Особенности правового регулирования деятельности банковских платежных агентов (субагентов) и платежных агентов

Системы электронных денег

Системы электронных денег представляют собой совокупность кошельков (счетов) или аккаунтов, в которых для осуществления платежей используются специальные внутрисистемные обязательства электронной платежной системы (далее — ЭПС) — электронные деньги, определенным образом соотносящиеся с реальным мерилом ценности и принимаемые в качестве средства платежа другими участниками системы оборота электронных денег. По оценке ассоциации «Электронные деньги», объем этого рынка в 2009 г. составил более 40 млрд руб., а в 2010 г. он может вырасти вдвое. Существует более 20 таких систем, в России наиболее популярны транснациональные системы WebMoney Transfer и Яndex.Деньги, контролирующие 90% рынка интернет-платежей.

Денежной единицей в ЭПС, как правило, является ее титульный знак, номинированный в одной из национальных валют. Например, в системе WebMoney Transfer (так называемые «Вебманьки») — в долларах США, евро или золоте. В России также предлагаются типы кошельков, номинированных в рублях, украинских гривнах, белорусских рублях, узбекских сумах. Есть также специальные кошельки для выдачи и получения внутрисистемных кредитов. Для пополнения электронного кошелька или вывода из него денег можно воспользоваться банковским или почтовым переводом, купить предоплаченную карту либо воспользоваться услугами платежного агента. В этих целях также можно использовать разветвленную сеть специальных обменных пунктов, конвертирующих практически любые валюты мира в электронные деньги и обратно, в том числе в наличном виде.

В системе различаются анонимные пользователи, которые могут совершать разовые платежи, покупку и продажу электронных денег только в пределах 15 тыс. руб., и идентифицированные пользователи, для которых лимит по операциям существенно выше. Однако поскольку регистрация новых пользователей ведется дистанционно и позволяет обеспечить анонимность владельца кошелька путем предоставления ложной информации о себе, пользователь может создать необходимое количество кошельков в системе и обеспечить себе проведение операций на значительную сумму. Кроме того, для работы с ЭПС пользователь может воспользоваться любым компьютером, подключенным к Интернету, а ЭПС проводят платежи на территории многих стран мира. Поэтому электронные деньги могут использоваться для осуществления трансграничных расчетов в обход банковского контроля. Таким образом, электронные деньги благодаря анонимности участников сделки являются питательной средой для появления новых видов мошенничества и отмывания денег путем, например, обналичивания или экспорта теневых капиталов.

Полномочия и последовательность действий работы агента

К полномочиям относится:

  • работа с приемом платежей клиента;
  • выдача денежных средств физ. лицам по средствам банкоматов и терминалов;
  • предоставление клиентам возможности перевода денежных средств путем безналичного расчета с использованием эл. средств оплаты.

Последовательность действий в работе следующая:

  1. Составляется и подписывается договор с агентом и оператором.
  2. Для возможности проведения расчетов, заводится спец. счет в банке.
  3. Полученные наличные средства сначала собираются и перевозятся между организациями, после чего – оказываются на счетах.
  4. Перечисление банком денежных средств поставщику услуг и агенту.

Платежные и банковские агенты отличаются лишь тем, что у последних гораздо обширнее функционал.

Дополнительные направления в работе

Рассмотрим другие направления в деятельности платежного агента. Денежные средства принимаются агентами исключительно в пользу 3-их лиц, без права предоставления иных услуг. Если спектр оказываемых ими услуг шире, это говорит о том, что они не имеют никакого отношения к платежным агентам.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.

Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей

Электронные деньги

Электронные деньги являются сравнительно новым финансовым инструментом, экономическая суть которого требует уточнения. Электронные деньги являются разновидностью частных кредитных денег, им присущи основные функции денег, но свойственно внутреннее противоречие: с одной стороны, они — средство платежа, с другой — обязательство эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных фиатных (государственных) деньгах. Именно по этой причине использование банковских платежных карт, интернет-банкинга, предоплаченных одноцелевых карт не создает электронных денег, а является электронным средством доступа к фиатным деньгам на счете или предоплате. По своей сути электронные деньги — это разновидность платежного суррогата, созданного на основе нефиатных денег (т.е. эмиссия), обращение и погашение которых происходят по правилам их эмитента — субъекта рынка, не имеющего в настоящее время специальных государственных полномочий. Следовательно, они не являются законным средством платежа, хотя это и подвергается сомнению <1>.

<1> См., напр.: Хайек Ф.А. Частные деньги. М.: Институт национальной модели экономики, 1996.

Электронные деньги могут обеспечить массу преимуществ, но их введение вызывает ряд вопросов. Финансовые регуляторы большинства стран настороженно относятся к их развитию из-за проблем с неконтролируемой эмиссией нефиатных денег, из-за злоупотреблений в части их использования для отмывания денег и финансирования терроризма и уклонения от налогов. Тем не менее в настоящее время электронные деньги официально функционируют в 37 странах мира, в том числе в странах ЕС. Их эмиссию производят либо банки, либо специальные лицензированные участники банковского рынка. Финансовые регуляторы проводят мониторинг и регулирование этой сферы с целью сбережения целостности платежной системы <1>. Рассматриваемый в настоящее время законопроект, содержащий концепцию национальной платежной системы России, разрешает эмиссию электронных денег только Банку России, кредитным организациям и ВЭБу. Однако по этому поводу идут дискуссии, и, в каком виде электронные деньги будут представлены в окончательной редакции закона, пока неясно.

<1> http://www.bis.org/publ/cpss62.pdf.

Возвращаясь к платежным агентам, необходимо отметить, что деятельность организаторов платежных систем, владельцев сетей платежных терминалов до недавнего времени законодательно не регулировалась и длительное время была вне государственного контроля. Как следствие, платежные агенты зачастую действовали в интересах субъектов теневой экономики. Это касается как вывода наличных денежных средств в теневой оборот, так и использования электронных платежных систем для купли-продажи запрещенных товаров/услуг, например наркотиков, контрафактных товаров и т.д.

Прошедшая на банковском рынке кампания по борьбе с обналичиванием привела к закономерным последствиям. Субъекты теневой экономики оказались вынужденными усложнять и приспосабливать свои схемы «обналички» к изменившимся условиям либо переводить их в более комфортные условия в менее контролируемые секторы финансового рынка. По свидетельству Росфинмониторинга, такими нишами рынка финансовых услуг стали платежные терминалы и ломбарды.

Согласно законодательству платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц во исполнение их обязательств перед поставщиками услуг (в т.ч. государственные организации, банки). Платежный агент не может обойтись без заключения соответствующего, агентского по своей сути, договора о приеме платежей физических лиц. Поэтому в зависимости от того, с кем заключен такой договор, платежные агенты функционально могут принадлежать к следующим категориям:

  • оператор по приему платежей (он должен иметь статус юридического лица) — платежный агент, заключивший договор с поставщиком услуг;
  • платежный субагент — платежный агент, заключивший договор с оператором по приему платежей;
  • банковский платежный агент — платежный агент, заключивший договор с банком. Помимо платежей физических лиц, во исполнение их обязательств перед поставщиками услуг принимаются платежи для погашения кредитов, пополнения счетов (депозитов) и т.д.

Платежный агент имеет право заключить несколько таких договоров с различными субъектами рынка. Поэтому владелец сети платежных терминалов в зависимости от типов заключенных договоров одновременно может выступать и в качестве платежного субагента или банковского платежного агента, и в качестве оператора по приему платежей.

Как стать платежным агентом

Для того чтобы стать платежным агентом, нужно соблюсти список требований, среди которых:

  • открытие спецсчета для приема средств. Все они расходуются отсюда на переводы поставщикам и в качестве вознаграждения юрлицу за помощь в переводе, которое может быть перечислено только после того, как расчет был закончен;
  • обязательное определение статуса плательщиков, позволяющее пресекать переводы «отмытых» средств, денег, полученных в результате финансовых махинаций, и т.д.;
  • производство зачислений всех средств по окончании рабочего дня на спецсчет;
  • для приема средств должна использоваться техника в виде контрольно-кассовых аппаратов в порядке, описанном действующим законодательством.

Также необходимо понимать, что все платежи принимаются, исходя из договоренностей с юрлицами. Если договора нет, то лицо не имеет права заниматься деятельностью. Еще одно обязательное условие — встать на учёт в Росфинмониторинг, которое предполагает соблюдение всех требований законов о противоборстве терроризму, махинациям и т.д.

Проводки агентских платежей в среде 1С

Таким образом, чтобы стать лицом по приему платежей, нужно соблюсти ряд условий и зарегистрироваться в федеральной службе по мониторингу финансов. Деятельность этих лиц весьма ограничена и регламентирована законодательством в виде федерального закона 103.

* указанные суммы актуальны на 2019 год.

Письмо Банка России от 2 ноября 2018 г. N 29-1-1-5/6784 “Об отдельных вопросах осуществления деятельности банковскими платежными агентами”

23 ноября 2018

В связи с письмами Банка Департамент наличного денежного обращения с учетом мнений Департамента национальной платежной системы и Департамента финансового мониторинга и валютного контроля сообщает.

По вопросу 1. При оформлении расходного кассового ордера 0310002 по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем тридцатым статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», реквизиты (поля) «Получил (сумма прописью)», «Подпись», «наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность получателя» расходного кассового ордера 0310002 не заполняются. При этом в реквизите (поле) «Выдал кассир, подпись, расшифровка подписи» проставляются подпись и фамилия, имя, отчество (при наличии) кассира.

По вопросу 2. Как следует из обращения, в рамках рассматриваемой схемы предполагается проводить идентификацию клиентов сотрудником торгово-сервисного предприятия, которым из кассы торгово-сервисного предприятия будет осуществляться выдача наличных денежных средств, на основании реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей посредством введения их в pos-терминал.

Исходя из пункта 4.2 Положения Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение N 499-П) идентификация клиента на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей осуществляется при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации — эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией — эмитентом.

При этом поскольку данный пункт Положения N 499-П не содержит указания на то, что уполномоченный кредитной организацией сотрудник должен состоять в трудовых отношениях с данной кредитной организацией, то, соответственно, в качестве такого сотрудника может рассматриваться в том числе сотрудник третьего лица, которое уполномочено кредитной организацией проводить идентификацию клиентов в соответствии с пунктом 1.5 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Учитывая изложенное, полагаем, что указанный метод идентификации клиентов не может быть использован в рассматриваемой ситуации.

По вопросу 3. Указание Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание Банка России N 3210-У) предусматривает ведение банковским платежным агентом отдельной кассовой книги 0310004 для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности банковского платежного агента.

По вопросу 4. При определении лимита остатка наличных денег банковский платежный агент согласно требованиям пункта 2 Указания Банка России N 3210-У самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию Банка России N 3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. При этом данное требование не содержит изъятия в части наличных денег, выдаваемых при осуществлении деятельности банковского платежного агента, при определении лимита остатка наличных денег.

Одновременно обращаем внимание, что пунктами 1 и 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон N 161-ФЗ) прямо предусмотрена возможность привлечения оператором по переводу денежных средств, являющимся кредитной организацией, банковского платежного агента для выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств

Директор Департаментаналичного денежного обращения А.И. Лахтиков

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовКладбищаКанатные дороги, фуникулерыАрхивыАттракционы

Состояние рынка моментальных платежей

По сравнению с финансовыми потоками, проходящими через банки, обороты электронных платежей пока незначительны, но они быстро растут, и в перспективе, вероятнее всего, такие платежи займут лидирующее положение в сегменте микропереводов.

Структура рынка моментальных платежей неоднородна. Здесь присутствуют 15 — 20 крупнейших игроков, имеющих свой процессинг. Лидирующее положение занимает Объединенная компания ОСМП (бренды Qiwi и e-port) — 49% в обороте рынка, затем следует «Кибер-плат» с 23%. А «Евросеть» и «Элекснет» имеют по 6 — 7% в обороте рынка. По разным оценкам, сегодня в России действуют около 400 тыс. точек приема моментальных платежей, более половины из которых оснащены терминальными устройствами. Порядка 20 — 30% терминалов — собственность крупных сетей, остальные принадлежат мелким участникам рынка, которые работают по агентской схеме с крупными игроками. Так, например, по данным НАУЭТ, у системы e-port около 5 тыс. агентов, у системы ОСМП — 2 тыс. агентов и порядка 8 тыс. субагентов.

В структуре моментальных платежей лидирующее положение занимают оплата за сотовую связь (81%), за Интернет, телевидение (по 6%) и погашение кредитов (также 6%). Также осуществляются платежи за жилищно-коммунальные услуги, производится оплата штрафов и т.д. С точки зрения риска отмывания денег или финансирования терроризма такие операции не вызывают подозрения, поскольку переводы связаны, как правило, с социально ориентированными платежами и адресованы идентифицированным получателям — государственным организациям, банкам, легальным поставщикам услуг. Встраивание этих операций в теневые схемы маловероятно. Однако наряду с такими операциями платежные агенты осуществляют переводы физических лиц в адрес систем электронных денег, функционирующих в рамках сети Интернет.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Алгоритм работы

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

Понятие и законодательное регулирование деятельности платежных агентов

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Образец договора с банковским платежным агентом.

За невыдачу товарного чека или перевод средств в обход спец. счета, накладывается админ. штраф в 3 000 руб. – ответственному работнику, от 30 000 до 40 000 – предприятию в целом.

ИП привлекается к ответственности исключительно как лицо должностное.

Условия при которых осуществляется деятельность

Агент по платежам должен получить на свой счет средства плательщика перечисляемые посредником. Далее банк переводит необходимую сумму на счет поставляющей товары или услуги компании (поставщика), а агент получает плату за работу в качестве агента-посредника.

Поставщик не может принимать перечисленную ему сумму от агентов на свой собственный счет в банке. Уклонение от соблюдения данного правила, влечет за собой ответственность по уголовной статье. Для агентов это админ. штраф в 4 500 – 5 000 руб., юр. лицам – 40 000 – 50 000 руб.

Получение платежа от физ. лица платежного агента производится по средствам терминала или контрольно-кассовой техники. Необходимо, чтобы оно было оснащено оперативно запоминающим устройством и носителем товарной информации, воспроизведенной на ленте для контроля и восстановления сведений при необходимости.

Обязательна регистрация оборудования в Федеральной налоговой службе.

Способы обслуживания клиентов

Условия обслуживания по приему платежей от агента по платежам осуществляется одним из двух способов:

  • депозитный;
  • кредитный. По каким правилам составляется бухгалтерская справка о списании кредиторской задолженности вы можете прочесть тут.

Учет операций и порядок приема платежей

Операции по денежным требованиям и обязательствам между агентом и банком исполняются в сроки, указанные в договоре. С момента получения банком перечня обоснованных заявок, подлежащих исполнению на спец. счет посредника и до дня перечисления средств от агента, банк выполняет действия в следующем порядке:

Полномочия платежного агента по законодательству.

Чеки

Прием средств должен подтверждаться выдачей чека. Вся информация, размещенная на нем, должна быть легко читаемой в течение минимум полугода. Чек должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать такие реквизиты:

  • наименование документа;
  • сумму принятых средств;
  • название платежа;
  • вознаграждение посредников;
  • дата, время и место приема средств;
  • номер чека;
  • местонахождение банковского агента, его ИНН;
  • номера телефонов агента.

При определении лимита средств в кассе посредники не должны учитывать те деньги, которые предназначены для перечисления третьим лицам. С этой целью платежные агенты ведут две кассовые книги. В первой фиксируются собственные средства, а в другой – «чужие».

При поступлении средств кассир оформляет два приходных ордера:

  • на общую сумму принятых средств;
  • на сумму «чужих» средств.

Аналогичным способом оформляются расходные ордера.

Объяснение платежного агента

Платежные агенты обычно представляют собой корпоративный трастовый отдел банка или трастовой компании, которые назначены для выплаты дивидендов, купонов и выплат основной суммы держателю ценных бумаг от имени эмитента. Когда платежные агенты используются для акций – агент получает дивиденды, которые они затем выплачивают акционерам. Для облигаций платежные агенты получают купонные выплаты, которые затем передают держателям облигаций. В связи выпуска, облигации эмиссионное соглашение обычно называют платежным агентом, чтобы нести ответственность за принятие процентов и основной суммы платежей. Платежный агент выступает в качестве посредника в этих транзакциях и получает вознаграждение за свои услуги.

При выпуске облигаций, где существует более одной юрисдикции, будет более одного платежного агента, один из которых будет выполнять координирующую роль. Если это не доверительная сделка, роль координирующего агента будет выполнять фискальный агент. Если это доверительная сделка, агент будет называться «основным платежным агентом».

Ключевые выводы

  • Платежный агент принимает платежи от эмитента ценной бумаги и затем распределяет эти средства между держателями ценной бумаги.
  • Хотя платежные агенты работают со всеми ценными бумагами, включая акции, они широко используются с долговыми инструментами, такими как облигации.
  • Роль платежного агента смешивается с другими видами агентов в сложном процессе вывода нового выпуска на рынок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector