Учет по центрам финансовой ответственности в «1с:бухгалтерии 2.0»
Содержание:
- Шаг за шагом
- Классификация: показатели
- План-факт и факторный анализ по бюджету
- Этапы большого пути
- Взаимосвязь центров финансовой ответственности и учета затрат
- Схема 1. Структура бюджета
- Нормативы и мотивация разных ЦФО тоже отличаются
- Центры финансовой ответственности
- Схема 3. Система бюджетирования (пример)
- Деятельность и особенности работы центров затрат
- Виды бюджета в компании
- Шаг 1. Проработайте нормативно-справочную базу бюджета
- Основные особенности
- Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
- Схема 6. Способы планирования
Шаг за шагом
Возвращаясь к теме центров финансовой ответственности, определим основные этапы формирования финансовой структуры.
Вначале необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.
В состав центра прибыли и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен на рис. 1.
Рис. 1 Сложноподчиненная структура ЦФО
Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом – “Положением о финансовой структуре компании”, который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.
Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели только одну из нескольких составляющих технологии бюджетного управления – управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие. О них мы детально расскажем в следующих номерах журнала.
Классификация: показатели
Центры финансовой ответственности предприятия можно классифицировать по-разному – существует очень много теорий, предлагающих оригинальные подходы. У каждого из них есть положительные аспекты и слабые стороны. Найти универсальное решение непросто
Эксперты рекомендуют уделять внимание в первую очередь экономическим показателям, за которые ответственны рассматриваемые ЦФО. Подразделение по такому принципу одинаково подходит всем предприятиям вне зависимости от их размера, отраслевой принадлежности и сферы
Основные экономические показатели, на основе которых выделяют центры финансовой ответственности в системе бюджетирования:
- прибыль в заданном временном промежутке;
- затраты за этот же срок;
- промежуточные итоги (условно их можно обозначить как «маржинальный доход»);
- показатели инвестиций в процентном соотношении вложенных средств и полученной через них прибыли;
- показатели прибыли, полученной по всем статьям доходов, с вычетом затрат, понесённых за этот же срок.
План-факт и факторный анализ по бюджету
При наличии стройных и своевременных фактических данных открываются широкие перспективы проведения аналитики. О ней я подробно рассказывала в статье про план-фактный анализ.
Здесь приведу лишь тезисы:
Основная ошибка множества бизнесов – создать систему бюджетирования на предприятии и не проводить при этом план-фактный анализ.
При проведении план-фактного анализа важно учитывать как абсолютное, так и относительное отклонение.
Для снижения бесполезной работы установите коридор «безопасности» по абсолютному и относительному отклонениям. Например, это будет +/- 15 000 руб
и +/-5%. Все отклонения, которые попадают за пределы этого коридора, анализируйте.
Применяйте приемы факторного анализа, они позволяют уловить взаимосвязи между статьями бюджета.
В итоге после проведения анализа по бюджету, перед вами откроется карта действий: что на предприятии идет по плану, в какие процессы нужно вмешаться, где скорректировать плановые значения.
Этапы большого пути
Данную методику рекомендуется использовать после составления стратегических карт предприятия. Порядок разработки бюджетной структуры таков: формируется модель ЦФО, затем определяются структуры бюджета, его статей, конкретных процессов, далее статьи бюджета совмещаются с процессами; последний этап — наложение ЦФО на бюджетную структуру.
Рассмотрим упрощенный вариант бюджетирования по предлагаемой методике в стивидорной компании, занимающейся перевалкой контейнеров.
В организационной структуре предприятия можно выделить несколько ЦФО (рис. 1), которые являются центрами затрат. В рамках данной статьи рассматриваются только бюджеты доходов и расходов (рис. 2) без учета движения денежных средств (статьи бюджетов имеют очень разветвленную структуру, что делает их перечисление нецелесообразным).
При создании модели необходимо избегать дублирования измерений учета и статей в зависимости от характера затрат. При наличии, например, статьи “Услуги сторонних организаций” нет необходимости добавлять к ней “Услуги сторонних организаций прямого производства” и т. д. Данную детализацию можно получить из других измерений: “Бюджет”, “ЦФО”, “процесс” (рис. 3).
Также необходимо отметить, что затраты по процессу, например, “Юридическая поддержка предприятия” не равны расходам юридического отдела: на данный процесс будут отнесены издержки других центров затрат, например транспортного участка (перевозка сотрудников отдела), ремонтного отдела и др.
Бюджет — Статья — Процесс
Структура наложения статей и процессов на бюджет — это объемный документ, поэтому в статье приведены лишь выдержки из него (табл. 1). Начальный этап — составление и утверждение структуры наложения. Далее каждый ЦФО планирует свою деятельность в рамках утвержденной модели, что дает возможность сверки и анализа затрат центров ответственности (в случае учета при утверждении бюджетной структуры всех видов затрат).
Устанавливая связи между позициями “Бюджет” и “Статья бюджета”, обратите внимание на то, что одна статья может быть связана со многими бюджетами. Необходимо постатейно определить, на какие процессы могут быть отнесены затраты (доходы) связки “Бюджет” — “Статья бюджета”
Составление данной схемы требует тонкого понимания бизнес-процессов предприятия.
Наложение ЦФО — Бюджет — Статья — Процесс
Данная бюджетная структура не предусматривает перераспределения косвенных функций на производственные. При необходимости затраты по процессам “Руководство” и “Бухгалтерия” можно с использованием драйверов перераспределить на прямые расходы.
Структура наложения бюджета на центры затрат (точнее, ее часть) представлена в табл. 2.
Полученная на предыдущем этапе структура в данном случае рассматривается в разрезе ЦФО.
Применение OLAP-технологии (простейшим примером которой является сводная таблица) позволяет с различных точек зрения анализировать данные и структуру затрат. В табл. 2 представлен разрез “Бюджет — ЦФО — Процесс — Статья”. При возникновении необходимости в рассмотрении структуры затрат процесса “Руководство” соответствующий документ будет получен без особого труда (табл. 3).
Итак, стоимость функции “Руководство” складывается из расходов центров затрат “Руководство” и “Транспортный участок” (в данном примере остальные центры затрат остались “за кадром”).
Продолжая “вращать” бюджетный куб, можно получить всю информацию по конкретной статье, а также проанализировать ее в разрезе остальных измерений.
Взаимосвязь центров финансовой ответственности и учета затрат
Учет течения бюджетных средств является одной из обязанностей соответствующего центра. Он является инструментом, который позволяет распределить управление компании. Проведя децентрализацию власти на предприятии, отдел передает часть ответственности от высших управленцев к персоналу среднего и низшего звеньев.
Независимо от того, какие типы центров финансовой ответственности можно выделить, они объединяются тем, что не многие из них осуществляют учет затрат и имеют право распределять прибыль. Многие отделы, занимаясь доходно-расходной деятельностью организации, не имеют при этом права участвовать в распределении получаемой ответственным центром прибыли. Особенно часто такая ситуация встречается в крупных компаниях с большим штатом сотрудников.
Те отделы, которые занимаются обоими этими вопросами, могут намного лучше измерить, оценить и соотнести построенные планы и их итоговую реализацию. Многие специалисты считают, что эффективнее всего работает учет управленческого типа, так как он наиболее эффективно способствует получению доступа к актуальным цифровым показателям, изучение которых поможет принять правильное решение в отношении финансов.
Если при бухгалтерском учете была выстроена правильная управленческая финансовая цепь, в работе будет применяться конкретная (целевая) достоверная информация. Соответствующие базы данных и отчетов по ним составляются в двух формах: по центрам оценки и по подразделениям в структуре организации. В них анализируются технологические нововведения, конкретные виды изделий и финансовые предполагаемые решения.
Для составления таких отчетов рекомендовано применять простую и удобную в изучении информационную систему. Чтобы она была наиболее эффективной, необходимо при ее создании учитывать возможности децентрализации власти и факт персональной ответственности управляющего персонала за финансовые показатели организации.
Схема 1. Структура бюджета
Бюджет – это таблица, содержащая плановые и фактические показатели, описывающие динамику развития объектов и бизнес-процессов предприятия.
Бюджет консолидирует учетные данные по выбранному направлению или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.
Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.
Комментарий
Бюджет имеет иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет один или несколько числовых показателей.
Между понятиями “группировочная статья” и “аналитический срез” нет четкой границы. Обычно, если аналитический срез используется для анализа нескольких бюджетов, то его можно отнести к типу “направление анализа” или “аналитический разрез”, например, временной срез, товарные группы, поставщики. А если структура статей используется только в одном бюджете, например, иерархия пассивов и активов в ПБЛ, то это “группировочные статьи”.
Система показателей строится в рамках концепции ССП (Система Сбалансированных Показателей). Мы должны выделить основные, ведущие показатели для оценки анализируемых бизнес-процессов и бизнес-объектов. Сгруппировать эти показатели в статьи и затем в бюджеты.
Нормативы и мотивация разных ЦФО тоже отличаются
Когда в компании появляются центры финансовой ответственности, она начинает оценивать эффективность отделов не по выручке и прибыли, а более специфичным показателям — тем, на которые сотрудники могут влиять.
Отдел или сотрудник | Возможные показатели |
Отдел маркетинга | Количество лидов |
Транспортный отдел | Скорость доставки заказов |
Пиарщик | Количество позитивных упоминаний компании в СМИ |
Эйчар | Стоимость привлечения одного сотрудника |
Коммерческий директор | Маржинальность бизнеса |
Грузчик | Время разгрузки одной фуры |
Менеджер по продажам | Выручка |
Специалист поддержки | Средняя оценка качества работы поддержки пользователями |
При этом, в конечном итоге все специфичные показатели косвенно влияют на прибыль компании. Давайте посмотрим на примере компании, которая продает свежие овощи и фрукты. Разберем две ситуации: без ЦФО и с ЦФО.
Без ЦФО. В месяц грузчики компании разгружают 15 фур, нормативов по разгрузке нет. И иногда случается так, что 2 из 15 фур разгрузить не успевают: овощи и фрукты портятся на жаре, и их приходится списывать.
За потерянные фуры никто не отвечает: ну вот так получилось, солнце пекло как сумасшедшее, помидоры стухли, сорян. А грузчики получают стандартную зарплату — оклад + премия, которая не зависит от количества фур и потерь.
С ЦФО. Появляется ответственный за разгрузку фур, например руководитель отдела закупок. А грузчикам устанавливают норматив: не больше 15 минут на разгрузку одной фуры. Чтобы ввести норматив, руководитель отдела замерил, сколько времени нужно на разгрузку в спокойном темпе.
К нормативу привязывают мотивацию — грузчики получают премию, если уложились в норматив. Если разгружали дольше, премии не будет.
Давайте посмотрим, как формируется зарплата грузчиков без ЦФО и с ЦФО. Без ЦФО зарплата грузчиков не зависит от показателей, и их работа выглядит так:
разгрузили 15 фур;
нормы разгрузки нет;
потери — 2 фуры;
зарплата — оклад + премия.
При этом, количество потерь никак не влияет на премию и оклад.
С ЦФО у грузчиков появляются нормы разгрузки:
разгрузили 15 фур;
норма разгрузки — 15 минут на фуру;
потери — 0,2 фуры;
зарплата — оклад + премия, если выполнили норматив.
Компания не платит премию, если грузчики не выполняют план: разгружали фуры медленнее норматива и из-за этого потеряли больше 0,2 фуры. А привязка премии к нормативам помогает компенсировать часть этих потерь и косвенно влияет на прибыль и маржу.
Еще показатели для каждого ЦФО помогают разделить ответственность. Например, если в компании все отвечают за всё, может случиться такой диалог:
— Маркетолог, а почему у нас нет выручки?
— Да это отдел продаж нифига не продает! Собрались одни лентяи, только на перекуры и ходят.
*идет в отдел продаж*
— Ребята, а где продажи?
— Да маркетолог нам лидов не нагнал в этом месяце, сидим без заявок входящих, чем он там вообще занимается?
*идет к маркетологу*
— Дорогой, а где лиды?
— Как где? Я пятьсот лидов в отдел продаж в начале месяца передал. Они горячих клиентов что ли не способы обработать?
*идет в отдел продаж*
….
*идет к маркетологу*
….
*уходит плакать к психотерапевту*
Если же у каждого отдела свои показатели, становится понятно, с кого и что спрашивать: с маркетолога — лиды, с отдела продаж — продажи. И если лидов нет, отдел продаж за это не отвечает.
Центры финансовой ответственности
Центром финансовой ответственности называется подразделение (иная часть) АУ, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций и способное оказывать непосредственное влияние на те или иные финансовые и нефинансовые показатели деятельности. Чтобы обеспечить достижение целей АУ через децентрализацию управления, каждое ЦФО в обязательном порядке возглавляется руководителем, на котором лежит персональная ответственность за установленные для ЦФО показатели деятельности.
Напомним основные типы ЦФО в зависимости от контролируемых ими показателей:
- центры доходов;
- центры затрат;
- центры прибыли;
- центры инвестиций <1>.
<1> Основные виды ЦФО были рассмотрены в статье О.Е. Орловой «Бюджетное планирование в АУ», 2010, N 12.
Центр доходов — ЦФО, руководитель которого отвечает за выручку в натуральных или стоимостных показателях. Данный центр контролирует только доходы, при этом, несмотря на то что он несет и затраты, связанные со своим содержанием, он не принимает решения по величине и характеру этих расходов.
Как правило, к центрам доходов относят отделы по оказанию услуг. Хотя данные подразделения иногда несут существенные затраты на рекламу, доля этих затрат столь незначительна в доходах, что любое вычитание просто не будет «чувствоваться». Поэтому иных показателей кроме доходов в натуральных или стоимостных измерителях этим центрам не ставится. Задача подразделений заключается в максимальном получении доходов, а затраты на содержание этих ЦФО устанавливаются «сверху». При этом, если центр доходов участвует в ценообразовании на услуги, показатели выручки устанавливаются для него в стоимостном выражении, если нет — в натуральном выражении.
Центр затрат — ЦФО, результат работы которого не поддается изменению, поэтому единственным финансовым показателем его деятельности выступают контролируемые ЦФО затраты на его содержание
В качестве целевой установки для центров затрат чаще всего применяют минимизацию расходов, но при этом обращают внимание на поддержание качества работ на определенном уровне. Примеры центров затрат — экономические, инженерные, кадровые службы
По мнению автора, центр затрат — самый «противоречивый» ЦФО, поскольку существуют различные трактовки круга затрат, которые следует вменять ЦФО. Автор строго придерживается позиции, что на данные центры относится только та часть расходов, в отношении которой руководители центров затрат принимают и реализуют финансовые решения.
Центр прибыли — подразделение, равно контролирующее как доходную, так и расходную части бюджета. К центрам прибыли относятся филиалы, другие обособленные подразделения, которые в состоянии оказывать полный цикл услуг.
Если рассматривать само автономное учреждение как ЦФО по отношению к его учредителю, можно заметить, что в настоящее время государство осуществляет попытку преобразовать АУ из центров затрат в центры прибыли (эффективности).
Центр инвестиций — подразделение, контролирующее размер инвестированного в них капитала. Показателем эффективности работы является отдача на вложенный капитал (ROI), внутренняя норма доходности (IRR) или срок окупаемости <2>. В качестве центров инвестиций могут выступать дочерние организации, инвестиционный отдел АУ, занимающийся размещением временно свободных денежных средств, а также новые внебюджетные направления деятельности АУ. Разного рода инвестиции, связанные с приобретением нового оборудования, внедрением новых программных продуктов, реорганизацией и оптимизацией бизнес-процессов, не являются основанием для их выделения в центры инвестиций.
<2> Подробнее о показателях эффективности инвестиций см. статью О.Е. Орловой «Оценка инвестиционных проектов«, 2012, N 3.
Например, финансовая структура вуза может состоять из таких ЦФО, как:
- центры дохода (факультеты, курсы повышения квалификации, MBA, подготовительные курсы);
- центры затрат (общежития, библиотека, гараж и пр.);
- центры прибыли (филиалы).
Схема 3. Система бюджетирования (пример)
Комментарий
Операционный бюджет – бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс (БП) или направление бизнеса (совокупность БП).
Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).
Базовый бюджет – бюджет, который планируется первым, поскольку от него зависит построение других бюджетов (зависимых).
Зависимый бюджет – бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов, по заданным формулам.
Типы бюджетов:
по составу показателей:
бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках),
бюджет движения денежных средств,
плановый баланс;
по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты):
бюджет продаж, бюджет снабжения, бюджет затрат и т. д.;
по горизонту планирования: годовой, квартальный, месячный и т. д.;
по технологии планирования: последовательный, скользящий;
по уровню планирования: бюджет ЦФО, консолидированный бюджет компании.
Деятельность и особенности работы центров затрат
Для любого предприятия одним их важнейших показателей является размер расходов, которые связаны с эффективностью использования ресурсов и работы организации в общем. Центры по затратам являются отделами, осуществляющими этот учет. Они делятся на две группы: функциональные и производственные.
Производственные центры рассматривают материальные вложения и трудовые затраты всех подразделений организации. Они не занимаются ценообразованием, но осуществляют работы по расходам ресурсов предприятия и учету его затрат. Руководители таких центров контролируют, чтобы затраты соответствовали установленному плановому уровню, а также работают над минимизацией издержек.
Функциональные затратные центры отвечают за хозяйственные потребности и издержки, связанные с проведением различных экономических, юридических и финансовых операций.
Виды бюджета в компании
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.
Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств.
Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:
- продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- общепроизводственных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.
Шаг 1. Проработайте нормативно-справочную базу бюджета
Первым этапом внедрения чего-то нового с помощью программного обеспечения всегда идет настройка и заполнение справочников.
Вот и в бюджетировании сначала нужно определиться, по каким законам будет функционировать система.
Начнем с определения центров финансовой ответственности. Центрами финансовой ответственности называются структурные единицы предприятия, которые несут ответственность за все финансовые результаты своей деятельности. ЦФО может называться как отдел, так и структура меньше отдела – например, бригада, конвейерная линия, группа продаж, так и структура больше отдела – например, направление бизнеса, завод и т.д. Принципиальным для выделения ЦФО будет лишь их способность отвечать за финансовые результаты своей деятельности.
Из личного опыта
Приведу несколько примеров ЦФО в нашей организации (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Примеры ЦФО
Как видно на картинке, ЦФО – здания – это структурные единицы меньше отдела, но именно они генерируют доходы (договор с заказчиком заключен по каждому проекту на каждое здание) и расходы (на каждом здании постоянно работает персонал), поэтому целесообразно выделить здание в отдельный ЦФО. Такие ЦФО называются центрами прибыли.
Аварийная бригада перемещается между зданиями и генерирует только затраты, поэтому называется центром затрат.
ЦФО «Эксплуатация» – это отдел, в который входят все указанные ЦФО. В отделе, помимо отображенных ЦФО, есть и другие, а еще директор по эксплуатации, который имеет непосредственное влияние на доходы и расходы ЦФО, несет за них ответственность и поэтому отвечает за ЦФО «Эксплуатация».
Лучшим решением для определения структуры ЦФО – финансовой структуры предприятия – будет взять оргструктуру и поверх нее нарисовать ЦФО, какие-то организационные единицы объединить, какие-то разделить.
Лучшим решением для определения структуры ЦФО будет взять оргструктуру и поверх нее нарисовать ЦФО.
Основные особенности
Ключевые аспекты:
- финансовая иерархическая структура, включающая в себя ЦФО;
- бюджетная структура, позволяющая готовить отчеты и планы применительно к разным ЦФО.
Управление бюджетом посредством ЦФО имеет следующие отличительные черты:
- передача задач по отдельно взятым показателям на разные уровни внутри компании, ответственными назначают тех, кто формирует этот фактор;
- формирование планов и воплощение их в жизнь, работая в единой системе координат предприятия;
- ориентированность на финансовые показатели;
- анализ полученных результатов с учетом факторов, отмеченных в плане;
- выявление соответствия целей и полученных показателей.
Z-отчеты и Чеки on-line из SetRetail 10 в 1С Управление торговлей 10.2. Работает через прямое подключение к базе PostgreSQL.
Z-отчет — это полные сведения о суммах продаж, полученных денежных средств, возвратов за операционный день кассы розничной торговли. Чеки on-line — это возможность увидеть продажи по кассе в определенный момент времени. Оба отчета предназначены для руководителей, управляющих, а также сотрудников организаций, ведущих торговую деятельность. Имея в системе управления торговлей SetRetail 10, эти данные можно распечатать из Web-сервиса программы. Однако, практика показывает, что печать Z-отчетов и Чеков on-line из 1С — это очень востребованный функционал.
1400 руб.
21.12.2016
15650
1
5
Схема 6. Способы планирования
Планирование | Преимущества | Недостатки |
1. Снизу-вверх | Минимум затрат для руководства | Отсутствие взаимосвязи планов подразделений |
2. Сверху-вниз | План отвечает целям компании | План часто не учитывает реальных возможностей работников и подразделений |
3. Смешанное | При правильной технологии лишен недостатков | |
4. Бюджетное | Жестко закреплен регламент планирования, планирование осуществляется на едином пространстве ССП и План отвечает целям компании | Высокие затраты на первом этапе: детальная проработка стратегии компании, как правило, с привлечением внешних консультантов |
Комментарий
Бюджетное планирование не противоречит первым трем видам планирования, однако имеет существенные отличия:
- План как инструмент управления, а не как цели бизнеса (важен анализ динамики изменения фактических показателей, а не их строгая согласованность с планом: вполне возможно, что мы неверно спланировали, не учли некоторые внешние или внутренние факторы). “План – ничто, планирование – всё!” – Эйзенхауэр.
- Высокий уровень формализации регламента планирования, подразумевающий использование систем автоматизации.
- Распределение ответственности ” бюджет как распределение прав и обязанностей менеджеров в системе управления
- Обязательная связь планирования с целями компании и постоянный мониторинг исполнения плана (план-фактный анализ)
- В целом, главное отличие в том, что планирование – лишь часть бюджетирования, как системы управления: целеполагание – контроль – анализ – формирование управленческого воздействия – корректировка бизнес цикла – возврат на целеполагание.