Промышленный дизайн автомобилей: вчера, сегодня, завтра
Содержание:
- Модернизация потолка машины
- Крис Бэнгл приложился к бутылке
- Бруно Сакко «намочил» репутацию
- Визуальное «безумие»
- Особенности дизайна автомобилей: внимание к деталям
- Этапы промышленного дизайна автомобилей
- Thick-to-Thin
- Петер Шрейер
- Виды улучшений интерьера
- Jaguar XF: -Создание кузова без аэродинамической трубы
- Автомобильный дизайн: спорные моменты
- Chrysler Streamline X, 1955
- General Motors Firebird 1 XP-21, 1953
- Дизайн автомобиля и его влияние на продажи: 10 подходов
Модернизация потолка машины
Апгрейд потолочной отделки авто – очень важный момент тюнинга салона. Чаше всего, заводская обшивка потолка выполнена в светлых оттенках, которые со временем выгорают, приобретая нелицеприятный вид. Поправить ситуацию можно перетяжкой, для которой обычно используют карпет. Этот материал весьма практичный и недорогой.
Потолок ВАЗ (перетяжка карпетом)
Для начала необходимо демонтировать старую
обивку. Желательно выполнить эту процедуру максимально аккуратно, дабы по
заводскому шаблону сделать выкройку из карпета. После этого потолочные поверхности
зачищаются и обезжириваются.
Для надежности на потолок наносится клей, после чего выкройка крепиться посредством штатных фиксаторов. Остается лишь дождаться высыхания клея, после чего процедуру можно считать завершенной.
https://youtube.com/watch?v=JnPeRR8y_nk
Обшивка потолка карпетом
Крис Бэнгл приложился к бутылке
После ухода Криса Бэнгла из BMW пост шеф-дизайнера занял голландец Адриан ван Хойдонк (на заднем плане).
Кристофер Эдвард Бэнгл родился 14 октября 1956 года в Равенне, штат Огайо, а вырос в штате Висконсин. Окончив калифорнийский колледж дизайна (ArtCenter College of Design), Крис начал работать на компанию Opel, где занимался разработкой интерьера концепткара Opel Junior. А затем перешел в Fiat: вышедший в 1993 году и не потерявший актуальности по сей день, Fiat Coupe стал его первой самостоятельной разработкой.
Дизайн бутылки и афиши — работа Бэнгла.
В Hennessy гордятся возможностью работать с Крисом. И не устают говорить об этом.
Рисовать для компании BMW Бэнгл начал в 1992‑м и в той или иной степени приложил руки практически ко всем моделям, запускавшимся в тот период. И всё же настоящую славу, пусть отчасти со знаком минус, Крису принесла «семерка» с индексом Е65, дебютировавшая осенью 2001 года. Смелый дизайн машины действовал на критиков как красная тряпка на быка. Журнал Time даже включил седан в список пятидесяти худших автомобилей в истории. Тем не менее вскоре Е65 стала самой продаваемой седьмой серией и обогнала всех предшественников.
Разработка облика двухдверки Fiat Coupe стала первой по-настоящему крупной работой Бэнгла, прежде трудившегося исключительно над интерьерами концепт-каров Opel. При этом интерьер Coupe фиатовцы заказали в ателье Pininfarina. Вот такой парадокс.
«Семерка» BMW с индексом E65 встала на конвейер в 2001 году и продержалась до 2008‑го. Несмотря на множество негативных отзывов со стороны прессы, по объемам продаж она оставила позади всех предшественников: за семь с половиной лет выпустили 330 тысяч машин.
В начале февраля 2009 года Бэнгл заявил, что покидает BMW и завязывает с автомобильным дизайном. После этого о судьбе американца слышно немного. Впрочем, Крис времени не теряет. Покончив с автомобилями, он открыл собственную дизайн-студию Chris Bangle Associates с пропиской в Турине. Поработал на компанию Samsung — занимался дизайном гаджетов и бытовой техники, а также разработал дизайн бутылки и упаковки для Hennessy. В общем, чтобы прикоснуться к творениям Бэнгла, совсем необязательно покупать BMW.
Крис Бэнгл на праздновании 20‑летнего юбилея модели Fiat Coupe. Турин, 2014 год.
Компания Samsung не выпячивает факт сотрудничества с Крисом Бэнглом. Выяснить, к каким именно устройствам приложил руки маэстро, очень непросто.
Бруно Сакко «намочил» репутацию
Бруно Сакко за рулем Мерседеса S-класса с кузовом W140. Середина девяностых годов прошлого века.
Этот итальянец не создавал собственного ателье и не может похвастаться большим разнообразием знаковых работ, как Джорджетто Джуджаро. И всё же Сакко, родившийся 12 ноября 1933 года в небольшом городке Удин, в сотне километров от Венеции, однозначно заслуживает места на дизайнерском олимпе. Ведь даже сегодня «дедушка Бруно» чертовски крут.
Studebaker Commander Regal — автомобиль, вдохновивший Бруно Сакко и побудивший его стать автомобильным дизайнером.
Mercedes-Benz W100 производился с 1963 по 1981 год. Работая над этой машиной, Бруно учился у Рудольфа Угленгаута, Фрица Наллингера и Карла Вильферта.
По собственному признанию, на занятия автомобильным дизайном его вдохновил Studebaker Commander Regal, случайно увиденный в 1951 году по пути на теннисные корты. В итоге еще до окончания обучения в Туринском политехническом университете Бруно приступил к работе в компаниях Ghia и Pininfarina. А в 1958‑м трудолюбие и упорство привели итальянца в Daimler-Benz, где он построил блестящую карьеру автомобильного дизайнера.
Седан Mercedes-Benz W201 создавался с целью потеснить баварскую «трешку». С 1982 по 1993 год было выпущено более 1,8 миллиона «беби-Бенцев». На фото — масштабный макет.
Монументальный седан Mercedes-Benz (кузов W100), родстер Mercedes-Benz 230 SL с индексом W113, спортпрототип Mercedes-Benz C 111 — ко всем этим машинам в той или иной мере приложил руки Бруно Сакко. А в 1975‑м он был назначен директором центра стиля и напрямую руководил созданием легендарных седанов W123, W201, W124… Одной из его последних автомобильных работ стал первый «глазастый» Е‑класс (W210).
В России за кран Hansa Canyon придется отдать около 90 000 рублей. За те же деньги можно купить относительно живой Mercedes-Benz W201 — также работы Сакко.
Кран Hansa Murano. Наверняка многие встречали его в отелях или ресторанах.
Даже после завершения карьеры в Мерседесе Бруно продолжил открывать новые горизонты. В сотрудничестве с немецкой компанией Hansa он создал линейку необычных смесителей, дающих струю оригинальной формы. Модели Canyon, Murano и Stela были удостоены множества наград на тематических выставках мирового уровня. Сложно назвать другого человека, способного на девятом десятке привносить в мир что-то свежее и по-настоящему новое.
Визуальное «безумие»
Некоторые автомобильные компании чтобы привлечь к себе больше внимания (наверное рассчитывают на бесплатную рекламу своей продукции) иногда создают автомобили с агрессивным и необычным внешним видом. Пример таких машин это новые модели Acura и Lexus.
Согласитесь, новый стиль продукции этих брендов удивляет и заинтриговывает. Но поможет ли этим компаниям такой подход к дизайну. По мнению многих дизайнеров, использование подобной методики в автодизайне опасно тратой больших денежных средств, поскольку подобный агрессивный стиль нужно часто и в короткий срок менять, поскольку машины с таким дизайном будут быстро выходить из моды, что будет влиять на статистику продаж.
Особенности дизайна автомобилей: внимание к деталям
1. Цифровые вентиляционные отверстия Audi TT. В 2016 году вентиляционные воздуховоды автомобилей оснастили цифровыми технологиями. Это небольшие ЖК-экраны и регуляторы, которыми можно регулировать температуру, воздушные потоки в салоне автомобиля.
2. Концепт Lexus LF-SA выполнен в стиле оригами
Внимание приковывает решетка радиатора, которая похожа на атакующую стаю пираний
3. Дифузор Ford GT который установлен в задней части выглядит как небольшой ядерный реактор. Задние фонари напоминают сопла ракетного двигателя, которые работают на полную мощь.
4
Создатели Lincoln Continental 2016 тоже уделили внимание фонарям, которые в сочетании с хромом смотрятся невероятно ярко. На примере этой машины видно, что можно сделать акцент на заднюю часть авто, и она все равно будет выглядеть круто
5. Концепт Nissan Sway чем то похож на Lexus LF-SA. Его можно сравнить с ястребом, который нападает на добычу. Особенность дизайна машины в том, что Широ Накамура сделал авто похожим на большой автомобиль, при том что Sway – малолитражка. Этот эффект достигается благодаря необычным боковым волнам на кузове, которые и создают обманчивое впечатление о больших габаритах авто.
6. В дизайне Nissan Maxima 2016 V-образная крыша позволяет достичь эффекта «дизайн-движение», когда кажется, что машина движется, хотя она стоит. Этот прием часто используют при создании спортивных автомобилей.
7. Дизайн салона машины Volvo XC90 отличается большим количеством утонченных деталей. Например, стеклянной ручкой переключения скоростей, которую для Volvo создала стекольная компания Orrefors (одна из лидеров мировой стекольной отрасли).
8. Сейчас сложно представить салон машины без информационного экрана. Однако не все они хорошо вписываются в дизайн интерьера машины. В Fiat 500X 2016 сенсорный экран стилизован под старый телевизор с двумя ручками внизу. Такой ретро дизайн смотрится нестандартно и очень стильно.
9. Интерьером Jeep Renegade 2015 года занимался Клаус Буссе. Благодаря ему дизайн автомобильных сидений, зеркал заднего вида, салонных панелей, ковриков, центральных консолей и даже багажника украшен тематическими рисунками
По замыслу мастера это позволяет привлечь внимание к тем местам в авто, на которые обычно не смотришь
10. Mazda MX-5 Miata выполнена в классическом дизайне и придерживается стиля марки. Оригинальность этой модели в округлостях и дутых крыльях машины. Их дополняет классическая оптика и в завершении получился не просто автомобиль, а предмет искусства.
11. BMW i8 2014 можно назвать шедевром дизайна автомобиля. Этот спорткар выполнен в футуристическом стиле. У него динамичные формы и четкие линии. Фишкой авто являются светодиодные фары с лазерной технологией красного и синего цветов. Благодаря сочетанию с металлом от них невозможно оторвать взгляд.
12. Концепт Nissan Gripz получил название «Эмоциональная геометрия». Внешний вид характеризуется неординарными линиями, цветами и сочетанием различных структур. Они отлично вписываются в общую идею дизайна и красиво обтекают заднюю оптику машины.
13. Суперкар Ferrari 488 выиграл приз за лучший дизайн в 2016 году по версии престижного Red Dot Design Awards. Дизайн автомобиля напоминает модель 458 Italia и имеет частичные отсылки к 308 GTB. Благодаря более совершенной аэродинамичной системе (по сравнению с 458 Italia) кузов автомобиля развивает на 50% больше прижимной силы, и создает меньше сопротивления воздуху.
В дизайне авто узнаются ретро-нотки. Благодаря выразительным боковым воздухозаборникам легко провести параллели с моделью 308 GTB, которая выпускалась в 70-80 годах. Другие яркие элементы модели – большой воздухозаборник, широкий передний спойлер, дуфузор с активными задними закрылками.
Интерьер авто практически не отличается от предыдущих моделей, но дизайнеры оснастили его новыми треугольными вентиляционными отверстиями климат контроля, сидениями нового образца и обновили интерфейс информационно-развлекательной системы.
Для создания дизайна авто обратитесь в студию промышленного дизайна KLONA. Благодаря нашему опыту, профессионализму и нестандартным подходам дизайн вашей машины будет неповторимым!
Этапы промышленного дизайна автомобилей
Процесс разработки авто состоит из нескольких этапов:
- Создание рисунков внешнего вида и интерьера салона. Художник должен умело обыграть богатую историю марки, поэтому очертания или характерные элементы фирменного стиля обязаны присутствовать в новой модели. Это может быть узнаваемая решетка радиатора, фары или общий силуэт кузова.
- Согласование эскиза с инженерами, работающими над технической частью авто. На этом этапе вероятно произойдет эпичная битва в стиле Чужого против Хищника. В результате долгих прений рождается долгожданный компромисс.
- Написание комплексного плана. Задается вектор, которого надо придерживаться при дальнейшей разработке автомобиля. Каждая деталь авто выдержана в едином стиле. Конструкция машины при этом должна иметь безупречную аэродинамику, быть безопасной, удобной и привлекательной.
4. 3D-моделирование. Полученная модель позволяет подробно рассмотреть будущий автомобиль и все его детали с разных ракурсов при различном освещении. Она значительно облегчает прототипирование — создание первого прототипа машины.
5. Доработка проекта и устранение всевозможных недостатков. Путь от прототипа до серийного авто занимает годы. Часто итоговый вариант отличается от первоначальной задумки чуть более чем полностью. Впрочем, если за дело берутся мастера, то количество правок будет минимальным. Студия промышленного дизайна КЛОНА выполнит разработку корпуса автомобиля на самом высоком уровне.
6. Финишная отделка. Готовому авто необходимо придать шик и собственный шарм. Модель должна соответствовать самым свежим модным тенденциям, но также не стоит забывать о «духе» и богатой истории бренда. Зачастую дизайнер интуитивно чувствует тонкий баланс между старым и новым. Если интуиция не подводит, то появляется новый шедевр.
Thick-to-Thin
Еще один важный термин, который используется в дизайне автомобилей. Смысл этого термина в том, что в любом автомобиле должны прослеживаться правила (от тонкого к толстому, от светлого к темному и т.п.). Этот метод в дизайне позволяет избежать однообразия в элементах автомобиля.
В настоящий момент больше всего этот вид дизайна использует компания Hyundai, пытаясь таким образом привлечь покупателей. Но не все автомобильные компании используют эти решения «языка дизайна» в современных автомобилях. К примеру, некоторые дизайнеры этого избегают. Но, по мнению экспертов без этого правила машина не может выглядеть привлекательно. Не верите?
Посмотрите на Немецкие автомобили конца 90-х и начала 2000-х годов, и вам станет ясно к чему приводит отказ от этого правила.
Петер Шрейер
Петер Шрайер, родившийся в 1953 году в Германии, в настоящее время возглавляет дизайн-центр всей Hyundai Motor Group, отвечая за стиль моделей Hyundai и Kia.
Ещё будучи студентом Мюнхенского университета прикладных наук по направлению промышленного дизайна, который он закончил в 1979 году, Шрайер начал работал в Audi в Ингольштадте. Спустя год после этого он закончил Королевский колледж искусств в Лондоне, где в 2007 году удостоился степени почётного доктора.
В южнокорейский бренд Шрайер перешёл в 2006 году после того, как с 1979 по 2001 год отработал на Volkswagen, где в основном занимался моделями Audi.
Виды улучшений интерьера
Классикой тюнинга салона автомобиля является отделка натуральной кожей тонкой выделки. Такое решение имеет множество преимуществ, где главными «плюсами» можно считать:
- презентабельный внешний вид;
- приятные тактильные ощущения;
- длительный срок службы.
Черный кожаный салон авто
Натуральная кожа используется для отделки руля, рычага КПП, дверных панелей, кресел и диванов, панели приборов и прочих аксессуаров салона.
Единственным, но очень существенным недостатком такого тюнинга интерьера авто является высокая стоимость, которая обусловлена ценами на натуральную кожу.
К тому же, для работы с этим материалом нужны определенные навыки, подготовка и опыт. В противном случае результат может не оправдать ни ожиданий, ни затрат. Если же подобным тюнингом занимается мастер, то салон автомобиля радикально преображается, становясь респектабельным, стильным и солидным.
Стильная и яркая подсветка в салоне
Перетяжка салона кожей – это далеко не единственный способ улучшения. Сегодня огромной популярностью пользуются и другие варианты апгрейда интерьера авто, которые обеспечивают машине узнаваемость, оригинальность и индивидуальность. В этом списке:
- тюнинг руля и набалдашника рычага КПП;
- отделка отдельных поверхностей натуральными и искусственными материалами;
- использование стильных чехлов для сидений;
- установка дополнительного освещения и/или подсветки;
- монтаж стороннего оборудования, повышающего комфорт;
- создание защиты от внешних шумов и вибрации.
Установка подсветки в салоне Honda Accord VIII
Разумеется, это далеко не полный список того, как можно оттюнинговать автомобиль самостоятельно. Но это основные варианты тюнинга, которые максимально востребованы и популярны.
Сегодня модернизация интерьера автомобиля может включать впечатляющий список мероприятий, направленных на самые разные изменения. Но нужно понимать, что, прежде всего, необходимо определиться, чего вы желаете добиться в итоге. Это даст возможность правильно выбрать материалы и цветовую гамму.
Jaguar XF: -Создание кузова без аэродинамической трубы
Современные автомобильные технологии позволили сегодня уменьшить роль той самой автомобильной аэродинамической трубы, которую давно применяют многие автопроизводители при проектировании и создании новых моделей автомобилей.
Вот например, тот-же очень даже элегантный новый автомобиль марки Jaguar XF имеет у себя коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха меньше 0,26cd. Удивительно, что такого значения инженерам удалось добиться только с помощью всего одного лишь компьютерного проектирования.
Правда здесь аэродинамическая труба все-же использовалась и то, только для испытаний самого прототипа машины и после уже завершения самого проектирования.
Автомобильный дизайн: спорные моменты
Существуют дизайнерские решения, цель которых до конца не понятна, а польза призрачна. Обычно это касается дизайна интерьера авто и технической начинки машины.
1. Проецирование на дорожную поверхность марки автомобиля при открытии двери и светодиодная подсветка на порогах автомобилей. Это решение, скорее бахвальство, чем в самом деле нужная функция.
2. Лампа контроля на приборной панели eco-режима. Панель eco-режима помогает водителю экономить топливо. Лампа загорается, если активировать режим экономии и начинает мигать, если водитель резко изменит стиль езды. При быстром нажатии на тормоз или газ лампочка начинает мигать, таким образом, рекомендуя водителю сменить стиль езды. Но большинство автомобилистов говорят, что такой сигнал скорее раздражает и отвлекает. Кроме того, срабатывает он постфактум, и априори не может помочь.
Chris Labrooy — Tales Of Auto Elasticity
3. Обилие электронных гаджетов и ненужных функций. С развитием смартфонов и социальных сетей внутри автомобилей помещают все больше сенсорных экранов и дополнительных функций. При этом, они все еще не очень хорошо работают, а многие просто отвлекают от основной задачи – вождения. Также они способствуют созданию аварийных ситуаций на дорогах. К таким функциям относятся:
- технология ночного виденья (с проецированием на экран);
- интеграция с социальными медиа;
- дополнительные навигационные и информационно-развлекательные системы.
Прибор ночного виденья – очень важная функция, но пока что она не работает как следует. В большинстве автомобилей технология ночного виденья проецирует изображение на экран, который находится ниже лобового стекла. Смотреть на него неудобно и опасно, как и отвлекаться на социальные медиа за рулем. Покупка навигационной системы не оправдывает себя, так как навигатор есть в любом смартфоне, и работает он не хуже.
Не допустить ошибок поможет KLONA — лидер украинского рынка промышленного дизайна. Обратитесь к нам, чтобы разработать дизайн машины для вашего проекта. Вперед, навстречу новым достижениям!
Chrysler Streamline X, 1955
В 50-х годах XX века компания Chrysler пыталась отказаться от своей репутации изготовителя сугубо квадратных автомобилей, так как остальные автопроизводители всё больше скругляли грани машин, делая их обтекаемыми и более привлекательными для покупателей. Chrysler Streamline X должен был продемонстрировать экстремальный стиль на Salone di Torino в 1955 году и произвести фурор своим видом в духе космического корабля.
Машину украшали огромные хвостовые стабилизаторы, начинавшиеся в передней части кузова, а кабина располагалась практически в самой задней его части, из-за чего капот выглядел очень большим. Так как автомобиль был скорее демонстрацией возможностей компании Chrysler в плане создания обтекаемых форм, он не особо предназначался для езды, о чём говорит отсутствие задней подвески.
General Motors Firebird 1 XP-21, 1953
Современные конструкторы суперкаров делают форму автомобилей всё более обтекаемой, похожей на реактивные истребители. Но эта идея не нова, и ещё в 1953 году компания General Motors представила Firebird I XP-21. Автомобиль имел хвостовое оперение, пулевидный фюзеляж из стекловолокна, как у истребителей того времени, и короткие крылья.
Инженеры General Motors оснастили его газотурбинным двигателем мощностью 370 лошадиных сил, который имел две скорости. Автомобиль был создан для проверки практической осуществимости использования газотурбинных двигателей, а не для массового потребителя.
Единственный пилот, который управлял этой машиной, смог разогнаться только до 160 километров в час на первой передаче, и после переключения на вторую шины потеряли сцепление с дорогой из-за экстремального крутящего момента двигателя (до 26 000 оборотов в минуту), после чего испытания были остановлены. Позже автомобиль тестировался ещё раз, но так же безуспешно, и General Motors закрыли проект, отдав предпочтение Firebird II и последующим модификациям.
Дизайн автомобиля и его влияние на продажи: 10 подходов
Дизайн автомобилей условно можно разделить на 2 больших аспекта. Первый – это дизайн шоукаров. При их создании у дизайнеров много пространство для творчества, а зрители обычно впечатлены нестандартными подходами и революционными идеями. Для массового производства обычно выбираются более простые и классические варианты. Людям нравится смотреть на шикарные футуристические автомобили на автосалонах, но они не всегда готовы их покупать. Обычно клиенты ориентируются на практичность и интуитивно отдают предпочтение уже знакомым формам. Существуют тенденции в дизайне, которые являются ключевыми, и к которым регулярно возвращаются дизайнеры.
1. Tumblehome. Этот термин пришел из морской инженерии и означает сужение корпуса верхней части к низу. Сейчас большинство моделей автомобилей придерживаются этого стиля. В начале двадцатого века этот прием еще не перекочевал из кораблестроения в автомобильную промышленность. Поэтому машины выглядели совсем не так, как сейчас.
Пример несоблюдения принципа Tumblehome
2. Реалистичный дизайн. Несмотря на прогресс в развитии новых технологий и впечатляюще красивые машины с футуристичным дизайном, он не подходит для автомобилей массового производства. Покупатели все еще с опаской относятся к модерным автомобилям и слишком современному дизайну, отдавая предпочтения более привычному внешнему виду авто.
3. Баланс реалистичности. При создании авто для массового производства дизайнеры стараются соблюсти равновесие между традициями и инновациями. Лучше всего продаются новые модели, которые ближе всего к знакомым формам, но при этом наделены новыми качествами.
4. Squircle – термин, который означает математическую форму – гибрид круга и квадрата. Эта форма является очень популярной при создании дизайна автомобилей. Наиболее любим этот подход немецкими конструкторами.
Пример использования принципа Squircle
5. Thick-to-Thin (от толстого к тонкому). Это правило строится на плавных переходах от одной точки другой. Сюда входит утонение линий, и переходы от темных цветов к светлым.
6. Прямые линии кузова являются основой будущего внешнего вида автомобилей. От них дизайн зависит на 65%. При его создании главной задачей является поиск баланса между грубым и изящным. Дизайнер прикладывает все усилия, чтобы сделать это без ущерба для внешнего вида автомобиля.
7. Плавные линии кузова. Эти линии создают стиль модельного ряда каждого бренда. Часто автомобильные компании применяют плавные элементы кузова во всех своих моделях, что позволяет узнать силуэт марки даже при плохом освещении.
8. Визуальное безумие. Этот прием помогает автомобильным компаниям привлечь к себе больше внимания. С ним ассоциируются марки Acura и Lexus. Новые модели этих марок часто выглядят агрессивно и шокирующе. Профессионалы спорят об эффективности таких подходов. Говорят, что такой дизайн быстро устаревает, и, соответственно, нужны большие вливания для его частого обновления.
9. Стиль бутылки кока-кола. Форма стеклянной бутылки колы сильно повлияла на дизайн автомобилей. Если смотреть на такой автомобиль в профиль, линии напоминают бутылку. По центру автомобиля элементы кузова (двери и крылья) делают уже, чем передняя и задняя часть. Впервые этот прием был опробован в 1963 году, когда фирма Studebaker презентовала модель Studebaker Avanti. За ними последовали, а Chevrolet Corvette, Pontiac Tempest и Ford Torino. Отголоски этого стиля все еще можно увидеть в моделях Dodge Charger и Dodge Avenger, Dodge Challenger и Chevrolet Camaro.
10. Гигантомания (Land Yacht). Этот стиль зародился в Америке 70-х годов и характеризуется гигантскими элементами кузова. Такие машины потребляют много топлива из-за большого веса и аэродинамического сопротивления. Мода на большие машины все еще существует и развивается параллельно моде на крошечные экономичные смарты.