Когда федеральные законы вступают в силу?

Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные правовые акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции, подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании «Вестник Банка России». Не подлежат опубликованию лишь акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения ограниченного распространения, а также отдельные пункты нормативных актов Банка России, содержащие сведения такого рода. Порядок подготовки, регистрации, опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России регулируется также Положением ЦБ РФ от 15.09.1997 N 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (далее — Положение N 519).

Срок опубликования нормативных правовых актов Банка России законом не установлен. Тем не менее в силу упомянутого Положения копия нормативного акта Банка России передается в «Вестник Банка России» не позже дня, следующего за днем регистрации нормативного акта Банка России Канцелярией Банка России, если нормативный акт не требует регистрации в Минюсте России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров Банка России. В этих случаях в тексте нормативного акта Банка России обязательно должна содержаться ссылка на решение Совета директоров.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России в общем порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, и последующему опубликованию в «Вестнике Банка России», после чего вступают в юридическую силу (п.7 Положения N 519).

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов, принятых Банком России совместно с федеральными органами исполнительной власти (межведомственные акты), определяется в соответствии с п.8 Положения N 519. Нормативные акты, принимаемые Банком России совместно с федеральными органами исполнительной власти (межведомственные нормативные акты), публикуются и вступают в силу по правилам Банка России, если Банк России является организацией, ответственной за подготовку проекта межведомственного нормативного акта (в таком случае его виза должна стоять первой). В иных случаях нормативные акты официально публикуются и вступают в силу в соответствии с правилами, закрепленными в Указе N 763, а именно:

а) официальный источник публикации — «Российская газета» или «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

б) срок вступления в силу — по истечении 10 дней после дня официального опубликования либо другой установленный в самом акте порядок введения его в действие.

Вступление в силу локальных нормативных актов

Локальный нормативный акт работодателя вступает в силу со дня его принятия либо со дня, указанного в этом акте. Если он вступает в силу со дня его подписания или утверждения, в текст документа не требуется вносить никаких указаний на дату вступления в силу. В случае вступления локального акта в силу со дня, указанного в нем, в тексте документа должна присутствовать фраза: «Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2010 г.»

Если документ утверждается должностным лицом, он обычно вводится в действие со дня утверждения, если иное не оговорено самим документом.

Локальный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие, то есть не имеет обратной силы. Если правоотношения возникли до введения локального нормативного акта, он применяется к правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.

Новый налоговый вычет

С 01.08.2021 в вводится новый социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц на физкультурно-оздоровительные услуги. Его максимальный размер на год — 15 600 рублей.

Налоговый вычет — это возврат части денег, потраченных на оплату некоторых товаров и услуг — от покупки лекарств до кредита на квартиру. Налог возвращают всем налогоплательщикам, которые получают в России доходы, облагаемые НДФЛ. Возврату подлежит не вся сумма, а уплаченный с нее налог в размере 13% (15% по повышенной ставке на вычеты не распространяется).

Новый социальный вычет предоставят исходя из фактических затрат налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные услуги, включая занятия фитнесом. В расчет за год включат не более 120 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет можно не позже 3 лет с момента уплаты НДФЛ.

Налоговики рассмотрят возможность выделения вычета и при положительном решении по заявлению гражданина деньги перечислят на его банковский счет. Получить вычет вправе не только сам налогоплательщик за занятия спортом, но и если в спортивные секции ходят несовершеннолетние дети (включая усыновленных) и подопечные налогоплательщика.

Новые правила защиты диссертаций

С 01.08.2021 разрешена защита докторской диссертации в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ. У соискателей на докторскую степень, которые специализируются на естественных, технических, медико-биологических и аграрных науках, должно быть не менее 30 публикаций за последние 10 лет. Для гуманитарных, экономических и общественных наук установлен повышенный лимит — не менее 50 публикаций. Установлено, что все научные статьи должны быть опубликованы в изданиях, имеющих международное признание.

Чиновники отметили, что новый формат позволит ученым, занимающимся практическими исследованиями и активно публикующим свои работы в научных журналах, спокойно заниматься этой работой и использовать ее результаты для получения докторской степени.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования. Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы.

Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной. Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм. —

Функции законов Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей.

  1. регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей.
  2. законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях — уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
  3. закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах. Порядок принятия Федеральных законов

Новые правила охоты

С 01.08.2021 главы регионов на основе утвержденных правил смогут устанавливать виды разрешенной охоты, сроки ее проведения, допустимое для использования оружие. Ограничения необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия проводится в общедоступных охотничьих угодьях уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Федерации, в закрепленных охотничьих угодьях — компаниями и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а на особо охраняемых природных территориях федерального значения — федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление данными территориями.

Акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения)

Акты Правительства РФ также подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с п.1 Указа N 763. Срок опубликования для актов Правительства РФ — в течение 10 дней после дня их подписания (абз.1 п.2 Указа N 763). Источник официальной публикации — первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», что установлено абз.2 п.2 Указа N 763.

В соответствии с п.6 названного Указа акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования.

Как и в отношении актов Президента РФ, прочие правительственные акты вступают в силу со дня их подписания. Данная норма распространяется и на акты или отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие официальному опубликованию. В соответствии с п.7 Указа N 763 в самих актах Правительства РФ может быть изложен другой порядок вступления их в силу.

«Дальневосточный гектар» в Арктике

  • в Мурманской области;
  • в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах;
  • в 23 муниципальных районах Красноярского края;
  • в Архангельской области;
  • в Республиках Коми и Карелии.

До 01.02.2022 выделение земельных участков в Арктической зоне предусмотрено только для граждан России, зарегистрированных по месту жительства в соответствующих регионах. После этой даты получение станет доступно для всех граждан РФ. Участники программы, успешно освоившие землю в других регионах и оформившие ее в собственность или длительную аренду, получат право взять дополнительный гектар в Арктике.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Когда федеральные законы вступают в силу?

С момента наступления какого события закон вступает в силу

Опубликование и вступление в силу НПА

Сложности в определении даты публикации

С момента наступления какого события закон вступает в силу 

Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:

  • принятие их Госдумой;
  • подписание главой государства;
  • официальная публикация. 

Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:

  • по общим правилам;
  • в специальном порядке. 

В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:

  • Собрание законодательства РФ;
  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета». 

Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации».

Опубликование и вступление в силу НПА 

Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5. 

ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу

Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт.

Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу.

Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке. 

Сложности в определении даты публикации 

Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.

Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос.

Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже.

По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?

Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.

***

Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.

Нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

В соответствии со ст.43 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг по вопросам, отнесенным к ее компетенции, подлежат государственной регистрации в Минюсте России в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Они вступают в силу со дня их официального опубликования, если самим документом не предусмотрен иной порядок вступления в силу.

В случае если нормативный акт ФКЦБ РФ издан совместно с другим федеральным органом исполнительной власти, порядок его обнародования и вступления в силу определяется по правилам, изложенным выше для актов Банка России и ГТК России.

Источник официальной публикации — собственный информационный бюллетень ФКЦБ РФ «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» (Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»).

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector