Проблемы назначения фоноскопической экспертизы при раскрытии и расследовании коррупционных преступлений

Содержание:

Какие задачи можно решить с помощью фоноскопической экспертизы — 5 главных задач

Фоноскопическая экспертиза исследует не только речь, но и технические характеристики самой записи. Основные задачи мы рассмотрим подробно.

Задача 1. Идентификация личности по голосу и речи

Голос и речь каждого человека индивидуальны. Но при этом они могут меняться в зависимости от состояния человека, условий записи, качества записывающего устройства и т. д.

Поэтому, чтобы определить характерные особенности голоса конкретного человека и идентифицировать его личность, нужно обработать и изучить несколько источников, на которых зафиксирована речь. Тогда можно выделить наиболее устойчивые признаки, которые сохраняются в разных ситуациях и условиях.

Возможно, в ходе исследования возникнут сомнения в психической адекватности человека. Тогда понадобится «Психиатрическая экспертиза», о чем вы можете прочесть в отдельной публикации.

Задача 2. Установление дословного содержания записи

Качество аудиозаписи существенно влияет на проводимое исследование. Здесь важны не только характеристики голоса и речи (например, голос бывает тихим от природы, а речь — невнятной). Большое значение имеет акустическое содержание, то есть присутствие на ней шумов и посторонних звуков, не производимых говорившим.

Эксперту нужно фиксировать абсолютно все, что он слышит на записи, а для этого необходим острый слух и специальные навыки установления дословного содержания речи.

Задача 3. Определение количества участников разговора

Это ещё более сложная задача, чем первые две. Прежде чем идентифицировать голоса участников разговора, эксперту необходимо выделить характерные признаки каждого голоса в отдельности. По ним и определяется, сколько человек участвовало в разговоре, зафиксированном на записи.

Статья «Психологическая экспертиза» расскажет вам об особенностях исследования личности и о том, как оно пересекается с фоноскопией.

Задача 4. Установление наличия монтажа или изменений в записи

Этот вопрос решается в каждом фоноскопическом исследовании. Поскольку в криминалистике монтаж записи расценивается как средство фальсификации.

Наверное, это самая сложная задача в изучении аудиозаписи. Компьютерные технологии развиваются стремительно, и цифровые форматы вытесняют все остальные. А на цифровой записи зафиксировать монтаж довольно проблематично.

Сложность заключается в том, что в цифровую запись можно легко внести изменения и многократно ее перекопировать. А конечная копия скроет все факты изменения файла.

Задача 5. Определение условий и обстоятельств при звукозаписи

Сделать это помогают шумы и звуки, зафиксированные на фонограмме помимо речи.

Здесь решаются такие вопросы:

  • Каков характер звуков?
  • Каким источникам принадлежат звуки?
  • Соответствует ли акустическая обстановка на записи обстоятельствам, которые описаны в деле?
  • В каких условиях производилась запись (в помещении, на улице, на открытой местности и т. д.)?

Вопросы эксперту

Эксперт не просто проводит исследование. Он проверяет фонограмму на основании вопросов, которые ставятся перед ним. Обычно стороны задают ему следующие:

  • сколько человек разговаривают на записи, которая была представлена для анализа;
  • что именно говорят на зависи все вместе и отдельные участники диалога;
  • была ли скопирована аудиозапись или нет;
  • имеются ли на фонограмме следы копирования, склейки, удаления частей и т.д.;
  • в каком эмоциональном состоянии находится тот или иной участник диалога.

Не всегда эксперт может дать полноценные ответы без привлечения сторонних сотрудников. Для решения данной проблемы нужно привлекать иных экспертов. Работая с компанией “СИНЭО” вы решаете эту проблему заранее — у нас имеются разноплановые специалисты-эксперты, которые проведут и иные исследования.

Например, лингвист поможет установить дополнительный смысл сказанного, определит наличие или отсутствие нецензурных выражений. Психолог поможет установить наличие у конкретного лица какого-то эмоционального состояния. Например, если говорящий находился в подавленном состоянии. Комбинирование исследований помогает при идентификации личности и в решении иных ситуаций.

Каковы особенности осмотра магнитных носителей с записями и подготовки материалов для фоноскопической экспертизы?

При изъятии кассет с магнитной лентой, аудио- и видеоаппаратуры необходимо соблюдать предосторожности, обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на поверхностях этих объектов и даже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать только за торцы, не касаясь магнитной ленты

Наиболее часто на кассетах и аппаратуре обнаруживаются следы рук, которые выявляются и исследуются в ходе дактилоскопического исследования. Кроме того, на поверхностях могут быть обнаружены микрочастицы и микроследы (биологического происхождения, пыль, волокна, волосы и пр.).

В протоколе осмотра кассеты следует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменные знаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет, характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надписи и обозначения на ракорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных приборов выявляются и фиксируются в протоколе все дефекты и повреждения на кассете, катушке или ленте.

Затем запись прослушивается и в протоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Для речи фиксируется ее содержание, для музыки — характер, для другой звуковой информации — ее природа. Проверяется и отмечается в протоколе целостность ленты. По окончании прослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается и снабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носители хранятся в полиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали от металлических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 —+ 20°С.

Успех фоноскопической экспертизы во многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительного исследования, предоставленных в распоряжение эксперта. С целью получения качественных экспериментальных образцов на фонограмме устанавливаемого лица выявляют индивидуальные лингвистические и фонетические признаки говорящего. При этом материалы, представляемые для сравнительного исследования, должны содержать, в первую очередь, слова и фразы, в которых наиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иные отклонения от общепринятых норм литературного языка. Для успешного решения экспертных задач желательно установить заранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустических условиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественные экспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофон располагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека, запись образца голоса которого производится;

окна и двери помещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонные аппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; на магнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствии производился отбор сравнительного материала.

Процесс получения сравнительных образцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемый был вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи. При этом необходимо соблюдать те же условия записи, использовать ту же (или по крайней мере, аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при получении исследуемой фонограммы.

При невозможности получения экспериментальных образцов в качестве материала для сравнительного исследования могут быть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, где проверяемый ходом разговора вынуждается произносить определенные слова и обороты речи; такие записи можно делать, например, при производстве следственных действий.

Эксперту также необходимо сообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этого использовалось и каково его техническое состояние, вид электропитания при записи (электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождения магнитофона, микрофона и участников записи.

Ошибки при определении оригинала фонограммы, подлежащей исследованию

Следует различать понятия «оригинал»/»дубликат»/»копия» фонограммы и «оригинал»/»дубликат»/»копия» файла с фонограммой.

Дубликатом является точная цифровая репродукция всех информационных объектов, хранящихся на оригинальном материальном носителе. Копией же является точная репродукция информации, содержащейся в информационных объектах, независимо от материального носителя. Поэтому при копировании аудиофайла различают копию самого файла и копию фонограммы в файле.

Копирование звукового файла может осуществляться при помощи стандартных функций системного программного обеспечения (при этом могут меняться свойства файла), но может производиться и при помощи звуковых программных редакторов или специализированного программного обеспечения, предназначенного для обработки цифрового звука, его редактирования и монтажа. При таком способе копирования могут меняться не только свойства самого файла, но и свойства содержащейся в нем звуковой информации.
Иногда под копией фонограммы, полученной каким-либо цифровым звукозаписывающим устройством, понимают файл, содержащий зафиксированную аудиоинформацию, но записанный в другом формате (конвертированный). В данном случае необходимо учитывать, что полученный в результате конвертации объект не является дубликатом оригинальной фонограммы, а, по сути, является видоизмененной копией, т.е. новым объектом, хотя и находящимся в определенной связи с оригиналом [].

Специфика процесса конвертации заключается в том, что звук, закодированный по одним алгоритмам в цифровом звукозаписывающем устройстве, преобразуется в новый звук, закодированный по другим алгоритмам. При этом может быть удален или создан какой-либо объем данных. Например, при конвертации из формата Wave Sound в формат MPEG Layer-3 часть исходной (оригинальной) звуковой информации будет утрачена вследствие потерь, возникающих при преобразовании и сжатии. При обратном преобразовании утраченные данные будут восполнены «нулевой» информацией. Полученная фонограмма не будет в точности соответствовать оригиналу [].

При передаче файла по каналам связи (в том числе по сети Интернет) при нарушении соединения файл фонограммы может быть получен не полностью, а фрагментарно, что вовсе не означает, что его воспроизведение становится невозможным. В данном случае полученные фрагменты будут воспроизводиться нормально, а утраченные — игнорироваться.

Только дубликат файла с фонограммой как цифрового доказательства в точности и полностью воспроизводит оригинал. В настоящее время дубликат цифровой фонограммы может быть получен при снятии образа с оригинального носителя, в результате чего не только фонограмма сохранится в полном объеме, но будут зафиксированы свойства носителя информации. При таком способе копирования файла со звуковым сигналом не будет утрачена или изменена криминалистически значимая информация.

Важно, что и простым копированием файла могут быть внесены изменения в ряд атрибутов цифрового доказательства, в частности в дату и время создания файла. Неизменность содержания фонограммы/видеофонограммы при этом может быть обеспечена только путем верификации файла при помощи расчета контрольных сумм до и после каждой операции по его воспроизведению, репродуцированию, передаче и т.п.

В этой связи важно обратить внимание, что в практике раскрытия и расследования коррупционных преступлений понятия оригинала и копии фонограмм, копий файлов с фонограммами нередко смешиваются, что влечет экспертные, а нередко и судебные ошибки

В этой связи имеет существенное значение различение обозначенных понятий между собой. При этом если эксперту представляется не оригинал, а копия, то дополнительно следователю необходимо представить эксперту исчерпывающие сведения о том, кем, как, в каких условиях, на какую звукозаписывающую аппаратуру производилась перезапись, поскольку только по копии без оригинала и документально зафиксированных контрольных сумм файла нельзя удостоверить его аутентичность. Таким образом, необходимо учитывать, что сложность в процессуальной оценке цифровых фонограмм как доказательств заключается в возможности их фальсификации без оставления видимых следов проведенных манипуляций, которые на современном уровне науки и техники не всегда могут быть обнаружены в ходе экспертного исследования [].

Цели и объекты фоноскопической экспертизы

Цели и задачи, которые преследуют специалисты по фоноскопической экспертизе:

  1. Идентифицируют голоса, появляющиеся на записях;
  2. Определяют общие характеристики записанных персонажей;
  3. Устанавливают количество людей, разговаривающих на записи;
  4. Определяют пол и проводят тесты речевого аппарата записанных людей.

Для справки! Рассматриваемый тип исследований также направлен на обеспечение материала для сравнения, маркировки нормальных особенностей и аномалий в голосе, а также характеристик голоса на основе анализа высказывания.

Фоноскопия анализирует аналоговые и цифровые записи. Поэтому объектами исследования могут быть звуки, записанные:

  • диктофонами;
  • сотовыми телефонами;
  • камерами видеонаблюдения;
  • другими устройствами, оснащенными функцией записи.

Записи для заключения эксперта могут быть записаны в ходе расследования или созданы полностью случайно

С другой стороны, для уголовного процесса важно, чтобы в качестве доказательств представлялись звукозаписи, полученные законным путем

Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)?

4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана?

8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

9. Каковы некоторые социальные характеристики лица (уровень и направленность образования, интеллект, уровень культуры и т. п.), речь которого представлена на фонограмме?

10. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи, каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)?

3. Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видео магнитофон? Является ли видеофонограмма № 1 полностью или частично копией видеофонограммы № 2?

4. Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

показать содержание

Возможности и виды фоноскопической экспертизы

Люди, занимающиеся фоноскопическим исследованием, могут:

Восстановить любые, даже утерянные записи

Это особенно важно, когда подозреваемый удаляет сообщение или, когда память всего устройства, на котором был записан звук, уничтожается;
Успешно устранить любые повреждения или искажения записанных звуков. Выполняется соответствующее преобразование цифрового формата файла, с использованием специализированного оборудования и компьютерных программ;
Готовить стенограммы и транскрипцию документов в виде аудиозаписей, текстовых документов на разных языках;
Переписать записи с высоким искажением.

По сути, различают следующие виды фоноскопических экспертиз:

  1. Определение технического состояния звукозаписей – проверка подлинности звукозаписи;
  2. Воспроизведение и запись содержания высказываний – подготовка точных стенограмм разговоров;
  3. Идентификация говорящих на основе анализа речи, записанной как внутри записи, так и в отношении образцов речи указанного лица (например, подозреваемого).

Что такое фоноскопическая экспертиза и в каких случаях ее проводят?

Как и многие другие виды экспертиз, фоноскопическая используется в криминалистике. Название происходит от греческого «фонэ», что означает «звук», и «скопия» — наблюдаю, рассматриваю. Дадим определение этому понятию.

Фоноскопическая экспертиза тесно связана с другими видами исследований. Ведь записи анализируются не только на предмет технических характеристик.

Например, в исследовании присутствуют элементы лингвистической экспертизы, когда идет расшифровка содержания. В отдельных случаях проводится и психологический анализ говорившего.

Виды и суть экспертиз, которые существуют в фоноскопии:

Объект Цель исследования
1 Аудиозапись Получить четкое содержание разговоров и подтвердить подлинность звукового ряда.
2 Диктофонная запись Выяснить все обстоятельства, в которых производилась запись, установить участников разговора и их реплики, чтобы подтвердить или опровергнуть улики и обвинения.
3 Звукозапись Идентифицировать личность и исследовать акустическое окружение, сопутствующее разговору на записи (улица, помещение и т. д.).
4 Фонограмма Повысить качество и разборчивость речи, выяснить буквальное содержание, выяснить достоверность фонограммы, ее копирования или монтажа, продиагностировать условия, в которых была сделана фонограмма.
5 Цифровая запись Провести техническое исследование носителя цифровой информации (CD, DVD, флэш-карты, жесткие диски и т. д.) и аппаратуры звуковой записи.

Назначение фоноскопической экспертизы производится судом или органом дознания, а постановление выдается судьей или следователем. Однако законом допускается проведение независимого исследования.

Запись голоса предъявляют в суде в качестве доказательства — такая улика имеет юридическую силу. Поэтому в судебной практике часто прибегают к этому виду исследования. В основном доказательства в виде аудиозаписи используются в уголовном судопроизводстве, хотя подобные случаи встречаются в арбитражных и гражданских процессах.

Как проводится экспертиза

Экспертиза проводится с использованием новейшего оборудования. Мы регулярно обновляем свою технику, обучаем сотрудников использовать ее. При помощи приборов, фоноскопист анализирует сам звук, убеждается в наличии или отсутствии признаков монтажа и т.д., в зависимости от сути спора.

Фоноскопическая экспертиза также может проводиться совместно с:

  • почерковедческой экспертизой
  • лингвистической экспертизой
  • экспертизой документов

«Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» проводит все виды вышеперечисленных экспертиз. Также осуществляет рецензирование ранее выполненных экспертиз. Перед проведением исследования возможна устная консультация.

Стоимость фоноскопической экспертизы –  прайс от 18 000 руб. Напишите нам, чтобы уточнить цену и получить консультацию эксперта:Уточнить стоимость

Почему вам стоит обратиться именно к нам

Вы сами решаете, к какому эксперту обращаться

Но рекомендуем обратить внимание на те конкурентные преимущества, которые у нас имеются:

  • у нас работают не только фоноскописты, но и другие специалисты. Вам не придется искать других профессионалов, мы проведем полное и всестороннее независимое исследование представленного материала;
  • мы всегда работаем в полном соответствии с действующим законодательством;
  • наши сотрудники регулярно повышают квалификацию и обучаются работе с новыми технологиями и методиками;
  • у наших сотрудников есть не только профильное образование, но и научные степени;
  • мы работаем по всей стране.

Также обратите внимание, что первая консультация у нас всегда бесплатная. Вы сможете ознакомиться с условиями, получить подробную информацию и первичные совету по делу

Компания “СИНЭО” предлагает качественные экспертные услуги в сфере фоноскопии и других направлениях. Мы работаем с 1999 года, являемся опытным и надежным коллективом. Обращайтесь к нам за помощью и мы обязательно разберемся в вашей ситуации и дадим правомерное и точное заключение.

Все услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Для чего назначается фоноскопическая экспертиза?

Рассматриваемый вид исследования включает в себя комбинацию из экспертных мнений и анализов записей. Речь идет об анализе качества записей, характеристик устройств, на которых была сделана запись. При этом фоноскопия занимается восстановлением звуков с поврежденного носителя, изменением параметров записей, проверкой оригинальности или целостности аудиозаписей. 

Эксперты проводят тестирование записей. Фоноскопическая экспертиза исследует записи с прослушивания телефонных разговоров и мониторинга. Кроме того, специалисты занимаются снижением шума, записью искаженных записей и улучшением качества записей. 

В целом фоноскопическая экспертиза выполняет следующие задачи:

  1. Детальный анализ всех звукозаписей, которые являются доказательством по делу;
  2. Тщательный электрический и акустический анализ защищенных записей;
  3. Защита записей с поврежденного носителя;
  4. Проведение исследований с точки зрения информационных технологий (ИТ);
  5. Изменение параметров записи;
  6. Анализ всей записи с прослушивания телефонных разговоров и улучшение их качества;
  7. Устранение помех в звукозаписи;
  8. Перезапись с высоким искажением;
  9. Определение оригинальности и единства защищенной записи.

Объекты фоноскопической экспертизы

Объектом исследования фоноскопической экспертизы является фонограмма. Он может быть записан на любое устройство или носитель:

  • карта памяти или диск, как и любой иной цифровой источник;
  • аудиокассета, пленка, наравне с прочили аналоговыми носителями;
  • смартфон или мобильный телефон. Чаще всего приходится анализировать именно эту приборы, так как они массово доступны пользователям и имеются у подавляющего большинства граждан;
  • планшет, ноутбук;
  • жесткий диск и т.д.

Не важно, как именно был зафиксирован звукоряд. Главное, чтобы его можно было воспроизвести и предоставить на анализ эксперту

Наши фоноскописты работают с любыми форматами аудио. Мы можем проанализировать и звукоряд в видео, созданного при помощи телефона, камеры и т.д. При необходимости, к работе будет привлечен техник, который поможет получить информацию, недоступную изначально. Например, из-за повреждения источника, неизвестного формата и т.д.

Что такое криминалистическая фоноскопия? На чем основывается возможность идентификации человека по голосу?

Самым распространенных средством общения людей является устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повседневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся:

  • фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших;
  • фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);
  • фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;
  • фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.

Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фонограмм, являются идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.).

Криминалистическая фоноскопия является основой идентификации человека по голосу, в процессе которой изучается звуковая, особенно речевая, информация, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура.

Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи:

1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго индивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне.

2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи.

3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности особенности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.

Заключение

Подведем итоги.

Фоноскопическая экспертиза — это исследование голосов и звуков на записи. Проводят его в судебном порядке для того, чтобы затем в суде представить как доказательство. Наиболее часто этот вид экспертизы фигурирует в уголовных делах, но может понадобиться и в гражданском процессе.

Дорогие друзья! Мы от души желаем, чтобы вы не попали в ситуацию, когда потребуется какая-нибудь из экспертиз. Если же независимое исследование вам все-таки понадобилось, не расстраивайтесь. Вооружитесь знаниями и смело берите дело в свои руки.

Мы надеемся, что информация оказалась для вас полезной и будем благодарны за комментарии и оценки статьи.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector