Арт-директор
Содержание:
- Нужен ли он в компании
- Личностные качества, необходимые для арт-директора
- Плюсы и минусы профессии арт-директор
- История в России
- Как стать арт-директором
- Обязанности арт-директора на предприятии и требования к сотруднику
- Кому подходит данная профессия?
- Достоинства и недостатки профессии
- Какие бывают арт-директора
- Арт-директор в различных отраслях
- Особенности профессии
- Зарплата и карьерные перспективы
- Как строить работу в плоской команде
Нужен ли он в компании
Арт-директор – это прежде всего специалист, который дает направление работы всему отделу или компании в целом. Его можно сравнить с шеф-поваром в ресторане: нужно не только уметь готовить разные блюда, но правильно их презентовать. В этом он отличается от дизайнеров и других исполнителей.
Задачи, которые выполняет арт-директор, отличаются в зависимости от сферы деятельности организации.
Дизайн-студии и брендинговые агентства
В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор выполняет следующие задачи:
- разработка фирменного стиля;
- разработка товаров и услуг;
- создание концепции бренда;
- разработка дизайна упаковки;
- разработка дизайна полиграфической продукции;
- разработка дизайна сайта;
- создание бренд-бука.
В подчинении у арт-директора находится команда дизайнеров. Он полностью организовывает работу команды, следит за качеством выполнения работ и соблюдением сроков, следит за технической реализацией дизайнерских разработок. Он ведет общение непосредственно с заказчиком по вопросам дизайна проекта. Активно сотрудничает с копирайтером, а также отделом маркетинга и планирования.
Рекламные агентства
Арт-директор должен отследить весь путь идеи от возникновения до момента, когда она выйдет в эфир. Исключительно от него зависит, сохранить ли идея свою целостность в процессе реализации и какого качества будет ее воплощение – это полностью его ответственность.
Работа арт-директора начинается с брифа. Бриф – это задача, которую ставит клиент агентству, причем задача может быть нестандартная. Арт-менеджер должен проанализировать бриф, изучить аудиторию и придумать решение, как выступить перед ней с определенным посланием. Он должен вести диалог с заказчиком, уточнять и корректировать пункты брифа.
После изучения задачи, арт-директор и копирайтер генерируют ряд идей для ее решения. Эти идеи оцениваются сначала внутри агентства, а затем проводится презентация для клиента. За визуальную часть презентации отвечает также арт-директор.
После того, как концепцию одобрил заказчик, выстраивается стратегия ее реализации. Арт-директор составляет набор понятных для своей команды задач. Ему подчиняются дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, режиссеры как штатные, так и привлеченные со стороны. Все они получают творческие задачи напрямую от него.
Когда стратегия реализации выстроена, начинается практическая работа по созданию рекламной компании. Каждый этап работы контролируется арт-директором.
Индустрия развлечений
Самой важной задачей арт-директора является продвижение заведения. Он должен создавать и контролировать полную концепцию и стилистику заведения, определять вектор его развития
В эпоху, когда новые заведения открываются как грибы, только от него зависит заметит ли публика новинку или нет.
Арт-директор развлекательного заведения должен:
- определить целевую аудиторию;
- разработать концепцию заведения;
- разработать рекламную компанию;
- определить, как будет позиционироваться заведение в средствах массовой информации;
- проводить тематические шоу-программы для привлечения целевой аудитории.
- следить за трендами в индустрии.
В процессе своей деятельности арт-директор взаимодействует со штатными или привлеченными со стороны дизайнерами, промо-группами, артистами, рекламными агентствами и СМИ.
Издательства
В печатных издательствах арт-директор разрабатывает общий стиль оформления журналов и газет. Он подбирает сетку верстки, типографику. Определяет, по каким канал продвижения будет распространяться журнал или газета и в соответствии с этим разрабатывать необходимые визуальные решения.
Он устанавливает связи с руководителями различных рубрик. Имеет в своем подчинении команду дизайнеров и специалистов по верстке и цветокоррекции. Активно сотрудничает со сторонними фотографами и придумывает идеи для фотосессий. Сам он подчиняется непосредственно главному редактору.
Личностные качества, необходимые для арт-директора
Арт-директора – это, как правило, творческие личности, интуитивные, чувствительные, но при этом способные стратегически мыслить и доступно выражать свое видение, ведь они формулируют оригинальные инновационные идеи.
Как менеджеры они предприимчивы, амбициозны, настойчивы, экстравертивны, энергичны, полны энтузиазма, уверены, оптимистичны.
Какие ещё качества помогут добиться успеха будущему арт-директору:
- Уверенность
- Способность учиться
- Стрессоустойчивость
- Способность мыслить нестандартно
- Навыки общения
- Стратегическое мышление
- Способность к совместной работе.
Один рабочий день может включать в себя отправку книги на печать, показ концепций обложек, чтение, исследование для интерьерных журналов, а также получение выдержек будущей книги, ответы на запросы по электронной почте между решением других более крупных задач.
Плюсы и минусы профессии арт-директор
Как и в любой профессии в работе данного специалиста присутствуют плюсы и минусы.
Начнём с плюсов:
- Проявление своего творческого потенциала. Любой человек, связывающий свою жизнь с работой в творческой сфере мечтает о раскрытии себя в данной области.
- Высокая заработная плата. Так как профессия творческая и требует создания уникального продукта, труд арт-директора оценивается очень высоко.
- Работа приносит кучу положительных эмоций. Можно даже сказать, что у арт-директоров настоящая работа-праздник. Своей деятельностью они приносят радость не только окружающим людям, но и себе.
- Интересные знакомства. В процессе работы специалист может познакомиться с новыми интересными людьми, которые в дальнейшем могут также стать его клиентами.
- Создания успешного проекта, который поможет ему в накоплении опыта и собственном удовлетворении от проделанной работы.
Теперь стоит рассказать о самых важных минусах:
- Основным недостатком здесь можно считать колоссальный объём работы, который потребуется проделать для максимального удовлетворения потребностей заказчика.
- Идеи и разработки арт-директора могут быть не одобрены заказчиком. Тогда придётся переделывать свои проекты, подстраивая под интересы заказчика.
История в России
Профессия арт-директор являлась относительно новой для Российской Федерации, по утверждению специалиста крупного кадрового агентства Светланы Головатюк, в середине 90-х о существовании арт-директоров не подозревали в отечественных рекрутинговых агентствах, так известный кадровик Анатолий Купчин был удивлен не только существованием подобных работников, но и их высокой зарплатой в рекламных агентствах, к примеру, в московском Leo Burnett Worldwide. В России 2000-х годов мнения о том, что за профессия арт-директор сильно разнились, в тот период основная тема спора была «арт-директор обязан иметь художественное образование» или может обойтись без него, в этом отношении любопытно, что, к примеру, в ПОК (производственно-оформительском комбинате) ВДНХ СССР нежелание профессиональных советских художников брать на себя малодоходную хлопотную административную нагрузку приводило к тому, что в творческие бригады сложно было найти даже бригадиров, не говоря про мастеров творческих цехов, т.е, по сути, мало кто добровольно хотел быть «арт-директором», в результате подобного рода управленцами, зачастую, назначались рядовые сотрудники, а порой и уборщицы комбината, однако, конечную работу принимала государственная комиссия из заслуженных художников, членов Союза художников СССР, и руководителей ВДНХ.
Как стать арт-директором
Можно пойти двумя путями. Первый – это вертикальный карьерный рост. Подходит для тех, кто хочет стать арт-директором, но никогда до этого не работал в творческой сфере. В этом случае пройти карьерную лестницу нужно от начала до конца, т. е. от стажера до руководителя.
Либо пойти в другом направлении – горизонтальном. Специалист занимается повышением профессионализма, углублением компетенций и расширением зоны ответственности. Он становится лучшим в своем отделе или области и может давать советы и консультировать, заниматься делегированием обязанностей, наставлять и вдохновлять коллег. Этот путь подходит для творческих профессий и людей, которые любят и горят своей работой.
И для первых, и для вторых будут полезны онлайн-курсы, чтобы обрести, обновить и закрепить знания и навыки. Лучшие программы предлагают платформы Skillbox, Нетология, SKVOT, Masters, Среда обучения. Вот некоторые полезные обучающие курсы:
- Эффективный руководитель
- Лидерство и управление в дизайне
- Управление командами
- Арт-дирекшн
С полным перечнем курсов на арт-директора можно ознакомиться на блоге iklife.ru.
Конечно, совсем неопытному специалисту таких курсов будет недостаточно. Мало будет и вузовского образования по смежному направлению. Необходим практический опыт, который можно получить только во время работы. Кроме этого, надо больше заниматься творчеством, проявлять креатив, ходить на выставки и развивать художественный вкус, анализировать инсайты в рекламе.
Вакансии можно искать на специализированных сайтах по поиску работы. Например, на Яндекс.Работа, HeadHunter или SuperJob.
Обязанности арт-директора на предприятии и требования к сотруднику
Основные обязанности арт-директора напрямую связаны с основными задачами, которые уже были рассмотрены ранее. Поэтому сосредотачиваться на них лишний раз не стоит. В отличие от операционного директора, составить и использовать универсальную должностную инструкцию для специалистов этой категории практически невозможно — она в любом случае должна быть в первую очередь индивидуальной для каждого конкретного бизнеса.
А вот помочь HR-менеджерам, руководителям и предпринимателям с тем, как найти хорошего арт-директора могут помочь небольшие простые рекомендации и требования, которые можно установить к такому специалисту. Так, от арт-директора требуется наличие следующих компетенций, опыта, знаний или навыков:
- Практические кейсы. Нет ничего лучше, чем демонстрация имеющегося портфолио. Это могут быть как творческие работы самого кандидата на должность, так и реализованные при его участии проекты.
- Умение руководить персоналом. Арт-директор — это в первую очередь административный сотрудник, который должен хорошо уметь управлять людьми и взаимодействовать с ними. Поэтому наличие социальных и коммуникативных навыков для этого работника является обязательным.
- Наличие творческих талантов. Ключевая задача, которую ставит любой работодатель при поиске арт-директора — это необходимость найти специалиста, являющегося одновременно и эффективным руководителем, и творческим сотрудником, способным к генерации новых, неординарных идей.
- Понимание сферы деятельности. Так как спектр задач и обязанностей арт-директора может быть крайне широк, от соискателя практически всегда требуется еще и точное понимание сферы деятельности той компании, в которую он хочет трудоустроиться.
Во многих случаях задачи арт-директора могут возлагаться на самого собственника или учредителя предприятия, особенно если он в первую очередь заинтересован в творческих аспектах ведения предпринимательской деятельности. В таком случае, лучше задуматься о том, как найти исполнительного директора, который взял бы на себя вопросы обеспечения простой операционной деятельности компании.
В целом же следует понимать, что профессия арт-директора является одной из самых новых и интересных для молодёжи. При этом эта профессия обычно не требует никаких документальных навыков или образования — множество известных во всей России и мире арт-директоров вообще не имеют профильного диплома в сфере энтертейнмента. В то же время, наличие профильного образования и документального подтверждения знаний или навыков, связанных с искусством и управлением персоналом станет однозначным плюсом для любого кандидата на рассматриваемую должность.
Кому подходит данная профессия?
Должность (или все-таки профессия, призвание?) нельзя отнести сугубо к технической или гуманитарной сфере. Она объединяет системность с креативом. Это надо понимать, выбирая, где учиться на управленца, поскольку менеджерских факультетов сегодня много.
Направление деятельности подходит молодым людям обоих полов, склонных к поиску интересных решений, увлеченных личностей с задатками лидера. Это ваша профессия, если вы:
- умеете ставить четкие задачи, цели, сроки достижения желаемого;
- интересуетесь всем новым (тренды, тенденции, технологии);
- коммуникабельны;
- любите командную работу;
- склонны к изучению языков;
- предпочитаете общество одиночеству;
- амбициозны.
Достоинства и недостатки профессии
Как и каждая профессия, специальность арт-директора имеет свои достоинства и недостатки. Но тут следует заметить, что не всегда то, что один человек считает минусом, является таковым для другого. Решив стать творческим руководителем, в первую очередь следует адекватно оценить собственные способности. Так, указанную профессию нельзя назвать рутинной. Ежедневный поток идей, колоссальное количество заданий, большой круг общения с самыми разными людьми оставляют немного времени для личного пространства. В то же время благодаря такой насыщенной деятельности появляются широкие возможности для самореализации и творческой активности.
Должность арт-директора предполагает наличие ответственности не только за собственные действия, но и за работу других сотрудников и в целом за успешную реализацию проекта. Несмотря на то, что законы спроса и предложения активно применяются при разработке какого-либо продукта, риск его невостребованности потребителями всегда остается высоким. Все факторы предугадать и проанализировать невозможно, поэтому вероятность неудач в работе арт-руководителя также нельзя исключать.
Какие бывают арт-директора
Творческие проекты могут быть связаны с разными сферами; соответственно работа арт-директоров как руководителей проектов может отличаться. Но в основе обязанностей креативного директора — менеджмент творческого проекта.
Киноиндустрия и театр
В кино и театральных постановках в обязанности арт-директора входят компетенции художественного руководителя. В работе над фильмами и спектаклями занято большое количество людей разных профессий: актеров, художников по костюмам, декорациям, гриму, осветителей, операторов и других, но готовая работа должна создавать ощущение целостности. За соблюдением общей концепции следит арт-директор; он же распоряжается бюджетом, контролирует выполнение графика работ, занимается продвижением проекта.
Рекламные агентства
Бюро по рекламе ежедневно работает над несколькими проектами, разрабатывая концепции и воплощая их в графике, видео, объемных носителях. Разработать концепцию в духе современных тенденций, отражая лицо продукта — обязанность арт-директора агентства. Через него проходят абсолютно все проекты, которыми занимается организация. В подчинении у арт-директора — дизайнеры, копирайтеры, иллюстраторы. В небольшом агентстве роль креативного директора может выполнять один из дизайнеров.
Издательства
Первые арт-директора работали именно в издательских домах; отсюда профессия распространилась в другие творческие отрасли. В издательстве арт-директор отвечает за внешний вид печатных изданий; под его руководством трудится команда дизайнеров, иллюстраторов, верстальщиков.
Предприятия общественного питания и отели
Продвижение современного бизнеса осуществляется через визуальные коммуникации. Любой ресторан или отель должен иметь собственное лицо и быть узнаваемым для клиентов. Для этого создается фирменный стиль заведения, который регламентирует все визуальные элементы вплоть до цвета бумажных салфеток на столах. Но разработкой интерьера занимается дизайнер интерьера, разработкой наружной рекламы — графический дизайнер, работой над меню — шеф-повар. А креативный директор работает над тем, чтобы все элементы создавали единый законченный образ, послание для потенциального клиента. Арт-директор также может принимать участие в организации развлекательных мероприятий в заведении.
Арт-пространства
Креативное пространство — это площадка для работы представителей разных видов творческой деятельности. Арт-пространства могут представлять собой не только площадки для работы, но и нести дополнительные функции, к примеру, образовательные. Арт-директор занимается всеми процессами, связанными с функционированием креативного пространства.
Компании по организации event-мероприятий
Event-мероприятия — это инструмент маркетинга; события, которые организовываются с целью влияния на мнение аудитории. Они способствуют обстановке, благоприятной для налаживания деловых контактов, обмена идеями и технологиями.
В расслабляющей обстановке гораздо проще преподнести аудитории рекламную информацию.
При организации такого рода мероприятий без работы арт-директора не обойтись: он работает над общей концепцией события и занимается всеми связанными с ним организационными вопросами.
Арт-директор в различных отраслях
Художественные руководители работают в различных отраслях, и тип работы, которую они выполняют, зависит от отрасли.
Отрасль |
Сфера деятельности |
Издательство |
В издательстве арт-директора курируют макет страниц газет, журналов, выбирают обложку для книг, периодических изданий, разработку веб-публикаций. Оказывает поддержку художественному отделу, включая создание сообщений для прессы, создание баннеров для веб-сайта, социальных сетей |
Реклама, связи с общественностью |
Они отвечают за общие визуальные аспекты рекламной или медийной кампании, координируют работу художников, дизайнеров. Эти обязанности могут включать в себя взаимодействие с командой менеджеров и представителями клиента, разработку идей, концепций для сотрудничества с творческой командой, подготовку кампаний для предоставления клиентам, принятие мер по созданию рекламы, реализации проекта |
Киноиндустрия |
В производстве фильмов арт-директора сотрудничают с режиссерами, определяют общую стилистику костюмов/декораций/ типажи актеров, тесно сотрудничают с декораторами, дизайнерами, помощниками режиссера, с режиссерами и сценаристами |
Крупная дизайнерская компания |
В большой компании арт-директор контролирует других арт-директоров, разработчиков изображений, художников-постановщиков, младших дизайнеров. В небольших компаниях арт-директор может выполнять все вышеперечисленные роли. Различные отделы включают отделы искусства, строительства, локаций, недвижимости, транспорта. Художественные директора отвечают за назначение задач сотрудникам каждого из них, ведение бюджета, планирование, контроль качества, участие в производственных совещаниях |
Независимо от отрасли, в которой работает арт-директор, существует проверенная стратегия успеха. Что говорит основатель Blimp Creative Джеймс Фентон: «Как арт-директор вы должны быть лидером, кем-то, кто вдохновляет, руководит видением команды дизайнеров. Вы должны быть в состоянии распознать талант в окружающих вас людях, узнать, как лучше всего добиться лучшего от них… Роль арт-директора можно сравнить с ролью шеф-повара, который смешивает ингредиенты, чтобы создать меню восхитительных блюд».
Особенности профессии
Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама, а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.
В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).
Арт-директор, помимо управления штатом дизайнеров и контроля рабочего процесса, общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.
В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала
При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги
В крупных рекламных агентствах полного цикла от арт-директора требуется создание эффективных, но не выходящих за рамки бюджета, креативных идей для рекламных кампаний и руководство их воплощением.
Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.
После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.
В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.
В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.
Зарплата и карьерные перспективы
Начать карьеру можно с помощника арт-директора. В среднем их зарплата равна 35 000 руб. После получения определенного опыта можно будет уже претендовать на должность и зарплату выше.
Этот путь предназначен для тех, кто только пришел в сферу. Нередко же арт-директоры вырастают из дизайнеров, музыкантов, декораторов, художников и из людей других творческих направлений. Также нередко ими становятся рекламные специалисты, маркетологи, event-менеджеры.
Заработная плата может различаться в зависимости от региона трудоустройства и области деятельности. Например, в дизайн-студиях можно получать в среднем 120 000 руб., в салонах красоты – 60 000–100 000 руб., в рекламных и пиар-агентствах – от 120 000 до 150 000 руб., в ресторанах – около 100 000 руб., а в киноиндустрии зарплата может быть больше 300 000 руб.
Если же говорить о региональном распределении, то в Москве арт-директоры зарабатывают от 60 000 до 180 000 руб., в Санкт-Петербурге – 50–160 тыс. руб., в регионах – до 120 000 руб. В среднем же по России доход арт-директора колеблется от 50 000 до 150 000 руб.
Арт-директор в итоге может стать директором собственного заведения. Некоторые специалисты становятся промоутерами.
Предложения об удаленной работе встречаются редко. Чаще арт-директора работают непосредственно с сотрудниками полный рабочий день.
Как строить работу в плоской команде
Каждый из нас — это Т-образная модель: есть стержень (сильные стороны) и плечи (слабые стороны). Моя сильная сторона — UX/UI, критическое мышление, публичные выступления, «продажа» концепта. Слабые стороны — графический дизайн, менеджмент.
«Слабыми плечами» я опираюсь на ребят. Например, я неплохой итерационный или кризис-менеджер, но управлять всем каждый день у меня плохо получается. В этом я полностью доверяю нашему менеджеру — если она говорит, что нужно провести встречу тогда-то, мы ее проводим. И так в каждой сфере.
Если мне кажется, что результат будет слабым, я могу «продавить» свое мнение. Но если мы взяли человека и сделали его ответственным за участок работы, нельзя перехватывать — это все рушит.