютным резидентам 2021 год

Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

  1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
  2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного  обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
  3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
  4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
  5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
  6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

Отчет о движении финансовых активов

С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

  • платежных системах;
  • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
  • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
  • управляющих по договору доверительного управления активами;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

  • брокерских счетах;
  • счетах учета ценных бумаг;
  • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
  • правах требований по договорам страхования;
  • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
  • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.

Направления

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб.

документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

от 3 млн руб. до 6 млн руб.

контракт для регистрации

свыше 6 млн руб.

контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Способы и инструменты

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

Валютное законодательство РФ

Регулирование операций связанных с обслуживанием международных контрактов, открытием счетов в иностранных банках, оборотом валютных ценностей осуществляется с помощью валютного законодательства. Последнее устанавливает правила на российском валютном рынке и предусматривает контроль за их выполнением.

Валютное законодательство представляет собой сборник нормативных актов, которые условно можно разделить на следующие блоки:

  • №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» — базовый закон, который устанавливает правила для всех участников валютных операций внутри страны.
  • Инструкции Центробанка – регулируют взаимоотношения между банками и их клиентами, которые возникают во время валютных операций.
  • Другие законы, влияющие на валютные операции резидентов – «О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.

В соответствии с валютным законодательством РФ, агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, Центробанк, Федеральная таможенная служба, ФНС, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «ВЭБ.РФ».

Есть вопросы по валютному контролю и регулированию, обращайтесь к нашим лицензированным юристам за консультацией.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Новый регламент валютного контроля на 2021 год

Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

  1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
  2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
  3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Как осуществляется валютный контроль?

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ

Когда отчеты не нужно подавать

Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

  • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
  • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

Внимание!!! Учет финансовых активов ведется на начало и конец года, а также учитываются операции зачисления и списания по счету. Поэтому, чтобы не подавать отчет нужно следить, чтобы операции и остатки не превышали 600 000 рублей в эквиваленте

Также не нужно отчитываться перед компетентными органами физлицам, проживающим за границей от 183 дней в календарном году. 

Валютный контроль и валютное регулирование достаточно обширная тема, без изучения которой невозможно эффективно организовать международный бизнес. Самостоятельное ее изучение займет много времени и ресурсов и не гарантирует положительный результат и отсутствие ошибок. Мы же рекомендуем обратиться за консультацией к нашим лицензированным юристам, которые имеют колоссальный практический опыт в создании решений для международного бизнеса. Пишите нам в онлайн-чат или оставляйте контакты в специальной форме, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Нужно подавать отчет о движении средств и иных активов если остаток менее 600 000 рублей?

Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.

Основные сроки подачи документов для валютного контроля?

Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.

Ответственность за нарушение валютного законодательства?

Административный Кодекс устанавливает следующие штрафы за нарушение валютного законодательства на физлиц: за незаконные валютные операции – 75-100% от операции; за несвоевременное уведомление ФНС – 1000-1500 RUB; неподачу уведомления о наличии счета – 4000-5000 RUB; отсутствие отчета о движении денежных средств – 2000-3000 RUB; повторное нарушение – 10000-20000 RUB. В том числе криминальная ответственность, если сумма незачисленных или невозвращенных средств в течение одного года превышает крупный (100 млн. рублей) или особо крупный (150 млн. рублей) размер.

Цессия при ВЭД допустима

Нередко общество привлекается к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Например, административный орган не учитывает такое обстоятельство, как прекращение всех прав и обязанностей импортера в отношении внешнеторгового контракта с момента заключения договора уступки права требования (договора цессии).

Данный договор достаточно часто применяется в практике коммерческих организаций. Рассмотрим некоторые примеры разрешения судами споров, связанных с такими договорами.

В Постановлении от 09.04.2010 N А12-23953/2009 ФАС ПО установил, что компания-импортер заключила с российской компанией договор об уступке права требования, по условиям которого цессионарию переданы права требования, вытекающие из внешнеторгового контракта на тех условиях, в которых они существуют к моменту перехода прав.

По условиям дополнительного соглашения к договору оплата по договору цессионарием должна быть произведена зачетом задолженности цедента перед цессионарием по уплате роялти согласно договору о переводе долга и иных договоров. Оставшуюся задолженность цессионарий перечисляет на расчетный счет цедента до установленного срока.

В подтверждение доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по договорам, импортер-цедент представил паспорта сделок, оформленных на его имя и имя общества-цессионария. При данных обстоятельствах оставшаяся часть оплаты за отгруженный товар от нерезидента на счет импортера-цедента в уполномоченный банк не поступила.

Посчитав, что договор уступки не является достаточным основанием для закрытия в уполномоченном банке паспорта сделки и неполучения валютной выручки, административный орган пришел к выводу о его ничтожности и неисполнении резидентом требований подп. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, то есть не обеспечено получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты РФ.

Суды отклонили заявленный довод управления, поскольку с момента заключения договора об уступке права требования все права продавца (заявителя) по внешнеторговому контракту перешли к третьему лицу — цессионарию, а уступка была совершена до истечения сроков оплаты, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Таким образом, с момента заключения договора уступки все права и обязанности импортера в отношении внешнеторгового контракта, в том числе по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки, прекратились.

В связи с заключением договора об уступке паспорт сделки к внешнеторговому контракту, оформленный импортером, уполномоченным банком был закрыт, а паспорт сделки открыт и оформлен надлежащим образом на имя цессионария. Следовательно, обязанность по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки возникла не у импортера, а у цессионария.

Доводы управления о ничтожности договора об уступке права требования уплаты денежных средств суды отклонили, указав, что требования действующего законодательства России в отношении перехода прав кредитора к другому лицу изложены в параграфе 1 главы 24 ГК РФ. Статья 383 ГК РФ устанавливает закрытый перечень прав, переход которых к другим лицам не допускается. Это права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Иные ограничения гражданское законодательство не содержит. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» также не содержит запрета на осуществление резидентами уступки прав требования по внешнеторговым сделкам. Значит, ссылка управления на ч. 1 ст. 388 ГК РФ неправомерна, поскольку права кредитора — юридического лица, в том числе право требовать оплату по внешнеторговым сделкам и получать ее на свой расчетный счет в уполномоченном банке, могут быть переданы кредитором другому лицу. При этом согласие должника-нерезидента или каких-либо органов на уступку не требуется.

Надеемся, что проанализированные в статье вопросы помогут избежать привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и необходимости нести чрезмерные расходы по уплате штрафов.

Что изменяется с 9 июля для физлиц, юрлиц и ИП? Регистрация валютных договоров

Закон предусматривает следующие изменения с 9 июля 2021 года:

Для физлиц отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала. Раньше для покупки недвижимости заграницей, ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, нужно было специальное разрешение от Нацбанка. Теперь получать его не нужно, однако зафиксировать сделку все же придется. Для этого нужно регистрировать валютный договор на портале Нацбанка (подробности ниже).

Юрлицам и ИП теперь не нужно получать разрешение от Нацбанка для открытия счетов за границей, учреждения компании, регистрации в банке валютных операций, связанных с движением капитала. Компании и ИП могут открывать иностранные счета и проводить по ним операции. Но в законе есть уточнение, что средства, полученные от экспорта на иностранные счета резидентов, должны быть переведены на счета этих компаний, открытые в белорусских банках.

Но также, как и физлицам, на некоторые операции нужно регистрировать валютный договор.

Разберемся, в каких случаях это делать. Регистрировать нужно валютные договоры между резидентами Беларуси и нерезидентами. И речь идет о крупных сделках: если сумма денежных обязательств равна или превышает 2000 базовых величин для физлиц (58 000 руб.) и 4000 (116 000 руб.) – для юрлиц и ИП. Если сумма не определена, то договор также стоит регистрировать. Также регистрации подлежат договоры, заключенные раньше 9 июля, если к этому времени не исполнены обязательства по ним.

В постановлении Правления Нацбанка №37 приводится перечень валютных операций, для проведения которых нужно регистрировать договор. Например, приобретение у нерезидента ценных бумаг и их продажи. Или продажа недвижимости на территории Беларуси резидентом нерезиденту, в том числе на условиях лизинга, покупка резидентом у нерезидента недвижимости за пределами Беларуси, привлечение резидентом денежных средств в форме кредита или займа от нерезидента и др. С полным перечнем процедур, подлежащих регистрации, можно ознакомиться здесь.

В договоре прописываются услуги, срок их выполнения, права и обязанности сторон, требования по конфиденциальности, процедура и срок обмена документами. Для регистрации нужно создать личный кабинет на, заполнить форму и направить договор на регистрацию. Когда все пройдет успешно, договору будет присвоен регистрационный номер. После чего нужно будет ежемесячно предоставлять информацию об изменении договора, а также его исполнении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector