Тема 7. анализ и управление затратами и себестоимостью продукции
Содержание:
Списание убытков прошлых лет
Не каждый год компания закрывает с прибылью, случаются и убытки. Законодательство позволяет впоследствии их списывать. При сдаче отчётности по налогу прибыль в декларации текущего периода указывается убыток прошлых лет или его часть. В 2020-2021 годах налоговую базу можно уменьшить подобным образом вплоть до половины. Если убыток больше, его можно перенести на будущие годы. Раньше действовало ограничение, позволяющее таким образом переносить убытки в течение 10 лет, теперь же оно снято.
Бывает, что убытки прошлых лет выявлены только в текущем году. Их можно отнести на внереализационные расходы, сократив тем самым налоговую базу, а значит, и сам налог.
Маркетинговые исследования
Нередко компании прибегают к услугам маркетологов для изучения рынка с целью увеличить свои продажи. Если подобные исследования ещё не проводились, вероятно, есть смысл задуматься над этим. Тем более что затраты на них уменьшают базу по налогу на прибыль как расходы на консультации.
Однако это верно при одном условии — такие затраты оправданы, документально подтверждены и производятся в целях роста дохода. Изучение рынка должно проводиться в отношении продукции или услуг, которыми занимается компания. Если оно будет направлено на какие-то сторонние продукты, то расходы могут не признать. ИФНС решит, что исследование было фиктивным и проводилось исключительно для того, чтобы уменьшился налог на прибыль.
Как снизить себестоимость продукции?
1. Увеличение объемов производства
Увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. Это связано с тем, что все производственные затраты компании можно отнести к переменным или постоянным.
Переменные расходы меняются в определенной пропорции вместе с динамикой объема производства: производство увеличивается — растут и затраты, производство уменьшается — затраты падают.
Типичные переменные затраты — расход сырья и материалов на выпуск продукции, зарплата производственных рабочих, расход энергоресурсов при работе производственного оборудования.
Постоянные расходы мало зависят от динамики производства, они необходимы вне зависимости от того, какой объем продукции выпущен в отчетном периоде (амортизация производственного оборудования, расходы на ремонт и содержание производственных помещение, расходы энергоресурсов для общецеховых нужд и т. п.).
3. Экономия операционных затрат на производство
Наибольший эффект дает минимизация прямых производственных расходов — затрат на энергоресурсы при работе производственного оборудования, расходов по оплате труда производственных рабочих и расходы по содержанию и ремонту производственных основных средств.
4. Уменьшение закупочных цен на сырье и материалы для производства
Удельный вес сырьевых затрат в цеховой себестоимости большинства производственных компаний достаточно велик (как правило, от 50 до 80 %). К тому же в состав закупочной стоимости сырья и материалов кроме цен приобретения их у поставщиков, включаются и расходы на доставку от склада поставщика до склада покупателя. Обычно расходы на закупку сырья и материалов уменьшают по двум направлениям:
снижают среднюю цену закупки сырья и материалов у поставщиков;
минимизируют транспортные расходы по доставке приобретенных у поставщиков сырья и материалов.
Чтобы снизить стоимость закупки сырья и материалов у поставщиков, компания может параллельно использовать несколько методов — поиск более выгодных ценовых предложений на рынке, использование скидочных и бонусных программ у действующих поставщиков, а также кооперацию закупок с дружественными компаниями (в рамках агентского договора или договора совместной деятельности).
5. Сокращение технологических потерь и производственного брака
Технологические потери — это безвозвратные отходы сырья и материалов, которые образуются в процессе производства продукции, перенастройке и наладке производственного оборудования, а также в процессе ремонта и проверки работоспособности этого оборудования. Причины производственного брака — недостаточная квалификация персонала, несоответствующее качество сырья и материалов, технические проблемы в работе оборудования.
6. Оптимизация производственных процессов
Этот способ, конечно, требует гораздо больше предварительного анализа ситуации и более трудоемкий по сравнению с другими, так как потери и излишние затраты в результате неэффективности процессов нельзя выявить просто на основании данных отчетов о производстве продукции.
В то же время положительный эффект по снижению себестоимости продукции в результате оптимизации производственных процессов вполне может оказаться значительным и даже превосходящим другие способы. К тому же если в результате этой работы у компании действительно повышается эффективность процессов, то почти всегда она приводит к дополнительному снижению себестоимости и по другим путям.
Регистрация товарного знака
Многие организации сегодня тратятся на товарный знак. Это ещё один неплохой пример того, как можно уменьшить прибыль абсолютно легально, не только снизив налог, но и получив выгоду для бизнеса. Ведь товарный знак способствует узнаваемости компании, формированию лояльности покупателей и защите от недобросовестной конкуренции.
После получения документов из Роспатента товарный знак ставится на учёт, как нематериальный актив. Затраты на него, при условии, что они составили менее 100 000 рублей, сразу же включаются в расходы и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если товарный знак стоит дороже, он подлежит амортизации, и его себестоимость уменьшает налог постепенно.
- Какие существуют типы товарных знаков?
- Регистрация товарного знака
- Свидетельство о регистрации товарного знака
Льготные ставки
Ставка налога на прибыль 20% состоит из двух частей. В 2019 году они таковы:
- региональная — 17%;
- федеральная — 3%.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены нулевые федеральные и региональные ставки. То есть такие компании по факту этот налог не уплачивают. Ставка 0% применяется в отношении доходов, полученных:
- образовательными и медицинскими организациями;
- организациями, осуществляющими соцобслуживание граждан;
- участниками проекта Сколково;
- сельскохозяйственными производителями и рыбохозяйственными организациями.
Кроме того, федеральная часть налога на прибыль равна нулю для резидентов:
- свободной экономической зоны Крыма и Севастополя;
- порта Владивосток;
- экономической зоны Магаданской и Калининградской областей;
- туристско-рекреационного кластера и некоторых других зон.
Региональная часть ставки может быть понижена решениями властей субъекта РФ для отдельных категорий плательщиков. Так, в Москве для общественных организаций инвалидов, а также тех, кто использует их труд, региональная ставка установлена на уровне 12,5%.
При проведении проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС может запросить документы, необходимые для подтверждения прав на льготные ставки.
Законный подход
Законодательство предлагает целый набор инструментов для налоговой оптимизации — спецрежимы, льготы, нулевые ставки и адресные преференции. Например, компании малого и среднего бизнеса могут перейти на упрощённую систему. Это позволит им не уплачивать НДС, а налог со своих доходов платить по сниженным ставкам. Однако крупные организации и многие субъекты среднего бизнеса не могут применять льготные режимы. Перед ними встаёт вопрос — как уменьшить налог на прибыль при ОСНО.
Налогом облагается разница между полученными доходами и расходами, которые понесены в ходе деятельности. В Налоговом кодексе строго оговорено, что относится к доходам и расходам для целей расчёта налога на прибыль. Какая-либо самодеятельность здесь недопустима — это прямое нарушение закона.
Нельзя говорить о способах снижения налога на прибыль, не затрагивая тему серой и черной оптимизации. Самая явная незаконная практика — приписать затраты, которых не было, или завысить размер понесённых расходов. Налоговая служба ведет активную и весьма успешную борьбу с такими нарушениями. Поэтому ни в коем случае не стоит прибегать к этой схеме «оптимизации», равно как и к иным незаконным способам. Далее мы рассмотрим только легальные методы.
Учет себестоимости продукции — схема
Метод затрат по фактической себестоимости заключается в том, что в совокупности расходов выделяются три вида затрат: прямые, косвенные и комплексные. Прямые затраты, т.е. те, которые непосредственно соотносятся с конкретными видами продукции (работ, услуг), закладываются в основу нижней границы цены. Косвенные (накладные) и комплексные расходы не распределяются по видам продукции (работ, услуг), а списываются в полном объеме на реализацию продукции (работ, услуг).
При методе нормативной себестоимости продукции на коммерческом предприятии научно-практическим способом устанавливаются нормы затрат на отдельные операции, переделы, действия, отдельные детали, сборочные единицы и т.п. Бухгалтерский учет ведут по утвержденным предельным нормативам. Отклонения от нормативов фиксируются, а причины превышения норм специально разбираются.
При пооперационном методе затраты учитываются и калькулируются на полный выпуск продукции. На предприятиях, применяющих этот метод, незавершенное производство минимально, поэтому себестоимость единицы продукции определяется делением затрат на весь объем в натуральных или условно-натуральных показателях Затраты часто учитываются по отдельным стадиям (фазам) технологического процесса, что и дало название этому методу.
Попередельный метод заключается в том, что затраты на весь цикл производства, от обработки исходного сырья до выпуска конечного продукта, учитываются и калькулируются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. Таким образом, себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов, полученных из смежных цехов.
Объект учета при позаказном методе — отдельный производственный заказ, открытый на предварительно установленное количество изделий. Себестоимость изделий выявляется после выполнения этого заказа. Поэтому для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы ограничивают программой, рассчитанной на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в текущем месяце. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства, заказы открываются не на полное изделие, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции.
При использовании метода центров ответственности в технологической структуре предприятия выделяют крупные подразделения, руководители которых несут персональную ответственность за общую сумму затрат, объем поступившей выручки, величину полученной прибыли, размер освоенных инвестиций.
ABC-метод заключается в том, что на коммерческом предприятии собираются затраты по крупным производственным, технологическим и управленческим функциям и действиям. К ним относится сбор информации о расходах по направлениям хозяйственной деятельности, а именно:
- хранение товарно-материальных ценностей;
- производство и сбыт продукции (работ, услуг), лабораторные и экспериментальные работы;
- натурные испытания изготовленных изделий;
- выпуск опытных образцов продукции;
- контроль качества и сертификацию продукции (работ, услуг);
- содержание аппарата управления;
- информационное обеспечение персонала;
- эксплуатацию и обслуживание вычислительной техники и пр.
Создание резервов
Организация может предусмотреть в своей учётной политике создание таких резервов:
- по сомнительным долгам;
- на оплату отпусков;
- на ремонт основных средств;
- на гарантийный ремонт и обслуживание.
Это может быть весьма выгодно для оптимизации налога на прибыль. Поясним на примере резерва по сомнительным долгам. Компания отгрузила товары покупателям, но не получила оплаты. При учёте доходов и расходов по методу начисления на дату отгрузки у неё образовался доход. А раз есть доход, то есть и объект обложения налогом на прибыль. Получается, денег нет, а 20% от теоретической суммы дохода уплатить нужно.
Чтоб этого избежать, создаётся резерв по сомнительным долгам. На конец квартала нужно определить длительность просрочки. Если она более 45 дней, то в расходы принимается половина суммы задолженности. При просрочке более 90 дней можно списать всю её сумму.
Конечно же, когда контрагенты вернут свои долги, налог уплатить придётся. То есть, создание резерва можно использовать для того, чтобы легально получить отсрочку по уплате налога. Уплачивать налог нужно будет из полученных, а не из собственных средств. Плюс этого способа в том, что в течение отсрочки деньги компании остаются в работе и приносят доход.
Приобретение и ликвидация основных средств
Если планируется приобрести транспорт, оборудование или иные подобные объекты, можно рассмотреть вариант лизинга. Нужное оборудование будет предоставлено лизингодателем, а компания будет отчислять ему платежи. До окончания выплат техника будет находиться в собственности у лизингодателя, организация же сможет её использовать в своей деятельности.
Оптимизация налога на прибыль в следующем: лизинговые платежи входят в себестоимость продукции и снижают базу. Если же оборудование купить за счёт собственных средств, то в расходы можно принять только сумму амортизации.
Часто новая техника приобретается взамен старой, которая подлежит списанию. Связанные с её ликвидацией затраты — на демонтаж, разборку, вывоз — можно списать как внереализационные расходы в том периоде, когда происходит ликвидация. В эти же затраты включается и недоначисленная амортизация списанных объектов.
Инвестиционный вычет
С 1 января 2018 года действует инвестиционный вычет, который уменьшает сумму налога на прибыль (не налоговой базы). Механизм его применения прописан в статье 286.1 НК РФ. Условия таковы:
- В субъекте, где расположен налогоплательщик, должен быть принят закон об инвестиционном вычете.
- Организация должна в своей учётной политике закрепить положение о том, что имеет право применять этот вычет. Чтобы это право появилось в 2022 году, в учётной политике его нужно зафиксировать до конца текущего года. В дальнейшем это решение нельзя будет поменять в течение 3 лет.
- Вычет действует в отношении объектов, которые были введены в эксплуатацию с начала 2018 года. Либо после этой даты была пересмотрена их стоимость.
- Вычет применяется ко всем объектам, которые относятся к III-VII амортизационным группам.
- Региональная часть налога на прибыль и может быть уменьшена на сумму до 90% от затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с приобретением, модернизацией или реконструкцией основных средств. При этом данная часть налога должна составлять как минимум 5% от налоговой базы.
- Федеральную часть налога можно уменьшить не более, чем на 10% от суммы затрат. Минимального размера налога не установлено.
Итак, мы рассмотрели, как уменьшить налог на прибыль при ОСНО в рамках закона. Большинство легальных методов сводится к тому, чтобы правильно учесть расходы. Компаниям следует периодических анализировать свои затраты. Вполне вероятно, в итоге высвободятся средства, которые можно направить на развитие бизнеса.