Кем можно работать в аэропорту: какие существуют профессии

Содержание:

Где учиться на авиадиспетчера?

Исходя из вышесказанного, стать авиадиспетчером или, как его еще называют – специалистом по аэронавигации – очень непросто.

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Попасть учиться на курсы могут лишь те, кто уже работает в профессии, а вот всем, кто только желает ее освоить с нуля – прямая дорога в одно из 10 учебных заведений.

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Требования к авиадиспетчеру

К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия редкая, что обуславливает огромный спрос на аэронавигационных специалистов.
  2. Возможность получить бесплатное высшее образование.
  3. Работа очень интересная.
  4. Специалисты получают солидный оклад, размер которого часто не зависит от региона проживания.
  5. Полная социальная защита, куда включена страховка, отпуск, лечение и другие приятные бонусы.
  6. Возможность работать в сфере авиации для людей, которые любят полеты, но боятся садиться за штурвал.
  7. Ведение здорового образа жизни. Вредные привычки могут привести к снижению зрения, ухудшению самочувствия, что чревато потерей работы.
  8. Право на досрочную пенсию.

Минусы

  1. Огромная ответственность. Малейшая ошибка приведет к катастрофе, а ведь среднее число пассажиров на борту составляет 200 человек и более.
  2. Ненормированный рабочий день, многочисленные ночные смены.
  3. Частые стрессовые ситуации.
  4. Необходимо постоянно совершенствовать технические знания.
  5. Небольшое количество вузов, занимающихся подготовкой этих редких специалистов.

Тысяча самолетов за смену

Сначала
идем в районный центр — здесь в смене работают
25 диспетчеров, в зоне ответственности
которых около миллиона квадратных километров
неба над Западной Сибирью.

«От
Екатеринбурга до Красноярска — 1,3 тысячи
километров, от Сургута до границы с
Казахстаном, Китаем и Монголией — 1,5
тысячи километров», — рассказывает руководитель полетов районного центра Хуршед Пириев, показывая на
мониторе карту территории, где самолеты по воздушным трассам ведут авиадиспетчеры из Новосибирска.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Зона
разделена на восемь секторов, каждый
участок контролируют поочередно два человека, сменяя друг друга. Обычно перед «черным» монитором, на котором двигаются метки самолетов, диспетчер проводит не больше
двух часов. Потом отдых — не менее 20 минут.

Любые
отклонения пилота от трассы санкционирует
диспетчер. Все переговоры «экипаж — диспетчер» и со смежными диспетчерскими пунктами записывает
система коммуникации речевой связи. По
старинке в центре говорят, что «пишется
на магнитную ленту». Только сейчас это уже цифровая запись на жесткий диск. Записи переговоров «земли» с экипажем хранятся не менее месяца. На этот же срок архивируются и видеоданные с локаторов. 


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Каждый
диспетчер районного центра имеет допуск к работе не менее, чем на четырех секторах. Чтобы
работать на новом участке, специалисты проходят специальную стажировку и сдают зачеты.

«Наибольшая интенсивность воздушного движения у нас в ночное время: около
900 воздушных судов «проводят» диспетчеры, летом —
до тысячи. В дневную смену — 300-350
самолетов, в утреннюю — до 450», — рассказывает
Пириев.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

Военный авиадиспетчер, наблюдавший НЛО, говорит, что видит странные сны и что за ним кто-то следит

Самой крупной новостью 2021 года, связанной с НЛО, стало несомненно раскрытие Пентагоном секретной программы по исследованию НЛО.

А также показ видеосъемки мечущегося на большой скорости неопознанного объекта, снятого военным летчиком вблизи американского авианосца «Нимиц». Подробнее об этом можно почитать в статье «В прессу попали сведения о загадочной программе Пентагона по изучению НЛО».

Сам инцидент произошел в 2004 году. На показанной видеозаписи видно, как два истребителя ВМС F/A-18F с авианосца «Нимиц» преследуют овальный объект беловатого цвета размером с авиалайнер.

Происходило это недалеко от побережья в районе Сан-Диего.

На сайте «To The Stars Academy», посвященному науке и технологиям, позже был выложен сильно зацензуренный, но все-таки вполне читаемый подробный доклад об этом происшествии.

А недавно на уфологическом сайте «Punk Rock and UFOs» было выложено интервью с военным авиадиспетчером Кевином Дэем, который находился на авианосце «Принстон» рядом с «Нимицем» в тот день.

На Кевина, сейчас уже бывшего авиадиспетчера, инцидент с НЛО 2004 года оказал огромное и странное влияние. В последующие годы после наблюдения НЛО с авианосца он пытался понять, что именно он видел, и рассказывал многим про это. Но на него смотрели как на психа, а потом ему начали сниться очень необычные сны.

Также Дэй рассказал, что с тех по как он оставил флот, его преследуют какие-то люди или даже группы людей:

А потом Дэй и вовсе рассказал о том, что он думает, что в тот день пришельцы наделили его некими психическими силами. И что благодаря им он может мысленно менять окружающую реальность.

По словам Дэя он также однажды исцелил свою собаку, просто прикоснувшись к ней.

В истории уфологии было немало похожих случаев, когда люди, входившие в контакт с пришельцами или наблюдающие НЛО, потом обнаруживали у себя необычные способности. Некоторые также рассказывали, что в их мозг помещали огромный пласт информации о вселенной и других обитаемых мирах.

Истинная природа НЛО, которое в тот день словно играло в «кошки-мышки» с военными летчиками, все еще остается загадкой. Был ли это инопланетный разведывательный наблюдатель? Или может быть это вполне земной, но невероятно продвинутый беспилотник конкурирующей с США сверхдержавы (Россия или Китай)? Или, возможно, это просто какое-то природное явление, которое показало фокус американскому ВМФ?

Плюсы и минусы профессии

Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.

Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:

  • бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
  • единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
  • Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
  • Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.

Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.

Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.

Авиационный английский для пилотов и диспетчеров УВД

Курсы авиационного английского языка по стандартам ИКАО для пилотов и диспетчеров в Авиационном учебном – это наше неуклонное стремление к обеспечению безопасности полетов за счет подготовки современного поколения пилотов и диспетчеров, безупречно владеющих авиационным английским языком. В основе всех курсов авиационного английского для пилотов лежит развитие необходимых языковых навыков для сдачи теста на уровень ИКАО – понимания на слух, разговорной речи, навыков коммуникации.

Курсы авиационного английского для начинающих и продолжающих в Москве в АУЦ «Комп Лэнг»

проводятся по программам, утвержденным полномочным органом в области ГА (Росавиацией) и разработанным в точном соответствии с требованиями ИКАО к уровню владения английским языком пилотами и диспетчерами УВД (Doc 9835).

Курсы авиационного английского по стандартам ИКАО проводятся по следующим программам:

  • Курс общего и авиационного английского языка для начинающих (с 2 на 3 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 120 акад. Часов (1 уровень).
  • Курс общего и авиационного английского языка для продолжающих (с 3 на 4 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 216 акад. часов.
  • Экспресс-курс интенсивной подготовки к тестированию на уровень ИКАО TELLCAP, продолжительностью от 1 до 5 дней.
  • Поддержание Рабочего уровня владения общим и авиационным английским языком – 120 акад часов.

Особенности профессии

Функциональные обязанности диспетчера по центровке самолета:

  • организация и координация работы наземных служб аэропорта  по загрузке воздушных судов перед вылетом в соответствии с инструктивными документами, а именно «Руководством по центровке и загрузке гражданских самолетов»;
  • осуществление предварительной и окончательной, а также всех видов центровки самолета в соответствии с суточным планом вылетов и предварительной информацией о рейсе с помощью терминального оборудования, современных средств оргтехники, связи и других средств информации;
  • предварительный сбор и подготовка информации о составе и весовых характеристиках воздушного судна, их максимально допустимой взлетной массе, величине планируемых грузовых отправок;
  • обеспечение максимальной загрузки самолета при соблюдении установленных центровок;
  • составление центровочного графика (рис. А, Б, В, Г) и своевременное предоставление информации о загрузке и центровке воздушного судна;
  • контроль за реализацией рекомендаций об ограничениях по массе и очередности размещения грузов;
  • в случае необходимости принятие мер по устранению сбойной ситуации;
  • выполнение мероприятий по переходу к сезонным видам эксплуатации воздушного судна (в зимний период — контроль за оледенением воздушного судна).

Ссылки [ править ]

  1. . Справочник по профессиональным перспективам (изд. 2014–15 гг.). Бюро статистики труда Министерства труда США. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Средняя годовая заработная плата авиадиспетчеров в мае 2012 года составляла 122 530 долларов.
  2. . Перспективы работы: инициатива правительства Австралии . Канберра, Австралия: Департамент занятости правительства Австралии. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … График показывает средний недельный заработок по профессии в сравнении со средним значением по всем профессиям.
  3. . Национальная служба карьеры . Навыки Финансирование Агентство по поручению Департамента по делам бизнеса, инноваций и навыков, правительство Великобритании Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … На диаграмме показан средний или средний годовой доход работников, занятых полный рабочий день, в этом секторе по сравнению с национальным медианным показателем для всех секторов.
  4. Кларк, Андерс (17 июня 2015 г.). » «. Сноска 1. Ученики полета. Проверено 24 сентября 2015 года.
  5. . Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона (CAPA). 11 сентября 2008 года Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Помимо Бразилии, единственными странами, в которых военные сохраняют полный контроль над гражданским транспортом, являются Парагвай и Уганда.
  6. . Архивировано из на 2012-02-27.
  7. Хопкин, В. Дэвид (5 сентября 1995 г.). «17.7 Циклы работы и отдыха». . CRC Press. С. 366–367. ISBN 978-0-7484-0357-8.
  8. Коста, Джованни (1991). Wise, JA; Хопкин, В.Д .; Смит, ML (ред.). «Посменная работа и циркадные вариации бдительности и работоспособности». Вопросы автоматизации и систем управления воздушным движением . Серия НАТО ASI. Берлин, Германия: Springer-Verlag. F73 : 267–280.
  9. Folkard, S .; Розен, SD (1990). . Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 327 (1241): 543–553. DOI . PMID .
  10. Теш, Сильвия Ноубл (1984). «Политика стресса: случай управления воздушным движением». Международный журнал служб здравоохранения . 14 (4): 569–587. DOI . PMID .
  11. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2012). Переломный момент: узкий путь между принятием и отказом от автоматизации в управлении воздушным движением. Наука о безопасности, 50 (2), 259–265.
  12. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2011). Почему авиадиспетчеры принимают или отказываются от автоматизированных технологий. Документ, представленный на 16-м Международном симпозиуме по авиационной психологии, Дейтон, Огайо.
  13. ? tesla = y , Wall St. Journal, 22 мая 2014 г.
  14. , Chicago Tribune, 30 июля 2014 г.
  15. 2015-12-22 в Wayback Machine , Fox Business, 20 мая 2015

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Обучение на инспектора по авиационной безопасности

Для работы в этой сфере очень важно высшее или среднее техническое образование. После 11 класса абитуриент может поступить в вуз, готовящий кадры для гражданской авиации

Также выпускники 9-11 классов могут подать документы в авиационно-транспортные техникумы, летные академии. После получения профильного образования инженеры, механики, руководители и другие эксперты поступают на курсы повышения квалификации или переподготовки, чтобы получить удостоверение специалиста по авиационной безопасности.

Приоритетные специальности

  1. «Организация аэропортовой деятельности».
  2. «Организация перевозок на воздушном транспорте».

При поступлении необходимо сдать экзамены по техническим дисциплинам (физика, математика), а также тест по русскому языку. Необходимо уточнять условия поступления, в некоторых вузах требуется дополнительный экзамен по иностранному языку, физика может быть заменена химией или информатикой и ИКТ.

Курсы Инспекторов по авиационной безопасности

АО «Шереметьево»

Учебный центр занимается подготовкой кадров для служб безопасности авиакомпаний и аэропортов. Есть программы для опытных сотрудников и стажеров, обучение длится от 1 до 10 дней.

Курсы при МГТУ ГА

Здесь сотрудники авиационных компаний смогут пройти курсы повышения квалификации. Длительность курса «Авиационная безопасность» составляет 82 ч., стоимость – 23 тыс. руб. Обучение позволит систематизировать старые знания и получить новые, курс будет интересен руководителям, специалистам по авиационной безопасности, командно-летному составу.

Курсы при АНО «НИЦКБ»

Центр специализируется на подготовке высококвалифицированного персонала, который в перспективе будет заниматься авиационной безопасностью. Возможны занятия в группе или с личным инструктором, есть программы для людей с разным уровнем подготовки/специализации. Длительность обучения составляет 40-80 часов, в состав учебной группы входит от 10 до 20 человек.

Колледжи Инспекторов по авиационной безопасности

  1. Московский авиационный техникум им. Н. Н. Годовикова.
  2. Долгопрудненский авиационный техникум.
  3. Авиационно-транспортный колледж СПбГУ ГА.
  4. Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева.
  5. Новосибирский авиационный технический колледж.
  6. Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского.
  7. Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского.

На вышке

«Азур,
занимайте эшелон 70», «Взлет разрешаю»,
«Приступайте к снижению, эшелон 30, разрешаю», — обычные
переговоры в небольшой комнате.
Заместитель начальника ЦОВД — начальник
службы движения Павел Праско привел
нас на «Вышку», где находится аэродромный диспетчерский центр.

С
высоты в 30 метров из больших окон
открывается круговая панорама на весь
аэродром. Здесь смена из 10-15 человек управляют
самолетами, летящими в радиусе 120
километров, до момента, когда судно
набирает высоту 5,7 тысячи метров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Выпускают
в небо и принимают лайнер на посадку четыре
диспетчера — руления, вышки, круга и
подхода. Диспетчер руления разрешает
запуск двигателей самолета, руководит
движением по рулежным дорожкам и дает
команду выруливать на предварительный
старт перед взлетно-посадочной полосой.
Диспетчер вышки разрешает взлет или
посадку воздушному судну, может «увести» его на второй круг при наличии угрозы безопасности полета.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Праско
показывает рабочее место диспетчера, оборудование которого называется длинно —
комплекс средств автоматизации управления
воздушным движением «Альфа». 

Здесь
монитор, где отображаются самолеты, их
характеристики и расписание движения воздушных судов, пульт связи со службами аэропорта,
у диспетчера «Вышки» — экран, где обозначены сигнальные огни взлетно-посадочной
полосы. Также на АДЦ есть и обыкновенный
бинокль, чтобы в случае необходимости
осматривать полосу.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

В
Центре ОВД планомерно происходит замена оборудования на
более современное, новое поколение «Альфы» —
с более комфортными для глаз мониторами
и бесшумными водяными системами охлаждения
процессоров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Аэродром Толмачёво имеет две пересекающихся взлетно-посадочных полосы, что позволяет значительно увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень безопасности полетов и при наличии соответствующих метеоусловий исключить заход на посадку над городом. Толмачёво
— аэродром совместного базирования. В
график движения гражданских воздушных судов могут вмешаться военные. Так и
происходит. Три МиГ-31 вылетают на тренировку, и авиадиспетчеры корректируют заход на посадку и вылет других самолетов.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Зарплата авиадиспетчера

Глядя на все эти требования хочется затронуть немаловажную тему, как зарплата авиадиспетчера.

В Новосибирске и Самаре и вовсе около 50000 рублей в месяц. Если сравнивать среднюю зарплату других специалистов в данных городах, то зарплата авиадиспетчера значительно превышает среднюю зарплату других специалистов. Исходя из статистики взятой по всей России средняя зарплата авиадиспетчера составляет около 120000 рублей, больше получает только пилот гражданской авиации.

Можно сравнить зарплаты авиадиспетчера в России и заграницей. Самые высокие зарплаты у авиадиспетчеров США, они получают около 480000 рублей в месяц. Не сильно отстают от них зарплаты в Германии и Великобритании, переводя на рубли около 420000 рублей в месяц. А авиадиспетчеры Польши и Латвии получают зарплату меньше авиадиспетчеров России, около 100000 рублей в месяц. Поэтому работать авиадиспетчером в России престижно и финансово выгодно. А если прибавить туда все те бонусы, которые выдает работодатель для профессионального авиадиспетчера, то о рассмотрении данной профессии стоит серьезно задуматься. Тем более, профессия авиадиспетчера достаточно востребованная и в каждом городе России нуждаются в молодых специалистах.

Преимущества

Среди преимуществ можно назвать достойную оплату за сложную и ответственную работу. А также то, что хороший специалист обязательно найдет себе достойное рабочее место, ведь потребность в профессионалах постоянно растет.

Плюсом является продолжительный отпуск в течение 67 дней. Его предоставляют для того, чтобы за достаточно большое время работник мог восстановить свои силы и укрепить здоровье.

Предоставляются дополнительные льготы в виде медицинских страховок, единоразовой помощи для молодых специалистов, 50 % компенсации при аренде жилья, а также возможности раз в год совершить бесплатный полет самому авиадиспетчеру, а также использовать 50-процентную скидку на билеты для членов семьи. Ранний выход на пенсию (50 лет для мужчин и 45 — для женщин).

Еще одним преимуществом является престижность работы и востребованность специалистов, гордость за дело, которым занимается авиадиспетчер, поскольку все люди относятся к специалистам данной отрасли с глубоким уважением.

Ксения Собчак раскрыла свой годовой доход: сумма семизначная

Просто приятный в общении: учёные выяснили важный критерий выбора сотрудника

«Дорожают с каждым днем»: власти РФ пообещали не допустить дефицита продуктов

Особенности профессии

Для работы в этой сфере достаточно среднего технического образования, хотя, что зависит от компании, на работу могут принять человека, который окончил только среднюю школу. Зарплата диспетчеров невысокая, зато перечень обязанностей впечатляет:

  • оформление путевых листов;
  • знание правил транспортировки багажа, пассажиров, грузов;
  • составление отчетов;
  • прием входящих/исходящих звонков;
  • знание правил перевозок грузов и людей;
  • знание логистики и ПДД;
  • знание тарифов на разные виды перевозок, которыми занимается компания;
  • расчет маршрутов;
  • работа с современными программами для ПК и планшетов;
  • целесообразное использование автопарка;
  • ведение диспетчерского журнала;
  • составление схемы движения транспортных средств;
  • наблюдение за работой водителей;
  • проведение инструктажа;
  • ведение табеля рабочего времени и другие.

На замену диспетчерам автотранспорта приходят ПК и планшеты, поэтому профессия постепенно изживает себя. Работу в этой сфере выбирают женщины, которые хотят трудиться в спокойной обстановке, получать фиксированный оклад и оплачиваемый больничный лист.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector