Профессия художник-мультипликатор: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Придумал самые яркие работы студии, которые получили «Оскар»

Одним из наиболее душевных проектов Pixar, несомненно, был приключенческий полнометражный мультфильм «Вверх» (2009), совместная режиссерская работа Доктера и Боба Петерсона. 

Это история о пожилом затворнике Карле Фредериксоне. Однажды он решает совершить путешествие в Южную Америку в честь своей покойной жены. Транспортом ему при этом служит собственный дом, к которому прицеплены воздушные шары. Фильм учит зрителей не бояться пробовать новое. Это чудесная и очень эмоциональная история, чем-то напоминающая «Пиноккио» и «Дамбо». Создавая Карла, Доктер во многом вдохновлялся собственным уединенным образом жизни. «Вверх» стал первым из двух фильмов студии, которые получили номинацию на «Оскар» за лучший фильм. После диснеевской «Красавицы и чудовища» в 1991 году подобной чести не удостаивался еще ни один мультфильм.

После работы над «Вверх» Доктер взялся за режиссуру «Головоломки» (2015) с Ронни дел Карманом. Это история о пяти эмоциях, живущих в голове девочки по имени Райли. 

Девочка только что переехала из Миннесоты в Калифорнию, совсем как сам Доктер, и пытается адаптироваться ко всем изменениям в своей жизни, что не всегда легко. Эмоции Радость, Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев ежедневно руководят сознанием и поведением Райли. Однако Радость и Печаль постоянно конфликтуют между собой, и именно им приходится вместе отправиться глубоко в подсознание девочки, чтобы помочь ей

Эта история стала одной из наиболее эмоциональных, интеллектуальных и ценных работ Pixar благодаря заложенной в ней идее – выражать эмоции важно

Минусы

Любая профессия имеет недостатки, даже профессия мечты. Могут попадаться не только неприятные аспекты деятельности, но и вещи, которые откровенно раздражают. Художники-мультипликаторы могут столкнуться со следующими трудностями:

  • Все-таки бывают однообразные задачи.
  • Много приходится сидеть на одном месте.
  • Требуется много специализированных качеств: пространственное воображение, наблюдательность, хороший глазомер, актерские способности, целеустремленность.
  • Сложность обучения. Это одна из проблем выбора любой творческой профессии. Можно освоить лишь технические способности, но если ограничиться готовыми шаблонами, можно никогда не развиться в творческом направлении.
  • Бывают случаи, когда художника подбирают лишь под определенный проект, и это может быть серьезным ударом. Когда он заканчивается, приходится заново искать работу.
  • Многие не смогут понять замысел художника. Однако для действительно творческих людей нет никаких препятствий, потому что, как уже упоминалось, искусство — это образ жизни. Нужно ориентироваться на свои ценности.
  • Для создания хороших мультфильмов навыков рисования недостаточно. Художник-мультипликатор — это тот человек, который знает теорию анимации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, осваивает актерские приемы и знаком с характеристиками различных видов искусства. Не каждый профессиональный художник может создать качественный анимационный фильм. Чтобы делать это, нужно освоить особый стиль рисования.

В целом, эти недостатки характерны для любой творческой профессии. От специалиста требуется нестандартное мышление, которому невозможно научить в условиях учебного заведения, но его можно развить самостоятельно с практикой.

Тонкости в работе 3 D специалиста в Америке

Среднестатистический 3D аниматор в стране больших возможностей имеет годовой доход в 50 тыс. долларов.

Ключевыми особенностями данной профессии являются:

  • эффективное использование современного программного обеспечения;
  • задействование специальных веб-приложений;
  • привлечение инструментов рекламных роликов и телевизионных программ;
  • продуктивное сотрудничество с разработчиками, дизайнерами и режиссерами с целью создания эскизов раскадровки;
  • работа в команде профессионалов (умение сотрудничать);
  • создание целостной анимации, которая будет в полной мере соответствовать утвержденному проекту;
  • ограниченность в сроках (ценится оперативность и эффективность).

Для получения высокооплачиваемой должности мультипликатора в известной студии необходимо получить качественное образование.

Поэтому талантливые художники поступают в университеты и колледжи Флориды и Нью-Йорка.

Какими качествами должен обладать исполнитель?

Мультипликатор обязан досконально знать большое количество технологий и чувствовать саму сказку, ее смысл.

Все дело в том, что юные личности еще не сформированы самой жизнью. Квалифицированный мультипликатор должен обладать следующими качествами:

  • талант в рисовании;
  • развитое чувство кинематики (способность чувствовать время и актерское мастерство);
  • фантазия и умение экспериментировать с образами;
  • четкое понимание мира детей и взрослых;
  • виртуозное владение компьютером и специальными программами (3DSMAX, Cinema 4D и Maya);
  • качественное моделирование;
  • упорядоченное текстурирование;
  • работа со светом и рендерингом.

Так, специалисты из студии «ШАР», который обладают всеми вышеперечисленными навыками зарабатывают по 60-90 тыс. рублей в месяц.

Начинающий художник может рассчитывать на оклад в 320-480 у.е. в месяц.

Обязанности на работе

Процесс создания мультфильма проходит поэтапно. Сперва тщательно продумывается идея и разрабатываются образы персонажей. Потом начинается работа над эскизами. Если проект достаточно крупный, после этого ведется отбор художников и распределение задач между ними.

Сегодня мультипликаторам серьезно помогают компьютерные программы. Они дают возможность значительно упростить и ускорить работу. Представитель этой профессии обязательно должен уметь пользоваться ими. Среди наиболее востребованных называют:

  • 3D Studio Max;
  • Cinema 4D;
  • Softimage XSI;
  • Blender;
  • LightWave;
  • Maya.

Даже если специалист отлично знает все перечисленные программы, поработать руками ему все равно придется. Ведь компьютер не может выполнять весь спектр задач на всех этапах создания мультфильма.

Обязанности мультипликатора на подготовительном этапе выглядят так:

  • создание общей концепции, эскизов для каждого персонажа и декорации;
  • подбор команды художников (персонажиста, фоновщика, контуровщика, фазовщика и других) и согласование кандидатур с режиссером проекта;
  • организация и распределение труда между утвержденными специалистами;
  • контроль деятельности персонажистов и фоновщиков.

На стадии производства мультипликатор:

  • организует процесс создания каждого персонажа и фона, а также детальной прорисовки и заливки;
  • прорабатывает движения (включая мимические);
  • занимается колорированием и раскадровкой;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • участвует в создании «чистовика» мультфильма.

Мультипликация & анимация: особенности

Раскадровка — последний общий для процессов мультипликации и анимации процесс. После нее мастера действуют по-разному.

Что делают мультипликаторы:

  • режиссер раздает художникам задачи по созданию сцен, объектов и героев;
  • менее опытные сотрудники занимаются промежуточными эпизодами;
  • кто-то рисует фон;
  • готовые объекты раскрашивают — делают «заливку»;
  • контурщики обводят персонажей пером или тушью и переносят с бумаги на прозрачный целлулоид;
  • используя мультстанок, проводят покадровую съемку;
  • синхронизируют визуальный набор со звуком.

Что делают аниматоры:

  • тщательно готовят каждого персонажа на компьютере — прорисовывают, подгоняют, красят;
  • сводят подготовленные слои в единое изображение — делают «композинг»;
  • оживляют объект при помощи специального ПО, заставляют объект двигаться.

Отличие подходов — техника «оживления». Мультипликаторам, чтобы делать мультик, нужно вручную рисовать и сводить вместе 24 кадра — и это лишь одна секунда фильма. Аниматор тратит большую часть времени на подготовку/проработку персонажа, но делает это один раз. Фазы и сцены не нужно постоянно прорисовывать заново — двигает объект компьютер.

Уровень заработной платы

То, сколько зарабатывают мультипликаторы, во многом зависит от опыта, уровня мастерства и компетенций. На первых порах найти достойное место в мультипликационной индустрии непросто. Однако современный мир предлагает фриланс — удаленную работу, способную обеспечить работящего художника достойным заработком. Средний уровень зарплат специалистов в России по регионам составляет 40−75 тыс. р.

Наибольшее количество вакансий открыто в Москве и области. Однако их недостаточно, чтобы удовлетворить всех желающих, и это свидетельствует, что мультипликаторы дорожат своим местом. В других государствах наблюдается следующая тенденция по заработку:

  1. Украина. В этой стране анимация развита более 85 лет. Успешными работами славятся Одесская и Киевская киностудии, где подготовили не одно поколение высококлассных специалистов. В настоящее время средний заработок составляет 11 тыс. грн (430 долларов). На больший оклад можно рассчитывать в киевских частных компаниях.
  2. Беларусь. Специалистам следует искать работу в Минске, Гомеле и Витебске. Предпочтения здесь отдают аниматорам с опытом, который можно получить в редакционных изданиях. Оклад мультипликатора — около 420 долларов.
  3. Казахстан. Крупные анимационные центры находятся в Караганде, Алма-Ате, Нур-Султан (Астане). Зарплата опытных мультипликаторов — 260−830 долларов (в зависимости от рода деятельности и места работы).
  4. США. Профессиональные мультипликаторы получают в стране больших возможностей 4−5 тыс. долл в месяц. Специалисты обязаны получить соответствующее образование и подтвердить квалификацию. Заработок на уровне 5−16 тыс. долларов гарантирован работникам студии Walt Disney, Warner Brothers Cartoons, Pixar. Зарплата 3D-аниматора доходит до 50 тыс. долл.
  5. Германия. В этой стране хороший специалист не останется без работы и сможет выбрать место, которое наиболее устраивает по графику и материальному вознаграждению. Оно составляет в месяц не менее 4700 евро.
  6. Япония. В этой стране аниматор — престижная и популярная профессия. Однако вознаграждение составляет около 12 тыс. долларов в год. Большое количество анимационных студий создает условия жесткой конкуренции, а специалистам приходится работать по 10−12 часов в сутки.

Как стать аниматором

Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.

Экзамены для поступления:

  • русский язык (ЕГЭ);
  • литература (ЕГЭ);
  • творческое испытание (композиция);
  • профессиональное испытание (живопись + рисунок);
  • собеседование.

Аниматоров готовит также «Театральный художественно-технический колледж» в Москве. Поступать можно на базе 9 и 11 классов, вступительные испытания при поступлении на отделение анимации — «Рисунок«и «Раскадровка».

Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.

Преимущества онлайн-школы:

  • подготовка специалистов «с нуля»;
  • актуальные знания, востребованные в индустрии прямо сейчас;
  • создание портфолио.

Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.

Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.

Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.

Как стать 3D-аниматором

Профессия 3D-аниматора очень требовательна, и это ощущается прямо во время обучения. Категорически нельзя учиться наобум, без плана действий. Если вы получаете образование на курсах или в высшем учебном заведении, то там уже будет отработанный план. Но если вы решили постигнуть трехмерную анимацию самостоятельно, то без него не обойтись.

Мы составили примерный и общий план для тех, кто хочет стать 3D-аниматором:

  1. Как ни странно, но начать нужно не с обучения, а с подготовки “плацдарма”. Речь идет о компьютере, который должен быть мощным, иначе трехмерная анимация станет сущим адом еще во время обучения, не говоря уже о рабочем процессе с дедлайнами и техническими заданиями. Как понять, какой именно компьютер нужен? Посмотрите рекомендуемые системные требования к таким программам, как Maya и 3DS Max. Если ваш ПК им соответствует, то можете переходить на следующий этап. Если нет, то компьютер необходимо улучшить. Подчеркнем, что необходимо соответствие именно рекомендуемым системным требованиям, а не минимальным. Минимальных достаточно лишь для запуска и очень простых проектов.
  2. Теперь нужно выбрать программное обеспечение. Опытные аниматоры рекомендуют начать с 3DS Max, так как программа довольно дружелюбна к новичкам и считается самой простой в освоении. Чаще всего 3DS Max используется в геймдеве и дизайне интерьеров. Программы Blender и Modo тоже довольно легки в освоении. Если 3DS Max не понравился, можно начать с одной из них. Еще есть Maya, которая считается самой сложной. Maya чаще всего используется в клипах, рекламе, телевидении и кино, поэтому если хотите начать с чего-то из перечисленного, нужно освоить программу. Тем не менее, перед Maya обязательно нужно изучить что-то попроще.
  3. Можно переходить непосредственно к обучению. Лучше всего совмещать самообразование и один из вариантов изучения профессии из перечисленных ниже.
  4. После того, как научитесь основам, продолжайте усердно учиться и начните практиковаться. Не беритесь за сложную анимацию, а начините с наиболее простой, даже с двухмерной. Со временем усложняйте задачи и попробуйте воссоздать короткий момент из любимой мультипликации или игры. Учитывайте, что точь-в-точь повторить не получится, ведь над большими проектами работают сотни или тысячи опытных специалистов. Но похожий простенький вариант вполне реально сделать.
  5. Когда обучение будет подходить к концу, поищите реальные заказы на фрилансе и начните откликаться на подходящие вашим навыкам вакансии. Имейте в виду, что можно брать простые заказы на фрилансе несмотря на оплату, а исключительно ради опыта. Реальный заказ всегда лучше придуманного. И не забудьте сохранять качественные работы в портфолио!

Даже работая, всегда совершенствуйтесь и изучайте новое. Так вы сможете не только выбрать, как и где работать, но и стать частью одной из крупнейших студий мира!

