Порядок проведения внеплановой проверки роспотребнадзором в 2020 году
Содержание:
- Внеплановые контрольные мероприятия
- О проверочных листах (списках контрольных вопросов)
- Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок
- Как проводится внеплановая ревизия
- Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки
- Формы проведения плановых и внеплановых проверок
- Документарная
- Основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий
- Контрольная закупка
- Основания для проведения плановых проверок
- Основание для проведения внеплановой проверки Росздравнадзора
- Мониторинг безопасности и выездное обследование
Внеплановые контрольные мероприятия
Согласно Закону № 248-ФЗ контрольные мероприятия в отношении бизнеса могут проводиться не по плану, но только если на то есть основания. Одним из таких оснований названо наличие у контролирующего органа сведений «о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». Достаточно гипотетической угрозы причинения вреда, чтобы была проведена внеплановая проверка. Причем законодатель решил не детализировать, для защиты каких именно ценностей можно проводить такие проверки. Отсюда вывод: под предлогом защиты какой-либо ценности могут быть внезапно проверены все без исключения предприниматели. Потому бизнесу прежде всего нужно позаботиться о минимизации конфликтных ситуаций с клиентами, чтобы, насколько возможно, снизить вероятность подачи ими жалоб.
О проверочных листах (списках контрольных вопросов)
Еще 1 января 2017 года вступили в законную силу положения ФЗ от 03.07.2016 № 277-ФЗ, согласно которым федеральные органы надзора на основании своего положения при проведении плановой проверки могут использовать проверочные листы (список контрольных вопросов) (п. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Обязанность использовать проверочные листы при проведении плановых проверок возникла в рамках следующих видов контроля:
- государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
- федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
- государственного контроля за обращением медицинских изделий (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
- федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПП РФ от 08.09.2017 № 1080);
- федерального государственного пожарного надзора (ПП РФ 29.06.2017 № 774);
- федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (ПП РФ от 14.06.2017 № 707).
На сегодняшний день формы проверочных листов утверждены:
- Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 – для осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10449 – для осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий;
- Приказом Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438 – для осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Отметим, что предмет плановой проверки, осуществляемой с применением проверочных листов, ограничивается перечнем вопросов, которые включены в список контрольных вопросов. Таким образом, проверять что – либо за пределами перечня вопросов, отраженных в чек-листах, контролирующие органы не вправе.
После заполнения проверочные листы по результатам проведения проверки прикладываются к акту проверки.
Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок
В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ Генпрокуратуры № 265).
До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.
К сведению
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.
Срок предоставления документов
При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Обратите внимание!
Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Уведомление о проверке
При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Срок проведения проверки
Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.
О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).
В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.
Своевременное предоставление информации
Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
Как проводится внеплановая ревизия
Первым этапом часто выступает предварительная проверка. Она проводится в случае, если на вас пожаловались недоброжелатели или прокуратура. ФНС может запросить у того, кто направил запрос, дополнительные разъяснения, изучить документы, которые находятся в налоговой, провести дополнительные контрольные мероприятия. Затем ИФНС может запросить у фирмы пояснения по вопросам претензий прокуратуры или других лиц. Если факт нарушения налогового законодательства подтверждается или появляются существенные доказательства, что оно имело место, то привлечь компанию к ответственности нельзя. Зато можно назначить внеплановую проверку.
Дальше все происходит стандартно. ИФНС выбирает период и налоги, которые она будет проверять. Определяются круг лиц, которые будут проводить проверку. Налоговая может запросить документы у вас, ваших контрагентов и других организаций. Например, получить выписки из банка с вашего счета, чтобы посмотреть движение средств на нем. То же касается ваших контрагентов. Налоговая может осмотреть офис, склад и другие помещения, которые принадлежат компании или находятся у нее в аренде.
Разумеется, на этапе внеплановой проверки проводится опрос свидетелей. Это может быть гендиректор, простые сотрудники, уволенные специалисты, бухгалтер, то есть любое лицо, владеющее полезной для ИФНС информацией.
Если у инспекторов есть сомнения касательно стоимости имущества, то они могут провести соответствующие экспертизы.
Срок проведения проверки — 2 месяца. Однако ее могут продлить при наличии оснований. Однако чаще всего проверка длится очень долго. Потому что после каждого этапа или запроса она приостанавливается и продолжается вновь, когда нужно получить новые сведения.
Ревизия заканчивается составлением акта и справки. В первом фиксируются нарушения, которые выявила инспекция. Фирма всегда может подать возражения, чтобы доказать их отсутствие. При принятии окончательного решения начальник инспекции всегда руководствуется доказательствами, предоставленными лицом, в отношении которого проходила проверка.
Таким образом, понять, предстоит ли вам внеплановая проверка, очень сложно. Единственный вариант, если вы решили закрыть или реорганизовать бизнес. Тогда у вас есть реальный риск попасть под прицел ИФНС. Еще одно основание полагать, что вы находитесь под прицелом налоговой — это конфликт с сотрудниками или партнерами.
Самое главное, если вас коснулась внеплановая проверка, то первое, что нужно сделать — это успокоиться. Второе — тщательно ознакомиться с ее причинами и претензиями со стороны налоговой. Третье — проконсультировать своих сотрудников, чтобы они ни в коем случае не предпринимали экспрессивных действий, вели себя спокойно и отвечали на поставленные инспектором вопросы. В конце концов, нужно будет найти доказательства собственной невиновности и предоставить их инспектору в качестве возражений.
Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки
Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:
- Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку
Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.
Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.
Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.
- Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога
Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).
Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.
Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.
Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные. Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе. Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.
Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.
В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.
Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика
В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.. Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка
Налоговики могут ограничиться и камеральной.
Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.
При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.
Формы проведения плановых и внеплановых проверок
Как уже было сказано выше каждая из видов проверки может быть проведена в двух формах: документарной или выездной. При документарной проверке предметом ее проведения являются:
- Сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности медицинской и (или) фармацевтической организаций;
- Документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами,
- Исполнением предписаний и постановлений органов контроля.
Документарная проверка проводится в отличие от выездной проверки по месту нахождения органа надзора, а не месту нахождения проверяемой организации.
Документарная
При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.
Предметом документарной проверки являются:
— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;
— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.
Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.
Проверяющие могут потребовать следующие документы:
— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;
— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;
— приказы о назначении ответственных должностных лиц;
— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.
Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться. Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса
Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).
Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:
— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;
— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;
— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.
Основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий
В Налоговом кодексе можно найти только одно основание для них — реорганизация или ликвидация фирмы. Однако даже в этом случае ИФНС может не назначить проверку. Это происходит в случае, если у фирмы нет сомнительной репутации или у налоговой просто нет к ней претензий.
Однако внеплановые ревизии могут коснуться и тех, кто не планирует закрываться или реорганизовываться. Основания для этого перечислены в ФЗ-294. К ним относятся жалобы от граждан и предписания от прокуратуры по поводу несоблюдения налогового законодательства. То есть, если в ФНС поступают сведения о том, что вы не добросовестный налогоплательщик, то она может проверить вас внепланово.
Контрольная закупка
Контрольная закупка относится к числу надзорных мероприятий, которые вправе проводить уполномоченный орган власти. Под контрольной закупкой согласно Закону № 248-ФЗ понимается проверка соблюдения организацией законодательства посредством заключения должностным лицом соответствующей сделки (например, приобретение спиртных напитков для проверки соблюдения требований законодательства об ограничении времени продажи алкоголя). Поправками в Закон № 248-ФЗ было установлено, что контрольная закупка может быть проведена в присутствии только двух инспекторов и без обязательного наличия двух свидетелей.
Опасность контрольной закупки для предпринимателей заключается в ее внезапности: она может быть проведена без предварительного уведомления. Инспектор представится обычным покупателем, а после завершения мероприятия объявит о проведении контрольной закупки, предъявит служебное удостоверение и копию решения о проведении закупки на бумажном носителе. Затем инспектору возвращаются денежные средства, уплаченные им за товар. Далее на основании результата контрольной закупки будет решаться вопрос о привлечении к ответственности.
Основания для проведения плановых проверок
Основанием для включения медицинской организации в ежегодный план плановых проверок является истечение 3 лет (1 и 2 года) со дня (п.8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):
- Государственной регистрации медицинской (фармацевтической) организации;
- Окончания проведения последней плановой проверки медицинской (фармацевтической) организации;
- Начала осуществления деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (данный пункт не распространяется на медицинские (фармацевтической) организации (ст. 8 Закона № 294-ФЗ).
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в 3 года. Однако в сфере здравоохранения Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» в отношении медицинских и (или) медицинских организаций установлена иная периодичность плановых проверок (1 и 2 года). Например, органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности имеют право проверять медицинские организации, занимающиеся оказанием амбулаторно-поликлинической медицинской помощи не чаще 1 раза в год.
Основание для проведения внеплановой проверки Росздравнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения наделена полномочиями по проведению различных видов государственного контроля в сфере здравоохранения, в частности лицензионного контроля, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, контроля в сфере обращения лекарственных средств, контроля за обращением медицинских изделий. Некоторые особенности и основания для проведения лицензионного контроля уже были рассмотрены в настоящей статьи. Ниже будут приведен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные возможные основания для проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения:
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 октября 2011 г. № 1128н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
- Приказ Минздрава России от 26.12.2016 N 998н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств».
Мониторинг безопасности и выездное обследование
Закон № 248-ФЗ ввел новое понятие – «мониторинг безопасности». Под ним подразумевается деятельность государственных органов по сбору и анализу информации об интересующих организациях без непосредственного взаимодействия с ними. Целью мониторинга безопасности является проверка соблюдения бизнесом требований законодательства. Государственный орган может использовать при проведении анализа любые сведения, в том числе общедоступные, из Интернета, полученные с автоматических камер и т.д. Согласно новой редакции Закона № 248-ФЗ в случае выявления в ходе мониторинга безопасности нарушений уполномоченный орган власти может принять одно из следующих решений:
- проведение внеплановой проверки;
- вынесение предостережения, если нарушения выявлены не были, но существует угроза причинения вреда в будущем;
- предписание об устранении выявленных нарушений;
- иное решение, предусмотренное законодательством о конкретных видах контроля.