Проверки нарушений прокуратурой

Содержание:

Роль прокуратуры при проведении проверок

Так, ключевые полномочия органов прокуратуры при проведении проверок заключаются в надзоре за соблюдением порядка контролирующей деятельности соответствующих ведомств. В частности, речь идет о том, что такие органы предоставляют в прокуратуру планы проведения всех видов готовящихся проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей, тогда как прокуратура принимает решение о согласовании их проведения либо отказе в реализации соответствующих мероприятий. При этом органы прокуратуры обладают информацией обо всех видах готовящихся проверок — как плановых, так и внеплановых.

Вместе с тем, действующее законодательство предоставляет этому ведомству право и возможность самостоятельно участвовать в осуществлении контрольно-надзорной деятельности. В свою очередь, такое участие может быть реализовано непосредственно в форме прокурорской проверки либо проведении совместной проверки с представителями одного их государственных контролирующих органов. При этом согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность прокуроров не должна подменять собой функции других федеральных ведомств.

Основания для проведения прокурорской проверки

В приведенном нормативно-правовом акте не содержится каких-либо значимых ограничений в отношении источников информации, которые могут выступать в качестве основания для проведения прокурорской проверки. Так, например, ими могут стать публикации в средствах массовой информации или другие источники. Вместе с тем, на практике плановые проверки такого уровня чаще всего проводятся в соответствии с заранее утвержденным планом, а внеплановые — в связи с соответствующими обращениями граждан.

Порядок проведения проверки

Прокурорская проверка, в отличие от других видов контрольных мероприятий, реализуемых государственными органами, не регламентируется положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На практике это означает, что прокурорский работник не ограничен в своей деятельности конкретными правилами и условиями проверочной деятельности.

Так, личный визит работника прокуратуры на предприятие может быть произведен без наличия соответствующего приказа, а рамки предмета такой проверки вполне могут быть расширены в процессе ее проведения. Если по результатам проведения проверки будет установлено наличие каких-либо нарушений, руководству предприятия вынесут предписание об их устранении, предостережение или решение о возбуждении административного производства.

Ответственность за препятствование проведению проверки

Следует помнить, что при проведении проверки со стороны органов прокуратуры руководство организации обязано беспрекословно подчиняться требованиям сотрудника ведомства, включая такие действия как предоставление необходимых документов, демонстрация тех или иных производственных или офисных помещений, процесса осуществления производства и других аспектов функционирования предприятия. При присвоении столь широких полномочий сотрудникам, проводящим такую проверку, законодатель исходит из наличия у них веских оснований для ее реализации, а потому представители компаний или предпринимателей должны с пониманием отнестись к соответствующей деятельности.

Кроме того, не нужно также забывать и о том, что за препятствование законным требованиям сотрудника прокуратуры на представителя компании может быть наложен крупный денежный штраф или применены другие меры воздействия в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ:

Как подготовиться к прокурорской проверке

Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
Проверьте целевое назначение расходов

В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

ВАЖНО!

Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

  1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
  2. План-график и план закупок вашей организации.
  3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
  4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

Этапы проведения

Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.

Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.

Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.

Решение о проверке содержит следующую информацию:

  • Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
  • Наименование проверяемого органа/организации.
  • Цель, основание и предмет проверки.
  • Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
  • Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
  • Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
  • Подпись прокурора или его заместителя.

В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.

Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:

  1. В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
  2. В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.

Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.

Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2017 г. № Исорг-71-3702-17/20823 О форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры

4 мая 2017

Вопрос: Согласно абз. 6 п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации. Таким образом, проведенная прокуратурой проверка исполнения законов, независимо от результата этой проверки, должна завершаться составлением акта, констатирующего наличие или отсутствие нарушений законов.

Однако в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 г. N 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» приведена лишь форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

В связи с этим просим пояснить, по какой форме должен составляться акт проверки, в ходе которой были выявлены нарушения закона, и какими нормативно-правовыми актами должны руководствоваться прокуроры при составлении этого акта проверки?

Ответ: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение от 28.03.2017 № 13/ФА/986 о форме оформления результатов проверок, проводимых органами прокуратуры.

В связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 17.03.2017 № 172, которым утверждена форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.

Вышеназванным законом не установлено требований об установлении формы итогового документа по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законов. В настоящее время проверки исполнения законодательства завершаются составлением справки (акта) и актов прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Таким образом, при оформлении результатов проверки прокуроры руководствуются требованиями действующего законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

И.о. начальникаорганизационно-методическогоотдела Главного управленияпо надзору за исполнениемфедерального законодательства А.В. Климак

Об установленных сроках осуществления проверки

В ч. 4 ст. 21 ФЗ № 2202-1 определено, что срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

Однако, в той же статье указано, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен (не более чем на 30 календарных дней).

А при необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.

Следует учитывать, что в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению организации (ч. 5 ст. 21 ФЗ № 2202-1).

Обращаем внимание, что в соответствии с вновь введенной ч. 9 ст

21 ФЗ № 2202-1 в срок проведения проверки не включается:

  • срок, на который указанная проверка была приостановлена;
  • срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абз. 1 ч. 2 и ч. 2.1 ст. 6 ФЗ № 2202-1 и датой их представления (сутки, 2 рабочих дня, 5 рабочих дней или более длительный срок, установленный в требовании прокурора);
  • срок, установленный абз. 2 ч.2 ст. 6 ФЗ № 2202-1 (новый срок, установленный прокурором для предоставления запрашиваемых материалов, информации и документов в случае, если проверяемая организация уведомила прокурора о невозможности представления указанных информации, документов, материалов в установленный ранее срок).

Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемой организации должен быть уведомлен о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение 2 дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки (ч. 11 ст. 21 ФЗ № 2202-1).

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

ПП может коснуться любого, не зависимо от сферы его деятельности: крупных фирм и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и органов власти. Проверяет прокуратура и самих проверяющих, например, государственный пожарный надзор. Но если раньше у контролирующих органов были фактически неограниченные права, то сейчас Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок говорит следующее:

  • Для «рядовых» проверок все копии или оригиналы документов нужно успеть собрать всего лишь за пять дней;
  • Если проверка касается соблюдения закона, то этот срок сокращается до двух дней;
  • Если речь идет об экологической угрозе или угрозе жизни, то необходимые данные предоставляются в течение суток.

Прокурор может увеличить эти сроки, если есть объективные основания, а вот если они уменьшаются, тут уже закон нарушает он сам.
Информация не по теме проверки вообще запрашиваться не должна, кроме того, прокуратура не вправе требовать документы повторно, если они уже передавались.

Мы уже говорили о том, что надзорное ведомство не должно подменять собой другие органы контроля: начать проверку «по своему усмотрению» прокурор не может. Для этого нужно веское основание.

Например, если Ростехнадзор проверял предприятие и обнаружил нарушения, которые требуют немедленного вмешательства прокуратуры.

НОВОСТИ ПО теме -> Бизнес и предпринимательство

2696

490

10.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Ассоциация «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»: что это такое и как зарегистрироваться.

Производители и импортёры товаров, подлежащих обязательной маркировке, должны не только регистрироваться в системе Честный ЗНАК,…

2125

353

16.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Начните готовиться к обязательному переходу на ЭДО уже сейчас.

Еще в 2020 году ФНС представила концепцию развития электронного документооборота, которую планирует внедрить к 2024…

655

99

25.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Самоучитель работы с кассой: особенности и основные этапы.

Согласно ФЗ № 54 онлайн-касса должна присутствовать в каждой торговой точке. При этом…

2947

615

03.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Варианты организации ведения учета для компаний с ЭДО.

Предприниматели, которые переходят на ЭДО или уже его используют, могут выбрать наиболее подходящий им вариант…

2647

547

11.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

Как бизнесу организовать проверку QR-кодов посетителей.

У бизнеса есть обязанности, которые никто не отменял — измерять температуру посетителей; проверять соблюдение дистанции…

2740

452

10.11.2021 |

Бизнес и предпринимательство

В этом году оценщики Кузбасской ТПП подтвердили свою квалификацию

В этом году эксперты Кузбасской ТПП успешно выдержали квалификационные испытания, сдав экзамены по направлениям оценочной…

Что будет, если не ответить на требование

В законе однозначно сказано, что получатель требования обязан ответить на запрос. Отсутствие любого ответа на требование прокурора, даже отрицательного, повлечет серьезные последствия.

Представителя организации пригласят на личную встречу. Неявку квалифицируют как административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.

Пренебрежение прокурорскими требованиями влечет штраф:

  • для гражданина — от 1000 до 1500 рублей;
  • для должностного лица — от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификация от 6 месяцев до одного года;
  • для организации — от 50 000 до 100 000 рублей, в отдельных случаях деятельность приостанавливается на срок до 90 суток.

Итоги проведения проверки прокуратурой

Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:

  • Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
  • Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
  • Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.

Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.

Выводы

Четкие критерии проведения прокурорской проверки Законом о прокуратуре не установлены. В связи с этим некоторые положения этого закона Конституционный суд РФ признал частично не соответствующими Конституции РФ и обязал Генпрокуратуру РФ внести соответствующие поправки. До их внесения в целях совершенствования прокурорского надзора Генпрокуратура РФ издала приказ, доведенный до сведения подчиненных работников, в котором были даны указания относительно сроков проведения проверки, уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении разногласий между проверяемыми и прокуратурой судьи принимают во внимание положения Постановления КС РФ № 2-П и Приказа Генпрокуратуры № 265, но при этом, например, в Постановлении от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 они посчитали, что проверяемый должен был привести нормативное обоснование тому, что в связи с его неуведомлением о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной, и назвать положения, обязывающие прокурора уведомить его о предстоящей проверке. Полагаем, что подобные моменты будут исключены с внесением соответствующих норм в Закон о прокуратуре

Для проверки ИП прокуратурой должны быть основания. В большинстве случаев этому процессу предшествует жалоба. Прокурорская проверка в корне отличается от других мероприятий. Главным различием является сам государственным орган. Проверки ИП прокуратурой осуществляются после жалобы недовольного клиента или конкурентов. Все это может отложить огромный отпечаток на репутации организации.

Осмотр данного типа несет надзорный характер, осуществляется он представителями прокуратуры. Просто так проверка не производится, на это должны быть определенные основания. К их числу относят:

  • жалобу клиента;
  • получение информации о наличии неправомерных действий;
  • сигнал от СМИ о нарушениях.

Сложность ситуации заключается в том, что пожаловаться может каждый желающий. Но в случае отсутствия предъявленных нарушений наказание понесет человек, предоставивший недостоверную информацию. Источником подачи отрицательных данных может быть кто угодно, особенно если у предпринимателя успешный бизнес.

Спровоцировать проверку способны следующие факторы:

  • причинение вреда жизни или здоровью человека;
  • угрозы в сторону той или иной личности;
  • нанесение вреда растениям, животным;
  • причинение повреждений памятникам культуры и истории.

Прокурорская проверка является молниеносной. Надзорная служба не будет предупреждать о своем решении предпринимателя. Обычно осмотр является внезапным, что позволяет оценить реальную работу организации. Плановые проверки позволяют предпринимателям устранить некоторые недочеты своей компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector