10 успешных российских музыкальных продюсеров
Содержание:
- Кто такой продюсер на самом деле
- Какие данные должна иметь знаменитая певица
- Как стать продюсером?
- Экскурс в историю
- Разновидности продюсирования
- Перспективы и доходы
- Где и как учат продюсированию?
- Кто такой продюсер и чем он занимается?
- Почему эта профессия востребована
- Взаимодействие с музыкантом
- Как маленький эксперимент стал большим проектом
- Музыкальный продюсер
- Виды продюсеров
- Кинопродюсер (полное описание)
- Обучение на Продюсера
- Продажа битов, песен, стихов и саунд-дизайн
- Итог: как продвигать свою музыку
Кто такой продюсер на самом деле
Само по себе слово ‘producer’ произошло от английского слова ‘product’ — продукт. Нетрудно догадаться, что задача продюсера в производстве готового музыкального продукта, который будет продаваться.
После беглого знакомства с нашим героем Артемом, продюсер просит показать все музыкальные наработки, которые есть у талантливого паренька.
Будущей звезде лучше привыкать к хорошему звуку. Аудиофильский портативный плеер с полностью переосмысленным дизайном. Но красота в этой модели не только снаружи, но и внутри. У FiiO X7 II есть все козыри для того, чтобы играть музыку максимально естественно.
Представьте, в плеере установлен 4-ядерный процессор RK3188, 2 ГБ оперативной и 64 ГБ памяти, а также новый ЦАП Pro-уровня ESS Sabre 9028. Дополняет звуковой восторг возможность смены усилителей под настроение.
Продюсер требует абсолютно все: от недописанных текстов, корявых набросков не самых благозвучных аккордов до, казалось бы, готовых песен. Весь этот материал предстоит переработать и упорядочить так, чтобы получился либо полноценный альбом, либо, на худой конец, сносный сингл.
Перед музыкальным продюсером стоит масса целей и задач. Только при условии, что он разбирается во всех тонкостях продюсирования, проект будет обречен на успех.
Какие данные должна иметь знаменитая певица
В действительности, карьера певицы требует просто титанических усилий, огромного трудолюбия, невероятного усердия, немалого ума и сообразительности. Девушка, претендующая на то, чтобы стать знаменитой певицей, должна обладать следующими качествами:
- Прекрасные вокальные данные.
- Выразительная запоминающаяся внешность.
- Актерское мастерство.
- Неподражаемое обаяние.
- Невероятная харизма.
- Сексуальность.
- Умение красиво говорить и выражать свои мысли.
- Красноречие.
- Безупречная дикция.
- Умение себя преподнести.
Как стать знаменитой певицей: вокальные данные
Бесспорно, для того, чтобы стать знаменитой певицей, миловидной внешности и точеной сексуальной фигурки мало. Нужны еще и хорошие вокальные данные. И хотя сегодня для того чтобы стать певицей, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование, но если оно у вас есть – это несомненный плюс.
По сути, ваш профессионализм как певицы зависит от того, как хорошо поставлен у вас голос, и насколько правильно подобран ваш репертуар. Всего этого можно достичь, посещая музыкальную школу и занимаясь в консерватории. Многие известные певицы начинали свой путь к славе с выступлений на различных мероприятиях в школе, на городских площадках, где отрабатывали свое умение общаться с публикой.
Пожалуй, самым эффективным способом поставить красивый голос раз и навсегда являются занятия с профессиональным педагогом по вокалу. Выбирайте педагога, у которого есть опыт работы с известными певицами. Конечно, на постановку голоса могут уйти годы, но кто сказал, что стать знаменитой певицей легко?
Как стать знаменитой певицей: внешние данные
Немалое значение для певицы имеют внешние данные. Над внешностью тоже нужно работать:
- Найдите себе стилиста, который поработает над вашим имиджем. Если это вам не по карману, на первых порах придется справляться своими силами.
- Сделайте прическу у хорошего парикмахера.
- Научитесь сами делать макияж – дневной и вечерний. Можно походить на курсы визажистов.
- Приведите в порядок фигуру. Если у вас есть проблемы с весом, сбросьте его.
- Ходите в спортивный зал, чтобы всегда быть подтянутой.
Помните о том, что, когда вы на сцене, все взгляды устремлены на вас. Красивых людей любят, к ним тянуться.
Как добиться известности
- Пожалуй, самый ценный совет, который мы можем вам дать, – петь всегда и везде. Выступайте везде, где есть возможность – на городских конкурсах талантов, различных мероприятиях. Предложите свои услуги в барах, ресторанах и кафе. Живая музыка ценится во все времена. Постоянные выступления помогут вам раскрепоститься, избавиться от комплексов и застенчивости, дадут вам бесценный опыт выступления на публике.
- Вы не станете известной певицей без хорошо подобранного репертуара. Но где его взять? Конечно, если вы сами пишите неплохие песни, с репертуаром проблем не возникнет. Но если с этим талантом вам не повезло, необходимо обратиться к профессионалам – авторам текстов и композиторам. Первая песня – это возможность заявить о себе. Она просто обязана стать настоящим хитом.
- Обратитесь в хорошую звукозаписывающую компанию. Когда хит будет записан, начинайте его популяризировать – давайте прослушать песню своим родным, друзьям, случайным людям, выложите ее у себя в ЖЖ или на страничке в социальной сети. Как вариант – выложить песню на YouTube. Достаточно будет домашнего видео, на котором вы можете просто петь песню под гитару или аккомпанемент на фортепиано. Рано или поздно вас обязательно заметят. Именно так и «раскрутился» Джастин Бибер.
- Отнесите свою песню на радио. Если она будет подходить под формат станции, ее включат в ротацию. И все это абсолютно бесплатно.
- Еще один способ стать знаменитой певицей – найти хорошего продюсера. Именно этот человек способен сделать из вас «звезду».
И самое главное: стать знаменитой певицей – это полдела. Свою популярность нужно поддерживать. Сегодня на сцене много певиц-однодневок, которые буквально вчера взорвали мир шоу-бизнеса, а уже завтра навсегда исчезнут с его сцены. Постоянно работайте над собой, записывайте новые песни, ищите дуэты с известными исполнителями, работайте над своим голосом, выступайте на различных мероприятиях, участвуйте в музыкальных конкурсах. В конце концов, нет предела совершенству!
- Как стать лейтенантом
- Как стать логопедом
- Как стать звездой Голливуда
- Как стать косметологом
- Как стать директором
Как стать продюсером?
Чтобы стать продюсером, подростку предстоит проделать несколько шагов. Давайте рассмотрим их.
Подростку нужно получить образование
Существует два способа того, как можно стать продюсером через образование. Подростку предстоит либо пройти обучение на специализированных курсах, либо окончить университет по соответствующей специальности. Мы рекомендуем присмотреться к последнему варианту.
Благодаря университету, подросток сможет обрести первые связи для старта карьеры. Получит необходимые знания в области создания кино. И даже сможет пройти практику у гуру в этой сфере.
В специализированных университетах и киношколах тинейджеру покажут, как сфера кино работает изнутри. Он поймет, какие навыки должен иметь продюсер. И, по окончании обучения, будет понимать, как организовывать съемки.
Если тинейджер не хочет учиться на кинопродюсера несколько лет, то может заняться освоением специализированной литературы. В ней есть весь необходимый материал для работы в этой области.
После обучения подросток должен набраться опыта
После того, как тинейджер закончит обучение, он должен набраться опыта. Поработать на съемочной площадке. В любой должности. Для того, чтобы освоить то, как организовываются съемки.
Кстати, на съемочную площадку намного легче попасть из университета. Студентов отправляют туда на практику.
Набираться опыта можно и на общественных началах. В университете подросток наверняка подружится с режиссерами. Он может предложить им организовать съемки малобюджетного короткометражного фильма. Где будет отвечать за все технические моменты. Планирование бюджета, подбор места для съемки, работу с командой и так далее.
Если тинейджер сможет успешно спродюсировать фильм, то это станет для него отличным опытом. И первой работой в портфолио. После этого он сможет начать постепенно подниматься по карьерной лестнице.
Подростку нужно нарабатывать связи
Продюсер без связей — плохой специалист. В этой профессии очень важны личные отношения. Подросток должен знать множество людей. Которые могут ему помочь во время организации съемок.
Связи понадобятся тинейджеру в любых ситуациях. Как при организации съемок, так и при подборе места для их проведения
Поэтому очень важно отправляться учиться на продюсера именно в университет. Там подросток сформирует начальную базу полезных знакомств
Которые в дальнейшем будут необходимы ему для того, чтобы стать успешным продюсером.
Подростку нужно учиться работать с деньгами
Главная задача продюсера — правильно распределить бюджет. Сделать так, чтобы каждый рубль, вложенный в фильм, окупился. И не был растрачен зря. В противном случае, это может привести к проблемам с законом. Или с разъяренными инвесторами.
Подросток должен изучить основы финансовой грамотности. Узнать, какие сейчас рыночные цены на разные виды услуг по съемке фильмов. А также на оборудование. Эта информация понадобится подростку для того, чтобы подрядчики не смогли ввести его в заблуждение. И продать оборудование по завышенной цене.
Также, подросток должен научиться быть убедительным. Ему предстоит вести переговоры с инвесторами. Убеждать их в том, что ему можно доверять большие деньги. Что он не растратит их впустую. И принесет инвесторам высокую прибыль.
С чего начать продвижение по карьерной лестнице в продюсировании?
Рекомендуем подростку устроиться в кинокомпанию на должность сотрудника младшего звена. Постепенно он будет набираться опыта. И подниматься по карьерной лестнице. За два-три года сможет наработать мощное портфолио. И претендовать на более высокую должность.
Первой работой подростка может стать должность ассоциированного продюсера. Также, он может устроиться продюсером эпизодов:
- Ассоциированный продюсер имеет обязанности традиционного продюсера во время организации съемок. Однако, находится под патронажем более вышестоящего специалиста. И действует только после того, как получит его одобрение.
- Продюсер эпизодов занимается съемкой конкретных частей фильма или серий сериала. В выделенной для него области работы он может делать все, что считает нужным. Для того, чтобы фильм окупился.
При этом, на обе должности можно попасть практически без опыта. Зарплату сотрудникам младшего звена платят хорошую. Также, их очень часто повышают за заслуги перед компанией.
Экскурс в историю
Профессия «продюсер» оформилась в 1910-е годы на американской «фабрике грез» – в Голливуде. В этот период кинематограф уже представлял собой серьезную и доходную индустрию. Однако прежде чем получать прибыль, нужно было инвестировать, модернизировать технику, внедрять массовую съемку, искать талантливых актеров и так далее. Возникла необходимость в особом специалисте, который был бы коммерсантом, хорошо ориентирующимся в искусстве, или творческим человеком с задатками бизнесмена.
Развитие телевидения стало толчком к появлению профессии телепродюсера. Функции ее представителя мало чем отличаются от тех, которые выполняет его киношный коллега. Разница заключается лишь в продукте. Он занимается созданием телепрограмм. Параллельно с телевидением сегодня стремительно развивается онлайн-индустрия. В ней тоже не обойтись без талантливых организаторов и руководителей проектов. Таким образом, прогресс послужил толчком к формированию еще одной разновидности профессии – интернет-продюсер.
А что же в России? Первые в современном понимании продюсеры появились еще… в 19 столетии. Прежде всего, это театральный деятель Владимир Немирович-Данченко, который был автором идеи нового театра. Также к славной когорте «людей-локомотивов искусства» относят Сергея Дягилева, организовавшего «Русские сезоны» в Париже. С того времени специфика деятельности и круг обязанностей продюсера не особенно изменились.
Разновидности продюсирования
В музыке и кино задействован саунд-продюсер. Он контролирует процесс записи трека и последующее редактирование.
Продюсирование распространено не только в музыкальной сфере. Контроль над созданием проекта нужен в других сферах творчества. Различают:
- Кинопродюсера. Руководит процессом производства фильма и его показа в кинотеатрах.
- Телепродюсера. Ответственен за выход передач в массовое вещание.
- Театральный продюсера. Работает над тем, чтобы спектакль был создан и сыгран на театральных площадках.
- Игрового продюсера. Работает в индустрии компьютерных игр.
Продюсер – ответственное лицо, которое участвует в разработке и развитии проекта на протяжении всего процесса его создания до момента выпуска. Без него проекту сложнее стать узнаваемым и добиться успеха.
Перспективы и доходы
Поговорим о росте. Он неизбежен, если делать свое дело качественно и не повторять ошибок, они будут — так специалист получает бесценный опыт. Делаешь с душой, с умом и горящими глазами — растешь.
Например, музыкальный продюсер может взять на себя функции исполнительного, а онлайн-продюсер освоить профессию маркетолога. Растет спектр обязанностей и ответственности — растет уровень дохода.
Продвигать «звезд» первого эшелона, которых мы каждый день видим по телевизору, или замахнуться на Голливуд! А что? Если есть талант и крутое портфолио все достижимо!
По доходам сложно назвать конкретные цифры. Тут все зависит от профессионального уровня продюсера, его наглости и умения вести переговоры. Стесняться в этой профессии не принято!
Средней заработной платы просто не существует. Портал HH.ru предлагает продюсерам вакансии с доходами:
- кино, реклама — от 90 до 330 тысяч рублей;
- музыка — от 60 до 150 тысяч рублей;
- продюсер онлайн-школ — от 50 до 500 тысяч рублей.
В России заработная плата продюсера в регионах стартует от 30 тысяч рублей, в среднем продюсеры зарабатывают 60 тысяч.
Мы не берем в расчет гигантов кино, музыки и гуру интернет-продвижения. Это «звезды» профессии, у которых совершенно иной ценник.
Но попасть на Олимп может каждый продюсер, если он крут. Дерзайте!
Где и как учат продюсированию?
Обучение по направлению подготовки «Продюсирование» производится в высших учебных заведениях или на специализированных курсах.
Соответствующая программа бакалавриата открыта в университете «Синергия» на факультете Театра, кино и телевидения. Срок обучения — от 3,5 до 4,5 лет. По окончании учебы выпускники получают государственный диплом и широкую практику в проектах компаний-партнеров «Синергии». Полученные знания и навыки помогут выпускнику университета вести дальнейшую профессиональную деятельность максимально успешно.
В процессе обучения студенты осваивают специализированные предметы:
- основы продюсирования;
- медиапланирование;
- технология кино и телевидения;
- инвестиционная деятельность в киноиндустрии и др.
Теоретические занятия дополняются большим количеством практических упражнений, семинаров, мастер-классов, встречами с известными личностями. Все это позволяет сформировать полный набор необходимых для работы компетенций.
Для людей, которые уже имеют высшее образование, предлагается пройти куры по направлению «Продюсирование». Они дают возможность в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями в концентрированном виде.
Так, университет «Синергия» совместно со школой МХАТ им. Горького запустил курсы продюсирования сроком 5 месяцев. За это время слушатели освоят порядок составления бюджета, работу по поиску площадок, организацию и продвижение проектов, научатся разрабатывать и реализовывать свои идеи.
Кто такой продюсер и чем он занимается?
В Америке первые продюсеры появились в начале XX века в Голливуде. В то время киноиндустрия стремительно развивалась и возникла потребность в специалистах, способных решать связанные с миром кино бизнес-задачи, но при этом еще и разбираться в искусстве, творчестве. В России продюсерами можно назвать театральных деятелей XIX века – Владимира Немировича-Данченко, Сергея Дягилева.
Продюсер проекта сегодня – это специалист, регулирующий финансовые, технологические, административные и юридические вопросы, возникающие при реализации какой-либо идеи в кино, театре, на телевидении. Такой специалист как продюсер – это тот, кто наделен очень широкими полномочиями, он может принимать ответственные решения по всем вопросам, самостоятельно отбирать персонал, но при этом он и несет ответственность за успешность проекта.
Музыкальный продюсер
Ответ на вопрос кто такой продюсер в музыке – это человек, который организует и раскручивает музыкальные проекты. Предварительная подготовка перед раскруткой включает анализ аудитории и ее предпочтений, создание концепции и выбор оптимального формата. Затем продюсер приступает к выбору текстов и музыки, подбору исполнителей. На следующем этапе работы продюсер общается с потенциальными инвесторами и договаривается о спонсировании проекта. Помимо этого, в обязанности музыкального продюсера входит обеспечение ротации песен, организация концертов и гастролей.
Кто такой музыкальный продюсер в России:
- Константин Меладзе – группа «ВИА Гра», Полина Гагарина, Вера Брежнева, Ани Лорак;
- Игорь Матвиенко – группы «Любэ», «Корни», «Город 312», «Фабрика», «Иванушки International»;
- Виктор Дробыш – Валерия, Стас Пьеха, Кристина Орбакайте, Григорий Лепс.
Продюсер кино
Знать, кто такой продюсер в кино, должен молодой актер, сценарист и другой специалист, связанный с созданием фильма. Работа кинопродюсера включает все этапы, начиная с организации съемок фильма, и заканчивая решением вопросов, связанных с прокатом. Продюсер кино проводит кастинги актеров, подбирает режиссера и техперсонал, руководит монтажом и другим процессами. Кто такой продюсер кино в России:
- Тимур Бекмамбетов – «Ночной дозор», «Елки», «Выкрутасы», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»;
- Сергей Сельянов – «Брат», «Бумер», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- Александр Дулерайн – «Наша Russia: Яйца судьбы», «Самый лучший фильм».
Театральный продюсер
Молодые актеры часто интересуются тем, кто такой продюсер в театре. Деятельность такого профессионала включает организацию театральных постановок. Организовывает спектакль он с нуля – подбирает или приобретает произведение, разрабатывает концепцию представления, решает разнообразные административно-хозяйственные задачи, ищет спонсоров, отслеживает расход денег, занимается продвижением постановки и ее рекламой. Кто такой продюсер в театре:
- Давид Смелянский – «Борис Годунов», «Дон Кихот», «Шейлок», «Чешское фото»;
- Эдуард Бояков – «Сказание о невидимом граде Китеже», «Царь Демьян»;
- Евгений Худяков – «Публичные чтения», проект «Академия театрального зрителя».
Телевизионный продюсер
Появление огромного количества телеканалов и различных передач привело к тому, что стал необходим такой специалист как продюсер ТВ. Зона ответственности телепродюсера – бесперебойная работа канала и высокие рейтинги. Телевизионные продюсеры могут заниматься созданием одной передачи, телешоу, или решать вопросы, связанные с творческой концепцией канала. Кто такой телепродюсер:
- Юрий Аксюта – «Фабрика звезд», «Золотой граммофон», «Пять звезд», «Голос», «Достояние республики»;
- Тимур Вайнштейн – генеральный продюсер АО «Телекомпания НТВ», участвовал в создании «Салтыков-Щедрин шоу», «Однажды…», «Ты супер!», «Охота»;
- Александр Цекало – «Большая разница», «Игры разума», «Утро с Киркоровым», «Прожекторперисхилтон».
Почему эта профессия востребована
Здесь все просто и логично. Все хотят заработать денег в той сфере, которой занимаются. Но чтобы это сделать приходится продумывать каждую мелочь: разобраться с тем, как правильно позиционировать себя, знать рабочие механики и следить за трендами в своей нише и в маркетинге в целом.
В наших реалиях, где предложение в разы превышает спрос, людей трудно чем-то удивить. Кажется, мы видели, слышали и «трогали» всё. Поэтому приходится выделяться и отстраиваться от конкурентов, давать больше пользы, увлекать и влюблять аудиторию в свой продукт.
Этот навык требует знаний и опыта. Не каждый предприниматель готов уделять продвижению свое время, которого и так не хватает.
Поэтому специалисты, которые умеют это делать эффективно, нужны рынку. Да они его и формируют!
Взаимодействие с музыкантом
В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. По началу музыканты любого начинающего коллектива сопротивляются «чужаку» и принимают в штыки новые музыкальный ходы, а замечания требующие исправления воспринимаются чуть ли не как личное оскорбление. Но надо понимать, что саунд-продюсер, как человек коммерчески заинтересованный в востребованном продукте (фонограмме песни), наиболее заинтересованная сторона. Этот человек может отвлечься от «эйфории творчества» и трезво оценить успехи.
Кроме творческой и технической роли в создании музыки иногда саунд-продюсер выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение. Недаром саунд-продюсеров, которые работают с одними и
теми же коллективами на протяжении многих лет иногда называют «ещё одним участником группы».
Саунд-продюсер является ключевой фигурой современного шоу-бизнеса, от которой в большой степени зависит коммерческий успех проекта.
Зачастую именно какая-нибудь гениальная находка саунд-продюсера делает альбом успешным.
Как маленький эксперимент стал большим проектом
— Как вы решились открыть компанию EdNation? Откуда взялась идея онлайн-школы?
— В Министерстве цифрового развития (тогда оно называлось Министерством связи и массовых коммуникаций) я служил в команде, стоявшей у истоков цифровой экономики в России. Целью моей работы было увеличить число IT-специалистов в стране. Государственного бюджета для этой задачи не было, но зато был мощный административный ресурс: статус советника позволял легко назначать встречи.
Так мы собрали отраслевой консорциум из крупнейших IT-компаний, каждая из которых нуждалась в кадрах и уже имела свои образовательные инициативы. Все вместе мы запустили крупный образовательный онлайн-проект «Час Кода», который существует до сих пор, только теперь как «Урок Цифры». Ежегодно в нём принимает участие более десяти миллионов человек. Именно тогда в моей голове и произошла трансформация: я увидел потенциал онлайн-образования.
Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС. На фотографии (справа налево): Николай Никифоров (министр связи и массовых коммуникаций РФ), Арсений Вейцкин (советник Министерства связи и массовых коммуникаций РФ), Антон Шингарёв (вице-президент «Лаборатории Касперского»), Павел Бетсис (глава Microsoft в России)
На съёмках социального ролика для всероссийской акции «Час Кода». На фотографии (слева направо): Арсений Вейцкин, Константин Черепков (режиссёр музыкального видео и рекламы), Иван Охлобыстин
— Что сделало проект таким популярным?
— Мы делали онлайн-уроки. Сегодня это кажется очевидным, а в 2014 году стало настоящим прорывом. Хайп онлайн-образования длился несколько лет. А когда позже сменился министр связи, я и многие из нашей команды вышли из министерства. Тогда я задумался, где бы себя применить, и увидел перспективу в поднимающейся волне онлайн-школ. У меня был релевантный опыт на телевидении, и я понимал цифровую сферу, поэтому решил присоединиться к новой волне.
Появилась идея проекта о кино: встретился со своим другом Артёмом Логиновым, сооснователем компании Good Story Media, которому тоже была любопытна эта тема. Good Story Media выработали уникальную технологию написания сценариев и по ней производят множество успешных сериалов. Мы решили сделать сценарный курс… и не прогадали.
Сериалы, над сценариями которых работали Good Story Media
— Значит, всё получилось? 🙂
— Да, как оказалось, в области сценарного мастерства был скрыт активный интерес. К нам на первый вебинар пришло полторы тысячи человек — я даже немного обалдел. Следующее незабываемое впечатление: я веду вебинар и говорю: «Те, кто заинтересовался, вот ссылочка, можете переходить и оплачивать». Заглядываю в CRM, а там — живые деньги, достаточно весомые суммы, которые падают на счёт каждые несколько минут.
До этого момента курс был просто экспериментом, а тогда мы увидели реальный отклик и решили продолжить этот марафон, создать предприятие. Так и началась история компании EdNation.
— Можно назвать ваш первый опыт в качестве онлайн-продюсера удачным?
— Не совсем. Мы пробовали запуститься с другой темой, и это было фиаско — говорю, чтобы никто не подумал, что успех приходит сразу. Оказалось — надо учиться, работать по технологиям и применять уже существующие решения. Каждая мелочь имеет значение. Запуск курса — это как сбор электрической цепи. Она длинная и состоит из разных кусков. Если где-то разрыв — не работает вся цепь. А если у тебя несколько разрывов, то ничего не получится, пока не устранишь все.
— Что бы вы посоветовали начинающим онлайн-продюсерам, которые работают над своим первым проектом?
— Быстрее двигайтесь в сторону клиента и узнавайте его реальные потребности.
Все наши мысли и предположения о продукте, его ценности — просто личные галлюцинации. Пока вы не пришли на «рынок», не разложили свой прилавок и у вас не начали этот продукт покупать — он ничего не стоит.
И не бойтесь набивать шишки. Провальный опыт лишь приближает успешные запуски. Главное — сразу внедряйте наработки на практике.
Музыкальный продюсер
Музыкальный продюсер занимается организацией и раскруткой музыкальных проектов. На начальном этапе он анализирует музыкальный рынок и в соответствии с этим придумывает концепцию проекта (например, альбома), определяет, в каком стиле будет исполняться будущий материал, сколько человек будет задействовано, подбирает материал, находит исполнителей и т.п. Далее он ищет деньги для реализации своих планов. (Обычно спонсорами выступают инвесторы, которые рассчитывают получить финансовую отдачу.) Продюсер выбирает студию для записи музыкального материала, подбирает звукоинженеров, контролирует сам процесс записи. Он же занимается раскруткой артистов, продумывает их имидж, руководит работой фотографов, имиджмейкеров, стилистов, визажистов и т.д. Отдает на радио песни для их ротации, подбирает творческий коллектив для съемки видеоклипов, которые затем будут показываться на телевидении.
Кроме всего этого продюсер занимается организацией концертов и гастролей. Безусловно, на всем протяжении работы он решает финансовые вопросы.
Виды продюсеров
Кроме вышеперечисленных специализаций, существуют еще другие виды продюсеров.
Ассоциированный — обычно исполняет представительские функции: финансовые, административные, творческие, консультативные. Под его управлением обычно работает ассистирующий продюсер. Административный — готовит и проводит доклады для совета директоров, проводит найм работников. Кто такой креативный продюсер известно всем артистам и режиссерам, он отвечает за творческую часть проекта: проводит кастинги для творческой группы и осуществляет художественное руководство.
Веб-продюсер работает с веб-приложениями и сайтами. Инфопродюсер — человек, работающий со СМИ, занимающийся наполнением информационного контента проекта. Все основные функции сводятся к организации слаженной работы команды и своевременном выполнении всех намеченных по плану заданий.
Кинопродюсер (полное описание)
Продюсер кинофильма организует финансирование, производство и прокат фильма. Иными словами, он создает условия для создания кино и прихода его к массовому зрителю. Продюсер фильма выбирает сценарий, изыскивает денежные средства в виде частных инвестиций или государственной поддержки, приглашает режиссера, директора фильма, актеров, технический персонал. Он организует съемки и монтаж фильма, разрабатывает стратегию продвижения кинофильма, заключает договора с дистрибьюторскими компаниями на прокат фильма.
Обучение на Продюсера
Санкт-Петербургская школа телевидения приглашает пройти курсы продюсеров. Удобная форма занятий: курс состоит из 6 занятий по 2.5 академических часа. Гибкий график, возможность заниматься с разными группами. На время обучения выдается профессиональная техника. Старт новой группы каждую неделю. Выпускники получают фирменный сертификат.
Вузы
Продажа битов, песен, стихов и саунд-дизайн
Битмейкинг
Битмейкеры — это композиторы и аранжировщики, которые делают треки для хип-хоп- и поп-музыкантов. Биты покупают и начинающие, и именитые артисты. Стоимость зависит от качества бита и популярности автора. Например, битмейкер Моргенштерна, Элджея и других звёзд Slava Marlow в феврале 2021 года рассказал, что первый свой бит продал за 400 рублей, а самый свежий — за 35 тысяч долларов.
Ещё цена зависит от того, какие права на бит продаются. В музыкальной среде есть понятие «биты в лизинг» — когда исполнитель покупает неэксклюзивные права на бит, то есть его могут использовать и другие музыканты. Застолбить бит за собой стоит намного дороже. Например, если лизинг бита стоит 500 рублей, эксклюзивные права на него обойдутся в 15 тысяч рублей.
Сейчас много музыкальных школ, которые учат делать биты. Но именитые битмейкеры советуют не ждать быстрых денег: до первого заработка может пройти несколько лет.
Новичкам стоит продвигаться, выкладывая биты во «ВКонтакте» (паблики «Сочные биты», BeatMaker.tv, Freeteam) и на YouTube. Продавать биты можно на специальных сайтах: BeatStars, Beatmaker, Getbeat.
Также выделяют продажу сэмплов — библиотек с уникальными звуками. Создавать сэмплы проще и дешевле, чем биты. А продавать можно на сайтах — например, на Splice.
Гост-продакшен
Российский рынок «песен под ключ» активно развивается последние три года. Треки продают на сайтах: EDM Ghost production, Everysong и других. Диапазон цен на русскоязычные песни: от 17 до 180 тысяч рублей.
«Минимально у меня продаётся две песни в месяц, в среднем за 60 тысяч рублей каждая. Магазин забирает комиссию в 20%. Есть сезонность: в январе продажи очень слабые — после Нового года тратить деньги никто не хочет. И по непонятным причинам всегда проседает июль — возможно, из-за отпусков».
Случаются и необычные истории. Поэтесса, которая попросила не называть её имя, рассказала, что недавно написала для знакомой стихи на её мелодию за 10 тысяч рублей. Девушка выступила с песней на телеконкурсе, и в итоге канал предложил за права на песню 250 тысяч рублей.
Коммерческая музыка и саунд-дизайн
Компании заказывают музыку для рекламы, киностудии платят за саундтреки, производители игр покупают звуки и мелодии, а футбольные клубы хотят собственные гимны. Всё это создают коммерческие композиторы и саунд-дизайнеры.
Музыкальные направления самые разные: от симфонической музыки до drum’n’bass. Нюанс в том, что это хоть и творчество, но ориентированное на клиента. Поэтому нужно быть готовым слушать замечания и вносить правки.
Композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов, работавший с «Яндексом», МТС, Amazon и Airbnb, говорит, что само написание музыки занимает 15% времени, остальное — переписка с клиентами и подгонка треков под разные форматы рекламы.
Начинающие авторы на фриланс-биржах просят за 30-секундный трек от 500 рублей. Именитые композиторы получают за работу от 100 тысяч до 1,5 млн рублей за какие-то пакетные работы.
Кинокомпозитор Николай Скачков тоже говорит, что музыка для кино — это отдельный рынок по сравнению с рекламой. Ещё один вид заработка для музыканта — трейлерная музыка.
Итог: как продвигать свою музыку
Просуммируем всё сказанное:
- В первую очередь продумайте продукт. Выберите стиль, целевую аудиторию, начните строить бренд. На этом будет основана стратегия продвижения музыки в интернете и за её пределами: площадки, каналы, лейблы.
- Первое время придётся работать над продвижением самостоятельно. После достижения определённого уровня популярности можно (и нужно) формировать команду: менеджера, SMM-специалиста, дизайнера.
- Занимайтесь сайд-проектами: подкастами, мероприятиями. Это принесёт дополнительный доход и поможет с раскруткой.
И самое главное: пишите крутую музыку. Чем лучше материал, тем проще его продавать. Просто писать музыку недостаточно, но это фундамент, без которого попытки раскрутить проект не будут иметь смысла.