Инженер-механик: описание профессии

Обучение на Инженера-механика

Курсы

Российский институт профессионального образования «ИПО»

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Инженер» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса) (МАСПК)

Проводит курсы профессиональной переподготовки по направлению «Инженер-механик» для специалистов с высшим техническим или инженерным образованием. Учебные программы Академии позволяют получить дополнительную профессию, обучаясь дистанционно, в удобном графике.

Профессию инженера-механика можно получить во многих технических ВУЗах России.

Вузы

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры (Институт энергомашиностроения и механики НИУ «МЭИ»)

Оренбургский государственный университет

Машиностроение (Аэрокосмический институт)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Машиностроение (Институт новых материалов и технологий УрФУ)

Тольяттинский государственный университет

Современные технологические процессы изготовления деталей в машиностроении (Институт машиностроения)

Российский университет транспорта (МИИТ)

Машиностроение (Институт транспортной техники и систем управления)

Случай из жизни

Напоследок — удивительная история, которая показывает, насколько непредсказуемым может быть путь сервисмена. Наш собеседник Евгений, получив в 90-е профессиональное образование (Сибирская автодорожная академия в Омске), отправился работать в автобусный парк. Прошел путь от слесаря до директора по снабжению. Но убыточное предприятие дышало на ладан, поэтому пришлось уйти в торговые представители по напиткам (в «нулевых» это была очень хорошая работа). Вскоре ему предложили вернуться в профессию, причем с переездом в столицу. Евгений, не раздумывая, согласился и в 2011 году стал мастером цеха корпоративного парка небольших коммерческих грузовичков. Через несколько лет после очередной оптимизации цех прикрыли, и Евгений сумел открыть свою СТО, перетянув туда клиентов, оставшихся без привычного обслуживания.

Старт бизнеса оказался не таким уж и трудным: главным было суметь заработать на оплату аренды (500 тысяч рублей в месяц за помещение в 700 квадратов в районе метро «Щелковская»). Заоблачная сумма для провинции в Москве отбивалась без лишних нервов. Профиль деятельности — тот же, клиентская база была наработана. Евгений смог собрать хорошую команду из механиков, электриков, мастеров по ремонту холодильных установок. Однако сказка длилась ровно один год. Смена руководства у основного корпоративного клиента пагубно сказалась на деловых связях. Цепочка недопониманий и конфликтов привела к закрытию цеха. Но Евгений не пал духом и вскоре устроился мастером-приемщиком в крупную сеть официальных дилерских центров. Одно из самых ярких впечатлений от этого периода — прекрасно отлаженная работа и идеальная чистота в ремзоне. «После каждого ремонта заходил человек с поломоечной машиной и наводил порядок. И это в цехе, где стоит 30 подъемников!» — вспоминает Евгений.

В прошлом году он был вынужден вернуться в Омск. Частично по семейным обстоятельствам, частично — из-за надоевшей московской суеты и бешеного ритма. После небольшого отдыха — поиск работы. Представьте, каково искать новое место в депрессивном городе после столичных зарплат? «А еще работодателей смущала запись в моей трудовой книжке. Они не понимали, зачем человек с опытом работы на должности генерального директора собственной СТО хочет устроиться обычным автомехаником», — смеется Евгений. Сегодня он работает мастером цеха в крупной СТО универсального профиля с зарплатой в диапазоне 70–90 тысяч рублей. Смог собрать хороший коллектив. Всем доволен.

Человек, который прошел все ступени иерархии автосервиса, призывает не бояться физического труда и обязательно пройти этот этап. «Если ты хочешь занять место в комнате руководителей, ты просто обязан знать, в какую сторону крутится гайка. Только тогда можно будет говорить с подчиненными на одном языке и понимать, что происходит в ремонтной зоне», — говорит Евгений. А еще он ратует за то, чтобы в профессию шла молодежь. — «У нас в стране слишком много менеджеров, а вот толковых механиков днем с огнем не найти. Я искренне желаю, чтобы молодые парни выбирали эту профессию. Учитесь, работайте на совесть, будьте ответственны и аккуратны. Вы будете востребованы как профессионал и заслужите уважение. И уж точно не останетесь без хлеба. Возможно, даже с икрой».

Обязанности механика

Механик – общее название для целой группы профессий. Бывают электромеханики, автомобильные механики (автослесари), авиационные механики и ещё множество иных сугубо рабочих специальностей.

Однако чаще всего нормативные документы под этой специальностью подразумевают инженеров-механиков – то есть технических специалистов с высшим образованием.

Как правило, механики трудятся на крупных промышленных объектах, в транспортных предприятиях или на заводах. В их обязанности входит контроль исправности оборудования. Именно механик следит, чтобы станки не ломались, проходили плановое обслуживание вовремя и по регламентам, организует работу ремонтных мастерских и т.д. Иными словами, в работе механика немало организационных мероприятий.

Обязанности механика заключаются в нескольких пунктах:

  1. Обеспечивать безаварийную работу оборудования;
  2. Проводить своевременный ремонт и качественную эксплуатацию;

  3. Следить за работой персонала и проверять, чтобы оборудование использовалось правильно;

  4. Готовить календарные планы по замене расходных материалов, капремонтам и ТО;

  5. Составлять заявки на необходимые запчасти для станков и оборудования;

  6. Организовывать учет деталей, анализировать причины поломок и износа оборудования;

  7. Внедрять рациональные и прогрессивные методы ремонта оборудования;

  8. Руководить работой слесарей и ремонтников, контролировать качество их работы;

  9. Обеспечивать охрану труда и соблюдение техники безопасности при проведении ремонтных работ.

На практике механик и сам нередко участвует в ремонте, особенно если речь идет о небольших предприятиях, либо при нехватке специалистов. По сути, механик – такой же рабочий специалист, хотя знать и уметь должен гораздо больше.

Ещё одно направление работы – испытания оборудования. Здесь механик отвечает за настройку приборов и станков, ищет оптимальный режим работы.

Источник фото: standret/freepik

Техник-механик: должностные обязанности и уровень заработной платы

Специалисты занимающие таковую должность на предприятии являются незаменимыми, т.к. от них зависит беспрерывная работа оборудования без излишних простоев и издержек. Уровень заработной платы данных сотрудников не сильно превышает отметку средней. Преимущество этой профессии в наличии стабильного дохода и регулярной востребованности на рынке труда.

В функционал выполняемый непосредственно техником-механиком входит решение таких задач, как обслуживание и отладка механизмов и приборов на предприятии, анализ возникающих неисправностей и разработка мер по их устранению и предотвращению. А также обслуживание и ремонт отдельных узлов и агрегатов.

Нередко сотрудники данного профиля выполняют обязанности по учету работы оборудования и возникающих простоев, контролю правильности эксплуатации аппаратов и машин.

На каких специальностях лучше учиться

При выборе профессии важно правильно определиться с профилем обучения. Для получения диплома инженера-механика подойдет одноименная специальность, но кроме нее есть еще и более узко ориентированные сферы технического образования

Так, можно выбрать одно из направлений:

  • сельское хозяйство;
  • холодильные установки;
  • исследования;
  • ракетостроение;
  • подвижной состав.

Перспективной отраслью сегодня является мехатроника, совмещающая в себе черты механики, микропроцессорной техники, компьютерных систем и электроники. Чтобы поступить в университет на эти профессии, потребуется сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку и физике.

Плюсы и минусы работы механиком

Главный плюс профессии – это ее востребованность. С каждым днем растет количество различных технических средств, механических и электрических устройств, которые требуют к себе внимания, своевременного обслуживания и ремонта.

Плюсы профессии:

  • высокий заработок и востребованность во многих отраслях;
  • возможность предоставлять платные услуги на частной основе;
  • официальное трудоустройство и социальный пакет;
  • льготы, если работа в холодных северных регионах;
  • работа приносит удовольствие.

Что самое сложное в работе механика?

Для большего сравнения, стоит указать и на минусы этой профессии:

  • тяжелые условия труда;
  • повышенная ответственность за качество;
  • необходимость поднимать запчасти с большим весом, риск травмироваться на рабочем месте;
  • вдыхание опасных паров, например, солярки, бензина, растворов;
  • вред для здоровья от шумной работы или вибрации механизмов;
  • необходимость работать на улице независимо от погоды;
  • работа сверх нормированных часов в случае поломки;
  • надо постоянно совершенствоваться и изучать новые технологии.

Уровни членства и пост-номиналы

Ниже приведены уровни членства с пост-номиналом  :

  • Аффилированное лицо : (без пост-номинального) Оценка для студентов, стажеров и тех, кто интересуется или занимается машиностроением, но не соответствует требованиям для следующих оценок.
  • AMIMechE : Ассоциированный член Института инженеров-механиков : это оценка для выпускников (с приемлемыми степенями или эквивалентами в области инженерии, математики или естественных наук)
  • MIMechE : член института инженеров-механиков . Для тех, кто соответствует образовательным и профессиональным требованиям для регистрации в качестве дипломированного инженера-механика (CEng, MIMechE), а также в качестве дипломированного инженера (CEng) или объединенного инженера (IEng) или технического специалиста (EngTech) в области машиностроения.
  • FIMechE : научный сотрудник Института инженеров-механиков . Это высший класс избранных членов, который присуждается лицам, продемонстрировавшим исключительную приверженность и инновации в машиностроении.

Кто такой инженер-механик

Современные инженеры-механики – достойные продолжатели дела знаменитого Архимеда, утверждавшего, что с надежной точкой опоры можно даже Землю сдвинуть с места. Решением таких амбициозных задач они не занимаются – ограничиваются лишь тем, что переворачивают нашу жизнь, обеспечивая движение человечества вперед по пути технического прогресса.

Инженер-механик (mechanical engineer) — это специалист, который занимается проектированием, конструированием и эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратов в различных сферах производства и народного хозяйства. Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика.

Профессия инженера-механика считается универсальной. Представители этой профессии участвуют в производстве материальных благ во всех отраслях народного хозяйства — от производства бытовых товаров и продуктов питания до электронной техники и космических ракет. Базовое инженерное образование и опыт работы позволяют легко ориентироваться в постоянно обновляющемся мире техники.

Инженер-механик — специалист, свободно ориентирующийся в современной технике и технологии, изобретательно использующий инженерные методы в решении задач механики, знающий экономику и организацию производства той отрасли, в которой работает.

Обязанности механика

Механик – общее название для целой группы профессий. Бывают электромеханики, автомобильные механики (автослесари), авиационные механики и ещё множество иных сугубо рабочих специальностей.

Однако чаще всего нормативные документы под этой специальностью подразумевают инженеров-механиков – то есть технических специалистов с высшим образованием.

Как правило, механики трудятся на крупных промышленных объектах, в транспортных предприятиях или на заводах. В их обязанности входит контроль исправности оборудования. Именно механик следит, чтобы станки не ломались, проходили плановое обслуживание вовремя и по регламентам, организует работу ремонтных мастерских и т.д. Иными словами, в работе механика немало организационных мероприятий.

Обязанности механика заключаются в нескольких пунктах:

  1. Обеспечивать безаварийную работу оборудования;
  2. Проводить своевременный ремонт и качественную эксплуатацию;

  3. Следить за работой персонала и проверять, чтобы оборудование использовалось правильно;

  4. Готовить календарные планы по замене расходных материалов, капремонтам и ТО;

  5. Составлять заявки на необходимые запчасти для станков и оборудования;

  6. Организовывать учет деталей, анализировать причины поломок и износа оборудования;

  7. Внедрять рациональные и прогрессивные методы ремонта оборудования;

  8. Руководить работой слесарей и ремонтников, контролировать качество их работы;

  9. Обеспечивать охрану труда и соблюдение техники безопасности при проведении ремонтных работ.

На практике механик и сам нередко участвует в ремонте, особенно если речь идет о небольших предприятиях, либо при нехватке специалистов. По сути, механик – такой же рабочий специалист, хотя знать и уметь должен гораздо больше.

Ещё одно направление работы – испытания оборудования. Здесь механик отвечает за настройку приборов и станков, ищет оптимальный режим работы.

Источник фото: freepik

Правила составления должностной инструкции

Должностная инструкция не подразумевает строгих правил оформления. Ее составители руководствуются спецификой конкретного предприятия и разрабатывают пункты самостоятельно. Поэтому инструкции сотрудников, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут различаться. Причина заключается в том, что организация предъявляют различные требования к соискателям, исходя из своего профиля.

Созданием должностной инструкции занимаются следующие должностные лица:

  • специалист отдела по работе с персоналом;
  • HR-специалист;
  • сотрудник отдела кадров.

Должностная инструкция распечатывается в одном экземпляре и предоставляется сотруднику. Если на производстве несколько автомехаников, то каждому из них выдается данный документ. Инструкция обретает юридическую силу, когда на нее помещаются три подписи:

  • от сотрудника, для которого документ составлен;
  • от сотрудника, ответственного за ознакомление коллеги с инструкцией;
  • от генерального директора предприятия.

Что должен знать инженер-механик

Инженер-механик должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
  • методические и нормативные документы по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования,
  • перспективы технического развития подразделения и организации,
  • организацию ремонтных работ и технического обслуживания оборудования в подразделении, в организации,
  • устройство, назначение и режимы работы оборудования подразделения,
  • основы технологии производства,
  • передовые методы ремонта и технологию ремонтных работ,
  • способы защиты от коррозии,
  • порядок составления ведомостей дефектов, смет на проведение ремонта, заявок на оборудование, материалы, запасные части, инструмент,
  • план ликвидации аварий в подразделении,
  • основы изобретательства,
  • основы экономики, организации производства, труда и управления,
  • основы трудового законодательства,
  • правила по охране окружающей среды,
  • правила по охране труда и пожарной безопасности,
  • правила внутреннего трудового распорядка.

Обязанности на работе

Конкретные обязанности инженера-механика зависят от места его работы и направления деятельности, и они могут заметно различаться.

Но попробуем сделать описание общих моментов повседневной работы:

  • составление и проверка техдокументации;
  • планировка расположения технологического оборудования, организация его установки и наладки;
  • наблюдение за деятельностью сотрудников, находящихся в подчинении;
  • контроль качества выполняемых работ или выпускаемой продукции, устранение брака;
  • организация правильной эксплуатации, диагностики и ремонта устройств и механизмов;
  • обеспечение необходимыми комплектующими, запасными частями и расходными материалами;
  • участие в разработке политики технологического переоснащения предприятия и испытаниях нового оборудования;
  • обучение персонала правильной работе на внедряемых агрегатах.

Если инженер занимает руководящую должность, то он несет ответственность за работу всего своего подразделения. Если же он концентрируется на каком-то участке работы, то зона его деятельности – процессы, выполняемые обслуживаемыми им механизмами и системами.

Каждодневная конкретная деятельность инженера-механика зависит от места его работы.

Например, инженер-механик машиностроительного завода, работая в цехе, выполняет следующие функции:

  • проверяет техническую документацию;
  • планирует размещение оборудования и организацию рабочих мест;
  • производит расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
  • контролирует процесс технологии сварки, руководя работой сварщиков;
  • проверяет правильность процессов сварки и сборки изделий;
  • осуществляет ежедневный контроль качества работ, выявляя брак;
  • организует проведение диагностики, техосмотра и ремонта механизмов и оборудования;
  • составляет технические задания на реконструкцию действующего и создание нового оборудования;
  • принимает участие в разработке комплексных проектов предприятий отраслевого машиностроения и в расчетах экономической эффективности внедряемых проектов.

Инженер-механик, работающий в агропромышленном комплексе, занимается:

  • организацией работы машинно-тракторного парка сельхозпредприятия;
  • обеспечением запчастями, комплектующими и материалами.

Повседневная деятельность специалиста напрямую зависит от места его работы. В то время как инженер-механик агропромышленного комплекса организовывает работу машинно-тракторного парка и обеспечивает предприятие запчастями и комплектующими, функции специалиста машиностроительного завода гораздо шире, так как инженер-механик должен:

  • проверять техническую документацию;
  • планировать организацию рабочих мест и размещение оборудования;
  • производить расчет производственных мощностей и степени загрузки оборудования;
  • контролировать процесс технологии сварки;
  • проверять правильность сборки изделий;
  • осуществлять ежедневный контроль качества работ, выявлять брак;
  • организовывать проведение диагностики, технического осмотра и ремонта оборудования;
  • составлять технические задания на реконструкцию имеющегося и создание нового оборудования;
  • принимать участие в разработке комплексных проектов и в расчетах их экономической эффективности.

Особенности профессии инженер-проектировщик

Представители профессии встречаются в разных сферах, при этом они тесно сотрудничают с архитекторами, строителями. Перечень их обязанностей зависит от сферы деятельности, поставленных задач. Главной целью является разработка полноценного проекта строительного объекта или его отдельной коммуникационной части. Работник берет за основу заготовку архитектора, оценивает особенности ситуации, составляет схемы, по которым потом работают строители. В отдельных случаях эксперт обходится без заготовок, самостоятельно выполняя работу архитектора.

Направления работы инженера-проектировщика

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Представитель профессии востребован во всех сферах строительства. Он занимается созданием автомобильных дорог и развязок, мостов, тоннелей, различных объектов инфраструктуры. Без него не обходится гражданское или промышленное строительство, проектирование военных объектов. Отдельно выделено направление по созданию систем жизнеобеспечения (вода, тепло, канализация, вентиляция и др.).

Исходя из этого, инженер-проектировщик может работать в следующих местах:

  • строительная компания;
  • конструкторское или проектное бюро;
  • организация по ремонту гражданских и промышленных объектов;
  • НИИ со строительным уклоном;
  • архитектурная компания;
  • образовательное учреждение строительного профиля;
  • фирма по проектированию, созданию, обслуживанию инженерных систем;
  • предприятия, которые занимаются техническими исследованиями.

Инженер — проектировщик — это специалист, что встречается в разных сферах, зачастую тесно сотрудничая с архитекторами. Профессия не лишена возможности сменить сферу деятельности либо повысить уже имеющийся квалификационный уровень.

Инженер-проектировщик: категории

Выпускник профильного ВУЗа, получивший специальность, но не имеющий опыта работы, не получает никакой категории. При наличии высшего специального образования и опыта работы в профильных организациях от 5 лет работнику присваивается III категория. Если такой сотрудник 2 года отработает на должности заместителя в инженерной области, ему будет присвоена II категория. Опыт работы не менее двух лет в качестве специалиста II категории дает право на получение I категории.

Плюсы и минусы профессии инженера-проектировщика

  • Сейчас по всей стране идет активное строительство, поэтому направление находится на пике популярности.
  • Эксперты профиля востребованы в разных областях и могут претендовать на высокую зарплату.
  • Эта сфера деятельности предусматривает завидные перспективы карьерного роста.
  • Рабочий процесс все основное время протекает в удобных офисах, а командировки или выезды на объект случаются очень редко.
  • Еще такая должность обещает стабильность, наличие интересных задач, работу по стандартному или даже гибкому графику.
  • Не стоит забывать и о моральном удовлетворении, которое эксперт испытывает при реализации его проекта.
  • Главный минус направления — высокий уровень ответственности сотрудника.
  • Любая ошибка может стать причиной срыва сроков выполнения работ, технических проблем, увеличения расходов или даже человеческих жертв.
  • Также стоит подготовиться к рутинному характеру выполняемых действий, необходимости оформления и ведения массы документов.
  • Для получения должности и карьерного роста нужно обладать глубокими знаниями в отрасли, постоянно работать над повышением квалификации.

Для чего нужна должностная инструкция

Основное назначение документа – это определение функций и прав, которыми будет наделен сотрудник предприятия. Функциональные обязанности механика определяются руководством компании, совместно со специалистами отдела кадров. На содержание итогового перечня может повлиять сфера деятельности работника. Сотрудник может занимать одну из следующих должностей:

  • инженер-механик;
  • механик по выпуску автотранспорта на производственной линии;
  • механик-водитель;
  • механик гаража;
  • главный механик.

Обычно за основу берется должностная инструкция главного механика и перерабатывается с учетом должности сотрудника.

Кстати говоря! Помимо специфики занятости, на перечень функций механика может повлиять тип оборудования и транспортных средств, которые будут находиться под его контролем. К примеру, механик морского судна должен иметь соответствующее образование, квалификации.

Каждое предприятие определяет свои требования к соискателю на должность механика. Речь идет о необходимом уровне образования, подготовки, квалификации. Все эти нюансы прописываются не только в трудовом договоре, но и в должностной инструкции.

Важно! Перед подписанием соглашения о сотрудничестве работодатель обязан ознакомить будущего механика с должностной инструкцией под роспись. Помимо содержания информации о функциональных обязанностях сотрудника, использование должностной инструкции обусловлено еще одним моментом

Документ с подписью работника и руководства может стать официальным доказательством в судебном разбирательстве

Помимо содержания информации о функциональных обязанностях сотрудника, использование должностной инструкции обусловлено еще одним моментом. Документ с подписью работника и руководства может стать официальным доказательством в судебном разбирательстве.

Трудности перевода

Ряд факторов размыл границы инженерной профессии. Формально в современной России не оказывают инжиниринговые услуги, а понятие «инжиниринг» до сих пор не закреплено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Геннадий Сахаров, директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом»:

«К сожалению, при переходе России на ОКВЭД в 2003 году случилась, на мой взгляд, техническая ошибка: термин engineering был переведен как «инженерно-техническое проектирование», что достаточно узко и не отражает всего спектра услуг. В итоге понятие «инжиниринг» до сих пор в России системно не легализовано».

Круг терминов и определений российского инжиниринга формируется уже более 20 лет, но чем именно занимаются или должны заниматься современные инженеры, до конца не ясно. Государственный стандарт «Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения» определяет инжиниринг как «деятельность исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовку технико-экономических обоснований проектов, выработку рекомендаций в области организации». Терминология национального стандарта «Инжиниринг в строительстве» звучит еще более общо: инженерно-консультационная деятельность — это «решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и/или процессов».

В качестве юридического лица инженер фигурирует в одной Гражданского кодекса. По закону заказчик может нанять инженерную организацию для контроля подрядчика. Однако, как отмечает Геннадий Сахаров, на практике «при реализации проектов по 44-ФЗ и 223-ФЗ эту функцию выполняет », а не инженер. «У многих людей, в том числе специалистов, работающих в инженерных и строительных областях, часто возникает недоумение: а что, у нас в современной России нет инженеров и инжиниринга? А вот получается, что как бы есть, но формально нет. Разрозненные определения кусками вставлены в тот или иной нормативно-правовой акт или профстандарт. Пока не систематизирована терминологическая база, ни у кого не будет никакой ясности», — считает Геннадий Сахаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector