Курсы повышения квалификации
Содержание:
- Удостоверение – свидетельство – сертификат
- Какие бывают виды повышения квалификации — 3 основных вида
- На что обратить внимание при выборе программы обучения?
- Методы оценки сотрудников для составления плана профессионального развития
- Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
- Оценка выполнения плана развития профессиональных компетенций
- Чем курсы отличаются от курсов высшего образования
- Как юристу самостоятельно повысить квалификацию?
- Важность повышения квалификации
- Профессиональная подготовка
- Как проходит повышение квалификации
- Как измерить эффективность обучения сотрудников?
- Какие документы выдаёт Нетология и в чём их отличия
- Где проходят курсы повышения квалификации?
- Нелюбимая профессия и переподготовка
- Как учесть произведенные расходы
Удостоверение – свидетельство – сертификат
По закону программа ДПО, к которому относится и повышение квалификации, может (но не должна) завершаться итоговой аттестацией – неважно, в каком формате она пройдет, учебное заведение вправе выбирать его самостоятельно, но главное – чтобы она вообще была. Только в этом случае слушателю курсов выдадут удостоверение о повышении квалификации
Если программа не предусматривает итоговой аттестации, то учебное заведение может выдавать какие угодно документы собственного образца – свидетельства, сертификаты, да хоть почетные грамоты или памятные дипломы участника, но никак не удостоверения о повышении квалификации. В случае если выпускник курсов не справился с итоговой аттестацией или частично освоил программу и его отчислили, он может претендовать только на справку об обучении. В ней укажут промежуток времени, в течение которого слушатель посещал занятия. Факультативно перечислят изученные модули – это по желанию образовательной организации.
Пример бланка справки об обучении на курсах повышения квалификации, рекомендуемый Минобрнауки
Официально свидетельства, сертификаты – это документы об обучении, а удостоверение – это документ об образовании и квалификации. Из этой формулировки вытекает законодательно установленная разница в юридической силе сертификатов и удостоверений:
- Удостоверения, будучи документами о квалификации, констатируют повышение или присвоение квалификации по итогам полученного ДПО.
- Свидетельства и сертификаты, имея статус документов об обучении, удостоверяют факт присвоения категории, разряда, класса как результат пройденного профобучения (например, это свидетельства о профессии рабочего или о должности служащего) или полученного допобразования (это свидетельства о повышении квалификации, которые могут выдавать учреждения ДПО, если курс по длительности меньше допустимого минимума в 16 часов или он не заканчивается итоговой аттестацией).
Фактически оба типа документов – удостоверение и свидетельство – дают право заниматься соответствующей оконченной программе профессиональной деятельностью, но:
- с удостоверением можно работать на должностях (например, госслужащих), для которых установлены четкие требования к уровню квалификации и образования (высшее, среднее, а после них – дополнительное профессиональное);
- со свидетельством допустят к выполнению трудовых функций, если для их исполнения нужна квалификация, полученная после изучения программ ДПО или профессионального обучения.
Проще говоря, статус удостоверения выше, чем значимость сертификата или свидетельства, поскольку их можно получить, окончив школу или 9 классов со справкой, а не аттестатом и отучившись на курсах подготовки рабочих или младших служащих. Работодатель вправе сам решать, достаточно ли при приеме в число сотрудников наличия у кандидата свидетельства об окончании курсов ДПО, или он хочет видеть у себя в штате специалиста с удостоверением о повышении квалификации, для получения которого обязательно наличие полноценного профессионального базового образования – среднего или высшего.
Примерные (рекомендованные, но не обязательные) образцы бланков удостоверений и их заполнения содержатся в письме Минобрнауки № АК 608/06.
Какие бывают виды повышения квалификации — 3 основных вида
Повышение квалификации бывает трех видов.
Классификация проводится в зависимости от продолжительности обучения.
Давайте разбираться.
Вид 1. Краткосрочные программы
Продолжительность программы составляет не менее 72 часов. Обучение организует сам работодатель, оно носит тематический характер (изучается конкретный вопрос, отрабатывается определенный навык и т.д.).
Занятия проводятся рабочими и специалистами предприятия, имеющими более высокую квалификацию. В итоге обучающиеся сдают экзамен.
Вид 2. Тематические и проблемные семинары
Занятия длятся от 72 до 100 часов. При таком варианте для слушателей проводятся тренинги, семинары на конкретные темы, позволяющие анализировать проблемы предприятия или отрасли.
Такая учеба способствует скорейшему приобретению необходимых знаний, профнавыков. После успешной сдачи экзаменов сотрудник получает удостоверение о пройденном краткосрочном повышении квалификации.
Вид 3. Длительные программы
Длительность обучения по такой программе составляет от 100 до 500 часов. Она предназначена для опытных работников, которые испытывают некоторые проблемы в своей профдеятельности. Такое повышение квалификации необходимо и специалистам, наделенным новым должностным функционалом.
Подтверждением пройденного курса служит свидетельство о длительном повышении квалификации.
На что обратить внимание при выборе программы обучения?
На сегодняшний день множество учебных заведений предлагают пройти курсы повышения квалификации для бухгалтеров и кадровиков. Не стоит записываться на первые попавшиеся
Выбирая программу, следует принимать во внимание:
- Наличие у образовательного учреждения лицензии. Без нее выданные документы (в данном случае удостоверение) не будет иметь законной силы.
- Учебные планы и программы. Они должны быть опубликованы на сайте учебного заведения. Максимальная продолжительность курса составляет 249 академических часов.
- Уставные и регистрационные документы. Необходимо уточнить адрес обучающего центра, причем искать его не на сайте, а через веб-сервисы ИНН и ОГРН. Если найти подтверждение местонахождения не удалось, то велика вероятность, что учебное заведение является мошенническим.
- Связь с сотрудниками. Следует позвонить в организацию или написать оператору онлайн-чата и задать «неудобные» вопросы. Если сотрудник не может ответить на них, то это плохой сигнал. Отсутствие ответа тоже не говорит ни о чем хорошем.
- Дополнительная плата. Необходимо внимательно читать договор. В нем не должно быть такого, что за пересдачу экзамена или за сдачу одного модуля предусмотрена отдельная плата.
Методы оценки сотрудников для составления плана профессионального развития
Возможные виды оценки деятельности сотрудников: комплексная, качественная и количественная. Выбор, конечно, зависит от цели проверки, однако какого-то одного вида всегда мало. Могут получиться некорректные результаты.
Методы оценки сотрудников
Количественная оценка применима в материальном производстве, а для интеллектуального труда её недостаточно. Методы такие: балльная оценка достижений, подсчёт ошибок в том числе; экспертная оценка с коэффициентами; тестирование с психологическим и профессиональным уклоном.
Интеллектуальный труд вообще с трудом поддаётся измерениям. Мы получаем лишь условное представление о том, насколько эффективно вложился в работу человек.
Методы качественной оценки другие: исследуют личностные качества, такие как характер, кругозор, степень общительности, умение погружаться в работу, скорость исполнения, навыки ведения деловых переговоров. Для этого проводят оценочные интервью, вовлекают сотрудника в дискуссию с группой экспертов, просят произвольно поделиться своим видением труда и возложенных на него обязанностей. Систематически может вестись наблюдение за деятельностью специалиста. Затем уже следует оценка.
Лучшим видом исследования всех показателей работы считается, и по праву, комплексная оценка. Она нужна во избежание нежелательных и заведомо некорректных результатов, по крайней мере, риск получить их снижается.
Назовём виды комплексной оценки.
- Способ «360 градусов». Это о ближнем круге работника, тесно взаимодействующих с ним людях: коллегах, подчинённых, непосредственном руководителе. Также запрашивается самооценка аттестуемого, чтобы потом дать ему обратную связь в том смысле, что он сможет сравнить своё видение со взглядом на его труд.
- Management by Objectives (MBO). При таком подходе руководитель и сотрудник вместе формулируют цели на календарный год. Оценивание проводится уже по результатам исполненного.
- Грейдирование уровней. Его цель – построение системы мотиваций. Способности и качества сотрудников оцениваются на соответствие должности. Учитывается не только ценность работника на рынке труда, но и уровень значимости для компании. Грейд должности определяется по критериям после анализа ключевых факторов и зависит от политики компании. Оценка персонала по такой системе считается лучшей для начисления окладов.
Руководитель, желающий провести наиболее полную оценку персонала, может обратиться к специалистам ассесмент-центра (assessment-center). Но всё-таки более распространена и удобна, по общему признанию, аттестация.
Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.
Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!
Шаг 1. Выбираем курс
Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.
Такими критериями выступают:
- продолжительность обучения;
- форма обучения;
- программа курса;
- форма итогового экзамена;
- вид документа, выдаваемый по окончанию;
- преподавательский состав курса.
Каждый из них важен по-своему.
Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.
Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.
Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.
Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.
Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Шаг 2. Подаем заявку
Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.
Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.
В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.
Способы подачи заявки физлица:
- при личном посещении офиса;
- с помощью электронной почты;
- через сайт обучающей организации.
Шаг 3. Оплачиваем обучение
После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.
Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.
Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам
После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.
Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.
Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.
Шаг 5. Проходим обучение
Получив программу, вы приступаете к занятиям.
Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.
При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.
Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.
Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.
Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.
Шаг 6. Сдаем экзамен
Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.
Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации
В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.
Оценка выполнения плана развития профессиональных компетенций
Когда наступает срок проверки выполнения ИПР, данные вносятся в форму специального отчета. В некоторых случаях допустимо, чтобы прямо в структуре плана профессионального развития был пункт «Статус исполнения целей». Сюда записываются самооценка сотрудника по наступлении запланированного срока и оценка достижений руководителем.
Иногда высшее руководство опасается, что после обучения сильные работники, увеличившие собственную рыночную стоимость, покинут компанию. Риск ухода специалистов с уже повышенной квалификацией, конечно, есть всегда. Но ведь и обученный сотрудник понимает, что работает в очень привлекательной фирме, раз она не жалеет ресурсов для его развития.
Для умного профессионала вполне прозрачны его ценность, карьерные и финансовые перспективы, и он будет прилагать усилия для того, чтобы вложенные в него средства и силы окупились за счет качественной работы и лояльности к компании.
План собственного профессионального развития сотрудников – это эффективный инструмент повышения мотивации. Работники знают о своих перспективах и о том, что руководство заинтересовано в их профессиональном росте и ждёт отдачи.
Специфика компании при разработке ИПР работника должна быть учтена безоговорочно. Только на основании её можно приступать к разработке показателей и индикаторов для оценки. Использовать инструменты иных фирм неправильно и формально.
Естественно, один и тот же показатель для занимаемых специалистами постов разного уровня использовать невозможно. Для высоких должностей требуется более объёмный показатель и соответствующе высокая доля ответственности сотрудника на доверенном ему участке.
Чем курсы отличаются от курсов высшего образования
Традиционно, курсы, как известно, в большей степени ориентированы на предоставление практических и ориентированных на работу профессиональных навыков, в то время как курсы университетского или высшего образования больше известны тем, что они сосредоточены на предоставлении теоретических знаний и профессиональной карьеры. Однако есть много исключений из этого правила, потому что профессиональная подготовка охватывает такой широкий спектр различных курсов и квалификаций:
- базовые профильные навыки (например, предпрофессиональное обучение или базовые курсы);
- базовые профессиональные навыки для определенных профессий (таких как флористика и автомобилестроение);
- полупрофессиональное обучение (например, бизнес-реклама, охрана труда и техника безопасности);
- области изучения с практической направленностью (такие как виноградарство, музыка и гостеприимство).
Большинство курсов являются частью национальных учебных пакетов, которые регулярно обновляются в консультации с соответствующими отраслевыми органами. Они также следуют одному и тому же учебному плану, где бы вы их ни изучали, поэтому вы можете перевести свои кредиты в одну и ту же программу в другой организации.
Курсы с сертификатом IV, дипломом и уровнем продвинутого диплома могут предоставить студентам путь в сектор высшего образования. В дополнение к оказанию помощи студентам в удовлетворении требований к поступлению, курсы могут также дать преимущества на некоторые курсы высшего образования. Например, студенты, которые заканчивают обучение с дипломом, могут получить до двух или трех семестров зачисления на соответствующую степень бакалавра.
Как юристу самостоятельно повысить квалификацию?
Не обязательно ждать онлайн или офлайн конференций/курсов, чтобы повысить квалификацию. Можно и самостоятельно на постоянной основе получать новые знания и расти в качестве специалиста своей области. Однако в этом случае, как и при дистанционном обучении, необходимо постоянно контролировать себя, чтобы не отвлекаться и не бездельничать. К самостоятельным способам повышения квалификации для юристов относятся:
- чтение и аудио прослушивание книг;
- изучение различных судебных дел и кейсов;
- просмотр тематических видео на «Ютуб» и других платформах;
- отслеживание новостей в области юриспруденции;
- отслеживание изменений в законах, подписания новых и оперативное изучение их;
- инициация общения с другими юристами.
У самостоятельного обучения есть еще один недостаток. Большинство информации юристы для повышения квалификации черпают из интернета и книг. Однако в обоих случаях можно легко наткнуться на ложный или низкокачественный материал
Поэтому важно уметь фильтровать информацию и находить действительно полезные книги и ролики. Только в таком случае самостоятельное повышение квалификации будет качественным и полезным
Важность повышения квалификации
Почему так важно постоянно повышать свою квалификацию? Рассмотрим некоторые важные причины:
- разработки новых технологий;
- высокие требования к качеству рабочего персонала;
- недостаточные знания и навыки;
- и др.
Нужно сказать, что сегодня даже для специалиста, находящегося на самых начальных позициях предприятия, работы «на всю жизни» не существует. Если он, действительно, в дальнейшем хочет быть востребованным, то придется осваивать и другие специальности, получать новые знания и т.п. С изменением требований к качеству рабочей силы, соответственно, необходимы и новые, более «свежие» навыки в управлении.
В свою очередь, развитие и обучение в наибольшей степени касается управленческого персонала. Руководители должны не только правильно руководить подчиненными, но и также участвовать в разработке программ повышения квалификации, обучения своих подчиненных. Все это, несомненно, приводит к большому успеху и росту развития компании.
Профессиональная подготовка
Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.
Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования
Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося
Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.
Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.
По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.
Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.
Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.
Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.
Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.
К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Как проходит повышение квалификации
Итак, различают либо ускоренное, либо длительное повышение квалификации. Рассмотрим немного подробней.
1. Ускоренное
Как правило, проходят тематические тренинги и семинары. Основная цель — дать руководителю знания в той или иной области, помочь адаптироваться к изменившейся ситуации на рынке.
- Обучение длится до 100 часов;
- в конце проводится контрольная работа/тест;
- по итогу выдается специальное удостоверение.
2. Длительное
Более углубленное обучение с практической частью. Позволяет получить новые знания и в большей степени расширить собственные. Благодаря данной программе, руководители становятся более компетентными, и зачастую начинают продвигаться по карьерной лестнице.
- Обучение может длиться до 500 часов.
- Выдача удостоверения.
Многие руководители не видят смысла повышать свою квалификацию, т.к. считают себя первоклассными специалистами, которые уже давно показали все свои навыки и знания. Однако только эти качества не могут характеризовать вас как хорошего начальника. Руководители, не прошедшие курсы повышения квалификации, в своей работе могут допускать ошибки, чего попросту не должно быть. Ведь речь идет о собственной репутации и компании в целом.
Эффективно руководить персоналом сможет только грамотный, обученный руководитель!
Как измерить эффективность обучения сотрудников?
В целом результат измеряется относительно поставленных целей и задач
К примеру, если это менеджеры по продажам, обратите внимание на объем продаж, количество звонков, число теплых и горячих клиентов и их удержание, увеличение среднего чека по клиентам
Компаниям, чьи сотрудники проходят обучение у нас, мы рекомендуем оценивать результат на четырех уровнях.
Уровень эмоций слушателя
Сбор обратной связи: анкетирование по итогам обучения, опросы и личные интервью непосредственных руководителей учеников.
Уровень усвоения информации и изменения поведения
Какие конкретно знания и навыки получил специалист, повысилась ли профессиональная мотивация, применяются ли полученные знания и навыки на рабочем месте?
Сбор информации: анализ проведенных в ходе обучения тестов, экзамена, общей успеваемости. Наблюдение за работой сотрудника, прошедшего обучение, на месте. Сравнение тестирования на входе (перед поступлением) с результатами по итогам обучения. Аттестация, оценка методом «360 градусов». Профильное тестирование по истечению месяца после курсов.
Влияние эффекта от обучения на компанию в целом
Изменение результатов деятельности компании: анализ количественных и качественных показателей.
К примеру, качественными могут быть:
- увеличение степени удовлетворенности клиентов и уровня лояльности,
- рост узнаваемости бренда,
- улучшение психологического климата в компании,
- снижение текучки кадров в конкретном подразделении.
Количественные:
- объем продаж,
- норма прибыли,
- коэффициент ушедших клиентов,
- количество неудовлетворенных клиентов,
- коэффициент рентабельности.
Сбор информации: анкетирование текущих клиентов, опросы ушедших клиентов. Экспертный опыт. Расчет экономических показателей. Учет текучки кадров.
Уровень инвестиций
Оценка возврата инвестиций в обучение, или ROI.
Важно учесть расход на обучение одного сотрудника и доход за год на одного сотрудника. Интересно посмотреть на дельту изменения дохода по сотрудникам до момента обучения, в разрезе процента расхода на их обучение относительно общего расхода за тот же период
Сбор информации: финансовые показатели компании. Фин реп.
Какие документы выдаёт Нетология и в чём их отличия
Сертификат
Сертификат — это документ, который подтверждает, что студент прослушал выбранный курс Нетологии до конца. Ключевое слово здесь — «прослушал», то есть сертификат подтверждает только факт обучения на выбранном курсе, но не является гарантией, что студент действительно освоил новые знания и навыки.
Ценность сертификата в том, что он показывает, что специалист развивается в выбранной сфере и получает дополнительную информацию по темам, которые важны в его профессии.
Пример сертификата Нетологии, который выдаётся после прохождения бесплатного курса «Основы интернет-маркетинга»
Как получить: сертификат автоматически генерируется в личном кабинете студента по окончании обучения. Его можно скачать в личном кабинете и добавить к резюме или портфолио.
Где проходят курсы повышения квалификации?
В институтах, академиях, учебном центре при самом предприятии, а также в специализированных и широкопрофильных образовательных центрах — как государственных, так и коммерческих.
Очевидные плюсы государственных — в престиже (вы получаете «корочку» от известного образовательного учреждения), а также гарантированном соответствии ФГОС и профессиональным стандартам. В то же время специалисты указывают на то, что негосударственные учреждения предлагают более богатый выбор учебных программ и почти всегда — возможность отучиться дистанционно. Но решение о том, где лучше проходить повышение квалификации, остается за вами или вашим работодателем.
Нелюбимая профессия и переподготовка
В случае если вы ошиблись с выбором профессии, переподготовка поможет вам вернуть радость жизни! Для педагогов с хрупкими нервами, врачей с тонкой душевной организацией, бухгалтеров, которым надоели цифры и сидячая работа, она может подарить новые и эффективные возможности для успешной работы.
Выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и природных задатков. Если вы с детства любите математику, хорошо считаете, то выбирайте профессию в экономической сфере. В случае наличия эстетического мышления, художественного вкуса и коммуникабельности, вы без проблем сможете стать, например, сотрудником салона красоты (в любом направлении) парикмахером, художником-декоратором, дизайнером.
Помните, что лучший стимул к профессиональному усовершенствованию, карьерному росту, это самомотивация и любовь к своему делу.
Как учесть произведенные расходы
Гарантии и компенсации для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации, закреплены в ст. 187 ТК РФ.
Во-первых, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Ее рассчитывают в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
Во-вторых, работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Кроме того, учреждение оплачивает организаторам стоимость обучения на курсах. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации <*> расходы на обучение медицинских и фармацевтических работников на курсах повышения квалификации, подготовку и переподготовку специалистов, необходимых для осуществления деятельности, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ.
<*> Утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 199 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, данная операция будет отражена следующим образом:
Дебет счетов 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 1 (2) 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».
Пример. Центральная поликлиника районного центра субъекта РФ направляет терапевта на курсы повышения квалификации с отрывом от производства в другой город на 12 дней. Учреждение оплатило организаторам курсов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, стоимость курсов на условиях предоплаты в размере 9000 руб. (НДС не облагается). Перед отъездом работнику выданы под отчет из кассы командировочные в сумме 5000 руб., в том числе:
- суточные — 1200 руб. (за 12 дней из расчета 100 руб. за сутки);
- на проезд до места обучения — 960 руб.;
- на проживание в гостинице — 2840 руб.
По возвращении он представил авансовый отчет с приложенными:
- железнодорожными билетами, стоимость которых составляет 960 руб.;
- счетом из гостиницы на сумму 2360 руб. (без НДС).
В бухгалтерском учете поликлиники необходимо сделать следующие проводки:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислены денежные средства организатору курсов повышения квалификации <*> |
2 206 09 560 |
2 201 01 610 |
9000 |
Выданы работнику под отчет денежные средства на командировочные расходы:- суточные - на проезд - на проживание в гостинице |
2 208 02 560 2 208 05 560 2 208 09 560 |
2 201 04 6102 201 04 6102 201 04 610 |
1200 960 2840 |
Списана на затраты стоимость курсов повышения квалификации |
2 106 04 340 |
2 302 09 730 |
9000 |
Произведен зачет перечисленного аванса |
2 302 09 830 |
2 206 09 660 |
9000 |
Списаны командировочные расходы: - по проезду |
2 106 04 340 (222 КОСГУ) |
2 208 05 660 |
960 |
- суточные (100 руб. x 12 дн.) |
2 106 04 340 (212 КОСГУ) |
2 208 02 660 |
1200 |
- по проживанию в гостинице |
2 106 04 340 (226 КОСГУ) |
2 208 09 660 |
2360 |
Работник внес в кассу неизрасходованный аванс, выданный напроживание |
2 201 04 510 |
2 208 09 660 |
480 |
<*> Бюджетное учреждение при оплате договора по повышению квалификации может перечислить аванс в размере 100% от суммы договора (п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 987).