Какие предметы нужно сдавать

Работа аниматором подойдет людям с творческим мышлением и способностями к рисованию. Что надо сдавать на мультипликатора? Это зависит от того, куда поступать.

Возможности для обучения широки: учиться можно в вузе, техникуме, колледже или курсах для аниматоров.

Если в качестве базы ориентироваться на высшее образование, то для выбора доступен большой перечень вузов, где обучают профессии аниматора-мультипликатора. Сдавать на художника-аниматора нужно будет ЕГЭ.

Окончания 11 класса можно не дожидаться, поступив учиться на аниматора после 9 класса в колледж или техникум. В ссузах такая специальность тоже есть. Вместо ЕГЭ сдавать на аниматора будет нужно ОГЭ. Но по окончанию ссуза, вместо диплома о высшем образовании студенты получат диплом о среднем профессиональном.

Кратко об истории

Мультипликация начала развиваться задолго до возникновения кинематографа. Ученые отмечают, что первые попытки показать движение с помощью рисунка были еще в первобытный период (наскальные рисунки, отображающие последовательность действий). Продолжались они и в античную эпоху, а затем и в более поздней истории человечества. Но прошло много времени, прежде чем появились примитивные образцы мультфильмов. Они были созданы лишь в первой половине 19 столетия. Любопытно, что результатом «скрещивания» этой технологии с фотоискусством стало изобретение первого киноаппарата.

С возникновением кинематографа мультипликация отодвинулась на второй план. Правда, временно. За ее возрождение в начале 20 столетия взялся отец американской анимации Джеймс Стюарт Блэктон, который нарисовал мультфильм Humorous Phases of Funny Faces (вышел на экраны в 1906 году). В России одним из первых режиссеров мультипликационных фильмов был Александр Ширяев. В том же 1906 году он снял кукольный фильм-балет «Пьеро и Коломбина».

В 1914 году американский аниматор-мультипликатор Уинзор Маккей создал первый в истории персонаж мультфильма с ярким характером. Это был динозавр по имени Герти. Для него сделали очень много рисунков. Кстати, именно их невероятное количество стало толчком к изобретению новой технологии. Она заключалась в разделении труда аниматора и фоновщика. Сам Маккей занимался прорисовкой фаз движения динозавра. А студент, которого он нанял, делал копии с образца контуров гор, деревьев и озера для каждого листа. Пленку из целлулоида тогда еще не использовали.

Неоценимый вклад в развитие и распространение мультипликации сделал знаменитый Уолт Дисней. Не слышал о нем, наверное, разве что младенец. Его мультфильмы с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Их популярность сравнима с успехом кассовых кинофильмов.

Сколько получает художник?

Зарплата художника зависит от того, какую область деятельности он для себя выберет. Такое разнообразие специализации позволяет работать в типографии, рекламе, сфере образования, строительстве, мастерских и т.д.

По данным информационного портала Russia.trud.com, на сегодняшний день в России открыто почти 500 вакансий для художников, при этом уровень предлагаемой зарплаты существенно варьируется: 24,5% работодателей указали зарплату в размере 10 тысяч рублей, 15,5% – около 30 тысяч рублей и 14,4% – 14 тысяч рублей.

Самой высокооплачиваемой профессия художника является в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже, при этом больше всех зарабатывает художник для детей (70 тысяч рублей), концепт-художник и художник-шаржист (40 тысяч рублей).

Чтобы предоставить вам полную картину по оплате труда художников, мы изучили предложения работодателей в Москве, размещенные на сайте hh.ru. Интересных вакансий действительно много, среди них каждый творческий специалист найдет для себя что-то стоящее независимо от рода деятельности. 2D- и 3D-художникам предлагают зарплату от 45 тысяч рублей в среднем, при этом верхний предел оплаты труда в некоторых объявлениях больше 100 тысяч рублей, а художники-преподаватели оцениваются от 30 тысяч рублей.

В маленьких городах такого разнообразия вакансий нет, но это не значит, что художником становиться не нужно, ведь можно работать удаленно, брать проектную работу из разных уголков страны и при этом не быть привязанным территориально. А еще можно работать на себя, создать что-то уникальное, творческое, чего нет в вашем городе. Главное – уверенность в своих силах, талант и целеустремленность. Как видите, эти качества, о которых мы говорили ранее, очень важны в творческой профессии.

В любом случае нужно понимать, что зарплата зависит от уровня образования, мастерства, работоспособности и качества работ автора

За настоящими профессионалами всегда будут охотиться, и не важно о ком речь: о компьютерном гении из мира искусства или о талантливом преподавателе, на уроках которого всегда аншлаг

Кто нарисовал «Ну, погоди!»?

Мультсериал «Ну, погоди!» обычно связывают с именем прославленного мультипликатора Вячеслава Михайловича Котёночкина. Он действительно является по сути автором и создателем знаменитого мультсериала, однако в качестве режиссёра «Ну, погоди!», а нарисовал персонажей мультфильма Светозар Кузьмич Русаков.

Светозар Кузьмич Русаков

Русаков на фронте

Светозар Кузьмич Русаков родился в Московской области в городе Тучков в 1923 году. Учился в художественной школе Центрального дома пионеров. В начале Великой Отечественной войны его призвали в армию. Первое время он работал военным корреспондентом сначала в «Окнах ТАСС» Новосибирска, а позже в газете «Красная звезда». В рядах действующей армии оказался в 1943 году. Сначала был пехотинцем и принимал участие в боях Украинского и Белорусского фронтов, после этого был переведён в арт-разведчики Отдельного противотанкового батальона. В бою был ранен и контужен, после чего получил II группу инвалидности.

Из армии Русаков демобилизовался только в 1946 и сразу же поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Его он окончил с красным дипломом и продолжил обучение теперь уже на художественном факультете ВГИКа. С отличием окончив ВГИК, Светозар Кузьмич устроился на работу художником-постановщиком на киностудию «Союзмультфильм», где проработал 30 лет. Лишь выйдя на пенсию, он нашёл время для собственной выставки, несмотря на то, что к тому времени в его коллекции было уже довольно много работ.

Герои мультфильмов Русакова

Святозар Кузьмич Русаков стал лауреатом Государственной премии, членом Союза художников и кинематографистов. Награжден множеством наград, в том числе орденами Славы и Великой Отечественной войны и «За боевые заслуги», а также многими другими. Он ушёл из жизни в августе 2006 года.

Среди персонажей мультфильмов не только волк и заяц из «Ну, погоди!». Он также является художником, создавшим знаменитых хоккеистов из мультфильма «Шайбу, шайбу!». Кроме того, он был художником-постановщиком таких мультфильмов как «Сказка о Емеле», «Приключения Буратино», «Попался, который кусался» и нескольких десятков других известных советских мультфильмов.

м/ф Шайбу, шайбу!

Требования

Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.

Знания и навыки

Преимуществами кандидата будут:

  • чувства вкуса и стиля;
  • понимание механики динамики и движения;
  • уникальное видение мира;
  • в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
  • хорошее воображение;
  • пространственное мышление.

Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.

К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.

Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.

Личные качества

К необходимым личным качествам можно отнести:

  • высокую работоспособность;
  • умение брать на себя ответственность;
  • целеустремленность;
  • аккуратность, практически педантизм;
  • терпение;
  • чувство юмора;
  • готовность к командной работе.

Специализация мультипликаторов

Специализации художников-мультипликаторов в первую очередь определяются технологией анимации. При этом некоторые специализации могут существовать при любом способе производства мультфильмов, а другие — быть уникальными для конкретного и не встречаться в других случаях. Также разделение на специализации связано с масштабностью производства: в небольших коллективах один художник может выполнять несколько технологических операций. Следует отметить, что по мере развития анимации специализация художников-мультипликаторов становилась всё более узкой.

Рисованная мультипликация

  • Художник по персонажам — художник, создающий визуальный образ героя мультфильма, осуществляющий его последующую разработку и сопровождение на производстве анимационного фильма.
  • Художник-контуровщик — художник, задачей которого является перенос рисунка с бумаги на целлулиодную плёнку.
  • Художник-мультипликатор рисованного фильма (художник-аниматор ) — художник, создающий рисунки ключевых фаз движения мультипликационного героя (компоновочные рисунки) и определяющий промежуточные фазы на экспозиционном листе.
  • Художник-постановщик — главный художник анимационного фильма. Совместно с режиссёром, художник-постановщик определяет визуальный стиль будущего произведения, осуществляет руководство и контроль за производством.
  • Художник-прорисовщик — художник, создающий чистовые компоновочные рисунки (ключевые кадры) на основе изображений, созданных художником-аниматором. Задача художника-прорисовщика заключается в том, чтобы, не нарушая анимации, придать герою мультфильма максимальную схожесть с образом, разработанным художником по персонажам.
  • Художник-фазовщик — художник, создающий промежуточные фазы движения героя мультфильма между компоновочными рисунками.
  • Художник-фоновщик (художник-декоратор) — художник, создающий фоновые рисунки и панорамы, на которых действуют мультипликационные герои.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector