Как разработать бюджетный регламент
Содержание:
- Определение
- Бюджетирование и его особенности
- Что дает автоматизация бюджетирования с БИТ.Финанс?
- БЮДЖЕТ ПРОДАЖ
- Основные цели бюджетирования на предприятии
- Ошибки при составлении бюджетного регламента
- Схема 8. Постановка бюджетирования
- Кто кого содержит
- Схема 6. Способы планирования
- Схема 3. Система бюджетирования (пример)
- Пример БДДС и БДР в Excel
Определение
Системообразующее предприятие – это субъект хозяйствования, отвечающий набору определенных критериев. В оборонной промышленности «системообразующее предприятие» является синонимом «стратегического предприятия».
Список системообразующих предприятий формируется в рамках конкретного населенного пункта, территориальной региональной единицы, а также государства в целом. Например, к основным системообразующим предприятиям металлургии Южного округа, которые находятся в Ростовской и Волгоградской областях, можно отнести субъекты хозяйствования, специализирующиеся на изготовлении бесшовных труб для химической, нефтегазовой и нефтехимической промышленностей, а также автомобилестроения, теплоэнергетики и машиностроения.
Бюджетирование и его особенности
В любой фирме, большой и маленькой, имеется совокупность доходов и расходов. Управлять денежными потоками и планировать на основе текущих экономических показателей деятельность – важные функции компании, которые и составляют суть бюджетирования.
Бюджетирование представляет собой процесс управления бюджетом и включает составление смет, их распределение и корректировку в соответствии с произошедшими изменениями.
Совокупность всех доходов и расходов – это и есть бюджет, от которого зависит функционирование всего предприятия.
Бюджетирование – это широкое понятие, которое затрагивает не только крупные фирмы, но и отдельное физическое лицо. Причём последнее может влиять не только на собственный бюджет, но и выступать двигателем экономических программ на уровне государства.
Например, инициативное бюджетирование подразумевает, что граждане вольны предлагать свои идеи для расходования государственной казны.
Важно уметь управлять денежными потоками: эффективность данного процесса сказывается на средствах, которыми можно располагать в данный момент без ущерба для будущего. Бюджетирование призвано реализовать следующие цели:
Бюджетирование призвано реализовать следующие цели:
- Оценка состояния компании на текущую дату (насколько эффективно функционирует фирма и нуждается ли её деятельность в корректировке);
- Регулярное планирование деятельности на основе показателей, характеризующих текущую деятельность;
- Утверждение планов, призванных сэкономить средства и распоряжаться ими грамотно;
- Эффективное использование всех имеющихся ресурсов (так, чтобы они приносили максимальную прибыль, а издержки были минимально возможными);
- Подробное изучение основ инвестиционной деятельности (внедрение данной сферы с целью получения дополнительного дохода);
- Рассмотрение запланированных проектов на предмет их необходимости и возможной прибыли для предприятия (требование относительно менеджеров проектов – каждый из них обязан обосновать цель внедрения того или иного направления);
- Развитие и дальнейшее укрепление дисциплины предприятия в общем и конкретно по финансовым вопросам;
- Координация всех уровней компании для получения максимальных результатов деятельности;
- Обеспечение подробного анализа всех имеющихся затрат (бюджетирование затрат позволяет уменьшить расходы предприятия и направить сэкономленные средства на другие цели компании);
- Наличие отработанной системы контроля исполнения поставленных задач нижестоящим уровням;
- Мотивация наёмного персонала в достижении высоких результатов для целей организации;
- Следование установленному законодательству и принятым договорным обязательствам.
Перечень целей, которые решаются с помощью бюджетирования, достаточно велик, и мы можем сделать вывод, что данный процесс на предприятии играет важную роль.
Бюджетирование целесообразно вести в крупных предприятиях: им занимаются сотрудники нескольких отделов, деятельность которых координирует руководство.
Если же предприятие небольшое, к тому же имеет малое число персонала, то можно обойтись только краткими отчётами самого руководителя: это не отнимет много времени и сделает процесс более быстрым и эффективным.
Что дает автоматизация бюджетирования с БИТ.Финанс?
Формирует мультивалютные бюджеты
Подсистема «Бюджетирование» в БИТ.Финанс отражает все операции в четырех валютах:
- валюте регламентированного учета;
- валюте управленческого учета;
- валюте сценария;
- валюте документа (валюте операции).
В отчетах можно выводить валюту, в которой вносились данные и сумму в валюте документа. Это позволяет формировать мультивалютные бюджеты, выбирая в каждом документе свою валюту ввода плановых данных. При использовании прогнозных курсов сценария в документе происходит пересчет в валюту регламентированного учета и другие используемые валюты согласно прогнозным курсам.
Формирование корректировки и актуализация бюджета
Документы «Корректировка бюджета» и «Актуализация бюджета» позволяют внести изменения, с целью исправления ошибки и с целью актуализации после получения фактических данных.
БИТ.Финанс позволяет вести гибкую аналитическую отчетность
Гибкие, наглядные отчеты позволяют анализировать данные во всех имеющихся разрезах с детализацией сведений до уровня первичной документации. В отчетах можно произвольно группировать строки и колонки, менять настройки в пользовательском режиме, расшифровывать данные по любой аналитике, реквизитам справочников, регистратору, произвольные отборы и сортировка.
БЮДЖЕТ ПРОДАЖ
Бюджет продаж относится к вспомогательным бюджетам. Он предназначен для отражения информации о запланированном объеме сбыта, цене реализации единицы продукции и планируемом доходе от продажи каждого вида продукции. Зачастую в бюджет дополнительно включают раздел «График поступления денежных средств» с информацией о планируемых сроках получения денежных средств от реализации.
График поступления денежных средств необходим, если компания может реализовать товар и получить за него выручку в разные отчетные периоды, что не редкость при использовании системы оплаты «авансовый платеж – окончательный расчет».
Обычно планирование осуществляют для календарного года с дальнейшей детализацией по кварталам, месяцам и другим отчетным периодам. В планирование бюджета продаж могут быть вовлечены многие структурные подразделения компании: коммерческий отдел, договорной отдел, отдел сбыта, отдел маркетинга, отдел продаж, экономический отдел, отдел бюджетирования и др.
Порядок формирования бюджета продаж и контроля за его исполнением
Этап 1. Разрабатывают регламент бюджетирования, в котором должны быть определены ответственные структурные подразделения, сроки предоставления информации, сроки формирования бюджета продаж, формы и рекомендации по его заполнению и др.
Этап 2. Собирают данные о состоянии рынка сбыта, его конъюнктуры; анализируют конкурентов (включая потенциальных), их ценовую политику, преимущества и недостатки; оценивают собственную конкурентоспособность и финансовые возможности потенциальных покупателей.
Этап 3. Собирают данные о заключенных и планируемых к заключению договорах на поставку выпускаемой продукции (оказание услуг, выполнение работ).
Этап 4. Собирают данные о фактических объемах реализации предшествующих периодов.
Этап 5. Формируют бюджет продаж на календарный год с детализацией.
Этап 6. Собирают информацию об имеющихся условиях оплаты (или планируемых условиях оплаты в случае еще не заключенных договоров) за товары, услуги или работы.
Этап 7. Формируют График поступления денежных средств как составную часть бюджета продаж.
Этап 8. Ежемесячно (еженедельно, ежеквартально, ежедневно) контролируют исполнение бюджета в части объемов реализации (в натуральном и стоимостном выражении), исполнения покупателями/заказчиками условий заключенных договоров.
Этап 9. Составляют отчет об исполнении бюджета продаж, чтобы выявить отклонения плановых показателей от фактических (как правило, отчеты исполнения бюджетов формируют на ежемесячной основе).
Этап 10. Корректируют бюджет продаж на основании отчета об исполнении бюджета (в случае значительных отклонений фактических показателей от плановых).
Замечания
- Бюджет продаж можно назвать первым шагом в системе бюджетирования, так как с этого документа начинается любое планирование.
- На основе информации бюджета продаж формируют остальные операционные планы.
Рассмотрим пример оформления бюджета продаж с детализацией по кварталам (табл. 1).
Таблица 1. Бюджет продаж с детализацией по кварталам, тыс. руб. |
|||||
Показатель |
Период |
Итого |
|||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
||
Прогноз продаж |
|||||
Товар № 1 |
|||||
Планируемый объем продаж, ед. |
120 |
140 |
140 |
160 |
560 |
Прогнозируемая цена реализации единицы продукции |
10 |
10 |
10 |
12 |
х |
Выручка от реализации |
1200 |
1400 |
1400 |
1920 |
5920 |
Товар № 2 |
|||||
Планируемый объем продаж, ед. |
210 |
250 |
250 |
290 |
1000 |
Прогнозируемая цена реализации единицы продукции |
4000 |
4000 |
4000 |
6000 |
х |
Выручка от реализации |
840 |
1000 |
1000 |
1740 |
4580 |
Итого выручка |
2040 |
2400 |
2400 |
3660 |
10 500 |
График поступления денежных средств |
|||||
Остаток дебиторской задолженности на начало периода |
х |
||||
Первый квартал |
2040 |
2040 |
|||
Второй квартал |
2400 |
2400 |
|||
Третий квартал |
2400 |
2400 |
|||
Четвертый квартал |
3660 |
3660 |
|||
Остаток дебиторской задолженности на конец периода |
х |
Раздел «Прогноз продаж» содержит данные о прогнозных объемах продаж каждой номенклатуры выпускаемой продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом планируемой стоимости реализации единицы продукции.
В разделе «График поступления денежных средств» представлены сведения о планируемых сроках поступления от покупателей или заказчиков денежных средств за отгруженную продукцию. В данном случае поступления планируются в месяце реализации, то есть условия оплаты не предполагают предоплаты.
Основные цели бюджетирования на предприятии
Бюджетирование представляет собой, по сути, систему краткосрочного финансового планирования, основанную на учете и контроле ресурсов. Основной целью бюджетирования является достижение запланированных результатов деятельности организации.
Бюджетирование в крупных компаниях может разделяться на несколько отдельных бюджетов. Такое деление может быть связано с сегментированностью бизнеса или с необходимостью более детального контроля в организации.
Бюджетирование призвано в первую очередь, повысить управляемость бизнеса и его эффективность, да и просто улучшить контроль расходования финансовых и иных ресурсов компании.
Как и любое планирование, бюджетирование помогает достичь организации качественных и количественных показателей его развития, которые определяютя руководством компании. Напомним, что планирование является ключевой функцией управления любого бизнеса.
Кроме того, бюджетирование позволяет планировать деятельность предприятия с точки зрения расходования финансовых ресурсов, а затем анализировать полученные финансовые результаты, эффективно управлять всеми бизнес-процессами фирмы.
Крупные компании обычно составляют несколько бюджетов и основной обобщающий документ финансового планирования, который называется главным бюджетом. Главный или генеральный бюджет содержит прогнозные планы относительно продаж, доходов и расходов компании по отдельным статьям за рассматриваемый период.
Основной или главный бюджет должен включать два основных раздела — финансовый бюджет, операционный бюджет. Операционные бюджеты обычно включают плановые сметы бизнес-процессов организации по основной деятельности.
Составление главного бюджета очень важно для крупных фирм, это позволяет выстроить последовательную и согласованную деятельность отдельных подразделений внутри компании и эффективно работать, достигая общие стратегические цели. Процесс бюджетирования подразумевает также составление плановых и отчётных бюджетов
Понятно, что каждое предприятие должно иметь какой-то план развития, обязательно планировать свою текущую деятельность, для решения этих задач, как раз и составляют плановые бюджеты. Плановые бюджеты могут быть составлены на год или на более длительный период. Кроме того, каждое предприятие составляет текущее бюджеты на более короткий срок, обычно на месяц. Такие бюджеты называют отчётными, они составляются на основе фактических данных
Процесс бюджетирования подразумевает также составление плановых и отчётных бюджетов. Понятно, что каждое предприятие должно иметь какой-то план развития, обязательно планировать свою текущую деятельность, для решения этих задач, как раз и составляют плановые бюджеты. Плановые бюджеты могут быть составлены на год или на более длительный период. Кроме того, каждое предприятие составляет текущее бюджеты на более короткий срок, обычно на месяц. Такие бюджеты называют отчётными, они составляются на основе фактических данных.
В основном бюджете, имеющем план на длительную перспективу, отражаются основные цели и задачи компании. Большие цели всегда требует значительных финансовых ресурсов, которые, конечно же, планируется заранее.
Операционный или фактический бюджет, позволяет обеспечить текущий контроль над расходованием финансовых ресурсов, решением необходимых поставленных задач, добиться достижения запланированных финансовых и показателей предприятия. Именно с помощью этих документов обеспечивается эффективное распределение и использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятия.
Контроль осуществляется при необходимости по отдельным стадиям реализации целей, отдельным подразделениям или направлениям деятельности компании.
Серьезные корректировки бюджетирования требуются при изменении структуры и пропорции активов и пассивов компании, изменении внешней рыночной конъюнктуры и других значимых внешних и внутренних факторах.
Особенно важным является процесс бюджетирования, когда организации испытывают дефицит финансовых ресурсов. В этом случае, требуется эффективное распределение всех имеющихся в компании ресурсов, в том числе, материальных и трудовых, более внимательный контроль их расходования. В таком случае, целесообразно проводить тщательный анализ отклонения планового и прогнозного бюджетов от фактического. После анализа бюджетов должны быть выявлены причины отклонений и сделаны соответствующие необходимые корректировки с последующим планированием текущей операционной деятельности компании.
Ошибки при составлении бюджетного регламента
Один или несколько просчетов чаще всего совершается на этапе становления процессов разработки регламента. Главное — своевременно их исправить и стараться не повторять.
- Отрывочность бюджетного цикла. Нередки случаи, когда бюджеты в компании разрабатываются только для части подразделений и процессов. Например, есть бюджет для отдела логистики, а для отдела продаж — нет. Также часто не обозначается персональная ответственность. Безусловно, на первоначальном этапе разработки бюджетирования такие ситуации не исключены. Но в долгосрочной перспективе это делает внедрение бюджетирования практически бесполезным для планирования и управления затратами.
- Недостоверность распределения зон ответственности. Зачастую вся бюджетная документация ведется сотрудниками бухгалтерии или планово-экономического отдела. А лица, ответственные за ту или иную часть бюджета, в лучшем случае не глядя подписывают бумаги. Не имея представления о том, какая в них содержится информация.
- Несвоевременность получения необходимых данных. Как говорилось выше, бюджетный регламент — гибкий инструмент. Но эта гибкость базируется на информации, которая предоставлена вовремя. Если же данные за квартал можно получить только в конце следующего, говорить о маневренности компании и способности быстро реагировать на изменившуюся ситуацию не приходится. Такая проблема характерна для предприятий, где не отлажены механизмы работы с информацией. Решить этот вопрос можно при помощи специального ПО, которое обеспечивает генерацию отчетности в автоматическом режиме.
- Смешение форм отчетности. Часто встречается объединение БДДС и БДР. В теории это делается для упрощения документооборота. На практике это становится причиной всевозможных искажений данных. Результатом этих искажений становится невозможность корректно оценить операционную деятельность и отсутствие базы для планирования.
- Отсутствие письменной фиксации положений регламента. Часть условий работы с бюджетом может проговариваться устно, не будучи записанной. Такой подход становится лазейкой для тех, кто не готов брать на себя ответственность. Результат для компании обычно плачевный, ведь не ясно, с кого и что можно спрашивать. Кроме того, часто регламенты создаются для менеджеров среднего и высшего звена. А четкие, внятные и пошаговые инструкции для рядовых исполнителей в них просто отсутствуют.
Схема 8. Постановка бюджетирования
Комментарий
Регламент, закрепляющий функции бюджетирования в соответствующих Положениях, безусловно важен. Его отсутствие может свести на нет саму идею бюджетирования. Но в то же время при разработке регламента необходимо учитывать реальную необходимость ввода того или иного регламента и взвешивать его на весах пользы и вреда для бизнеса и для конкретных людей. Введение жесткого бюджетного управления может привести к увольнению ведущих сотрудников компании и фирма понесет огромные убытки.
Сбалансированными должны быть не только показатели управленческого учета, но и само управление.
Кто кого содержит
В процессе бюджетирования руководителям компаний, занимающихся несколькими видами бизнеса, приходится решать одну сложную проблему: как распределять общекорпоративные расходы между разными подразделениями” К таким расходам относятся, к примеру, затраты на содержание службы охраны, ремонтно-технических служб, секретариата и, наконец, самого руководства. Очевидным, на первый взгляд, решением является распределение этой суммы поровну между всеми подразделениями. Но это не лучший выход. Ведь прибыль, которую приносят разные подразделения, может быть разной. Например, одно из них зарабатывает несколько сотен тысяч долларов в год. А второе ” только двадцать тысяч. Что произойдет, если повесить на них одинаковые доли общекорпоративных расходов, например в сумме $10 тыс.” Первое подразделение с легкостью выдержит эту нагрузку, а второе окажется абсолютно нерентабельным!
Более правильно распределять общие расходы между подразделениями с помощью индивидуальных коэффициентов, специально рассчитанных для каждого из них. Так, общие расходы могут распределяться в зависимости от доли затрат подразделений в общем объеме совокупных затрат компании. Допустим, затраты крупного подразделения составляют 80% всех затрат компании. Тогда на него “списывается” 80% общекорпоративных расходов. Впрочем, можно определить эту сумму и другими способами ” ориентируясь на долю подразделения в фонде заработной платы или даже в выручке всего предприятия.
Распределение общекорпоративных расходов ” достаточно трудоемкая процедура. Поэтому ее используют не все предприятия. Но делать это все-таки нужно. Такой подход позволяет более точно определить, в какую сумму обходится содержание того или иного подразделения и какую реальную прибыль оно приносит.
Схема 6. Способы планирования
Планирование | Преимущества | Недостатки |
1. Снизу-вверх | Минимум затрат для руководства | Отсутствие взаимосвязи планов подразделений |
2. Сверху-вниз | План отвечает целям компании | План часто не учитывает реальных возможностей работников и подразделений |
3. Смешанное | При правильной технологии лишен недостатков | |
4. Бюджетное | Жестко закреплен регламент планирования, планирование осуществляется на едином пространстве ССП и План отвечает целям компании | Высокие затраты на первом этапе: детальная проработка стратегии компании, как правило, с привлечением внешних консультантов |
Комментарий
Бюджетное планирование не противоречит первым трем видам планирования, однако имеет существенные отличия:
- План как инструмент управления, а не как цели бизнеса (важен анализ динамики изменения фактических показателей, а не их строгая согласованность с планом: вполне возможно, что мы неверно спланировали, не учли некоторые внешние или внутренние факторы). “План – ничто, планирование – всё!” – Эйзенхауэр.
- Высокий уровень формализации регламента планирования, подразумевающий использование систем автоматизации.
- Распределение ответственности ” бюджет как распределение прав и обязанностей менеджеров в системе управления
- Обязательная связь планирования с целями компании и постоянный мониторинг исполнения плана (план-фактный анализ)
- В целом, главное отличие в том, что планирование – лишь часть бюджетирования, как системы управления: целеполагание – контроль – анализ – формирование управленческого воздействия – корректировка бизнес цикла – возврат на целеполагание.
Схема 3. Система бюджетирования (пример)
Комментарий
Операционный бюджет – бюджет, описывающий в натуральных и финансовых показателях бизнес-процесс (БП) или направление бизнеса (совокупность БП).
Финансовый бюджет – бюджет, описывающий в финансовых показателях денежный поток в рамках ЦФО. Управление операционной эффективностью (БДР), платежеспособностью и ликвидностью (БДДС) и стоимостью активов компании (ББЛ).
Базовый бюджет – бюджет, который планируется первым, поскольку от него зависит построение других бюджетов (зависимых).
Зависимый бюджет – бюджет, показатели которого при планировании в целом вычисляются на основе других бюджетов, по заданным формулам.
Типы бюджетов:
по составу показателей:
бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках),
бюджет движения денежных средств,
плановый баланс;
по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты):
бюджет продаж, бюджет снабжения, бюджет затрат и т. д.;
по горизонту планирования: годовой, квартальный, месячный и т. д.;
по технологии планирования: последовательный, скользящий;
по уровню планирования: бюджет ЦФО, консолидированный бюджет компании.
Пример БДДС и БДР в Excel
Бюджет движения денежных средств (БДДС) – документ, в котором собраны все движения денежных средств (безналичные и наличные), произведена группировка денежных потоков по их целям, представлена информация о планируемых в компании свободных денежных средствах.
Планирование денежных потоков состоит из следующих блоков:
- План остатков денежных средств на начало месяца.
- План поступления денежных средств от основной деятельности (выручка от продаж, бонусы от поставщиков, доходы от субаренды помещений и др.).
- План операционных расходов, который состоит из двух частей:
- план оплат поставщикам за товар;
- план оплат по прочим расходам по операционной деятельности.
- План потока по финансовой деятельности: сальдо между кредитами к получению и гашению минус проценты по кредитам к уплате.
- План потока по инвестиционной деятельности: разница между доходами от продажи основных средств и платежами по приобретению и ремонту основных средств.
Помимо прямого способа (разнесение по статьям движений денежных средств) раздел операционной деятельности БДДС может быть составлен косвенным методом. При формировании таблицы БДДС этим методом операционный денежный поток рассчитывается на основании БДР с учетом неденежных поправок (амортизация, изменения кредиторской и дебиторской задолженности и пр.). Данный метод показывает, как связаны денежные потоки с финансовыми показателями фирмы.
В результате мы получаем плановый чистый поток за рассматриваемый период и прогноз остатка денежных средств на конец периода.
Если в результате планирования на конец периода прогнозируются отрицательные денежные остатки, бюджет подвергается корректировке за счет сокращения плана оплат, либо увеличения плана привлечения финансирования. Для повышения удобства анализа бюджета можно добавить в БДДС дополнительные таблицы с расшифровкой информации о текущей задолженности перед поставщиками, плановыми постоянными затратами, а также прогнозной задолженностью на конец месяца с учетом заложенных в бюджет сумм оплат.
Бюджет доходов и расходов (БДР) – демонстрирует планируемые финансовые результаты деятельности предприятия. В нет отражаются выручка компании, ее прямые и операционные расходы, налоги, прочие доходы и расходы (включая проценты по кредитным ресурсам и т.д.), прибыль от деятельности (рассчитанная с учетом применяемой системы, например, РСБУ или МСФО), а также налог на прибыль и чистая прибыль.
БДР можно формировать по-разному, например, по рассматриваемым периодам времени (недели, месяцы, годы) либо по ЦФО (центрам финансовой ответственности). В качестве ЦФО могут выступать отдельные магазины, офисы, проекты и другие структурные подразделения компании.
Составные части бюджета доходов и расходов принято разделять на две части:
- доходная;
- расходная.
Доходная
В нее включается следующее:
- прибыль от продажи основной продукции, отток которой запланирован в бюджетной фазе;
- прибыль от других типов реализации какой-либо продукции;
- прибыль, полученная от внереализационных доходов. Сюда включается и полученная денежная сумма от займов, которые были предоставлены другим организациям. Также прибыль может поступить от смены курса валюты.
Расходная часть состоит из показателей:
- производственных затрат. Берутся эти данные из затрат, связанных с производственным бюджетом;
- расходов, связанных с коммерцией и управлением;
- расходов на прочие нужды. Сюда включаются процентные выплаты по взятому кредиту и т.д.
Доходную часть бизнеса в БДР можно представить по видам (например, розничная торговля, оптовая торговля, оказание транспортных услуг и т.д.).
Расходную часть распределяют, в основном, по статьям бюджета доходов и расходов предприятия. Такое разделение позволяет проводить анализ бюджета доходов и расходов по видам затрат:
- Производственные/Административные/Коммерческие
- Основные/Накладные
- Прямые/Косвенные
- Переменные/Постоянные
Идеального шаблона бюджета движения денежных средств организации и БДР в природе не существует. Подготовленный нашими специалистами образец бюджета организации в Excel поможет получить общее представление о том, как выглядят подобные отчеты.